Хотя Фалес и отличал душу от тела, он считал её материальной. Душа – движущее начало всех явлений природы. Все обладает душой, например, магнит обладает душой, так как он притягивает железо. Мир населён богами, в нём «полно богов», то есть душ, которые являются источниками движения вещей, действующими силами мира. А древнее всего Фалес считал божество космоса – разум, который не сотворён.
Известны высказывания Фалеса и в этике, например, «не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами», «учи и учись лучшему». «Ищи что-нибудь одно мудрое, – советовал он, – выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймёшь пустословие болтливых людей... Что полезнее всего? – Добродетель, ибо благодаря ей всё иное может найти себе применение и стать полезным. Что самое вредное? – Порок, ибо в его присутствии портится почти всё». Ему также приписывают знаменитую фразу «познай самого себя».
Аристотель об учении Фалеса
«Припоминают, что Фалес предположил, что душа есть нечто движущее, если он действительно говорит, что камень имеет душу, потому что он двигает железо» (из сочинения «О душе»).
Урок 10. ЧТО ТАКОЕ АПЕЙРОН?
Анаксимандр (610 – 548 годы до нашей эры) был учеником и родственником Фалеса. Об Анаксимандре мы знаем очень мало. Известно, что он первый (в середине VI века до нашей эры) написал на греческом языке прозаическое произведение, которое называлось «О природе» и было посвящено натурфилософским вопросам, то есть философским вопросам о природе. Из этого сочинения дошли до нас два-три фрагмента. Как учёный Анаксимандр ещё более значительнее, чем Фалес.
Так же, как и Фалес, Анаксимандр является основателем оригинального философского учения. Он расширил понятие начала всего сущего до понятия первоначала («архэ») – единая, первичная, вневременная, то есть беспредельная и бессмертная («не знает старости») субстанция, которая «объемлет миры». Иначе говоря, это неопределённая материя (апейрон) – вещественное начало, лишённое границ, то есть его нельзя увидеть и потрогать, нельзя определить его величину, вес. Но, тем не менее, эта материя – основа всего. Таким образом, апейрон является источником, из которого всё возникает. Апейрон «всем управляет», поэтому Анаксимандр назвал его «божественным».
Епископ Ипполит Римский об Анаксимандре и его учении
(из сочинения «Опровержение ересей»)
Итак, у Фалеса был ученик Анаксимандр. Анаксимандр – сын Праксиады, милетец. Он признавал началом всего сущего некую природу Беспредельного, из которой возникают небеса и находящиеся в них миры. Эта природа вечна и неизменна, [нестареющая] и объемлет все миры. Время же, по его учению, относится к области ограниченного рождения, существования и уничтожения. Итак, он сказал, что начало и стихия сущего есть Беспредельное, первый дав название началу….
Урок 11. О ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯХ, ПОЗНАНИИ, МИРЕ И ЖИЗНИ
Итак, Анаксимандр характеризовал свой апейрон как «вечный и нестареющий», а также «окружающий» бесчисленные миры и «управляющий» ими. Всякий мир является местом, где пары противоположных по сути стихий (такие, как дождь и засуха) «платят друг другу пеню и воздаяние за свою несправедливость в соответствии с приговором времени». Несправедливы они в том, что нарушают меру. Здесь присутствует наивная диалектика, когда всё в мире зарождается и движется по определённому порядку, то есть по законам времени. Все события в мире происходят в борьбе тёплого и холодного, примером чего, по мнению Анаксимандра, является смена времён года.
Анаксимандр полагал, что природа, мир существуют объективно, а не созданы кем-то. В начале в апейроне каким-то образом выделилось ядро, породившее огонь и темный туман. Затем туман отвердел, и из него сформировалась Земля. Окружающий ее огонь порвался на части и превратился в небесные тела, которые на самом деле суть опоясывающие Землю огненные колеса – свет каждого из них прорывается сквозь отверстие в окутывающем колесо тумане. Земля представлялась Анаксимандру низким и широким цилиндром, плоским сверху, пребывающим на одном месте благодаря равной удаленности от всех вещей (т.е., вероятно, от огненных колес небесных тел). Столь же изобретательной и дерзновенной была предложенная Анаксимандром гипотеза о происхождении живых существ: они зародились в первичной грязи от солнечного тепла и появились на суше, высвободившись из панциря, делавшего их похожими на морских ежей. Что касается человека, то он развился до зрелости внутри рыбы.
То, как мир нам является, и то, что он есть на самом деле, – не одно и то же. Поэтому, чтобы познать его, должен быть исследован чувственный мир, считал Анаксимандр, так как он является лишь проявлением реального мира, то есть необходимо выйти за пределы непосредственного наблюдения.
Анаксимандр ввёл в греческую жизненную практику солнечные часы. Он создал также географическую карту известного тогда мира, где Земля представляется в форме плоского круга, окружённого водой. На карте изображены Европа и Азия.
Епископ Ипполит Римский об Анаксимандре и его учении
(из сочинения «Опровержение ересей»)
…Кроме того, он говорил о существовании вечного движения, в котором происходит возникновение небес. Земля же парит в воздухе, ничем не поддерживается, остаётся же на месте вследствие равного расстояния отовсюду. Форма же её кривая, закруглённая, подобная [отрезку] каменной колонны. По одной из её плоскостей мы ходим, другая же находится на противоположной стороне. Звёзды же представляют собой огненный круг, отделившийся от мирового огня и окружённого воздухом. Но в воздушной оболочке имеются отдушины, какие-то трубкообразные, [то есть узкие и длинные], отверстия, по направлению вниз от которых и видны звёзды. Вследствие этого при закупорке этих отдушин и происходит затмение. Луна же кажется то полной, то на ущербе в зависимости от закрытия и открытия отверстий. Солнечный же круг в 27 раз больше земного и в 19 раз лунного, и солнце находится наивыше, за ним луна, и ниже всего круги неподвижных звёзд и планет.
Животные же рождаются из влаги, испаряемой солнцем. Человек же вначале был подобен другому животному, а именно рыбе. Ветры же возникают вследствие того, что тончайшие пары выделяются из воздуха, и, скопившись, начинают двигаться; дожди же образуются из пара, испускаемого землёй вверх к солнцу. Молнии же бывают, когда ветер, случайно натыкаясь, разрывает облака.
Анаксимандр родился в третьем году 42 Олимпиады (610 год).
Урок 12. МИР ВОЗДУШЕН
Анаксимен (около 570 - 500 годы до нашей эры) был учеником Анаксимандра. О нём практически ничего кроме этого неизвестно. Из его работы "О природе" сохранился только отрывок.
Анаксимен началом всего сущего считал воздух. Огонь - это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится сначала водой, затем, при дальнейшем сгущении, землёй и, наконец, камнем. Анаксимен всё многообразие стихий объясняет степенью сгущённости воздуха.
Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, - говорит он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывает с охлаждением, а разряжение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отношению к богам. "Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, - утверждал Анаксимен, - …совсем как наша душа, воздух поддерживает и управляет всем".
Анаксимену принадлежит также утверждение, названное "парадоксом познания". Оно гласит: "Чем больше мы узнаём, тем меньше мы знаем".
Симплиций Киликийский об Анаксимене
Милетец же Анаксимен… ставший другом Анаксимандра, как и последний, говорит, что существует некое лежащее в основании всего единое начало, но оно не столь неопределённо, как у того, а имеет определённую [природу]. И называется это начало [воздухом]
…Движение же Анаксимен считает вечным, благодаря ему все вещи превращаются [друг в друга].
…А различается воздух по своей плотности или разряжённости своей сущности. При разрежении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого [возникает] всё прочее.
Ипполит Римский об Анаксимене
(из "Опровержения ересей")
Земля, будучи плоской, парит в воздухе, и точно так же как солнце, луна и другие небесные огненные тела благодаря плоской форме держатся на воздухе… Светила произошли из земли через испаряющуюся из неё влагу, которая, разрежаясь, порождает огонь. А поскольку огонь поднимается в воздух, то таким образом и рождается свет.
Урок 14. Математик, астроном и философ
Вслед за Милетской школой, в Древней Греции начинают возникать и другие философские центры, важнейшим из которых стала школа Пифагора (580 - 500 годы до нашей эры). Помимо математика и астронома Пифагора, основателя этой школы, она объединила философов (Филолай, Архит Тарентский), врачей (Алкмеон), скульпторов (Полиект Старший) и других. Это было время, когда философия содержала в себе практически все знания, и процесс выделения из неё конкретных дисциплин только начинался.
Пифагор родился на острове Самос в Эгейском море. В юности Пифагор путешествовал по Египту и Вавилону, познакомился с традициями халдейских жрецов и магов, составил таблицы расположения звёзд и небесных тел, изучил теорию чисел. По возвращении в Грецию попытался создать на родине свою школу (скорее секту), в основе идеологии которой лежал аристократический принцип устройства общества. Школа вызвала неудовольствие демократических властей острова, и Пифагору пришлось покинуть родину. В 531 году до нашей эры он переселился в Южную Италию и в городе Кротоне вновь основал школу - Пифагорейский союз, просуществовавший больше двух веков. Новое объединение Пифагор создал как секретную организацию, число её участников (в основном местных аристократов) строго ограничивалось. Претендент должен был выдержать обет пятилетнего молчания, когда он мог слушать голос учителя лишь из-за занавеса, а увидеть лишь когда его душа «будет очищена музыкой и тайной гармонией чисел».
Школа Пифагора положила начало новой науке - теории чисел. Союз сыграл большую роль в усовершенствовании научных методов: в математику твёрдо вошло положение о необходимости строгих доказательств, что и придало ей значение особой науки. С именем Пифагора связана знаменитая теорема (сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы). Однако некоторые историки науки полагают, что Пифагор лишь первым дал её полноценное доказательство, а частные случаи теоремы были известны задолго до него - в Китае, Вавилонии, Египте. Легенда же гласит, что, доказав теорему, Пифагор принёс в жертву богам сто быков. Когда против пифагорейцев вспыхнуло восстание, Пифагор и его уцелевшие ученики вынуждены были бежать. Учёный погиб в городе Мерапонте при стычке со своими противниками. Из Южной Италии пифагорейские идеи проникли в Афины, где были усвоены Сократом и превратились в широкое идейное движение, поддержанное Платоном и его учеником Аристотелем.
Диодор о Пифагоре
Пифагор научился у египтян священному слову, геометрическим теоремам и учению о числах.
Урок 15. Все есть число
Пифагор, впервые назвавший философию этим именем, придавал большое значение числу. Он исходил из мистического учение о числе, которое вынес из Вавилонии. Считалось, «что «число есть лежащая в основе бытия причина стройности и порядка мира. Число - это закон и связь мира, сила, царящая над смертными и даже над богами. Вещи суть подражания числа». Пифагор открыл, что если длины струн в музыкальном инструменте относятся друг к другу, как 1:2, 2:3, 3:4, то получающиеся музыкальные интервалы будут соответствовать тому, что мы теперь называем октавой,квинтой или квартой. Это открытие послужило импульсом к поискам аналогичных соотношений и в других областях, например в геометрии и астрономии. Впервые предположение о шарообразности Земли было высказано именно Пифагором. Соединение результатов музыкальных и астрономических исследований привело к знаменитой концепции «гармонии сфер». Согласно ей, каждая планета при своём обращении вокруг Земли издаёт, проходя сквозь чистый верхний воздух, или «эфир», тон определённой высоты. Сливаясь, небесные звуки образуют гармонию, или музыку, сфер.
Аристотель о Пифагорейцах
...Поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них пифагорейцы видели начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле... Они видели, что ноты и аккорды заключается в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда, полагали они, элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум - гармонией и числом.
Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей. Но в области этих наук числа занимают от природы первое место, а у чисел они усматривали, казалось им, много сходных черт с тем, что существует и происходит, - больше, чем у огня, земли и воды; например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то - душа и ум, другое - удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев точно так же. Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям. Так как, следовательно, все остальное явным образом уподоблялось числам по всему своему существу, а числа занимали первое место во всей природе, элементы чисел они предположили элементами всех вещей и всю Вселенную [признали] гармонией и числом. И все, что они могли в числах и гармонических сочетаниях показать согласующегося с состояниями и частями мира и со всем мировым устройством, это они сводили вместе и приспособляли [одно к другому]; и, если у них где-нибудь того или иного не хватало, они стремились [добавить это так], чтобы все построение находилось у них в сплошной связи. Так, например, ввиду того что десятка (декада), как им представляется, есть нечто совершенное и вместила в себе всю природу чисел, то и несущихся по небу тел они считают десять, а так как видимых тел только девять, поэтому на десятом месте они помещают противоземлю... Во всяком случае и у них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве материи для вещей, и в качестве [выражения для] их состояний и свойств, а элементами числа они считают чет и нечет, из коих первый является неопределенным, а второй определенным; единое состоит у них из того и другого, оно является и четным, и нечетным; число [образуется] из единого, а [различные] числа, как было сказано, это вся Вселенная. Другие из этих же мыслителей принимают десять начал, идущих [каждый раз] в одном ряду - предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьму, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее... Пифагорейцы указали и сколько противоположностей, и какие они. И в том и в другом случае мы, следовательно, узнаем, что противоположности суть начала вещей; но сколько их - узнаем у одних пифагорейцев, и также - какие они. А как можно [принимаемые пифагорейцами начала] свести к указанным выше причинам, это у них ясно не расчленено, но, по-видимому, они помещают свои элементы в разряд материи; ибо, по их словам, из этих элементов; как из внутри находящихся частей, составлена и образована сущность.