Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:25, реферат
Целью данной работы является обоснование наукоцентрической направленности философии Нового времени. В связи с данной целью решались следующие задачи:
- изучить особенности эмпирико-сенсуалистической философии;
- раскрыть сущность философского рационализма;
- ознакомиться с философией эпохи Просвещения;
- дать характеристику французским материалистам XVIII в.
Введение.......................................................................................................
1. Эмпирико-сенсуалистическая философия..........................................
2. Субъективно-идеалистическая парадигма философии....................
3. Философский рационализм....................................................................9
4. Философия эпохи Просвещения..........................................................
5. Французские материалисты XVIII в....................................................
Заключение................................................................................................
Список использованной литературы......................................................
В теории познания Спиноза развивает рационализм. Чувственное познание, с его точки зрения, дает поверхностное знание, верные знания мы получаем только посредством разума - высшей формой познания, по мнению Спинозы, является интуиция. Критерием истины является четкость.
Последним представителем европейского рационализма XVII в. считается немецкий философ-идеалист Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). "Рассуждение о метафизике" (1686), "Новая система природы" (1695), "Новые опыты о человеческом разумении" (1705), "Теодицеи" (1714) - это далеко не полный перечень его основных философских произведений, он известен также как математик, физик, изобретатель, историк, юрист.
Ядром его философской системы является учение о монадах-монадология. Монада - это простая неделимая духовная субстанция. Отношения между монадами - это гармония. Первоначальное качество монады - самодеятельность. Поэтому, для благодарности монадам, материя обладает способностью к вечному самодвижения. Сознание присуще только тем монадам, которые обладают способностью к самосознанию, - только человеку. С основными идеями монадологии связана и теория познания Лейбница. В ней он пытался найти компромисс между рационализмом и сенсуализмом. Философ убедительно доказывал, что человеческое познание всегда требует определенных принципов, которые делают его осмысленным. К основному принципу сенсуализма он делает меткое "дополнение": нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах, кроме самого разума (который нельзя вывести из никаких чувств).
4. Философия эпохи Просвещения
Во второй четверти XVIII в. во Франции сформировалось широкое и мощное движение, получившее название Просвещение. Оно не был только политическим или философским явлением, хотя философия, особенно материалистическая, играла в нем важную роль. Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей "третьего сословия": юристов, философов, буржуазию, естествоиспытателей. Просветители критиковали феодальный строй и его культуру, требовали установления новых, прогрессивных общественных порядков, выступали в защиту народных масс, за их право на образование и культуру. Они верили в человека, в его разум и высокое призвание. В этом просветители продолжали гуманистические традиции Возрождения. [2]
Классическим философом французского Просвещения был Вольтер (1694-1778), главные идеи которого изложены в трудах: "Философские письма" (1734), "Метафизический трактат" (1734), "Размышления о человеке" (1737), "Философский словарь" (1764), "Философия истории" (1765).
Главной задачей своей философии Вольтер видит развенчание религиозной догматики, которая мешает людям строить счастливую жизнь, культивируя невежество, необразованность, фанатизм, ложь. В философии природы Вольтер - последователь Ньютона. Он развил идею всеобщей закономерности природы, а также отстаивал преимущество принципа причинной обусловленности ее явлений перед принципом целесообразности.
В теории познания Вольтер стремился соединить сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основой для него был тезис о происхождении всех знаний из ощущений. Одновременно он утверждал, что существует еще и абсолютное знание - логико-математическое, и знания, которые касаются морали.
Вольтер обосновал идею равенства людей, и это равенство понимал как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он рассматривал как условие социального равновесия и морального развития общества.
Младшим современником Вольтера был Жан Жак Руссо (1712-1778). Центральная проблема творчества Руссо - неравенство между людьми и пути ее преодоления. Именно этому вопросу посвящен труд "Размышления о происхождении и основах неравенства между людьми" (1755). Руссо исследовал возникновение имущественного и социального неравенства людей и стремился найти пути ее ликвидации. Он считал, что неравенство между людьми не изначально, в его возникновении виновата частная собственность. По мнению Руссо, первобытное человеческое общество находилось в естественном состоянии и человек был существом самодостаточным, материально независимым от других людей, а частная собственность, которая возникает в результате противоречий между интересами людей, приводит к несправедливости.
5. Французские материалисты XVIII в.
К материалистическому направлению философии французского Просвещения принадлежат Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), Поль Анри Гольбах (1723-1789), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Дени Дидро (1713-1784). Хотя их философские взгляды во многом отличались между собой, но в целом в их материализме было много общего. Особенности материализма французских мыслителей XVIII в заключаются в том, что:
1) он был механистическим, то есть все формы движения материи сводились к механической и объяснялись законам механики;
2) он имел метафизический характер: предметы и явления рассматривались вне их внутренней связи и развития, без учета внутренних противоречий, как источника самодвижения, без постижения непрерывности развития в их органическом единстве;
3) в теории познания французские материалисты были сторонниками сенсуализма: чувство считали исходным источником познания, но придавали значение работе ума (мышлению), подчеркивали их взаимосвязь;
4) большое внимание французские материалисты отдавали критике религии: анализируя особенности религиозной веры, они делали вывод, что религия не ведет человека к настоящей истине, а вводит в заблуждение;
5) в вопросе о возникновении общества французские материалисты склонялись к натурализму, т.е. причину тех или иных общественных явлений искали в природе, окружающей среде и в биологической природе и человеке. [3]
Заключение
Настоящая работа была посвящена актуальной теме "Наукоцентризм философии нового времени" Для философии Нового времени характерно стремление к познанию не единичных и изолированных фактов, но определённых систем, целостностей. Целью настоящей работы было необходимость объяснения самого характера познания и гносеологическая ориентация философии. Стремление к систематизации, количественный рост и значительная дифференциация познания,которое вызывают формирование теоретического мышления, ищущего не только причинно-следственные взаимосвязи отдельных явлений, но и пытающегося создать целостный образ мира, опирающийся на новую науку и новые данные. Таким образом, философия Нового времени по сути своей наукоцентрична.
Обьектом нашего исследования является философский рационализм и эмпиризм.
Прдеметом настоящей работы является наукоцентристика Нового времени.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1)Была раскрыта тема Эмпирико-сенсуалистическая философиия.
Впервые в философии четко разводится вера и знание, что соответствует протестантскому мировоззрению, которое постулирует невозможность постижения божественного с помощью разума, поскольку трансцендентный Бог относится к сфере веры, а не разума. Таким образом, разум всецело направляется на поприще практической деятельности. Резко возрастает значение деятельности любого практического труда, а, соответственно, возрастает ценность научно-технических изобретений и усовершенствований. Бэкон ориентирует науку на поиск нового не в книгах, а в поле, мастерской etc.
2)Рассмотрены основы философского рационализма.
Однако
чрезмерное акцентирование на эмпирических
методах в последствии не оправдало себя,
развитие науки пошло в рамках экспериментально-
На повестку дня остро встает вопрос о соответствии эксперимента с непосредственным наблюдением. Эта проблема рассматривалась в рамках рационалистического направления философии, и, прежде всего, в работах Ренэ Декарта.
Будучи приверженцем рационалистического познания, Декарт тем не отвергает чувственное познание как таковое. Он лишь призывает подвергать такое познание подробной скептической критике. В тоже время следует подвергать критике и рассуждения разума, которые так же часто приводят к ошибочным выводам. Истинность познания, по Декарту, состоит лишь в достоверности сомневающегося сознания – сомневающегося Я.
3)Роль Французских материалистов XVIII в.
Французские материалисты совместно с другими философами-просветителями сыграли большую прогрессивную роль в преодолении пережитков феодализма и религиозного клерикализма, утверждении принципов гуманизма, решении философских и практических проблем человека и условий его жизни.
4)Ознакомились с эпохой просвещения.
Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей "третьего сословия": юристов, философов, буржуазию, естествоиспытателей. Просветители критиковали феодальный строй и его культуру, требовали установления новых, прогрессивных общественных порядков, выступали в защиту народных масс, за их право на образование и культуру. Они верили в человека, в его разум и высокое призвание. В этом просветители продолжали гуманистические традиции Возрождения.
Список использованной литературы
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. / - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
2. История философии в кратком изложении/ Пер. с чешского Богута И.И– М.: Мысль, 1991.
3. История философии в конспективном изложении. Лосев А.Ф. – М.: Мысль, 1989.
4. «Курс лекций по философии» под ред. Калашникова. В.А. М.-1999г.
5. Правила для руководства ума. // Декарт Р. Сочинения в двух томах. М., Мысль. 1989. Т.1.
6. «Учебник по философии» Фролов. И.Н. М.-2000г.
7. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2008