Конспект лекций по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:21, курс лекций

Описание работы

Философия в системе культуры.
Природа философского знания. Философия, наука и религия.
Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).
Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика
Фалес
Пифагор
Платон.
Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.
Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.
Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.
Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм
Френсис Бэкон о методе научного познания
Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.
Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.
Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма.
Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.
Социально-философские взгляды Локка.
Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.
Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.
Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.
Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
Антропологический материализм Фейербаха.
Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Философский пессимизм Шопенгауэра.
Философские взгляды Ницше.
Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.
Позитивизм.
Неопозитивизм.
Постпозитивизм.

Файлы: 1 файл

конспект лекций по философии 2 курс.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

Философия

 

Конспект  лекций

 

Философия в системе  культуры.

Природа философского знания. Философия, наука и религия.

Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).

Социально-исторические предпосылки зарождения науки в  Древней Греции. Философия и математика

Фалес

Пифагор

Платон.

Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения  принципа рациональности.

Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)

Атомистическая концепция Демокрита  и Эпикура.

Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах  нравственности.

Философия Платона.

Философия Аристотеля.

Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.

Проблема познания в  античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Нравственно-этическое и мировоззренческое  кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)

Проблема соотношения  веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)

Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.

Социо-культурные предпосылки  и характерные черты философии Нового времени.

Эмпиризм и рационализм

Френсис Бэкон о методе научного познания

Механистическая картина  мира и проблема человека в философии  Декарта. Дуализм Декарта.

Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.

Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.

Философские взгляды  Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц  об ограниченности локковского сенсуализма.

Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.

Социально-философские  взгляды Локка.

Философские взгляды  Беркли и Юма. Проблема причинности  в философии Юма.

Коперниканский переворот  в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.

Философские взгляды  Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.

Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.

Диалектическая философия  Гегеля. Гегель о закономерностях  исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».

Антропологический материализм  Фейербаха.

Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.

Философский пессимизм Шопенгауэра.

Философские взгляды  Ницше.

Личности в философской  концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.

Социокультурные предпосылки  и характерные черты русской  философии.  
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев

Проблемы человеческого  существования в философии экзистенциализма.

Позитивизм.

Неопозитивизм.

Постпозитивизм.

 

1) (а) Философия в системе культуры. (б) Природа философского знания. Философия, наука и религия.

Что есть ф.? Что она изучает?

Все философы: Философия – это такая сфера сознания, которая ориентирована на предельно общие вопросы бытия. Энгельс: наиболее общие законы природы, общества и мышления. Но: законов ф. не формулирует, а природу, общество и мышление изучают другие науки. Платон: ф. изучает мир идей. Три идеи – истина, добро и красота. Кант: вопросы – что я могу знать? что я должен делать? на что я смею надеяться? Эти три вопроса сводятся к четвертому, основному – что есть человек?

 

Следовательно, если философия изучает  мир, то всегда сквозь призму человека (человеческое измерение мира). Философия изучает мир, поскольку в нем живет и действует человек; философию изучает человек, поскольку он живет и действует в мире. Философия – это взаимосвязь мира и человека. Кант: "есть два предмета, которые вызывают изумление: звездное небо надо мною и нравственный закон во мне".

 

Философское знание - не есть знание в привычном научном смысле. Это мудрость. Греки говорили, что мудрость не в многознании. Мудрость в том, что человек размышляет о том, что есть знание и т. п. (рефлексия). Вообще, философия – не наука.

Что есть культура?

Культура – В широком смысле: это все, что создано человеком (духовное и предметное). Это духовно-предметный эфир, в котором существуем все мы. В узком кантовском смысле: это внутренняя жизнь человека, ее внутренние потребности; культура – индивидуально адресована.

 

а) Философия  в системе культуры.

У философии есть своя ниша в культуре. Философия есть рефлексия культуры по поводу своих оснований. Культура переосмысливается во взаимосвязи всех своих оснований.

 

Это происходит, когда культура оказывается расчлененной на отдельные компоненты. Философия стремится этот мир культуры связать в некую целостность. Философия появляется там, где это расчленение культуры приобретает четко выраженный характер. Это происходит в Древней Греции, поэтому в чистом виде философия появляется именно там. Греция и Европа – философия евро-центристская.

 

В Древней Индии рациональность не вычленяется.

Русская философия – это и  философия, и не философия. Это в какой-то мере богословие.

 

(б) Природа  философского знания.

Философия занимает промежуточное положение между наукой и религией как путями познания непознанного. Б. Рассел: "философия занимает ничейную территорию между наукой и религией".

 

С наукой философию сближает лишь принцип рациональности (построения рассуждений).

Но: Наука имеет дело с истинами и заблуждениями, а философия – не имеет. Научные знания опровергаемы, а любая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни опровергнута. Философия не опирается на эксперимент. В ней большое значение имеют интуиция и жизненный опыт человека. В философии не может быть математики. Философия стремится к умозрению. Ф. творит некие идеальные миры, пытается обсуждать проблемы абсолюта.

 

Философия  близка религии, этике, искусству. Ф. имеет дело с ценностями. Ф. обладает значимостью. Ф. можно сопоставить с искусством: произведения философов уникальны (философские концепции, системы, воззрения, идеи и т. п.). Каждая из совершенных философских систем не может быть ни доказана, ни опровергнута. Ее, как и в искусстве (или религии), надо принимать или не принимать, сообразуясь со вкусом.

Но: Отличие философия от религии: рациональный подход.

 

 

2) Возникновение философии  и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).

 

Первобытное состояние характеризуется синкретизмом (нерасчлененностью, целостностью): там нет расчленения личности и общества (индивида и рода), материальной и духовной жизни (танец – преддверие действия), нет религии как таковой (танец – это и религия и искусство, некоторое знание).

 

Переход к цивилизации – преодоление синкретизма, появляется расчлененность: личность – общество, материальное производство - духовная жизнь, государство как организатор производства, сакральные ценности, религиозные организации. Различаются отдельные формы духовной жизни: наука, философия, этика, религия, искусство.

 

Переход от нецивилизованного к  цивилизованному состоянию в  разных местах проявлялся по-разному. Возникали уникальные социальные организации. Тойнби: произошли изменения географического характера, которые поставили на грань существования первобытное общество – появились группы людей, которые бросили вызов этим условиям (пустыня – Египет, море – минойская цивилизация, тропические леса - майя).

 

Египет, Вавилон, американский континент: – возникли религия, зачатки наук, искусство, т. е. возникла цивилизация (упорядоченное социальное производство жизни).

Но: не появилась философия.

 

Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием. Здесь в какой мере преодолен синкретизм, в какой то мере философия отделена от религии, искусства и т.д.

 

Отличия философий обусловлены  отличиями этих трех цивилизаций (трех типов личности). С тремя типами личности связаны три типа рефлексии (размышления).

 

Различие личностей  в разных цивилизациях:

Индийская личность – ушедшая внутрь себя; стремление подчинить свое тело своему духу; "измени себя – и изменится мир".

Китайская личность – на первом плане – служение небу, а в первую очередь – государству (так как небо – это продолжение государства), служение общему делу; это подчинение, связанное с деянием; это проблемы человеческого общежития в рамках единого государства (в данном случае имеется в виду элита; элита создает все это, а нетворческое меньшинство -  лишь копирует).

Эллинская личность – свободная, действующая на свой страх и риск, является самоответственной личностью, строит отношения с другими людьми на основе договора, диалога; мышление рационально, логика доминирует.

 

Происхождение философии.

Все философии возникли из мифологий, причем наиболее развитых. Философия – это попытка рациональными средствами объяснить мифологические сюжеты, дать альтернативу простому принятию их на веру. Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия.

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Веды – это сборники песнопений, заклинаний. В них изложена мифология ариев. Их создание – 2000 лет до н.э. Веды – четыре сборника, самый главный – Ригведа. Но кроме песнопений и заклинаний в них содержится мировоззренческий элемент. В Ведах заложено начало учения о закономерности всего существующего (Рита). Ведические сюжеты пытались проявить границы мира, в котором действует человек.

 

Размышления по поводу содержания ведических гимнов приводит к появлению философии. Первоначально (IX-VI в.в. до н.э.) философия появилась в форме "Упаншиад" (буквально означает "сидеть около") – передача знаний от учителя к ученику. Все божества представляются теперь лишь проявлениями (эманациями) единого бога. Брахман-атман – это и божество и некая единая сущность всего мира (в синкретичной форме). "Упаншиады" записывались на протяжении столетий. Было сформировано понятие о некоторой мировой закономерности (дхарма), а также концепция переселения душ (сансары) и воздаяния за прошлые деяния (карма). Здесь же говорится о том, как человек должен жить: овладение собой, своими чувствами, своим телом. Тот, кто достиг Атмана, свободен от страсти, жадности и прочих недостатков, а обладает достоинствами.

 

Это приводит в VI в. до н.э. к появлению первого религиозно-философского учения – буддизма. Это и размышление, и практика – философия и религия. Особенность: первоначало мира – Брахман – уходит на второй план. Мир представляет собой взаимосвязь процессов – нет ничего постоянного. Человек должен победить свою привязанность к земной жизни. Состояние: угасание, затухание страстей и желаний – нирвана. Бирма, Таиланд, Вьетнам, Корея, Япония – различные формы буддизма продолжают существовать по сей день. Буддизм выступает против двух крайностей: погони за мирскими наслаждениями и аскетическим умерщвлением плоти (например, монах может иметь семью и детей).

 

Особенности Индийской философии:

  1. Индийская философия принципиально не персонифицирована (нет ни одного имени). Отказ от приоритета, от своего личного вклада - анонимность.
  2. Философия проявлена, но она не отделена от религиозной практики. Она синкретична (связана с искусством, этикой).
  3. Философия направлена внутрь человека. Это философия духовного перерождения.

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

II-нач. I тысячилетия до н. э.  наметилась тенденция китайских  этносов к объединению.

Особенности Китая

Государственные люди особенно ценятся, основное условие для управления государством: образование. Китай – многонациональная страна, письменный язык (иероглифы) является единым для всей страны. Человек, знающий этот язык, становился кандидатом на государственный пост.

 

Если человек вошел  в элиту, то он в ней останется, даже если подвергнется гонениям и преследованиям. Во времена Мао Цзе-дуна учение Конфуция критиковали, преследовали, но не изъяли из библиотек. Мао критиковал Конфуция, и для чтения этой критики надо было знать Конфуция. У нас – если госуд. деятеля сняли, то его все топчут, а у них – Мао Цзе-дун сейчас превратился в объект поклонения.

 

Китайская мифология формируется коренными народами. Китайская мифология носит арелигиозный характер. В китайской мифологии отсутствует некое личностное сакральное существо. У них есть небо – как опора всего. Она огосударствленная. Поклоняясь небу, китаец поклоняется государству.

 

Китайская философия тоже возникла из мифологии. Первый письменный памятник "Ицзин" – книга перемен. Это книга устроения государственной жизни. Китайская философия предстает в виде комментария к этой книге. Эти комментарии рациональны и персонифицированы. Это - творчество индивидуальностей. Здесь главным объектом философствования становится государство, порядки в обществе (этого не было в Индийской философии), человек в государстве, семье, обществе. Кит. фил. направлена на рационализацию общественной жизни людей. Это авторитарная философия. Здесь только диалоги ученика и учителя. Нет спора, столкновения разных мнений. Рациональность здесь – это действие по правилам, по которым должен действовать государственный человек. Философы учат как вести государственные дела. Китайская философия – это некий пласт этико-правовых норм (нерасчлененность).

 

Лао-Цзы (вторая половина VI- первая половина V в. до н.э. )

Главное – учение о законе, которому подчиняется небо и земля (дао). Дао – начало всего существующего. Оно бестелесно, лишено формы, о в применении неисчерпаемо. Дао рождает единое, единое рождает два начала – Ин(ь) и Ян(ь). Ин – пассивное, темное, женское начало. ЯН – активное, светлое, мужское начало. Принцип парности – на нем строится любое развитие, построение. (Пример -  добро/зло, сложение/ вычитание и др. действия в математике). Ин и Ян порождают третье начало, а оно порождает все сущее. Все сущее содержит в себе Ин и Ян.

Информация о работе Конспект лекций по философии