Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:21, курс лекций
Философия в системе культуры.
Природа философского знания. Философия, наука и религия.
Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).
Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика
Фалес
Пифагор
Платон.
Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.
Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.
Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.
Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм
Френсис Бэкон о методе научного познания
Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.
Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.
Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма.
Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.
Социально-философские взгляды Локка.
Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.
Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.
Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.
Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
Антропологический материализм Фейербаха.
Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Философский пессимизм Шопенгауэра.
Философские взгляды Ницше.
Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.
Позитивизм.
Неопозитивизм.
Постпозитивизм.
Выдвинул требование недеяния: «Следуй естественности». Нужно преодолеть в себе страсти. В этом мудрость.
Много внимания уделяется поведению человека, размышлениям о хорошем и плохом правлении. "Лучший правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Хуже те, которых народ любит. Еще хуже – которых народ боится. А самый худший – которых народ презирает."
Конфуций – (551- 479 г.г. до н.э.) (Кун Фу-цзи).
Конфуций занимался упорядочени
Конфуций стремился создать эти
Конфуцианство – обезбоженная религия. Знание о природе – на втором плане. Главное – человек.
Б. Рассел: Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем возникновение цивилизации в Греции. Греки изобрели науку и философию.
В греческой культуре определенно преодолевается момент синкретизма, происходит расчленение, и принцип рациональности используется во всей его мощи (как принцип объяснительный). Мифология существует наряду с философией, но ей уже отводится определенное место. Миф – не опровергаем, его можно принять или не принять. Рациональность приводит к появлению истины, доказываемой или опровергаемой, причем без ссылки на авторитеты. Греки вводят размышления в форме диалога. Это не только диалог между людьми, но и диалог внутри человека (вся европейская философия – диалогична – опять принцип парности).
Мы знаем, что существовала критская (минойская цивилизация, занимавшая часть материковой Греции). Она была разрушена варварами (ахейцы, минойцы, …). После завоевания было время смут ("Илиада" и "Одиссея"). И вдруг к VII в. до н.э. появляется эллинская цивилизация.
Особенности греческой мифологии.
Особенности греческой философии – в особенностях греческой мифологии.
Натурфилософия (время - V-IV в.в. до н.э.):
3) (а) Социально-исторические
(а) Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции.
Греки многое заимствовали у соседей (например, алфавит). Заимствовали они и математику, но коренным образом ее преобразовали. Вся предшествующая математика была:
Древние греки отделили математику от практики, она стала родом интеллектуальной игры. Математика у древних греков распалась на арифметику (целых, дробных, но не рациональных чисел) и геометрию. Геометрические фигуры у древних греков оказались отделенными от материи. Оказалось, что важен не сам чертеж, а тот объект, который мы отражаем с помощью чертежа. Греки открыли среду умопостигаемых объектов (которые не подчинены рождению, существованию и исчезновению). Эти объекты понимаются как вневременные и внепространственные. (Это объекты ума, находящиеся вне области чувств).
(б) Фалес
Фалес из Милета (625-547 до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном, политический деятель. Происходил из знатного финикийского рода. Много путешествовал, свои знания старался применить на практике. Автор многих технический усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте. Он открыл и дедуктивно доказал соотношение между углами треугольника. Появляется дедуктивный метод - способность рассуждать строго рационально.
(в) Пифагор)
Пифагор Самосский (576-? до н.э.). Основал школу - закрытая школа для учения. Сплав мистицизма, идущего от религии орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической рациональности ума. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». П. сформировал новое понимание смысла и цели математического знания, иное понимание числа: с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические задачи, а хотят объяснить природу всего сущего. Они стремятся, поэтому, постигнуть сущность чисел и числовых отношений, ибо через нее надеются понять сущность мироздания. Пифагорейцы обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на их логические определения (понятия).
Программа П.: вывести из мира чисел чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т. е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа (1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 - гармония). С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.
Они не знают нуля, т. к. 0 - это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных и иррациональных чисел).
Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.
Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию.
4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Греческая философия возникает как альтернатива мифологии. Ареал: Великая Греция, полисы, которые находятся на границах Великой Греции (города Малой Азии). Близость к старым цивилизациям (Египет, Вавилон, Сирийская цивилизация).
Натурфилософия (время - V-IV в.в. до н.э.):
Досократические философские школы:
Философия возникла во второй половине VI в. до н.э. Фалеса причисляли к 7 мудрецам. Он занимался в т. ч. астрономией, которая в Греции была неразвита (а в Афинах - даже за-прещена).
Проблема начала: Фалес - вода. Анаксимандр - неопределенное первовещество. Анаксимен - воздух. Они пытаются дать некоторый механизм, путем которого из первоначала формируется космос. Все они писали одну работу «О природе» (до нас дошли лишь фрагменты).
Проблема начала: огонь - символ текучести, изменчивости всего и вся. «Этот космос, тот же сам для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно разгорающимся и мерно угасающим».
Приписываемый Гераклиту тезис «все течет, все изменяется» адекватно отражает его философию. Причину этой текучести Г. видит в борьбе противоположностей (все, что обсуждает Г., обращает внимание на это).
Главное: Г. вводит понятие закона («логос»). Все подчинено некоторому правилу, закону (первым, кто перенес полисное устройство на космос, был Г.). Сущность мира: динамизм, изменение, преобразование, подчиняющиеся некоторому закону. Это гимн чувственному миру.
Основал школу - закрытая школа для учения, раннее учение П. было тайным. Сплав мистицизма, идущего от религии орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической рациональности ума. Пифагорейцы мистифицировали и мир чисел. Они считали, что числа и геометрические фигуры - это и есть истины, и именно они составляют подлинный мир. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». Они (пифагорейцы) обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на их логические определения (понятия). Математика у П. нужна для интеллектуального созерцания мира. Они не знают 0 (нуля), т. к. 0 - это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных чисел).
Программа П.: вывести из мира чисел чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т. е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа (1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 - гармония). С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.
Сравнение Гераклита и Пифагора.
Гераклит - фиксация чувственного мира. Пифагор - фиксация умопостигаемого мира, мира идеальных объектов. Мир Г. - текучий, изменяющийся; мир П. - нетленный, неизменный, единый, где все состояния по существу одно (все геометрические фигуры - мир геометрии, все числа - число); здесь нет отличий в качественном плане.
Противостояние этих двух миров привело к тому, что натурфилософия превратилась в философию. Это произошло благодаря Элейской школе.
Парменид был современником Гераклита (тоже 504-501 г.г. до н.э.). Он был последователем Ксенофана (о нем мы не гов.) и Пифагора и противником Гераклита. Главное произведение - «О природе» (в поэтической форме). Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка - это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.
Зенон - толкование и комментарии Парменида. Парменид четко различает два мира: Пифагора и Гераклита. Он аксиоматически отрицает существование мира Гераклита и утверждает существование мира Пифагора.- «Бытие есть, небытия нет». «Бытие» - это мир науки, то, что человек видит «глазами ума». Можно ли проложить мост между мирами Гераклита и Пифагора? (это вопрос науки). Эту парадоксальность выявил Зенон (апории).
Апория “Ахилл и черепаха”. Быстроногий Ахилл соревнуется в беге с черепахой и благородно предоставляет ей фору. Пока он пробежит расстояние, отделяющее его от точки отправления черепахи, последняя проползет дальше; расстояние между Ахиллом и черепахой сократилось, но черепаха сохраняет преимущество. Пока Ахилл пробежит расстояние, отделяющее его от черепахи, черепаха снова проползет еще немного вперед, и т. д. Если пространство бесконечно делимо, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху. Этот парадокс построен на трудности суммирования бесконечного числа все более малых величин и невозможности интуитивно представить себе, что эта сумма равняется конечной величине.
Апория “Дихотомия”. Прежде чем пройти некоторый отрезок, движущееся тело вначале должно пройти половину этого отрезка, затем половину половины, и так далее до бесконечности.