Конспект лекций по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:21, курс лекций

Описание работы

Философия в системе культуры.
Природа философского знания. Философия, наука и религия.
Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).
Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика
Фалес
Пифагор
Платон.
Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.
Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.
Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.
Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм
Френсис Бэкон о методе научного познания
Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.
Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.
Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма.
Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.
Социально-философские взгляды Локка.
Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.
Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.
Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.
Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
Антропологический материализм Фейербаха.
Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Философский пессимизм Шопенгауэра.
Философские взгляды Ницше.
Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.
Позитивизм.
Неопозитивизм.
Постпозитивизм.

Файлы: 1 файл

конспект лекций по философии 2 курс.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Выдвинул требование недеяния: «Следуй  естественности». Нужно преодолеть в себе страсти. В этом мудрость.

 

Много внимания уделяется поведению человека, размышлениям о хорошем и плохом правлении. "Лучший правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Хуже те, которых народ любит. Еще хуже – которых народ боится. А самый худший – которых народ презирает."

 

Конфуций – (551- 479 г.г. до н.э.) (Кун Фу-цзи).

Конфуций занимался упорядочением и комментариями "Книги перемен". Его собственные суждения собраны в отдельной книге бесед и суждений о мире, государстве и человеке.. Конфуций создал принцип исправления имен (если человек когда-то принадлежал к аристократии, он должен принадлежать к ней и сейчас). Принцип "жень" - "чего не желаешь себе, того не делай и другим". Разработка ритуала – правил регулирования отношений между государством и обществом, отдельными родами, отдельными индивидами и т.п.

 

Конфуций стремился создать этико-правовую систему, нормировать все отношения: Как вести государственные дела? К.: необходимость продовольствия, военное снаряжение, доверие людей правителю и его близким; От чего можно отказаться в сложной ситуации? Сначала – военное снаряжение, потом продовольствие.

 

Конфуцианство – обезбоженная религия. Знание о природе – на втором плане. Главное – человек.

ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Б. Рассел: Во всей истории нет ничего более удивительного и ничего более трудного для объяснения, чем возникновение цивилизации в Греции. Греки изобрели науку и философию.

 

В греческой культуре определенно преодолевается момент синкретизма, происходит расчленение, и принцип рациональности используется во всей его мощи (как принцип объяснительный). Мифология существует наряду с философией, но ей уже отводится определенное место. Миф – не опровергаем, его можно принять или не принять. Рациональность приводит к появлению истины, доказываемой или опровергаемой, причем без ссылки на авторитеты. Греки вводят размышления в форме диалога. Это не только диалог между людьми, но и диалог внутри человека (вся европейская философия – диалогична – опять принцип парности).

Как возникла греческая цивилизация?

Мы знаем, что существовала критская (минойская цивилизация, занимавшая часть материковой Греции). Она была разрушена варварами (ахейцы, минойцы, …). После завоевания было время смут ("Илиада" и "Одиссея"). И вдруг к VII в. до н.э. появляется эллинская цивилизация.

 

Особенности греческой мифологии.

  1. Греческие боги телесны. Они не творцы, а управители. Они тоже сотворены: сначало хаос, потом Гея, а дальше – саморазвитие.
  2. Греческая мифология – авторизована (Гомер и Гесиод).

 

Особенности греческой философии – в особенностях греческой мифологии.

  1. Если две другие философии возникли из толков, комментариев мифологии, то в Греции философия возникает как альтернатива мифологии. Греки стали обсуждать мифологию.
  2. Греческая философия имеет авторов. Философская система - это продукт определенной личности.
  3. Греки первые заговорили о космосе и порядке в космосе. Они дали миру слово «закон» («логос» - слово). Оказывается, космос упорядочен по определенным законам. Греки стали искать в телесном мире телесное начало. (Пифагор - инородная философия. Его школа была не только математической, но и этическо-религиозной. Сам Пифагор в молодости был орфиком.)

Откуда возник принцип рациональности?

  1. полисное устройство;
  2. математика.

 

Натурфилософия (время - V-IV в.в. до н.э.):

  • здесь главным объектом является природа;
  • философия еще не отделена от науки; это форма рационального рассуждения, которая строится по образцу полисного устройства и пользуется методом математики.
  • Главная проблема - проблема начала (откуда все взялось).

 

  • Милетская школа (Ионическая): Фалес; Анаксимандр; Анаксимен.
  • Гераклит Эфесский.
  • Другие школы возникли на берегах Италии:
  • Пифагор и Пифагорейский союз.
  • Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон)

 

 

3) (а) Социально-исторические предпосылки  зарождения науки в Древней  Греции. Философия и математика ((б)  Фалес, (в) Пифагор, Платон).

 

(а) Социально-исторические  предпосылки зарождения науки  в Древней Греции.

  1. Ареал: Великая Греция, полисы, которые находятся на границах Великой Греции (города Малой Азии). Близость к старым цивилизациям (Египет, Вавилон, Сирийская цивилизация).
  2. Особенности греческой мифологии (см. выше).
  3. Полисное устройство (демократия, законы Þ свобода творческого мышления)

 

Греки многое заимствовали у соседей (например, алфавит). Заимствовали они  и математику, но коренным образом  ее преобразовали. Вся предшествующая математика была:

  1. сугубо практической (для решения конкретных задач, например, геометрия - измерение земли);
  2. арифметика и геометрия были неразделимы (вычисления сопровождались чертежом).

 

Древние греки отделили математику от практики, она стала родом интеллектуальной игры. Математика у древних греков распалась на арифметику (целых, дробных, но не рациональных чисел) и геометрию. Геометрические фигуры у древних греков оказались отделенными от материи. Оказалось, что важен не сам чертеж, а тот объект, который мы отражаем с помощью чертежа. Греки открыли среду умопостигаемых объектов (которые не подчинены рождению, существованию и исчезновению). Эти объекты понимаются как вневременные и внепространственные. (Это объекты ума, находящиеся вне области чувств).

 

(б) Фалес

Фалес из Милета (625-547 до н.э.) – родоначальник  европейской науки и философии, математик, астроном, политический деятель. Происходил из знатного финикийского рода. Много путешествовал, свои знания старался применить на практике. Автор  многих технический усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в Египте. Он открыл и дедуктивно доказал соотношение между углами треугольника. Появляется дедуктивный метод - способность рассуждать строго рационально.

 

(в) Пифагор)

Пифагор Самосский (576-? до н.э.). Основал  школу - закрытая школа для учения. Сплав мистицизма, идущего от религии орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической рациональности ума. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». П. сформировал новое понимание смысла и цели математического знания, иное понимание числа: с помощью числа пифагорейцы не просто решают практические задачи, а хотят объяснить природу всего сущего. Они стремятся, поэтому, постигнуть сущность чисел и числовых отношений, ибо через нее надеются понять сущность мироздания. Пифагорейцы обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на их логические определения (понятия).

 

Программа П.: вывести из мира чисел  чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т. е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа (1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 - гармония). С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.

 

Они не знают нуля, т. к. 0 - это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных и иррациональных чисел).

Демокрит

Чувственный мир нужно объяснить  на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и  пустот. В этой теории недостает  эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.

Платон

Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию.

 

 

4) Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.

 

Греческая философия возникает  как альтернатива мифологии. Ареал: Великая Греция, полисы, которые находятся на границах Великой Греции (города Малой Азии). Близость к старым цивилизациям (Египет, Вавилон, Сирийская цивилизация).

 

Натурфилософия (время - V-IV в.в. до н.э.):

  1. Главным объектом является природа;
  2. Философия еще не отделена от науки; это форма рационального рассуждения, которая строится по образцу полисного устройства и пользуется методом математики.
  3. Главная проблема - проблема начала (откуда все взялось).

 

Досократические философские школы:

  1. Милетская школа (Ионическая): 1) Фалес; 2) Анаксимандр; 3) Анаксимен.
  2. Гераклит Эфесский.
  3. Пифагор и Пифагорейский союз (имена пифагорейцев не всегда известны, т.к. все приписывается Пифагору).
  4. Элейцы (Ксенофан и .......): 1) Парменид; 2) Зенон (его ученик и «любовник»).

Милетская школа

Философия возникла во второй половине VI в. до н.э. Фалеса причисляли к 7 мудрецам. Он занимался в т. ч. астрономией, которая в Греции была неразвита (а в Афинах - даже за-прещена).

 

Проблема начала: Фалес - вода. Анаксимандр - неопределенное первовещество. Анаксимен - воздух. Они пытаются дать некоторый механизм, путем которого из первоначала формируется космос. Все они писали одну работу «О природе» (до нас дошли лишь фрагменты).

Гераклит (504-501 г.г. до н.э.)

 

Проблема начала: огонь - символ текучести, изменчивости всего и вся. «Этот космос, тот же сам для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерно разгорающимся и мерно угасающим».

 

Приписываемый Гераклиту тезис  «все течет, все изменяется» адекватно  отражает его философию. Причину  этой текучести Г. видит в борьбе противоположностей (все, что обсуждает Г., обращает внимание на это).

 

Главное: Г. вводит понятие закона («логос»). Все подчинено некоторому правилу, закону (первым, кто перенес полисное устройство на космос, был Г.). Сущность мира: динамизм, изменение, преобразование, подчиняющиеся некоторому закону. Это гимн чувственному миру.

Пифагор

Основал школу - закрытая школа для  учения, раннее учение П. было тайным.  Сплав мистицизма, идущего от религии  орфиков (предопределенность судьбы человека + переселение душ) и математической рациональности ума. Пифагорейцы мистифицировали и мир чисел. Они считали, что числа и геометрические фигуры - это и есть истины, и именно они составляют подлинный мир. Пифагор освободил математику «от служения делу купцов». Они (пифагорейцы) обращали внимание не на сами геометрические фигуры и числа, а на их логические определения (понятия). Математика у П. нужна для интеллектуального созерцания мира. Они не знают 0 (нуля), т. к. 0 - это ничто, а греки живут в телесном мире (аналогично они не знают отрицательных чисел).

Программа П.: вывести из мира чисел  чувственный мир, объяснить космос, вселенную, мироздание и природу. Тезис  пифагорейцев: не «все из числа», а «все сообразно числу» (Диоген Лаэртский), т. е. все в мире подчиняется некоторым математическим законам. С помощью математики пифагорейцы объяснили музыкальный ряд. Они мистифицировали числа (1-начало, 2 - ..., 3 - возможность построить фигуру, ....., 10 - гармония). С помощью чисел пытались гармонизировать структуру планет.

 

Сравнение Гераклита и Пифагора.

Гераклит - фиксация чувственного мира. Пифагор - фиксация умопостигаемого мира, мира идеальных объектов. Мир Г. - текучий, изменяющийся; мир П. - нетленный, неизменный, единый, где все состояния по существу одно (все геометрические фигуры - мир геометрии, все числа - число); здесь нет отличий в качественном плане.

Элейская школа

Противостояние этих двух миров  привело к тому, что натурфилософия превратилась в философию. Это произошло благодаря Элейской школе.

 

Парменид был современником Гераклита (тоже 504-501 г.г. до н.э.). Он был последователем Ксенофана (о нем мы не гов.) и Пифагора и противником Гераклита. Главное произведение - «О природе» (в поэтической форме). Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка - это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.

 

Зенон - толкование и комментарии Парменида. Парменид четко различает два мира: Пифагора и Гераклита. Он аксиоматически отрицает существование мира Гераклита и утверждает существование мира Пифагора.- «Бытие есть, небытия нет». «Бытие» - это мир науки, то, что человек видит «глазами ума». Можно ли проложить мост между мирами Гераклита и Пифагора? (это вопрос науки). Эту парадоксальность выявил Зенон (апории).

 

Апория “Ахилл и черепаха”. Быстроногий Ахилл соревнуется в беге с черепахой и благородно предоставляет ей фору. Пока он пробежит расстояние, отделяющее его от точки отправления черепахи, последняя проползет дальше; расстояние между Ахиллом и черепахой сократилось, но черепаха сохраняет преимущество. Пока Ахилл пробежит расстояние, отделяющее его от черепахи, черепаха снова проползет еще немного вперед, и т. д. Если пространство бесконечно делимо, Ахилл никогда не сможет догнать черепаху. Этот парадокс построен на трудности суммирования бесконечного числа все более малых величин и невозможности интуитивно представить себе, что эта сумма равняется конечной величине.

 

Апория “Дихотомия”. Прежде чем пройти некоторый отрезок, движущееся тело вначале должно пройти половину этого отрезка, затем половину половины, и так далее до бесконечности.

Информация о работе Конспект лекций по философии