Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:21, курс лекций
Философия в системе культуры.
Природа философского знания. Философия, наука и религия.
Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).
Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика
Фалес
Пифагор
Платон.
Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.
Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.
Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.
Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм
Френсис Бэкон о методе научного познания
Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.
Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.
Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма.
Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.
Социально-философские взгляды Локка.
Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.
Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.
Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.
Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
Антропологический материализм Фейербаха.
Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Философский пессимизм Шопенгауэра.
Философские взгляды Ницше.
Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.
Позитивизм.
Неопозитивизм.
Постпозитивизм.
Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить".
13) Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Человек должен совершить сознательный выбор между добром и злом. (Этой проблемы нет у Сократа, для которого добро и истина - одно и тоже). Христианство – это вера, которая не исключает разума и коррелирует с ним.
Схоластика возникла из потребности католической церкви. Нужно было средствами размышления обосновывать кредо христианской веры, распутывать противоречия (в Св. Писании), обосновывать деяния Церкви и деятелей церкви. Схоластика преследует образовательные цели: те же священники должны уметь размышлять, чтобы словами защищаться. Главная проблема схоластики - обустроение человека в христианском мире. Этот мир – теоцентрический.
Возникла проблема языка. Язык религии оказался неадекватным философии. Поэтому они обратились к языку греческих философов. Язык Платона оказался слишком абстрактным. Аристотеля сначала запрещали, потом разрешили, а затем его канонизировали и называли просто «философом».
Особенность схоластики – авторитарное мышление (ссылка на авторитет).
Августин (354-430 г.г.)
Чтобы познавать, нужно верить.
Ансельм Кентерберийский.
Чтобы верить, нужно иметь разум. Онтологическое обоснование бытия Бога. Предположим, что какой-то безумец утверждает, что Бога нет - он все равно знает, о чем он говорит, он имеет понятие Бога, как некоего совершенного существа, которому он отказывает в существовании. Hо что мешает подумать о новом существе и приписать ему существование? Но это тавтология.
Мир сакрального можно открывать двумя путями (для номиналистов этими путями открываются два различных мира):
Фома Аквинский пытается доказать, что Священное Писание является наукой. Он считает, что можно, исследуя телесный мир, логически доказать бытие Бога. Доказательство пятью путями:
Фома Аквинский пытается ранжировать все в мире. Бог – ангелы – человек – живые организмы – неорганическая природа.
Бунт против томизма. Нельзя полагать, что Бог – это разум. Это воля, деяния, преобразование и др. Разум – это лишь одно из воплощений Бога. Рационально нельзя познать Бога. Надо просто глубоко верить. Знания нужны лишь для ориентации человека в этом мире.
Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.
Бритва Оккама (критика схоластического реализма):
1. Не следует умножать сущности без необходимости.
2. Без необходимости не следует г
14) Проблема единичного и общего
в средневековой философии.
Вопрос был поставлен одним из ранних схоластов Порфирием, который опубликовал работу Аристотеля «Категории». Он поставил вопрос: категории – это понятия или слова, которые обозначают эти категории. Это спор о природе общих понятий (универсалий).
«Иван – человек». Иван существует, а человек? Þ Можно ли знать Бога с помощью мысли?
Можно ли знать Бога с помощью мысли? Можно ли с помощью логики обосновать Бога, его бытие и результаты его деяний, т.е. можно ли мыслью открыть то, что дает Библия? Ответ на этот вопрос разделил философов на: номиналистов и реалистов.
Реализм (Оптимизм).
Ответ: да, можно, т.к. универсалии реально существуют. Универсалии существовали до вещей в качестве идей Бога. Гипотетическая физика, химия, алхимия: качества, входящие в предметы, меняя их свойства. Возникают различные направления реализма (от крайних до умеренных).
Фома Аквинский. Три вида существования универсалий:
Умеренная форма реализма: универсалии не существуют, но Бога познать можно.
Номинализм (пессимизм, нонреализм).
Абеляр, Оккам. Бога познать с помощью разума нельзя, а можно познать только с помощью откровения (Библия). Номинализм освобождает науку из-под власти богословия: наука и разум познают чувственный мир.
Вильям Оккам: Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.
Бритва Оккама (критика схоластического реализма):
Пьер Абеляр. примирительная формула концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий.
15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Средневековье завершилось глубоким пессимизмом. Человек не смог найти пути к Богу. Разум, логика погружены во внешний предметный мир и не позволяют доказать бытие Бога. То же и религиозная практика. Все попытки достучаться до Бога натыкались на мертвую обездушенную природу. 14-й век – век уныния. Но это уныние привело к тому, что человек обратился на себя.
Главные особенности науки Нового времени:
Наблюдение отношения «О» – «О» Þ вывод математической закономерности Þ эксперимент дает возможность проверить эту закономерность. Эта наука возникает в процессе преодоления греческого (рационально-созерцательный) и средневекового (мистический, алхимический) образов науки. Это преодоление пошло, начиная с Коперника. Наука нового времени связана с «обузданием» пространства. Поэтому она «покушается» на бесконечность. Время – не как развитие в неизвестность, а как прохождение определенного пути (из т. А в т. В). Наука, с одной стороны, угодна Богу, а с другой стороны, она разрушает Бога. Наука отвечает запросам протестантской этики.
Социальная философия –
16) Эмпиризм и рационализм
Островного происхождения, сформировался в Англии, которая стремилась к созданию нового порядка. Именно в Англии протестантизм стал практически общенациональным, Англия создала свою национальную экономику, Англия дала Ньютона. XVII в. в Англии – период радикальной перестройки общества. Пуританская революция, установление диктатуры Кромвеля, заканчивается компромиссом 1888 г. (монархия). Они дали урок: все европейские сообщества могут развиваться только на основе компромисса. Эмпиризм близок к практике, к зарождающейся рыночной экономике, к промышленности, т.е. рационально-организованному производству, и соответственно к природе.
Эмпиризм предполагал, что все знания – из чувств, из опыта. Опыт – генерализация (обобщение). Задача метода: упорядочить переход знания от чувства к мысли.
См. 17, 22.
Схема: от мысли к чувству. Он ориентирован на теоретическое естествознание (фундаментальная наука). Опора на математику.
См. 19, 20, 21.
17) Френсис Бэкон о методе научного познания
Представитель эмпиризма. Жил в предреволюционной Англии (1561-1626 г.г.). Крупный сановник феодальной Англии, затем был вынужден уйти в отставку и стал заниматься философией. Основные работы: «Новый органон» - свод правил мышления, «Новая Атлантида». Бэкон – интуитивно и образно мыслящий философ. Он многое предвосхитил: «Знание – сила» - теперь знание действительно стало силой. Во главе идеального общества должны стоять ученые.
Основное внимание он направил на критику схоластики и схоластически понимаемого Аристотеля. Основные недостатки схоластики:
Нужно (а) освободиться от идолов, мешающих познанию: