Конспект лекций по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:21, курс лекций

Описание работы

Философия в системе культуры.
Природа философского знания. Философия, наука и религия.
Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).
Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика
Фалес
Пифагор
Платон.
Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.
Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.
Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.
Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм
Френсис Бэкон о методе научного познания
Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.
Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.
Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма.
Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.
Социально-философские взгляды Локка.
Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.
Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.
Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.
Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
Антропологический материализм Фейербаха.
Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Философский пессимизм Шопенгауэра.
Философские взгляды Ницше.
Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.
Позитивизм.
Неопозитивизм.
Постпозитивизм.

Файлы: 1 файл

конспект лекций по философии 2 курс.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить".

Нагорная проповедь

  1. Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие (о грехах своих), потому что они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, потому что они наследуют (получат во владение) землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (желающие правды); потому что насытятся.
  5. Блаженны милостивые, потому что они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят.
  7. Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены (названы) сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть царство небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь тогда, потому что велика ваша награда на небесах.

 

  1. Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться", сказал Спаситель. "Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их?
  2. не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить
  3. Прощайте, и прощены будете
  4. Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших нас и причинивших нам зло
  5. во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди (а мы, конечно, хотим, чтобы все люди любили нас" делали нам добро и прощали нас), так поступайте и вы с ними
  6. Если мы будем с усердием молиться Богу и просить Его помощи, то Бог сделает все, что послужит для нашей истинной пользы.
  7. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
  8. для вступления в Царство Божие недостаточно только одних добрых чувств и желаний, а необходимы добрые дела

 

 

13) Проблема соотношения веры  и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)

 

Человек должен совершить сознательный выбор между добром и злом. (Этой проблемы нет у Сократа, для которого добро и истина - одно и тоже). Христианство – это вера, которая не исключает разума и коррелирует с ним.

 

Схоластика возникла из потребности  католической церкви. Нужно было средствами размышления обосновывать кредо христианской веры, распутывать противоречия (в Св. Писании), обосновывать деяния Церкви и деятелей церкви. Схоластика преследует образовательные цели: те же священники должны уметь размышлять, чтобы словами защищаться. Главная проблема схоластики - обустроение человека в христианском мире. Этот мир – теоцентрический.

 

Возникла проблема языка. Язык религии оказался неадекватным философии. Поэтому они обратились к языку греческих философов. Язык Платона оказался слишком абстрактным. Аристотеля сначала запрещали, потом разрешили, а затем его канонизировали и называли просто «философом».

 

Особенность схоластики – авторитарное мышление (ссылка на авторитет).

 

Августин (354-430 г.г.)

Чтобы познавать, нужно верить.

 

Ансельм Кентерберийский.

Чтобы верить, нужно иметь  разум. Онтологическое обоснование бытия Бога. Предположим, что какой-то безумец утверждает, что Бога нет - он все равно знает, о чем он говорит, он имеет понятие Бога, как некоего совершенного существа, которому он отказывает в существовании. Hо что мешает подумать о новом существе и приписать ему существование? Но это тавтология.

Фома Аквинский

Мир сакрального можно открывать двумя путями (для номиналистов этими путями открываются два различных мира):

  1. Разум
  2. Божественные откровения

 

Фома Аквинский пытается доказать, что Священное Писание является наукой. Он считает, что можно, исследуя телесный мир, логически доказать бытие Бога. Доказательство пятью путями:

  1. Движение – приходит к первопричине, которая недвижима, но все движет.
  2. Первичная производящая причина – субстанция несотворенная, кот. все соответствует.
  3. Случайность и необходимость: выбирают ту субстанцию, которая необходима – это Бог.
  4. Степени совершенства: есть некоторое существо, которое является причиной блага и всякого совершенства – Бог.
  5. Все предметы в природе подчиняются некоторой целесообразности, но она подчиняется некой высшей цели – цели высшего существа

 

Фома Аквинский пытается ранжировать  все в мире. Бог – ангелы –  человек – живые организмы  – неорганическая природа.

Дунт Скотт

Бунт против томизма. Нельзя полагать, что Бог – это разум. Это  воля, деяния, преобразование и др. Разум – это лишь одно из воплощений Бога. Рационально нельзя познать Бога. Надо просто глубоко верить. Знания нужны лишь для ориентации человека в этом мире.

Вильям Оккам

Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они  были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.

 

Бритва Оккама (критика схоластического  реализма):

1. Не следует умножать сущности без необходимости.

2. Без необходимости не следует говорить многое. То, что можно выразить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего (экономия мышления).

 

 

14) Проблема единичного и общего  в средневековой философии. Номинализм  и реализм.

 

Вопрос был поставлен одним  из ранних схоластов Порфирием, который опубликовал работу Аристотеля «Категории». Он поставил вопрос: категории – это понятия или слова, которые обозначают эти категории. Это спор о природе общих понятий (универсалий).

 

«Иван – человек». Иван существует, а человек? Þ Можно ли знать Бога с помощью мысли?

 

Можно ли знать  Бога с помощью мысли? Можно ли с помощью логики обосновать Бога, его бытие и результаты его деяний, т.е. можно ли мыслью открыть то, что дает Библия? Ответ на этот вопрос разделил философов на: номиналистов и реалистов.

 

Реализм (Оптимизм).

Ответ: да, можно, т.к. универсалии реально существуют. Универсалии существовали до вещей в качестве идей Бога. Гипотетическая физика, химия, алхимия: качества, входящие в предметы, меняя их свойства. Возникают различные направления реализма (от крайних до умеренных).

 

Фома Аквинский. Три вида существования универсалий:

  1. «До вещей» в божественном разуме.
  2. «В самих вещах» как их сущность или форма.
  3. «После вещей» в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения.

 

Умеренная форма реализма: универсалии  не существуют, но Бога познать можно.

 

Номинализм (пессимизм, нонреализм).

Абеляр, Оккам. Бога познать с помощью разума нельзя, а можно познать только с помощью откровения (Библия). Номинализм освобождает науку из-под власти богословия: наука и разум познают чувственный мир.

 

Вильям Оккам: Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.

 

Бритва Оккама (критика схоластического  реализма):

  1. Не следует умножать сущности без необходимости.
  2. Без необходимости не следует говорить многое. То, что можно выразить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего (экономия мышления).

 

Пьер Абеляр. примирительная формула концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий.

 

 

15) Социо-культурные предпосылки  и характерные черты философии  Нового времени.

 

Средневековье завершилось глубоким пессимизмом. Человек не смог найти пути к Богу. Разум, логика погружены во внешний предметный мир и не позволяют доказать бытие Бога. То же и религиозная практика. Все попытки достучаться до Бога натыкались на мертвую обездушенную природу. 14-й век – век уныния. Но это уныние привело к тому, что человек обратился на себя.

Социокультурные предпосылки философии  Нового времени

  1. Экономический фактор – наука – процесс перехода к капитализму (кооперация - мануфактура - фабрика).
  2. Возрождение. Возврат к человеку.
  3. Религия - протестантизм. Лютер: не может быть посредника между человеком и богом (на эту роль претендует церковь), а человек своим образом жизни сам определяет свою угодность Богу (он может выбирать между добром и злом). Эразм Роттердамский: человек утверждается на земном поприще.
  4. Наука. Стимулирована протестантизмом. Удар по геоцентрической системе Птолемея. Коперник. Тихо Браге. Кеплер (эллипс). Галилей переводит все на язык математики.
  5. Техника и технология. Артельный способ производства.

 

Главные особенности  науки Нового времени:

  1. Наблюдение;
  2. Опора на математику, как важнейший инструмент (создаются новые математики);
  3. Эксперимент.

 

Наблюдение отношения «О» –  «О» Þ вывод математической закономерности Þ эксперимент дает возможность проверить эту закономерность. Эта наука возникает в процессе преодоления греческого (рационально-созерцательный) и средневекового (мистический, алхимический) образов науки. Это преодоление пошло, начиная с Коперника. Наука нового времени связана с «обузданием» пространства. Поэтому она «покушается» на бесконечность. Время – не как развитие в неизвестность, а как прохождение определенного пути (из т. А в т. В). Наука, с одной стороны, угодна Богу, а с другой стороны, она разрушает Бога. Наука отвечает запросам протестантской этики.

Характерные черты философии Нового времени

  1. Преодоление от зацикленности на сакральные вещи. Отказ от защиты безудержной веры (антипод схоластики).
  2. Антиавторитарный характер (антипод схоластики).
  3. Основное внимание обращается на человека и природу. Главная проблема – как познать природу и использовать ее на благо человека.
  4. Механицизм. Сведение всего к количественным процессам, к механическому движению. Философия стремится работать за науку там, где наука не может дать ответ.

 

Социальная философия – разработка проектов переустройства мира на рациональной основе (важнейший – Джона Локка).

 

 

16) Эмпиризм и рационализм

Основные течения философии  Нового времени

  1. Рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц.
  2. Эмпиризм. Френсис Бэкон, Гоббс, Локк.
  3. Английский субъективизм. Беркли, Юм.
  4. Материализм. Гольбах, Гельвеций, Дидро.

Эмпиризм

Островного происхождения, сформировался  в Англии, которая стремилась к  созданию нового порядка. Именно в Англии протестантизм стал практически  общенациональным, Англия создала свою национальную экономику, Англия дала Ньютона. XVII в. в Англии – период радикальной перестройки общества. Пуританская революция, установление диктатуры Кромвеля, заканчивается компромиссом 1888 г. (монархия). Они дали урок: все европейские сообщества могут развиваться только на основе компромисса. Эмпиризм близок к практике, к зарождающейся рыночной экономике, к промышленности, т.е. рационально-организованному производству, и соответственно к природе.

 

Эмпиризм предполагал, что все знания – из чувств, из опыта. Опыт – генерализация (обобщение). Задача метода: упорядочить переход знания от чувства к мысли.

 

См. 17, 22.

 

Рационализм

Схема: от мысли к чувству. Он ориентирован на теоретическое естествознание (фундаментальная наука). Опора на математику.

 

См. 19, 20, 21.

 

 

17) Френсис Бэкон  о методе научного познания

 

Представитель эмпиризма. Жил в предреволюционной Англии (1561-1626 г.г.). Крупный сановник феодальной Англии, затем был вынужден уйти в отставку и стал заниматься философией. Основные работы: «Новый органон» - свод правил мышления, «Новая Атлантида». Бэкон – интуитивно и образно мыслящий философ. Он многое предвосхитил: «Знание – сила» - теперь знание действительно стало силой. Во главе идеального общества должны стоять ученые.

 

Основное внимание он направил на критику схоластики и схоластически понимаемого Аристотеля. Основные недостатки схоластики:

  1. Авторитаризм (опора на авторитеты прошлого);
  2. Силогистика (дедукция). Она не обращается к действительности. Единственная надежда – в истинной индукции. Движением от единичного к общему нужно получить истинные знания. Человек должен результат чувственных переживаний (опыт) обобщить и вывести на его основе законы («формы»), которые служат основой прикладного знания. Это знание дает возможность познать природу и преобразовать ее для своих нужд.

 

Нужно (а) освободиться от идолов, мешающих познанию:

  1. Идолы рода - человек судит о мире по себе.
  2. Идолы пещеры – особенности восприятия отдельного человека.
  3. Идолы площади – расхождения научных представлений с обыденными, предрассудки толпы.
  4. Идолы театра – авторитеты, выдающиеся люди.

Информация о работе Конспект лекций по философии