Конспект лекций по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:21, курс лекций

Описание работы

Философия в системе культуры.
Природа философского знания. Философия, наука и религия.
Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).
Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика
Фалес
Пифагор
Платон.
Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.
Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.
Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.
Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм
Френсис Бэкон о методе научного познания
Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.
Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.
Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма.
Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.
Социально-философские взгляды Локка.
Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.
Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.
Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.
Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
Антропологический материализм Фейербаха.
Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Философский пессимизм Шопенгауэра.
Философские взгляды Ницше.
Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.
Позитивизм.
Неопозитивизм.
Постпозитивизм.

Файлы: 1 файл

конспект лекций по философии 2 курс.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

 

27) Эстетическое учение Канта.  Категорический императив. Кант  о примате практического разума  над теоретическим.

 

Комментарий к 3-й антиномии Канта: человек – житель 2-х миров, он живет и в мире природы, но и  в мире свободы, нравственных законов. Он действует по законам природы, но каждый раз действует на основе своей свободы. Природу он познает, а в мире свободы он действует, причем выступает конечной причиной своего действия. Как согласовать природу и свободу? Посредством примата практического разума над теоретическим, примата деятельности над познанием. Ты должен искать реализацию своего долженствования в природе, но, не нарушая природу. Кант и культуру рассматривает в двух измерениях: (1) техника умений и (2) культура воспитания, формирования человека как личности.

 

Кант полагает, что свобода не есть произвол. Она связана неким  долженствованием. Человек связан некими предписаниями (императивами). Часть из них – прагматические: привычный распорядок дня и т. п. Но есть и категорические императивы. В их основе – нравственный закон. В основе нравственного закона – принцип: человек есть самоцель, а не средство. Это уже было: принцип «жень» и Нагорная проповедь. Формулировка категорического императива: "Поступай так, чтобы максима твой воли (твое поведение) имела силу всеобщего законодательства". "Поступай так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого". Категорический императив нельзя доказать, так как он лежит в основе всего. Принцип: "Ты должен => ты можешь". Человек должен стремиться к такому состоянию, когда полностью реализуется категорический императив (благодаря просвещению).

 

Культура – последняя цель природы, воплотить которую призван человек. Право – это императив, в рамках которого произвол одного человека совместим  с произволом другого. Законодатель, исполнитель и судья координированы между собой, подчинены друг другу. Наилучший строй тот, где власть принадлежит не людям, а закону.

 

Кант опровергает все доказательства бытия Бога. Он говорит, что понятие  бога - это некий идеал, который  существует в душе. Протестантская этика: путь к богу через трудовую деятельность. Кант считает, что протестант - выродившийся христианин, так как у него по сути нет веры (а Бог - это только некоторая нравственная ценность).

 

 

28) Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического  процесса. Гегель о соотношении  свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».

 

Гегель (1770-1836). Его заслуга и ограниченность заключается в том, что он усилил коперниканский переворот Канта и довел его до абсурда. Гегель: сажает дерево свободы во время Французской революции; приветствует шествие Наполеона по Европе; превращается в официального философа Прусской монархии.

 

Три загадки. Что есть и откуда:

  1. Природа
  2. Жизнь
  3. Культура

 

Началом всего сущего является некоторая абсолютная идея, обезличенная наука, мировой разум, мировой дух, саморазвивающаяся рациональность, не имеющая предпосылок. Она соединяет субстанцию и самосознание. Гегелевская абсолютная идея отличается от платоновской тем, что она находится в самодвижении, двигаясь от абстрактного к конкретному. Абсолютная идея реализуется людьми, начиная с определенного этапа, но лишь постольку, поскольку они удовлетворяют требованиям культуры, истории и т.п. Гегелевская абсолютная идея иногда считается неким воплощением христианских идей.

 

Основной итог гегелевской философии: нужно подходить ко всему с точки зрения развития, диалектики. Диалектический подход Гегеля - это рационализм, доведенный до высшей степени совершенства. Панлогизм (логика на всех уровнях, является определяющим фактором и для природы и, для всего мира). Начинается с категории чистого бытия. Просто есть чистое бытие. Становление - нечто взаимодействует с чистым бытием. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

 

Абсолютная идея - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель – в самопознании. В процессе самопознания абсолютная идея проходит 3 этапа:

Этапы самопознания абсолютной идеи:

  1. Абсолютная идея как чистая мысль (наука логики).
  2. Воплощение замысла в природном материале - натурфилософия.
  3. Духовное и природное соединение вместе в истории общества - философия духа.

 

Этапы реализации абсолютной идеи (?):

  1. Вначале абсолютная идея формулирует себя как некоторый замысел - тезис.
  2. Затем она формирует из некоторого материала воплощение замысла - антитезис.
  3. Недовольство замысла реализацией приводит к появлению синтезиса. Сам синтезис становится тезисом и т.д.

 

тезис ® антитезис ® синтезис

"в себе" ® "для себя" ® "в себе и для себя"

 

Гегелевская философская система  выделяет триады:

  1. Бытие (чувств. созерцание) ® Сущность (оформление в слове) ® Понятие
  2. Качество ® Количество ® Мера
  3. Понятие ® Субъективное понятие ® Понятие, реализующееся в объектах
  4. Субъективный дух (индивида) ® Объективный дух ® Абсолютный дух ( это стадии развития абсолюта)
  5. Искусство ® Религия ® Философия

 

Гегель вводит свой язык. Он, например, считает, что метафизика - это учение, отрицающее развитие и движение («Феноменология духа»). Мы освоили этот термин через Маркса.

 

Три закона диалектики:

  1. Перехода количества в качество.
  2. Отрицание отрицания. Развитие происходит по спирали.
  3. Единства и борьбы противоположностей.

 

Гегель об истории. Свобода  и необходимость.

Достоинство Гегеля состоит в том, что он сумел глубоко осмыслить  историю и проявить ее движущие факторы (но, однако, несколько односторонне). История - процесс самосознания, самоутверждения  обществом своих потенций. Процесс  строительства общества осуществляется людьми из окружающей их природы. По сути, история – это история мысли, история саморазвития мирового духа. В ходе этого процесса мировой дух воплощается в народный дух. Носителем мирового духа является каждый раз дух какого-то одного конкретного народа, а другие народы или исчерпали свои возможности, или ещё не созрели.

 

4 этапа в  истории с точки зрения прогресса  в сознании свободы:

  1. Восточный мир – свободен один деспот
  2. Греческий мир – свобода для некоторых. Принцип «прекрасной индивидуальности»
  3. Римский мир – свобода для некоторых. Принцип «абстрактной всеобщности»
  4. Германский мир – полная гражданская и политическая свобода. Именно германский народ, который уже установил разумное государственное устройство и есть настоящий носитель всемирно-исторического прогресса.

 

В рамках идеального государства Гегелем  снимается антиномия свободы  и необходимости. В государстве  свобода объективизируется, а всё  разумное утверждается как необходимое. Человек признает это необходимое  как закон и следует ему.

 

С чем нельзя согласиться в гегелевской концепции:

  1. Человек – исполнитель исторического заказа, требования исторического разума. Он действует, но действие его ограничивается той мерой, в какой он осознал требование времени. "Наполеон - это абсолютная идея верхом на коне". Тезис: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Разум - это мировой разум. Мировой разум - это тотальность, которая проглатывает, все индивидуальности. Человек - лишь инструмент развертывания этой тотальности.
  2. Европоцентризм - общество от примитивного первобытного состояния приходит к конкретному цивилизованному состоянию, в котором находится современная Гегелю Европа; на этом развитие прекращается (финалистская концепция). Гегель ограничивает историю только Европой.
  3. Сла<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Ch

Информация о работе Конспект лекций по философии