Конспект лекций по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:21, курс лекций

Описание работы

Философия в системе культуры.
Природа философского знания. Философия, наука и религия.
Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).
Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика
Фалес
Пифагор
Платон.
Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.
Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.
Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.
Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм
Френсис Бэкон о методе научного познания
Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.
Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.
Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма.
Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.
Социально-философские взгляды Локка.
Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.
Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.
Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.
Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
Антропологический материализм Фейербаха.
Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Философский пессимизм Шопенгауэра.
Философские взгляды Ницше.
Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.
Позитивизм.
Неопозитивизм.
Постпозитивизм.

Файлы: 1 файл

конспект лекций по философии 2 курс.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Регрессивные (упадочные) государственные  формы:

  1. Тимократия (правление честолюбивых) - власть нескольких личностей, основанная на военной силе.
  2. Олигархия - власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связанные с чувственной частью души.
  3. Демократия - власть толпы, имущественное и политическое выравнивание; это взрывная область.
  4. Тирания - диктатура, направленную против аристократии.

Идеальное государство Платона

Платон родоначальник серии  европейских социальных утопий (это  – первая). П.: нужно создать идеальную  систему, и эту систему связать  с душой. Три части души: мудрая (золото), воинствующая (пылкая), вожделеющая (железо и медь). У каждого человека есть все три части, но в разных пропорциях. Hадо разделить общество на три слоя:

 

  1. Правители (философы)– самые мудрые, знающие (они не могут совершать безнравственные поступки). Они действуют по логике мира идей. Они должны быть лишены любого эгоистического интереса. Эгоистический интерес питают собственность и семья для них - имущество общее и общая семья (жены);
  2. Стражи, воины – они не обладают знаниями, но ценят и поэтому защищают его;
  3. Производители - все остальные люди, которые, по мнению Платона не обладают душой (ремесленники, купцы) и живут в мире практических алгоритмов.

 

Можно переходить из одного слоя в  другой - тест, испытание. Хотя в целом  слои достаточно сильно разграничены. Евгеника - браки только со своими. Коммунистическое распределение женщин и мужчин. Все женщины слоя принадлежат всем мужчинам этого слоя. Правители могут проводить браки вроде бы по жребию, а на самом деле передергивать. Все система подчинена интересам государства. Дети не должны знать своих родителей. Воспитание - ориентация на защиту целостности государства. Цензура на искусство - оставлять лишь стихи, воспевающие героев и тому подобное. Идея доносительства. Платон: деградация начинается тогда, когда заканчивается монархия. Модель тоталитарного государства. Система абсолютного подавления личности.

 

 

9) Философия Аристотеля.

 

Аристотель (384-322 гг до н.э.) Стагерит, т.к. родился в г.Стагерия. Отправляется в Афины, был учеником Платона  до его смерти. Затем стал воспитателем А. Македонского. С войсками А.М. вошел в Афины и основал там свою школу – Ликея (лицей). Школа Аристотеля не уступала Академии. (Птолемей – космос, вселенная, Евклидова геометрия). Произведения: «Органон» (группа произведений, в которых производится оформление формальной логики), «Физика», «О небе», биол. трактаты, политические трактаты, главный из которых «Политика», работы по искусству. Аристотель был первым историком философии (он изучил все, что было до него).

 

Аристотель начинает с критики Платона: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель воспользовался самокритикой Платона. Мир идей – это некоторое единство, но в то же время существует множество идей. Пример - идеи кошки и животного - это одно и то же или нет. Аристотель говорит не об идеях, а о понятиях. Он разделяет все понятия на понятия вещей  и понятия классов вещей.

 

Единственный существующий мир  – телесный мир и все его многообразные проявления, включая человека. Все знания – лишь вторичные сущности, а первичны сами сущности. Сущность – это не наши мысли о вещи, а сама вещь. Реально существуют лишь конкретные сущности – первые сущности (упорядоченный субстрат). Первые сущности – это то, о чем все сказывается, и что ни о чем не сказывает. Суждение: первая сущность – это субъект суждения. Пример, «Иван – человек», Иван – это первая сущность. Первая сущность выступает единицей бытия. Субстрат – лишь возможность. Телом он становится, только будучи упорядочен идеей. Идея внутренне присуща конкретной вещи (это заземление платоновской философии).

 

Каждая первая сущность определена 4 причинами:

  1. Формальная причина – суть вещи (план дома в голове архитектора).
  2. Материальная причина – возможность (стройматериалы).
  3. Движущая причина – фактор, слепляющий частички вместе (руки рабов).
  4. Целевая причина – то, что вписывает эту вещь в окружающий мир (дом, чтобы в нем жить).

 

Потом Европа оставит из 4-х только одну - материальную причину. Это и  есть наука.

 

Аристотель. предполагал, что существует редукция в сторону формы или материала.

Пример: Медный шар:  шар – форма, медь – содержание.

 

Перводвигатель – это бог, энтелехия (вечное, неподвижное, неизменное) – это второе начало, противоположное материальному. Он доказал бытие Бога, исходя из принципа причинности. Ряд причин не может быть бесконечным или безначальным. Должна быть причина, сама себя обуславливающая и ни от чего не зависящая: причина всех причин. Космос строится божеством из хаоса на основе 4-х элементов: огонь, воздух, вода, земля.

Теория познания

Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек - это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).

 

Уровни познания:

  1. Эмпирия - самый низший – опыт;
  2. Техно – умение, обобщение на пальцах;
  3. Эпистемия - научное знание - знание ближайших причин связей и отношений;
  4. Софос - знание конечных причин, основания мира.

 

Человек. Общество. Государство.

Человек – вещь среди вещей, обладатель собственного угла в мироздании. Человек телесен и должен достойно прожить свою жизнь. Человек - общественное существо. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

 

Общество всегда предполагает экономическое неравенство. Вопрос: Как достичь равенства? Аристотель говорит, что необходим эквивалентный обмен, а для этого нужны деньги. Он приходит к понятию стоимости.

 

Общество может быть сформировано только тогда, когда появляется государство. У Платона - человек для государства, то у Аристотеля - государство для человека. Государство – это целостность, энтелехия общества (то целое, которое предшествует частям). Человек - есть существо политическое. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага.

 

Аристотель различает три хорошие  и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию, аристократию и политию (правление одного, меньшинства и большинства). Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Лучшая форма государства – полис.

 

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).

 

Право, служащее критикой справедливости, является регулирующей формой политического общения. Аристотель изучает реальные общества, а не строит утопию. Он эмпирически описал 158 государственных устройства. Отличие от Платона: история это не есть хорошие и плохие формы правлений. Критерий: если руководство правит с общественной пользой, то такая форма – правильная, а если для личной выгоды – неправильная. Правление может быть одного человека, немногих или большинства.

 

 

10) Человек, общество и государство  в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.

 

см. 9, 10.

 

 

11) Проблема познания в античной  философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).

Парменид

Диоген Лаэртский: Парменид освободил мышление от обмана воображения и засилья чувств. «Одно и то же есть мысль и бытие». Мысль отождествляется с реальным объектом, например, абстрактное понятие точка - это конкретная точка, которая существует где-то в уме математика. Бытие едино, лишено множественности движения и изменения, оно вне времени и пространства.

 

Разум играет главенствующую роль в процессе познания, а чувства – подсобную. Истина основана на рациональном познании, а на чувствах – лишь мнение, а не истинная сущность. Не доверяйте чувствам, но разумом исследуйте высказанные доказательства.

Демокрит

Древнегреческая мифология: боги –  как люди, которые правят как цари; но есть богини судьбы - мойры, их волю не в состоянии предотвратить  даже боги.

 

Случайность – это то, сущность чего мы не можем познать. Человек познает на уровне своих чувств (начало концепции сенсуализма) – это темное познание. От вещей истекают маленькие предметики, которые воздействуют на органы чувств. Но темное познание – это познание только мира случая (т.е. мира небытия). Светлое познание – это познание умом. Ум преодолевает темное познание, отталкиваясь от него для познания мира атомов.

 

Субъект здесь  созерцатель, обладающий темным и светлым  познанием. Он познает космос, который  находится вне него (сам человек не включен в этот космос). Если включен, то только путем редуцирования к этому миру. По существу, Демокрит дает каркас построения научной теории. Чувственный мир нужно объяснить на основе некоторых умопостигаемых принципов: в данном случае атомов и пустот. В этой теории недостает эксперимента. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.

Сократ 

Внешний диалог стимулирует работу внутреннего диалога. Исходный тезис: «Я знаю, что я ничего не знаю». Другой тезис, которому Сократ придал новое звучание: «Познай самого себя». У человека есть внутренний оппонент, который разрушает химерные построения и вынуждает двигаться дальше.

Теория познания Платона 

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

 

П. подошел  к познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания – это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.

Теория познания Аристотеля

Первые сущности – это единство духовного и субстратного (физического) начала. Человек - это тоже сочетание духовного и субстратного начала. А духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума (энтелехия души).

 

Уровни познания:

  1. Эмпирия - самый низший – опыт;
  2. Техно – умение, обобщение на пальцах;
  3. Эпистемия - научное знание - знание ближайших причин связей и отношений;
  4. Софос - знание конечных причин, основания мира.

 

 

12) Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия).

 

Перелом: от Античности к Европе –  через средневековье. Гегель: философию  можно рассматривать как круг круга. Пример: проблема человека: Сократ – Платон – Аристотель - снова  возврат к проблеме человека, только на более высоком уровне. В средневековой  философии - аналогично. Августин (состояние неустроенности человека) – Фома Аквинский (покой и уют) – Паскаль (состояние неустроенности).

 

Средние века -  время уныния, обесценения  смысла жизни в греческом смысле (наслаждение жизнью). Цицерон: как  могут быть идолы богами. Это уныные было свойственно и иудеям. В таких условиях появляется христианство. Христианство – эллинистическая редакция иудаизма. Христианство – синтез двух культур:

  1. Греческая – культура зрения.
  2. Восточная – культура слуха.

Особенности христианства

  1. Иисус – бог, имеющий телесные черты. И для Востока, и для Греции это невозможно.
  2. Духовный смысл придается земной жизни человека. Живя в этом мире, человек способен совершать действия, наполненные высшим смыслом, дистанцированные от плотских страстей.
  3. Христианство – это еще и община. Коллективизм. Общими усилиями мир может быть изменен.

Заповеди Моисея

  1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не сотвори себе кумира
  3. Не произноси имени Господа напрасно.
  4. Помни день субботний.
  5. Почитай отца твоего и мать твою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего и др.

 

В Ветхом Завете Господь дал Закон  в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона. Теперь же Господь среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

Информация о работе Конспект лекций по философии