Конспект лекций по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:21, курс лекций

Описание работы

Философия в системе культуры.
Природа философского знания. Философия, наука и религия.
Возникновение философии и ее исторические типы (Индия, Китай, Греция).
Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика
Фалес
Пифагор
Платон.
Ранняя греческая философия (досократика). Фалес и др. милетцы, Пифагор, Гераклит, Парменид. Утверждения принципа рациональности.
Поиски единой начала всего сущего в античной философии (Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель)
Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура.
Софисты и Сократ. Диалектика (истина в диалоге). Выдвижение на передний план проблемы человека. Сократ о принципах нравственности.
Философия Платона.
Философия Аристотеля.
Человек, общество и государство в философии Платона и Аристотеля. Идеальное государство Платона.
Проблема познания в античной философии (Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель).
Нравственно-этическое и мировоззренческое кредо христианства. Заповеди Моисея и Нагорная проповедь (различия)
Проблема соотношения веры и знания в схоластической философии (Августин, Ансельм, Ф.Аквинский, Д.Скотт, В.Оккам.)
Проблема единичного и общего в средневековой философии. Номинализм и реализм.
Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Эмпиризм и рационализм
Френсис Бэкон о методе научного познания
Механистическая картина мира и проблема человека в философии Декарта. Дуализм Декарта.
Декарт о методе научного познания. Cogito ergo sum.
Понятие субстанции в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.
Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об ограниченности локковского сенсуализма.
Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные и вторичные качества.
Социально-философские взгляды Локка.
Философские взгляды Беркли и Юма. Проблема причинности в философии Юма.
Коперниканский переворот в философии, совершенный Кантом. Кантовское понимание предмета философии.
Философские взгляды Канта. Кант об априорных формах и границах познания. «Вещь в себе». Антиномии чистого разума.
Эстетическое учение Канта. Категорический императив. Кант о примате практического разума над теоретическим.
Диалектическая философия Гегеля. Гегель о закономерностях исторического процесса. Гегель о соотношении свободы и необходимомти. «Всё действительное – разумно, всё разумное – действительно».
Антропологический материализм Фейербаха.
Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Философский пессимизм Шопенгауэра.
Философские взгляды Ницше.
Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.
Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев
Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.
Позитивизм.
Неопозитивизм.
Постпозитивизм.

Файлы: 1 файл

конспект лекций по философии 2 курс.doc

— 348.00 Кб (Скачать файл)

 

Кроме того (б) необходимо усиление работы органов чувств – оно достигается за счет приборов.

 

Самое лучшее доказательство истины – опыт, когда он в форме эксперимента. Два вида опыта:

  1. Светоносный опыт – не приносит пользы, но содействует открытию причин и аксиом.
  2. Плодоносный опыт – изобретение.

 

 

18) Механистическая картина мира  и проблема человека в философии  Декарта. Дуализм Декарта.

Механистическая картина мира

Воззрения Д. на природу носили в  основном механистический характер. Вселенная – огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс дает Бог, потом – саморазвитие. Идея единства универсума: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Материя находится в количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – сложные автоматы. Но за рамки механических законов выходит человек: он (его тело) – часть природы, но человек наделен душой, разумом и речью. Мышление не определяется телом, оно независимо.

 

Фундаментальное понятие: субстанция – это вещь в особом метафизическом смысле, самодостаточное сущее. Сотворенный Богом мир делится на два рода субстанций – духовную и материальную. Существует еще третья высшая субстанция – Бог.

 

Духовная субстанция неделима, обладает главным атрибутом - мышлением. От него производны впечатления, воображения, желания, чувства и др. Духовная субстанция имеет в себе цели, изначально ей присущие, а не приобретенные на опыте. Þ Духовный мир человека – врожденный. Врожденные идеи: идея Бога, основные математические и логические понятия. Духовный детерминизм: духовное порождается духовным и только им.

 

Материальная субстанция делима до бесконечности, обладает главным атрибутом – протяженностью. От него производны понятия: фигура, положение, движение. Материальное вызвано материальным.

 

Дуализм Декарта: он признавал наличие двух независимых субстанций (в отличие от монизма – единая субстанция).

 

 

19) Декарт о методе  научного познания. Cogito ergo sum.

 

Рене Декарт (1596-1650). Разработчик рационализма. Воспитанник иезуитского коледжа, дающего серьезное образование. Был офицером французской армии. Родоначальник науки, философии и математики Нового времени. Работы: «Правило для руководства ума», «Трактат о свете», «Описание человеческого тела», «Рассуждения о методах». Выделил понятие рефлекса (нервы, мозг, мышцы).

 

Декарт предложил способ мышления, который приняла вся Европа – рационализм. Если у эмпиризма начало познания – опыт, то Декарт понимал, что это не так. Декарт считал, что начало познания – ум, но его сначала нужно развить, научить всему, в том числе математике (той, которая была у древних греков).

 

Человек (его ум, интеллект) располагает двумя способами познания:

  1. Интуиция – ум и только он усматривает некое простое знание. Это прирожденные истины, но они не заданы физическими родителями (от них только тело). Эти знания – от Бога. Например: природа телесна, детерминирована, состоит в движении тел, движение неуничтожимо. Интуиция дает аксиомы. Два критерия аксиомы: ясность и очевидность.
  2. Дедукция - знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное знание – обоснование теорем в науке. Дедукция осуществляется средствами математики, так как она предполагает количественную определенность. Под математикой Декарт понимал, кроме арифметики и геометрии, астрономию, музыку, механику. То есть под математикой понимаются те науки, в которых есть количественные соотношения, и совершенно все равно, в чем отыскивается эта мера (числа, фигуры, звуки, звезды).

 

Три орудия познания:

  1. Чувства – контакт с настоящим. Интеллект нужен для интерпретации чувств.
  2. Память - контакт с прошлым.
  3. Воображение – проектирование будущего.

 

Возникают сомнения в том, что дают чувства, в знаниях, полученных от других. Доказательство возможности достоверного знания: я сомневаюсь в достоверности своего знания, но я не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь, что существует моё сомнение, моя мысль Þ существую я сам Þ существует мир вокруг меня. “Cogito ergo sum”. Способность к мышлению задана сверхприродой человека – Богом.

 

Кроме мышления у человека есть способность воли. Воля часто забегает вперед мышления и ошибается. Ошибки и заблуждения объясняются не кознями дьявола, а тем, что человек сначала действует, а потом думает.

 

Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем движения мысли от простого к сложному. Критерий истинности – в ясности и очевидности знания.

 

 

20) Понятие субстанции  в философии Спинозы. Монизм Спинозы. Спиноза о соотношении свободы и необходимости.

 

Спиноза (1632-1677) – нидерландский  философ. Родился в еврейской  семье, получил глубокое образование; его прочили в лучшие талмудисты (толкователи талмуда). Знакомство с  Декартом. Он порвал с религиозной общиной, подвергся великому отлучению. Такой человек не мог найти работу, был обречен. Но Спиноза нашел работу: он занялся шлифовкой стекол для микроскопов и т.п. Потерял зрение. Главная работа: «Этика» - посвящена проблеме смысла жизни.

 

Существует единая субстанция: природа или Бог (это монизм). Бог и природа единая субстанция (пантеизм). Бог растворяется в природе, отождествляется с ней. Он не носит характера личности. Природа является причиной самой себя (causa sui). Никакой случайности не существует по определению (демокpитовский детерминизм). Случайность - результат нашего незнания.  Бог создал вещи единственным образом. Бог есть необходимость и следствие природы, поэтому чудеса невозможны.

 

У субстанции есть атрибуты (ее неотъемлемые свойства, постоянно присутствующие в ней). Атрибутов великое множество. Человеку субстанция открывается с точки зрения двух атрибутов (это познаваемые атрибуты): протяженности (телесности) и мышления (духовности). Вся материя от камня и до человека наделена этими двумя качествами, хотя и в разной степени. Человеческое мышление – лишь частный случай мышления вообще. Мышление есть самоосознание природы. Мир познаваем. У Бога может быть бесконечное количество атрибутов (мы о них просто не знаем).

 

Модусы - конкретные воплощения атрибутов в реальном мире. Порядок и связь модусов (т.е. вещей) в мире такой же, как и у атрибутов (идей). Субстанция порождает атрибуты, потом затрачивает модус, потом появляются и исчезают реальные вещи. Движение и покой - равноправные модусы протяжения.

 

Есть две части природы:

  1. Природа порождающая - несет в себе активный импульс – модусы (накопители, хранители информации о предметах).
  2. Природа порожденная - это фиксация импульса в порожденной форме (субстанция).

 

Смысл жизни в том, что человек должен стремиться познать субстанцию и познавать ее на основе интуиции (высшая познавательная способность). Или: жить в одном ритме с субстанцией (духовное переживание субстанции). «Свобода есть познанная необходимость». Это свобода человека, созерцающего субстанцию и не нуждающегося ни в чем. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

 

 

21) Философские взгляды Лейбница. Плюрализм Лейбница. Лейбниц об  ограниченности локковского сенсуализма.

 

Многое сделал для математики: дифференциальное и интегральное исчисление. Лейбниц оперировал двоичным исчислением, предложил макет вычислительной машины. Он был поэтом, юристом, историкам и т.п. Лейбниц открыл бактерии с помощью микроскопа.

 

О соотношении  истин факта и истин разума.

Понять метафизику можно только с помощью разума, чувственный (локковский) подход тут неприменим. Лейбниц: «Новый опыт о человеческом разуме» - опровержение Локка: «В уме нет ничего, чего нет в чувствах, за исключением самого ума». Принцип достаточного обоснования. Чтобы понять нечто надо найти совокупность причин, обусловливающих вызывание этого нечто. Ничто не происходит само собой без причины. «Все в этом мире имеет обоснование, чтобы появиться и исчезнуть». Но обосновать все невозможно. Должны быть некие истины, не требующие обоснования (врожденные, первичные истины). Истины факта (за окном идет дождь) – из них нельзя ничего получить, истины разума - их можно трансформировать в некие принципы, строить здание науки. Врожденными являются не какие-то конкретные вещи, а лишь тенденции, склонность к этим истинам.

Монадология

Если Спиноза выступал с позиций  монизма (существование единой субстанции), то Лейбниц предложил концепцию  плюрализма, то есть существование  множества субстанций. Он считал, что  мир состоит из замкнутых областей – монад (его работа – «Монадология»). Каждая монада – самодостаточная субстанция, которая лежит в основе всего. Монада это идеальная одухотворенная сущность самой вещи (принцип провозглашения идеальной сущности). Принцип плюрализма: монад бесконечно много. Принципы: иерархичности (выстраивается иерархия монад), непрерывности (не может быть вакуума между монадами), предустановленной гармонии (каждая монада развивается самостоятельно, каждая сама по себе, а мир устроен разумным образом, значит, монады синхронизированы между собой, гармонизированы Богом). «Мы живем в лучшем из миров, и все, что ни делается, делается к лучшему». «Бог, создавая мир, имел возможность различных вариантов, он мог бы создать мир без зла, но почему он создал мир таким? Другой мир был бы несовершенен». Принцип органицизма. Весь мир это совокупность бесконечного количества организмов, каждый из которых развивается по своим законам. Монады обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении.

 

Монады разделяются  по степени активности:

  1. Монады, которые не отделяют себя от себя и себя от всех (неорганический мир и растения). Им присущи лишь смутные представления.
  2. Монады, которые отделяют себя от всех, но не отделяют себя от себя (животные). У них представления достигают ступени ощущений.
  3. Монады, которые отделяют себя от всех и отделяют себя от себя, т.е. обладают самосознанием (человек). У него представления достигают ясного понимания, осмысления. Именно человек, способен творить духовные и материальные вещи.

 

Лейбниц развил учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.

О категориях «пространство» и «время»

Пространство и время не есть самостоятельные начала бытия, существующие наряду с материей и независимо от нее.

Пространство – порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга.

Время – порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

 

 

22) Локк о первоисточнике знания. Принцип сенсуализма. Первичные  и вторичные качества.

 

Дж. Локк (1632-1704). Мозговой центр английского  пуританского революционного движения. Основная работа: «Опыт о человеческом разуме», работа о воспитании, как  воспитать джентльмена. Два трактата о правлении. Разработал принципы переустройства общества на началах либерализма и демократии.

 

Локк дает детальную проработку эмпиризма, выявляет его противоречия. Он выступает как последовательный ньютонеанец. Человек – телесное существо, которое может познавать и действовать в соответствии со знаниями. Локк спорит с концепцией Декарта о прирожденных идеях. Знание возникает на опыте. Он говорит, что в уме человека не может быть ничего, чего нет в чувствах (до чувственного опыта ум человека – чистая доска). Опыт бывает:

  1. Внешний (телесный)– переживание внешнего мира;
  2. Внутренний (рефлексия) – самосознание, самонаблюдение.

 

Только получив данные опыта (внешнего и внутреннего) человек способен познавать. Это сенсуализм. Результаты опыта обрабатываются умом. Процесс познания включает в себя 3 уровня познания:

  1. Чувственное познание – контакт с внешним миром. Это низший вид познания – знание факта.
  2. Интуитивное познание – выделение аксиоматики, простейших соотношений.
  3. Демонстративное познание – демонстрация логических умозаключений.

 

Ум получает от органов чувств «простые идеи» и создает из них так называемые «сложные идеи», т.е. идеи вещей и их отношений. (Пример: Яблоко - нечто: красное, круглое, твердое – простая идея, которая соединяется в сложную идею «яблоко»). Идеи соединятся со словом в сознании человека и материализуются в языке. Сопоставляя сложные идеи (абстрагируя), ум получает общую идею. Процесс абстрагирования завершается двумя предельно общими идеями – идеями материи и пространства.

 

Противоречия:

  1. Ум имеет дело не с реальностью, а с простыми идеями; ум замкнут внутри себя. Что же является реальностью?
  2. Локк лишил статуса реальности предельно обобщающие категории движения и пространства.
  3. Рационалисты знают, что такое мысль – это понимание. Локк же не понимает природы самого понимания.

 

Локк вводит первичные и вторичные идеи:

  1. Первичные: форма, движение, плотность (т.е. которые можно почувствовать осязанием и которые описаны механикой). Они принадлежат самому объекту, и мы можем лишь скопировать их (принцип отражения).
  2. Вторичные – все остальные (цвет, вкус, запах и т.п.), не опирающиеся на осязание, впечатления. Они принадлежат субъекту, то есть являются его переживанием. Это как бы смутное, затуманенное отображение первичных качеств.

Это ошибочно. Разницы  тут нет.

 

 

23) Социально-философские взгляды  Локка.

 

Локк – отец современного либерализма. Цель: освободить человека от всех форм зависимости от других людей. Социальная философия Локка стала основой английской политэкономии. Адам Смит – ученик Локка.

Информация о работе Конспект лекций по философии