Контрольная работа по Философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

К социально-культурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

Файлы: 1 файл

FILOSFIYa.docx

— 76.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

 

 

Кафедра философии и политологии

 

Оценка_____________

Подпись преподавателя________________

«___» _______________ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО  Боровков А.П.       

Студента  2 курса   группы ГМУ -0321

Специальность ГМУ__________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

1. социально-исторические предпосылки формирования античной философии. Полис и его роль в развитии древнегреческой мысли. Натурфилософский этап античной философии(досократики). Милетская школа(Фалес,Анаксимандр,Анаксимен) о первоначале мира. 
К социально-культурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

К социально-культурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой  религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой  антиномичны, к примеру, в интерпретации  понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации  генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим  сообществам «возникла концепция  философии как образа жизни (way of life)».

Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии – персонифицированные  явления природы. Тем самым, публичная  религия натуралистична. Свой характер она передает и философии. Ссылка на природу есть константа греческой  мысли.

Греки не имели священного книг. У них не было догматики. Не было касты жрецов. Это обстоятельство, крайне важное для зарождения духа свободной философии, не имеет исторических параллелей. Впрочем, Б. Рассел полагает, что от религии восточного типа "Грецию спасло не столько отсутствие жречества, сколько наличие научных школ".

Политические и экономические  обстоятельства также благоприятствовали возникновению философии. Культура греков есть результат и условие  свободы. Принцип социально-государственной  организации - полис - греческий город-государство  представлял этический горизонт гражданина. Государственные цели воспринимались как личные, свобода государства  как гарант собственной свободы  гражданина. Именно поэтому, философия  возникла не в метрополии, а в  колонии - в Милете, на востоке Малой  Азии, затем - в южной Италии, и  только после этого - в самой Греции. Поскольку степень свободы в  колонии была выше. Эта свобода  поддерживалась, отчасти, и пафосом  независимости, который, как можно  думать, наполняет жизнь колонии, пребывающей даже в самых дружественных  отношениях с метрополией.

В истории греческой  мысли создание полиса - явление  чрезвычайной важности. Однако лишь с  течением времени он выявит весь свой интеллектуальный и социальный потенциал, пройдя множество этапов развития и  обретя самые различные формы. Возникновение  полиса, которое, по-видимому, приходится на период с VIII по VII вв. до н. э., явилось  знаменательной вехой, подлинным открытием  в общественной и культурной жизни  эллинов, все преимущество которой  они ощутили в полной мере [1] .

Для системы полиса прежде всего характерно необычайное превосходство  слова над другими орудиями власти. Слово становится главным образом  политическим инструментом, ключом к  влиянию в государстве, средством  управления и господства над другими. Власть слова греки превратят  в божество: сила убеждения (peitho) по действенности приравнивается к  формулам некоторых религиозных  обрядов или "изречениям" государя, царственно провозглашающего право, закон (themis). Вместе с тем слово утрачивает ритуальную сущность, претензии на изречение истины. Оно выливается в форму спора, дискуссии, диалога, предполагает наличие публики, к  которой оно обращено как к арбитру и которая поднятием рук выносит решение в последней инстанции. По силе убежденности одной из двух речей определяется победа одного оратора над другим.

Все представляющие общий  интерес вопросы, урегулирование которых  ранее входило в функцию государя и которые определяли сферу деятельности arche, теперь подчиняются силе ораторского  искусства и решаются в результате прений. Следовательно, возникает необходимость  составления речей, имеющих четко  отточенную форму антитетических доказательств. Таким образом, устанавливается  тесная связь и взаимозависимость  между политикой и логосом (словом). Политическое искусство состоит, по сути дела, в умении владеть речью; и логос с самого начала осознает себя, свои правила, свою эффективность  через политическую функцию. Исторически  именно риторика и софистика, анализирующие  формы речи как орудия победы в  дебатах, разгоравшихся на собраниях  и в судебных процессах, открыли  путь исследованиям Аристотеля, который  наряду с техникой убеждения определил  правила доказательства и противопоставил  логику истины, свойственную теоретическому знанию, логике вероятного или правдоподобного, присущей случайным спорам и обыденной  практике.

Второй отличительной  чертой полиса является полная публичность  наиболее важных проявлений общественной жизни. Более того, можно сказать, что полис существует лишь в той  мере, в какой высвобождается общественная сфера, в процессе противопоставления общественных интересов личным: открытые судебные процедуры противостоят тайному делопроизводству; различные формы действий и процедур в масштабах государства, ранее составлявшие исключительную привилегию басилевса или знатных родов, носителей arche, ставятся под контроль всех граждан. Этот процесс демократизации и установления открытого характера процедур будет иметь в интеллектуальном плане решающие последствия. Становление греческой культуры сопровождается открытием все более широкому кругу людей и в конце концов всему демосу доступа в духовный мир, бывший ранее привилегией военной аристократии и духовенства (эпические произведения Гомера - первый пример такого рода процесса: придворная поэзия, звучавшая в залах дворца, вышла за его стены, распространилась среди народа и обрела статус поэзии празднеств, став, таким образом, важным элементом общей культуры).

Знания, нравственные ценности, техника мышления выносятся на площадь, подвергаются критике и оспариванию. Как залог власти, они не являются более тайной фамильных традиций; их обнародование влечет за собой  различные истолкования, интерпретации, возражения, страстные споры. Отныне дискуссия, аргументация, полемика становятся правилами как интеллектуальной, так и политической игры. Постоянный контроль со стороны общества осуществляется как над творениями духа, так и  над государственными учреждениями. В противоположность абсолютной власти царя, закон полиса требует, чтобы и те, и другие в равной мере подлежали "отчетности" (eythynai). Законы больше не навязываются силой личного или религиозного авторитета: они должны доказать свою Правильность с помощью диалектической аргументации.

В рамках полиса именно слово  являлось инструментом политической жизни; письменность в собственно интеллектуальном плане начинает служить средством  общей культуры и позволяет в  полной мере распространять знания, которые  ранее были уделом немногих или находились под запретом. Заимствованная у финикийцев и модифицированная для более  точной транскрипции греческой речи, письменность стала удовлетворять  потребности распространения знаний почти так же, как и разговорная  речь. Наиболее древние известные  нам записи с помощью греческого алфавита свидетельствуют о том, что начиная с VIII в. до н. э. письменность не предполагает больше специального умения, доступного только писцам, но получает широкое и свободное распространение  среди народа [2] . Наряду со ставшим  традиционным чтением наизусть текстов Гомера или Гесиода письменность составит основной элемент греческого образования и воспитания (paideia).

Одновременно с рождением  полиса возникает естественная необходимость  создания писанных законов. Запись законов  придает им постоянный и точный характер; они изымаются из исключительной компетенции басилевсов, функция  которых состояла в "изречении" права; законы становятся общим достоянием, всеобщим правилом, одинаково применимым ко всем людям. В мире, описанном Гесиодом, который явился предшественником полисного строя, правосудие (dike) действовало еще в двух плоскостях, как бы расчлененное между небом и землей: для рядового беотийского земледельца dike в земном мире заключалась в решении, фактически зависящем от произвола царей - "поедателей преподношений"; на небе dike предстает в образе суверенной богини, далекой и недоступной. Благодаря же публичности, обеспеченной письменностью, она, не теряя своей идеальной ценности, воплощается в собственно человеческом плане, реализуется в законе, в общем для всех правиле. Возвышаясь над всеми, dike подлежит обсуждению и декретированному видоизменению, но тем не менее выражает порядок, считающийся священным.

Первый этап античной философии  представляет собой натурфилософию ранних греческих философов (VI-V вв. до н.э). Основной проблемой для философов  данного периода была проблема первоначала (архэ). Они пытались ответить на вопрос: что является первопричиной всего  существующего?

Основные особенности  данного периода: 
- Космологизм: в центре внимания философов этого периода находился античный космос, его возникновение и устройство. Космос рассматривается как большое, но конечное материальное тело, построенное по законам математической пропорции, подобно пропорциям совершенной структуры. Это - идеал гармонии, к которому должен стремиться в своей жизни и человек. Космос - образец для подражания во всех сферах жизни. 
- Объективизм - вся реальность, включая человеческие представления, понимается предельно объективно. Даже разум и душа человека рассматриваются как жалкое подражание объективному разуму и душе космоса. Жизнь человека подчинена тем же природным законам, что и жизнь космоса. 
- Синкретизм: невыделенность человека из природы и общества. Человек античности не воспринимал себя как самодостаточную личность, противостоящую природе, роду, полису. В древнегреческом языке даже нет термина «личность».

Основные школы и представители данного периода: 
- Милетская школа (располагалась в городе Милете на востоке Греции).

Ее основатель - Фалес, политик  и философ. Архэ Ещя него - божественная разумная вода. Последователь Фалеса Лнаксимандр в качестве первоначала  избирает бесформенную массу вещества - апейрон (от др. греч. - беспредельное), облагающую безграничными способностями  порождения вещей. В Кедрах апейрона созревает космическое яйцо с  влажным ядром и пенной оболочкой. В силу испарения это яйцо лопается, разделяясь на противоположности сухого-влажного, горячего-холодного, светлого-темного. Из этих противоположностей возникают  Четыре элемента: земля, вода, воздух и  огонь, которые затем формируют  все остальные вещи. Еще один представитель  данной школы Анаксимен считает  началом всего воздух, элемент, который  в силу своей легкости и невидимости  совмещает в себе как физические, так и духовные характеристики. Сгущение воздуха порождает воду и землю, из которых образуется земля, разрежение - огонь, из которого образуются звезды, солнце и луна.

 

 

2. Релятивизм Гераклита (Г.) Эфесского. Атомизм Демокрита

Гераклит Эфесский (Herákleitos Ephesios) (р. около 544—540 до н. э. — г. смерти неизвестен), древнегреческий философ-материалист, в наивной форме сформулировавший ряд диалектических принципов бытия и познания; написал не дошедшее до нас сочинение "О природе", от которого сохранились лишь отрывки в сочинениях позднейших авторов. Стиль Г. отличается поэтической образностью. Многозначная символика его фрагментов делает подчас загадочным их внутренний смысл, вследствие чего Г. ещё в древности был прозван "тёмным".

Г. принадлежал к ионийской школе древнегреческой философии. Первоначалом сущего Г. считал огонь, стихию, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, лёгкой и подвижной; путём сгущения из огня появляются все вещи и путём разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь "мерами вспыхивает и потухает", причём мир, по Г., не создан никем из богов или людей.

Диалектика у Г. —  концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в  пределах материального космоса и в основном является круговоротом веществ, стихий — огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она всё новая. Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей. Так, у Г. едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что "раздор есть отец всего, царь всего". В понимание диалектики Г. входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих дел и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.

В истории философии  наибольшие споры вызвало учение Г. о логосе, который истолковывался как "бог", "судьба", "необходимость", "вечность", "мудрость", "общее", "закон" и который в качестве мироустрояющего и упорядочивающего принципа может быть понят как род универсальной закономерности и необходимости. В русле учения о логосе у Г. совпадают судьба, необходимость и разум. В теории познания Г. начинал с внешних чувств. Глаза и уши для Г. — наилучшие свидетели, причём "глаза — более точные свидетели, чем уши". Однако только мышление, которое обще у всех и воспроизводит природу всего, приводит к мудрости, т. е. к знанию всего во всем.

Атомизм Демокрита лучше  любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминация умственного  движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в  Греции с деятельности ионийских  натурфилософов. Атомизм основывался  на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии этиv наблюдениям. Философия Демокрита  прокладывала путь к будущей науке  и философии.

Самую правильную оценку античным мыслителям дал Ф. Энгельс: "Древнегреческие  философы были все прирожденными  стихийными диалектиками. Поэтому и  теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю  возникновения и развития своих  общих положений, вынуждено обращаться к грекам".

Информация о работе Контрольная работа по Философии