Контрольная работа по Философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

К социально-культурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

Файлы: 1 файл

FILOSFIYa.docx

— 76.32 Кб (Скачать файл)

В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства  Аристотель отмечает, что это - логическое построение и здесь «нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над фактами, доступными исследованию путем опыта».

Население лучшего государства  должно быть достаточным и легко  обозримым. Территория лучшего государства  должна быть одинаково  хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей.

 

5. Эллинистическо-римский этап в развития античной философии. Римская преемственность греческой мысли. Атомизм Эпикура, Левкиппа и Тито Лукреция Кара. Эпикуреизм о человеческом счастье. Стоицизм: внутренняя свобода и человеческая стойкость. Сенека, Эпиктет, Марк  Аврелий о благе и долге. Скептицизм (Пирон, Агриппа): релятивизация познания.

Этап в развитии античной философии (конец 4 в. - 2 в. до н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских  систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видными философами этого периода были Теофраст, Карнеад  и Эпикур. Однако для всех этих школ был характерен переход от комментаторства  учения Платона и Аристотеля к  проблемам этики, морализаторским  откровениям в эпоху заката и  упадка эллинской культуры. Этап античной философии (1 в. до н. э. - 5-6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в  античном мире стал играть Рим, под  влияние которого попадает и 

Римская философия формируется  под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии можно  выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик).

Этот период связан с  деятельностью выдающихся греческих  философов Протогора, Сократа, Платона  и особенно Аристотеля, философское  наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижение античной классики.

Наиболее яркими представителями  материализма античности были такие  философы, как: Левкипп, Демокрит (род. около 47О г.до н.э.), Эпикур (341—27О  гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99—95 гг. до н.э.) и др.  Особенно большое значение имело развитие Левкиппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему атомистического материализма. Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представления древних философов об атоме как неделимой и простой материальной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была экспериментально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия;

Эпикур разделяет свою философию на три части: канонику — учение о познании, физику, этику. Последняя выступает у Эпикур; главной частью, но первые две части являются обоснованием этики. 
Согласно Эпикуру, все знание возникает из ощущений посредством восприятии предметов природы, к которым он также относили образы фантазии. Восприятия возникают в нас вследствие проникновения в нас «образов» («видиков») вещей. Они по виду подобны твердим телам, но значительно превосходят их «по тонкости». Образы эти отцеляются от поверхности вещей и перемещаются с быстротой мысли. 
Если они входят в органы чувств, то дают настоящее чувственное восприятие, если же проникают в поры тела, то дают фантастическое восприятие. Понятия, или общие представления, образуются на основе единичных представлений. Как восприятие, так и общее представление всегда верно отражают окружающий мир. Поэтому они выступают критериями знания. 
Заблуждения и ошибки возникают только в том случае, когда мы что-то прибавляем к нашим восприятиям, относим наше представление не к той действительности, т.е. источником ошибки оказывается разум. Выделение Эпикуром отличия атомов по весу — весьма существенная черта его концепции.

Отличие физики Эпикура  от физики Демокрита также состоит  в понимании движения атомов. Демокрит утверждал, что движение атомов в  пустоте определяется внешней механической необходимостью. Эпикур же считал, что  атомы свободно отклоняются от прямолинейного движения.

При движении атомы самопроизвольно  отклоняются от прямолинейного движения и переходят в криволинейное. В этом состоит оригинальный вклад  Эпикура в развитие атомистики. Самоотклонение атомов необходимо Эпикуру для того, чтобы объяснить их столкновение между собой.

Этим он объясняет свободу, которая присуща атомам: под действием  тяжести атомы двигаются или  по прямой, или беспорядочно, и при  этом происходят случайные отклонения и столкновения. Концепция отклонения атомов, по замыслу Эпикура, должна явиться основой для концепции  свободы человека.

ЭПИКУРЕИЗМ – одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников этой школы является философская система ее основателя Эпикура (ок. 341–270 до н.э.).

В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим  взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом  и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных  ложными мнениями и вздорными  желаниями, и научить человека блаженной  жизни, началом и концом которой  они считают наслаждение. Школа  Эпикура просуществовала почти 600 лет (вплоть до нач. 4 в. н.э.), не зная раздоров и сохраняя преемственность учеников, которые, по словам Диогена Лаэртского, были прикованы к его учению словно песнями Сирен (Диоген Лаэртский, X, 9). Самым видным из них был Метродор из Лампсака, скончавшийся на семь лет раньше учителя. В полемически заостренной форме он подчеркивал, что источником всех благ являются чувственные наслаждения. В своем завещании Эпикур просит своих товарищей по школе каждый месяц собираться в память о нем и о Метродоре, а также позаботиться о детях Метродора. Преемником Эпикура в руководстве школой стал Гермарх из Митилены, а затем Полистрат.

Довольно рано эпикуреизм проникает на римскую почву. Во 2 в. до н.э. Гай Анафиний излагает учение Эпикура на латинском языке. А  в 1 в до н.э. в окрестностях Неаполя  возникает эпикурейская школа Сирона и Филодема, ставшая в период упадка республиканских учреждений Рима главным  центром культуры и просвещения  в Италии. В поместье Филодема собирается цвет образованного римского общества, в том числе знаменитые римские  поэты Вергилий и Гораций.

В вопросе о том, что  важнее для человеческой жизни: наслаждение  или долг? – стоики, в отличие  от эпикурейцев, категорически настаивали на приоритете долга, добродетели, нравственности, поэтому они определяли философию  как упражнение в добродетели. Знание же понималось ими лишь как средство обоснования добродетельной жизни.

Основные этапы развития стоицизма. Стоицизм – учение одной  из философских школ эллинистического периода истории античности. Основателем  стоицизма в 300 году до н.э. стал Зенон  из Китиона (ок. 336-264 до н.э.). Зенон был  учеником киника Кратета.

Учение о природе, разуме и нравственности. Согласно стоической философии, в мире царит однозначная, неумолимая необходимость. Человек  подчинен ей, как и все остальное. Однако он обладает разумом и может  осознать неотвратимость судьбы, в  этом состоит его свобода, источник невозмутимости и ровности духа.Стоицизм видит конечную цель человеческого  существования в том, чтобы жить в согласии с природой. Это значит жить разумно. Человеческий разум является воплощением разума, правящего в мире. Мир, по мнению стоиков, которые в своей онтологии следуют за Гераклитом, представляет собой единое тело, он происходит из огня и возвращается в него. В мире царит необходимость, единый всем правящий закон. Все происходит ради осуществления разумной цели.

Человеческий разум от природы существует как возможность, поэтому, чтобы реализовать свою подлинную природу, человек должен развить свой разум до состояния, когда он полностью выявляет сходство с космическим разумом. Жить в  согласии с природой, жить разумно  и добродетельно – это одно и то же.

Неумолимая судьба не зависит  от воли человека, он ничего не может  изменить в мире необходимости, но отношение  человека к этому миру может быть различным. Человек считается добродетельным, если он безропотно, невозмутимо, с  полным внутренним спокойствием воспринимает все перипетии судьбы. Душа стоика абсолютно непроницаема для внешних  воздействий. Стоик может быть счастлив при самых несчастных обстоятельствах.

Учение о добре и  зле или учение о благе, добре  и зле, добродетелях, безразличном и  надлежащем.

Сенека утверждал в  своих “Нравственных письмах  к Луцилию” и в трактате “О благодеяниях”, по которым в основном судят о  его взглядах, что в мире царствует  неумолимая необходимость, перед которой  все люди — и свободные, и рабы — равны. Истинный мудрец должен подчиняться  этой необходимости, т. е. судьбе, покорно  переносить все невзгоды, с презрением относиться к бренному человеческому  существованию. Условием покорности судьбе, согласно Сенеке, выступает познание Бога. Боги, по мнению Сенеки, добры. Они  отличаются от людей мерой добра, которое они в состоянии сотворить. Божество проявляется в гармонии мира. Философ полагает, что природа  без Бога невозможна. Бог рассматривается  Сенекой как сила, придающая всему  целесообразность. Однако, как он полагал, признание господства необходимости  и целесообразности в мире не дает повода для бездействия. Учет этого  — лишь повод не отчаиваясь действовать  снова и снова в надежде, что  когда-нибудь усилия все-таки закончатся достижением цели.

Сенека восхвалял победу над чувственными страстями, стремление к нравственному усовершенствованию. Он призывал не к изменению условий  жизни, формирующих человека, а к  исправлению его духа. Философ  считал, что “корень зла не в  вещах, а в душе”. Сенека доказывал, что жить надо, стремясь приносить  пользу ближнему, проповедовал непротивление  злу, всепрощение.

Эпиктет. Мыслитель рекомендует помнить, что не во власти человека изменить ход вещей. Во власти людей находятся только их мнения, желания и стремления, а остальное, включая имущество, тело, славу, от них мало зависит. Надо, по мнению мудреца, стремиться на основе знания правильно сделать выбор линии поведения. Это поможет пережить трудности, убережет от страданий. Не вызывай зависти невежд, не роскошествуй, будь разборчив в выборе друзей, стремись к знанию необходимости, будь умерен — учил Эпиктет. Вместе с тем его нравственные сентенции прививают непротивление злу, восславляют бедность, воздержание, терпение, смирение. “Терпи и воздерживайся” — это главный лейтмотив этики Эпиктета.

Эпиктет рекомендовал отказаться от желания разбогатеть, от стремления к славе и почестям. Он учил, что  надо сузить свои потребности и довольствоваться только теми благами, которые человек  в состоянии добыть себе сам. Эпиктет  проповедовал идеалы аскетизма, убеждая, что подлинное богатство —  это мудрость.

В то же время Эпиктет  советовал жить так, как приходится: исполнять гражданские обязанности, трудиться, иметь семью и детей, помогать друзьям в беде.

Он рекомендовал людям быть бережливыми, но не предаваться алчности.

Марк Аврелий доказывал, что организовать личную жизнь надо сообразно природе и при следовании к целям не следует пользоваться дурными средствами. Отстаивая идею текучести жизни, он тем не менее  подчеркивал: “… все соподчинено  и упорядоченно в едином миропорядке”. Причем: “Кто не знает, что такое  мир, не знает, где он сам”. Следуя знанию о миропорядке, он требовал своевременно перегруппировать усилия для достижения общего блага, рекомендовал стремиться стать лучше. Марк Аврелий учил не заниматься сбором сведений об успехах  других, не участвовать в интригах, а спешить своим путем, путем  созидания. Он рекомендовал полюбить скромное дело и в нем найти успокоение.

Марк Аврелий учил, что  владение собственностью — это иллюзия, так как все, чем бы ни владел человек, может быть отнято. К этому должен быть готов каждый владелец как движимого, так и недвижимого имущества. Человек должен направлять себя на то, чтобы быть полезным людям. Взаимное стремление людей служить друг другу  он рассматривает как долг людей  и основу благополучия общества.

Марк Аврелий указывает  на необходимость проведения мероприятий  в деле организации экономической  жизни. При этом его суждения об управлении и организации социальной жизни  проникнуты глубоким пониманием тех  трудностей, которые препятствуют усилиям, направленным против деструктивных  тенденций.

Скептицимзм (от древнегреческого - рассматривающий, исследующий) - направления теории познания, подвергающие сомнения принципиальную возможность познания истины и действительности - либо вообще, либо в определённых пределах. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм - психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Пиррон считал философом  того, кто стремится к счастью. Согласно учению Пиррона, чтобы жить счастливо, надо ясно представлять, как  получаются все вещи. Каким образом  должны мы к ним относиться? Какую  пользу приносит это отношение? Он придерживался  того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так  как в себе всё одинаково (безразличное), и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Всё неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями. Поскольку нам не известно свойство вещи, а только форма её явления, человек должен воздерживаться от решений; таким образом, в качестве же практически-нравственного идеального метода, сами по себе возникают апатия (невозмутимость) и атараксия (бездеятельность, безмятежность). Однако человек всё же вынужден действовать, поэтому ему надлежит следовать правдоподобию, традициям и природе.

Учение Пиррона называется пирронизмом. Это название по смыслу отождествляется со скептицизмом. Из невозможности никаких утверждений ни о каких предметах Пиррон заключает, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то не было суждений о них. Если мы будем воздерживаться от всяких суждений о вещах, то мы достигнем невозмутимости, которая есть высшая степень доступного философу счастья.

Имеются еще другие пять скептических тропов, которые приписываются  не самому Энесидему, но некому Агриппе, вероятно, философу времени Энесидема  и вообще поздних скептиков. Мы не стали бы упоминать эти пять тропов, если бы они не обладали своей спецификой и частично резко не отличались от тропов самого Энесидема. Они изложены и у Диогена Лаэрция (IX 88-89) и  у Секста Эмпирика (Pyrrh. I 164-177). Мы не стали бы указывать на них отдельно, если бы они не отличались одной  общей особенностью, которая резко  расходится с предложенными выше десятью тропами Энесидема. Особенность эта заключается в том, что пять тропов Агриппы построены не столько на соотношении вещей, сколько на соотношении мыслей, и потому обладают не столько материальным, сколько логическим характером.

Информация о работе Контрольная работа по Философии