Контрольная работа по Философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:33, контрольная работа

Описание работы

К социально-культурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.

Файлы: 1 файл

FILOSFIYa.docx

— 76.32 Кб (Скачать файл)

"... У античных натурфилософов, - пишет Г. Волков, - можно обнаружить  зачатки почти всех основополагающих  идей естествознания: мысль о  единстве космоса и микрокосмоса, о человеке как космическом  явлении, идеи единства пространства  и времени, сохранения материи  и энергии, принципа относительности,  неопределенности, вероятности, генетической  основы живых организмов... единства  конечного и бесконечного, принцип  симметрии мироздания, предположении  о существовании фундаменте самого  здания материи способности, схожей  с ощущением. Эти идеи были  потом восприняты и переработаны  философией Нового времени... ".

Атомистическая теория строения материи легла в основу всего  дальнейшего развития теоретического естествознания, о представлении  неделимости атома было остановлено  физикой только на пороге XX в., когда  она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства.

Много раз возникали и  теории происхождения жизни. В них  подтвердилось мнение, высказанное  Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как "на дне глубокого  колодца", тайна жизни, которая (как  у Демокрита) зависит от порядка  расположения частиц - нуклеотидов. Сознание же неотделимо от материи, оно отражает мир - об этом говорил материалист Демокрит.

Всеобъемлющие законы живой  и неживой природы - закон сохранения материи и закон причинности - были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. В  наше время они являются фундаментальными законами науки.

Учение астрономии о бесконечности  мирового пространства и бесконечных "мирах" во Вселенной выдвинул тоже Демокрит.

Современная наука тесно  сплелась в философией. Философия  Демокрита - пройденная ступень в  развитии знаний о мире и человеке. Однажды найденная истина развивается  с глубокой древности до далекого будущего. Человечество опять исследует  атомы вещества и атомы общества, перед каждой новой загадкой оно  повторяет с Демокритом: "Истина - на дне глубокого колодца!".

 

3.Элейская школа(Ксенофан,Парменид,Зенон)  о бытии.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА – одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Для Элейской школы был  характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в  учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые  сделал понятие «бытия» предметом  анализа в своей философской  поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

 

4. Классический этап: Платон и Аристотель. Антропологическая проблема софистов. Сократ: учение о человеке и методе познания. Платон: теория идей учение о познании. Понимание блага. Социальная утопия «идеального государства». Аристотель: Метафизика-учение о форме и материи, четырёх причинах. Этика: понимание блага и справедливости, человеческой добродетели. Политика: «правильные» и «неправильные» формы государства.

Главным достижением Платона  стала разработка концепции, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и  т.п. существует еще мир сверхчувственный - мир идей, который есть лишь отпечатки  невидимого мира, не данного нам  в ощущениях. Т.е. для примера можно  сказать, что существует не только предмет, но и «идея предмета».

Платон рассматривал двояко соотношение друг с другом вещи и  идеи: как переход от вещей к  идее и как переход от идеи к вещам.

Он считал, что идеи объективны, т.е. был объективным идеалистом. Платон не только убежден в объективности  идей, но даже считает, что они могут  существовать (на небе) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь  в них, порой покидая их. В стране идей все совершенно, прекрасно и  неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что  производит природа. Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению  которого следует стремиться на Земле.

Платон мечтал создать  всеобъемлющую концепцию мира. Платоновская космогоническая картина подвела  своеобразный итог натурфилософии природы  в IV в. до н.э. По Платону, мировая душа в своем исходном состоянии делится на стихии - огонь, воздух, землю; в центре Космоса - Земля. Космос - это одаренное разумом живое существо. Структура мира по его учению - это божественный разум, мировая душа и мировое тело. Все происходящее, временное, равно как само время, есть образ вечного, идей.

Платон одним из первых дал идеалистическое обоснование  примата идеи над материей, а кроме  этого, все его идеи образуют у  него свой собственный мир со своими собственными законами с их всемогущей и вездесущей значимостью.

Идеи Платона можно  разделить на пять пунктов, из которых  только последний, пятый пункт не выдержал критики времени:

1.Идея вещи есть смысл  вещи. Это является ответом на  вопрос, что такое данная вещь.

2.Идея вещи есть такая  цельность всех отдельных частей  и проявлений вещи, которая уже  не делится на отдельные части  данной вещи и представляет  собою в сравнении с ними  уже новое качество. Это подразумевает,  что идея вещи есть целостность  всех составляющих ее частей, неделимая на эти части.

3.Идея вещи есть та  общность составляющих ее особенностей  и единичностей, которая является  законом для возникновения и  получения этих единичных проявлений  вещи. Можно сказать, что идея - есть закон, осмысливающий появление  и проявление отдельных ее  особенностей.

4.Идея вещи невещественна.  Понимается это как то, что  любая вещь имеет три состояния  (газ, жидкость, твердое тело), а  идея вещи не может иметь  физических свойств.

5.Идея вещи обладает  своим собственным и вполне  самостоятельным существованием, она  тоже есть особого рода идеальная  вещь или субстанция, которая  в своем полном и совершенном  виде существует только на  небе или выше неба. С этой  точки зрения Платон рассматривал  три разновидности бытия (небесные  идеи, земной мир, космос в целом).

Классический период античной философии связан также с деятельностью  еще одного выдающегося греческого философа - Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии.

Аристотель продолжил  линию преемственности, которая  началась с Сократа. В целом ряде отношений Аристотель выступает  вроде бы как решительный противник  Платона. Он упрекал того в проповеди  абсолютно изолированных идей. По сути же он продолжает дело своего учителя. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций.

Аристотель не отрицал  существования идей, но во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что они находятся внутри отдельных  вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Аристотель соединил мир идеальных  сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей Аристотель оставил  пассивное начало, а за бестелесными формами - активное, заявив об их неразрывности.

Определяя материю как  возможность и развивая взгляды  своих предшественников на элементы, из которых состоит мир, Аристотель выделял в качестве основы первоматерию. Она наделена двумя парами противоположных  качеств: теплое и холодное, сухое  и влажное. Комбинации этих свойств  дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую. К четырем стихиям  Аристотель добавлял квинтэссенцию - божественный эфир, из которого состоят вечные тела - звезды и небо.

Аристотель выступил против вывода Платона, о том, что понятия - не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно  и, безусловно, независимо от чувственного мира. Теорию идей он понимал не как  Платон, а подправив ее. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой  же вещи. Он понимал это таким  образом, что сущность вещи не может  находиться вне самой вещи.

Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некоей общностью. Это понимание того, что каждая вещь состоит из каких-нибудь своих  частей. Аристотель четко различает  как общее и единичное, так  и необходимое и случайное.

Общность вещи обязательно  существует и в каждой отдельной  вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все ее раздельные части  и потому является целостностью вещи. Значение этого он сформулировал  в том, что совершенно никак невозможно отрывать общее от единичного и единичное  от общего.

Целостность вещи, когда  с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями. Явление, окрашивающее всю философию  Аристотеля весьма специфически, это  его формулировка понятия «организм». По нему, это такая целостность  вещи, когда имеется одна или несколько  таких частей, в которых целостность  присутствует субстанциально.

Четырехпринципная структура  всякой вещи, как организма. 1-й его  принцип - это эйдос или форма, это эйдетический или идеальный, идеальный принцип. 2-й - материя и  форма. 3-й принцип Аристотеля - учение о мере, которое оказывается нее  только просто количественным и вовсе  не просто качественным принципами, но, прежде всего, принципом эйдетическим, равно как и принципом причинно-целевым, не говоря уже о его материальности. 4-й принцип включает у него материю  и случайность, где материя - немифологическое понятие, а именно лишь абсолютно  реалистическое и случайность является здесь понятием только философским.

Сформулировав эти четыре принципа в более общей форме, можно сказать, что каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым  назначением.

Проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания — антропологии. В антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы.

Софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид в античной философии — часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе.

В средневековой философии  человек редуцируется до, субъекта спасения. Цель его бытия — спасение души и соединение с Богом. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в Царство Божье. Желание личности стать самостоятельной и свободной  однозначно трактуется как греховное.

Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности, создала свой идеал свободной и гармоничной личности. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.

В философии Нового времени  и Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности, целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Разум утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан — в нем нет тайны. Классическая философия XVII—XVIII в. так и не создала идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не столько к самой личности, сколько к надличностной силе — разуму, способному преобразовать природу человека.

Антропологический поворот  в философии связан с именем И. Канта. Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) и философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер), сконцентрировались на человеке, сделав его переживания, судьбу и свободу, смысл и цель существования предметом углубленной философской рефлексии. Экзистенциально-антропологическое направление в философии отвергло установки натурализма и позитивизма и пересмотрело некоторые принципы классической философии. В XIX—XX вв. человек осознал себя в качестве проблемы, стал познавательно беспокоиться о себе.

Информация о работе Контрольная работа по Философии