Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:33, контрольная работа
К социально-культурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» – изречение, греческое – стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы.
"... У античных натурфилософов,
- пишет Г. Волков, - можно обнаружить
зачатки почти всех
Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, о представлении неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства.
Много раз возникали и теории происхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как "на дне глубокого колодца", тайна жизни, которая (как у Демокрита) зависит от порядка расположения частиц - нуклеотидов. Сознание же неотделимо от материи, оно отражает мир - об этом говорил материалист Демокрит.
Всеобъемлющие законы живой и неживой природы - закон сохранения материи и закон причинности - были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. В наше время они являются фундаментальными законами науки.
Учение астрономии о бесконечности мирового пространства и бесконечных "мирах" во Вселенной выдвинул тоже Демокрит.
Современная наука тесно сплелась в философией. Философия Демокрита - пройденная ступень в развитии знаний о мире и человеке. Однажды найденная истина развивается с глубокой древности до далекого будущего. Человечество опять исследует атомы вещества и атомы общества, перед каждой новой загадкой оно повторяет с Демокритом: "Истина - на дне глубокого колодца!".
3.Элейская школа(Ксенофан,
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА – одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.
Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.
4. Классический этап: Платон и Аристотель. Антропологическая проблема софистов. Сократ: учение о человеке и методе познания. Платон: теория идей учение о познании. Понимание блага. Социальная утопия «идеального государства». Аристотель: Метафизика-учение о форме и материи, четырёх причинах. Этика: понимание блага и справедливости, человеческой добродетели. Политика: «правильные» и «неправильные» формы государства.
Главным достижением Платона стала разработка концепции, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п. существует еще мир сверхчувственный - мир идей, который есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. Т.е. для примера можно сказать, что существует не только предмет, но и «идея предмета».
Платон рассматривал двояко соотношение друг с другом вещи и идеи: как переход от вещей к идее и как переход от идеи к вещам.
Он считал, что идеи объективны, т.е. был объективным идеалистом. Платон не только убежден в объективности идей, но даже считает, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит природа. Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле.
Платон мечтал создать
всеобъемлющую концепцию мира. Платоновская
космогоническая картина
Платон одним из первых
дал идеалистическое
Идеи Платона можно разделить на пять пунктов, из которых только последний, пятый пункт не выдержал критики времени:
1.Идея вещи есть смысл вещи. Это является ответом на вопрос, что такое данная вещь.
2.Идея вещи есть такая
цельность всех отдельных
3.Идея вещи есть та
общность составляющих ее
4.Идея вещи невещественна.
Понимается это как то, что
любая вещь имеет три
5.Идея вещи обладает
своим собственным и вполне
самостоятельным
Классический период античной философии связан также с деятельностью еще одного выдающегося греческого философа - Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии.
Аристотель продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В целом ряде отношений Аристотель выступает вроде бы как решительный противник Платона. Он упрекал того в проповеди абсолютно изолированных идей. По сути же он продолжает дело своего учителя. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций.
Аристотель не отрицал существования идей, но во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что они находятся внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Аристотель соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами - активное, заявив об их неразрывности.
Определяя материю как
возможность и развивая взгляды
своих предшественников на элементы,
из которых состоит мир, Аристотель
выделял в качестве основы первоматерию.
Она наделена двумя парами противоположных
качеств: теплое и холодное, сухое
и влажное. Комбинации этих свойств
дают четыре стихии: огонь, воздух, воду
и землю. Каждое тело образуется из
этих стихий, которые могут
Аристотель выступил против вывода Платона, о том, что понятия - не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира. Теорию идей он понимал не как Платон, а подправив ее. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Он понимал это таким образом, что сущность вещи не может находиться вне самой вещи.
Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некоей общностью. Это понимание того, что каждая вещь состоит из каких-нибудь своих частей. Аристотель четко различает как общее и единичное, так и необходимое и случайное.
Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все ее раздельные части и потому является целостностью вещи. Значение этого он сформулировал в том, что совершенно никак невозможно отрывать общее от единичного и единичное от общего.
Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями. Явление, окрашивающее всю философию Аристотеля весьма специфически, это его формулировка понятия «организм». По нему, это такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанциально.
Четырехпринципная структура
всякой вещи, как организма. 1-й его
принцип - это эйдос или форма,
это эйдетический или идеальный,
идеальный принцип. 2-й - материя и
форма. 3-й принцип Аристотеля - учение
о мере, которое оказывается нее
только просто количественным и вовсе
не просто качественным принципами, но,
прежде всего, принципом эйдетическим,
равно как и принципом
Сформулировав эти четыре принципа в более общей форме, можно сказать, что каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.
Проблема сущности человека и связанная с ней тема самопознания являются ключевыми в философии. Вопрос о природе человека является предметом специального раздела философского знания — антропологии. В антропологической проблематике фокусируются все другие философские вопросы.
Софисты первыми обратили внимание на человека, заявив, что истина о мире, космосе не существует сама по себе. Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид в античной философии — часть мироздания, поэтому все его проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе.
В средневековой философии человек редуцируется до, субъекта спасения. Цель его бытия — спасение души и соединение с Богом. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в Царство Божье. Желание личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как греховное.
Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности, создала свой идеал свободной и гармоничной личности. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг.
В философии Нового времени
и Просвещения человек
Антропологический поворот
в философии связан с именем И. Канта.
Вслед за И. Кантом, А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор,
Ф. Ницше, а затем представители экзистенциальной
философии (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю
и др.) и философской антропологии (М. Шелер,
А. Гелен, Г. Плеснер), сконцентрировались
на человеке, сделав его переживания, судьбу
и свободу, смысл и цель существования
предметом углубленной философской рефлексии.
Экзистенциально-