Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Содержание работы

1.Введение
2.Понятие культуры. Проблема начала культуры. Первобытная культура
3. Становление культуры. Восток, Запад, Россия как парадигмы культуры.
4. Культура и цивилизация. Кризис культуры. Нигилизм в культуре. Массовая культура.
5. Духовная культура: наука, религия, искусство и мораль в системе культуры.

Файлы: 1 файл

понятие культуры.docx

— 117.07 Кб (Скачать файл)

Религия также выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей. Выделяют компоненты религиозной культуры:

· компоненты художественного творчества (религиозная живопись, ваяние и зодчество, литература, публицистика, музыка и пр.);

· компоненты просветительской деятельности (религиозные учебные заведения, библиотеки, издательства и т.д.);

· философская и политическая мысль (религиозная философия, религиозные политические системы и партии);

· мораль (религиозно-нравственные правила и поучения).

Искусство есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. К определению понятия искусства как общественного феномена выделяют следующие подходы, искусство:

· это специфический вид духовного отражения и освоения действительности; это форма чувственного познания сознания;

· это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности;

· рассматривается как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства);

· в искусстве проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца).

Искусство создает для человека «вторую реальность» - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.

Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой. Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры.

Наука, как уже было сказано, -- это одна из форм духовной культуры, которая направлена на изучение естественного мира и базируется на доказательстве. Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. Наука стремится к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует как бы «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.

Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Научные знания выражаются в различных формах: в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Научные знания достигаются посредством проверенных практикой методов познания. Научное знание дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека.

Наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Таким образом, наука представляет собой сложное общественное явление, которое имеет многосторонние связи с окружающим миром. Науку рассматривают с теоретической точки зрения, где наука представлена как система знаний, форма общественного знания; как социальный институт; и с точки зрения общественного разделения труда, где наука - форма деятельности, а также с точки зрения практического применения выводов науки.

Однако место рассмотренных выше видов духовной деятельности в сфере культуры не равнозначно. Так, наука находится на периферии культуры, ибо она реализует не собственно духовные потребности человека, а его материальные требования. Но наука все же относится к духовной культуре, ибо в ней может преобладать познавательный интерес, а познание - всецело явление духа. Возрастая до степени познания ради познания, наука перерастает в философию. Тем не менее, оказывается, что познание ради познания, также как и искусство ради искусства, может приносить человеку наибольшую духовную пользу, смысл и удовлетворение.

Мораль и нравственность, вслед за наукой, также находятся на периферии духовной деятельности, ибо является ее продуктом и результатом. Мораль есть то, что «выпадает в осадок» в результате духовного познания, осуществляемого в собственно духовных видах самопознания - религии, философии и искусстве. Таким образом, мы пришли к еще более узкому смыслу духовной деятельности человека, которая формирует саму культуру. Между тем и они - философия, религия и искусство - не равнозначны. Но устанавливать разницу между ними можно исходя не из их ценности, ибо они одинаково бесценны для человека, а с точки зрения различия в методах осуществления духовной деятельности. Так, например, к систематическим формам духовного познания можно отнести только философию и религию, которые основываются на теоретических положениях, приведенных к концептуальному виду, в то время как искусство не носит теоретический характер и разбивается на отдельные виды со своими специфическими средствами осуществления творчества.

Однако собственно духовное познание нельзя отождествлять и с данными сферами его непосредственной реализации: философией, религией и искусством. В них тоже феномен духовного может отчуждаться и овнешняться. Собственно духовная деятельность в философии есть философствование, в религии - вера, в искусстве - творческое созидание произведения искусства, выражение в нем духовной идеи.

Образцы культурной деятельности запечатлены в духовной истории человечества, однако каждый человек, чтобы стать культурно-духовным, должен открывать их в себе и для себя путем приобщения, прежде всего к философии, духовным традициям и искусству. Человек призван обогащать себя разнообразным духовным познанием, только тогда он сможет избежать как религиозного фанатизма, так и воинствующего атеизма, которые равносильно враждебны культуре и духовности, ибо используют методы насилия. Нижников С.А. Обществознание: человек и общество: Учебное пособие / С.А.Нижников. - М.: Уникум-Центр, 2006. - С. 284-285.

Таким образом, цель духовной культуры - познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе общественных коммуникаци

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Философия: учеб. пособие / ред. В.П. Кохановский. Ростов н/Д., 2007.
  2. Философия культуры: Становление и развитие: учеб. пособие / под ред. М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского и др. СПб., 1998.
  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. М., 1994.
  4. Доусон К.Г. Религия и культура / К.Г. Доусон. СПб., 2001.
  5. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы / В.К. Егоров. М., 2002.
  6. Закон возрастания культуры. Саратов, 1998.
  7. Зиммель Г. Избранное  / Г. Зиммель. М., 1996. Т.1.: Философия культуры. 1996.
  8. Иванова И.Н. Функции культуры и проблема времени (Социально-философский аспект): науч. изд. / И.Н. Иванова. Саратов, 1997.
  9. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М., 1991.
  10. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Основы философии: учеб. пособие. Саратов, 2008.
  11. Лики культуры: альманах / С.Я. Левит. М., 1995.
  12. Лотман Ю. Статьи по типологии культуры / Ю. Лотман // Основы философии: учеб. пособие. Саратов, 2008.
  13.   Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Казус Вагнер. Антихрист. Ecce Homo. Человеческое, слишком человеческое. Злая мудрость / Ф. Ницше.  Мн., 2003.
  14.   О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, В.В.Зеньковский и др., сост. М.А. Маслин. М., 1990.
  15. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М., 1994
  16. Розанов В.В. Религия и культура / В.В. Розанов. М., 2001.
  17. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Adobe Caslon Pro',

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"