Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 12:21, контрольная работа
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
1.Введение
2.Понятие культуры. Проблема начала культуры. Первобытная культура
3. Становление культуры. Восток, Запад, Россия как парадигмы культуры.
4. Культура и цивилизация. Кризис культуры. Нигилизм в культуре. Массовая культура.
5. Духовная культура: наука, религия, искусство и мораль в системе культуры.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Контрольная работа по философии
Вариант № 9
Выполнил (а): студент (-ка) 4 курса
заочного обучения
Саратов
2015
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2.Понятие культуры. Проблема начала культуры. Первобытная культура
3. Становление культуры. Восток, Запад, Россия как парадигмы культуры.
4. Культура и цивилизация. Кризис культуры. Нигилизм в культуре. Массовая культура.
5. Духовная культура: наука, религия, искусство и мораль в системе культуры.
1.Введение
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как "культура ума", "культура чувств", "культура поведения", "физическая культура". В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.
По источникам формирования следует разделить культуру народную и профессиональную. Понятия "культура" и "цивилизация" относятся к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования. Впервые слово "культура" появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее значение. Так, римский оратор и философ М. Цицерон в "Тускуланских беседах" (45 г. до н.э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией. Он считал, что "философия есть культура души. Если культура характеризует человека, меру его развития, способы самовыражения в различных видах деятельности, то понятие "цивилизация" определяет социальное бытие самой культуры".
1.Понятие культуры. Проблема начала культуры. Первобытная культура
Культура - это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Культура - это обработанная, «очеловеченная» и в этом смысле «окультивированная» природа. Это то, что отличает наш мир от самой себя воспроизводящей природы. Окружающие нас вещи предстают как мир «оживших» предметов, как предметно воплощённые человеческие усилия, мастерство, норм, традиции, эстетические вкусы и нравственные ценности, перенесенные человеком на созданные им творения.
Зачатки рациональных знаний и речь, одомашнивание животных и создание сельскохозяйственных культур, овладение огнём, изобретение колеса и орудий труда, без которых невозможно обойтись и сейчас, в наш развитый в техническом отношении век - все это было достигнуто ещё в доисторическое время. Материальная культура являет собой великое множество вещей. Но среди них есть такие как топор, пила, молоток, нож, игла, без которых культура существовать не может, они служат как бы её скрепами, неразложимыми элементами. И они тоже достались нам в наследство от наших далёких предков.
Орудия труда имели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постепенно выходила за рамки биологического существования. Она становилась над биологической, социальной, и требовала иных средств. Искусство явилось одним из таких средств. В широком смысле слова искусство - это осуществление образа, запечатление его в звуке, в телодвижении, в веществе. Создание орудий труда - высокое искусство рук, чувств, мысли. Таким образом, труд и соответствующие орудия выражают, с одной стороны, неудовлетворенность человека существующим, а с другой - способ удовлетворения, способ его достижения. С помощью орудий труда человек достигал то, что виделось ему в воображении
Следует сказать об особом месте мифа как способа адаптации первобытного человека к окружающему миру. Мир заменяет первобытному человеку искусство и науку, он даёт полное знание обо всём, что требуется знать взрослому человеку. Первобытный миф обходится без помощи письменности, поэтому он несёт в себе способы передачи знаний, опирающиеся на слово и память. Коллективный опыт первобытности хранится в памяти живых людей, он нуждается в постоянном воспроизведении и заучивании. Миф не просто сообщает массу полезных и нужных вещей, он волнует, развлекает, эмоционально включает человека в события, о которых повествует и которые необходимо запомнить. Первобытное сознание создаёт символы не в спокойной обстановке, а в состоянии напряжения. Первобытные мифы быстро поднимаются на опаре первобытных эмоций
Переход к родовой общине - это начало новой жизни, организованной на основе не природных, а социальных, самим человеком созданных принципов. Поэтому переход к родовой общине можно считать начало культуры. Таким образом, поклонение женщине как хранительнице кров и очага, а также запрещение кровосмешения есть самые глубокие корни человеческой культуры. Многие мыслители разных эпох отмечали, что культуру того или иного общества характеризует отношение к женщине в данном обществе
Искусство как особый вид деятельности в узком смысле слова тоже есть выражение неудовлетворенности и способ достижения удовлетворения. На первых порах большое значение имели руки, тело, органы речи. С их помощью первобытный человек непосредственно выражал своё чувство, своё видение мира. Поэтому произведения первобытного искусства являются не простым отражением предметов или существ окружающего мира, но и выражением состояния человека. Искусство было преломлённым в сознании первобытного человека миром. Оно наиболее показательно для характеристики первобытной культуры.
Особенностью первобытной культуры является, прежде всего, то, что она, образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их вещественными копиями. Но в центре этого круга стоял человек - их создатель
Первобытная культура имела антропоморфный (человекообразный ) характер, была синкретичной, а также обладала такой отличительной чертой, как примитивной коллективизм.
Исторические стадии развития п
Большая часть истории человечества приходится на период первобытности, который длился много сотен тысяч лет. По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на: каменный, медный, бронзовый и железный века.
В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества - каменный век - заключает палеолит (древнекаме
Далее выделяют: медный век (энеолит) - IV-II тыс. до н. э., бронзовый век - конец II - начало I тыс. до н. э. и железный век - начало I тыс. до н. э.
Характерной особенностью первобытного искусства на самом раннем этапе был синкретизм - сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию самого человека разумного.
На этой стадии возможности всех психических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше, в коллективном бессознательном состоянии, вархетипе - прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие
Палеолит разделяют на ранний (нижний) и поздний (верхний). От нижнего палеолита до нас дошли однообразные и грубые орудия труда. Оббитые гальки и кремневые сколы. Ими пользовались обезьяноподобные люди - питекантропы, синантропы и др. членораздельной речи, религии и искусства у них не было. Обитатели среднего палеолита, неандертальцы связно изъясняться тоже не умели. Они пытались выразить свои представления о мире не только жестикуляцией.
После палеолита следует мезолит и неолит. Эти периоды длились по несколько тысяч лет. Поздний палеолит занимает ключевое место в каменном веке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется «настоящий» человек - Homo sapiens. Во-вторых, скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Главным социальным новшеством нижнего палеолита была экзогамия. Из брачных отношений исключались ближайшие родственники.
Замена эволюционного типа развития на исторический принесла столь радикальные изменения в довольно сжатые сроки и может быть определена как палеолитическая революция. Продуктом этой революции стало антропологическое, психосоциальное, духовное единство человечества, которое сохранится в истории вопреки расхождениям в экономическом, политическом, социальном, языковом, бытовом развитии человеческих обществ. Результатом этих изменений и стало то единство человечества, которое называется культурой. Орудия труда, жилище и предметы быта, язык, мораль, религию, искусство, знания о мире - все эти составляющие культуры можно отметить не раньше верхнего палеолита
Т.о. верхний палеолит - та эпоха, когда человечество, вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется культурой. Культура рождается в конце древнего каменного века как сложившаяся система, тогда как в исходной точке антропогенеза можно говорить только об отдельных зонах культурного поведения. Специфика палеолитической культуры состоит в том, что её типологии опираются на весьма локальный и ограниченный материал, а общечеловеческие закономерности, вышедшие из позднего каменного века, относятся к самым глубоким, аморфным, тёмным константам культурного бытия. Архаический базис цивилизации воспринимается как коллективное бессознательное, сложившееся из ряда открытий «прометеевской эпохи».
Итак, палеолит - расколотые гальки и грубые отщепки, кости, питекантропы и синантропы. Абсолютная тьма. Царство физической антропологии. Интерпретировать нечего, образ не складывается, общаться не с кем. Значит, культуры нет. Средний палеолит. От среднего палеолита идет пещерная тератология. Эпоха бессловесная, предкультурная
Культуры верхнего палеолитаНаз
Верхний палеолит по франко-кантаборийскому району продолжается от 35 до 10 тысяч лет тому назад. Классификация верхнего палеолита, предложенная в начале ХХ в. А. Брейлем до сих пор фигурирует в неархеологической литературе. Она такова: ориньяк (древний, средний, верхний); солютре (и протосолютре); мадлен (слои I, II, III, IV, V, VI); наименования периодов культур даны по названиям мест открытий. В результате изменений, вносимых с 1940 гг. Схема стала весьма дробной, но основные подразделения остались. Ориньяк разделяется на: собственно ориньяк и древнюю перигородскую культуру
Приведём пример последовательности позднепалеолитических культур, а также характер находок.
I. Перигорд (35-20 тыс. лет). Непосредственно следует за мустьерской эпохой среднего палеолита. Кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде ? отсутствие изображений при изобилии нарезок и насечек на костях, украшений, красок; в позднем ? барельефы, изображения животных и человека.
II. Ориньяк (30-19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. Изобразительная продукция ориньяка сходна с перигордской и объединяется в ориньяко-перигордский цикл. Она представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенных краской, отпечатки рук на краске; меандра - борозды, проведённые пальцами на влажной пещерной глине. Из меандровых линий вырисовывается контурные рисунки, сначала их наносят пальцами, затем какими-то орудиями. Маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола. Это - один из первых в истории символов. Конец ориньяка (поздний палеолит - приблизительно 33-18 тыс. до н. э.) характерен массовым распространением женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола, так что весь период иногда называют эпохой палеолитических Венер. Подобные «Венеры» найдены также в Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других странах.
III. Солютре (18-15 тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни палеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техника обработки камня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа служили наконечниками копий, дротиков, а также ножами и кинжалами. Появились кремневые резцы. Скребки, наколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости.
IV. Мадлен (15-10 тыс. лет). Чрезвычайно суровый климат в условиях наступления ледника. Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей. Высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюзироваться, превращаюсь в микролиты. Богатый символизм: круг, спираль, меандр, свастика. Однако вершиной мадленского искусства становится пещерная живопись. Медленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтесан.
Из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании на 986 - изображения животных. Изображений человека - 512, причём около 100 - человекообразных существ. В целом, пещерная живопись реалистична, натуралистична. Условных, обобщенных рисунков меньше, чем индивидуализированных изображений животных. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом в деталях, точной рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельности палеотического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением или с пиктографией