Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Содержание работы

1.Введение
2.Понятие культуры. Проблема начала культуры. Первобытная культура
3. Становление культуры. Восток, Запад, Россия как парадигмы культуры.
4. Культура и цивилизация. Кризис культуры. Нигилизм в культуре. Массовая культура.
5. Духовная культура: наука, религия, искусство и мораль в системе культуры.

Файлы: 1 файл

понятие культуры.docx

— 117.07 Кб (Скачать файл)

По мнению А. Хаузера, палеотическое искусство, без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы. Первоначально первобытное искусство, необособлённое в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

· Натуральное творчество - композиция из туш, костей, натуральный макет;

· Искусственная изобразительная форма - крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

· Верхнепалеолитическое изобразительное творчество - роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно найти и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, мимики, жестов, возгласов. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы - звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма - мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона. Интонационное творчество - двух- и трёхзвучные мотивы.

В верхнем палеолите формируются два основных центра мировой цивилизации: афро-европейский и азиатский. Между двумя этими первичными очагами человечества поддерживаются контакты, а внутри возникают культурные области со своими расовыми, техническими, хозяйственными типами. Закладываются основы языка. Верований, искусства, семейных отношений, которые являются фундаментом любого человеческого общества. Культура верхнего палеолита глубоко своеобразна. Основное занятие человека здесь - охота, и оно накладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования, психику людей.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища). Изучив структуру срезов бивней, ученые сделали вывод, что древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые композиции и элементы

Физиопластическая живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северных оленей. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи - мезолиту: орнаменту.

Мезолит.В среднем каменном веке, мезолите (8-5 тыс. лет назад для Европы) ледник откатывается к северу, затапливая своими водами Европу. Охотничья жизнь, неоседлая, опасная, богатая приключениями, сменяется более спокойным существованием. Мезолитические стоянки располагаются в дюнах и торфяниках. Возникает женское искусство - орнамент. На влажной глине кончиками пальцев можно нанести волнистые линии и палочкой черточки. 

Искусство неолита.Неолит (поздний или верхний палеолит, новокаменный век) занимает ключевое место в каменном веке. Во-первых, на рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемых людей и появляется. Зрелая и поздняя первобытность представлены неолитом (5-4 тыс. лет тому назад) для наиболее развитых областей Средиземноморья.

Особенно показательны среди орудий неолита прекрасно отшлифованные каменные топоры. Это расцвет родового устройства, каменной индустрии. К эпохе неолита относятся изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Люди делали луки, стрелы, глиняную посуду. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком - огнеупорная глина. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остаётся интуитивно-спотанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нём отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Последний этап в развитии бронзового века на Северо-Западном Кавказе характеризуется металлургией и металлообработкой. Велась добыча медных руд, выплавлялась медь, было наложено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).

Умели делать хорошие лодки, из шерсти диких баранов ткали плащи и рубахи, искусно занимались резьбой по кости и дереву. У неолитических охотников детально разработан образ мирового дерева.

Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития - к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота, серебра

История происхождения человека начинается в далёком прошлом. Современная антропология не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. До нас не дошло имен, изображений, биографий, свидетельств люде того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб.

У первобытных людей не было письменности, а у самых первых - и языка. Наиболее долгая эпоха человеческого прошлого безмолвна. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством.

Психологическое значение первобытной эпохи заключается в том, что она закладывает основы человеческой культуры. Эти основы: социальная организация, язык, кровнородственные отношения, ритуалы, искусство, научные знания, экономика остаются с человечеством навсегда.

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шёл процесс разрушения первобытной культуры.

Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру. Сохранить её может только культурное, т.е. почтительное и бережное отношение к её основам. И чем больше мы научаемся видеть этот культурный смысл окружающей нас «второй природы», не оставаясь только на уровне утилитарного пользования вещами, а понимая их значение, их культурную ценность, тем более будет у нас оснований самим стать культурными.

2. Становление культуры. Восток, Запад, Россия как парадигмы культуры. 
Парадигма Восток-Запад: история вопроса 
Самый выдающийся русский философ XIX в. – Владимир Соловьев, предпринявший в своей философии наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. Смысл человеческой истории – считал мыслитель – в выходе эмпирического человечества (греховного по своей природе) к Богу. Искушения плоти, духа и власти препятствуют этому, но Бог своим откровением помогает состояться грядущему богочеловечеству. Эта метафизическая основа концепции Соловьева раскрывается в двух основных измерениях – историческом и типологическом. Исторический аспект представлен через осмысление процесса развития общества и культуры. Типологический аспект теории Соловьева выражен в его осмыслении парадигмы «Восток – Запад – Россия». Символ культуры Востока, по Соловьеву, - «бесчеловечный Бог», Запада – «безбожный человек». Россия – культура «откровения… высшего божественного мира». 
Славянофилы - Аксаковы, Киреевские, Хомяков – представители направления русской общественной мысли середины 19 в. выступали за принципы отличные от западного пути развития России на основе ее самобытности (патриархальность, консерватизм, православие).. Идеализировали общественный строй древней Руси. Западники– Тургенев, Чаадаев, Грановский выступали за развитие России по Западноевропейскому пути.

Особенности русской культуры, по Бердяеву, определены противоречивостью русской души. Ее причину автор видел в положении России между Западом и Востоком. Он писал, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад, а в русской душе борются два начала восточное и западное. Место России в мировой культуре определил христианский, православный характер ее культуры. Выбор веры был предопределен генетической природой византийского цивилизационного идеала, равновесного синтеза западной (греческой) культуры свободного и самостоятельно личностного существования и универсального провосточного мистического символизма. 
Размышляя о противоположных началах русской души, философ полагает, что к таковым относятся деспотизм, гипертрофия государства и анархизм; вольность; обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм и всечеловечность; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт[1]. 
Восток и Запад – два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, обнимающие весь жизненный строй человеческого рода. 
Культура Востока – это культура речной цивилизации и носит интровертный характер. Сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке, раскрываясь вовне, излучая во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе «Первым выступил Восток и излучил на землю потоки света из глубины своего уединенного созерцания; затем пришел Запад со своей всеобъемлющей деятельностью, своим живым словом, всемогущим анализом». 
Россия исторически возникла и развивалась как уникальная многоэтническая и многоконфессиональная страна. В русской истории в силу объективных исторических условий (природно-географический, внешний факторы) решающее значение приобрело развитие государственности. Именно оно лежит в основе мобилизирующего характера генотипа социального развития России. Западный генотип – инновационный, либеральный – интенсивное воспроизводство, цель которого – углубленное содержание культуры, повышение социальной эффективности, открытости к нововведениям. Личность, развитие, свобода, равенство возможностей, закон- культурные ценности западной парадигмы. В России культурные ценности – ценности русского православия: соборность, мессианство, доброхотство. Секуляризация, героизм – главные черты человека Запада. Русский тип человека – иоанновский, православный – мессианский, его основные характеристики: стремление к абсолютному добру, относительность земных и приоритетность духовных ценностей.

В православной традиции есть учение о добродетелях. Святые отцы на многовековом опыте составили своеобразную духовно-нравственную «таблицу Менделеева». Существует семь основных добродетелей, из которых проистекают все остальные – это: умеренность, целомудрие, милосердие, радость, терпение, мужество, смирение. 
Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее – вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь. 
Так, по мнению большинства россиян, причем как людей старшего возраста, так самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28% соответственно).

   

Категории культурного диалога Востока и Запада 
Основные черты Востока: восточный деспотизм, невычлененность индивида из коллектива, корпоративность (касты, общины, кланы), слабая классовая дифференциация (в рамках каст, общин, кланов), тесная взаимосвязь государственной и социальной структуры. Религия санкционировала и освящала политическую власть, стояла на страже незыблемости социальной структуры. На Востоке человек обязан соблюдать традиции, ритуалы, иерархичность подчинения, даже умереть он должен по установленному обычаю (японский самурай). Существенную часть мировоззрения людей Востока составляет вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого человека в разных обликах. Это породило представление о вечном движении всего живого в замкнутом цикле, отсюда фатализм, характерный для мировосприятия Востока. Еще одна особенность Востока - это постоянная связь человека и природы, человек - часть природы, отсюда стремление быть с ней в гармонии, и, познав законы ее, не противоречить им. Человек может совершенствовать мир, лишь совершенствуя себя, обретая гармонию и цельность в себе самом. Европейцы противопоставили себя природе, они перестали чувствовать себя ее частью, отсюда европейское стремление "покорить" природу, заставить ее служить человеку, одолеть, победить, последствия - экологические кризисы. Развитие Востока представляет собой сплошную линию (Китай, Индия), Запад же развивается рывками (за три тысячи лет сменилось несколько цивилизаций: античность, средневековье, Новое время и теперь Новейшее), каждый рывок сопровождался крушением старой системы ценностей, а также политических, экономических, социальных структур.

   

Восток и Запад - это различные модели культуры. При этом по духовно культурным основаниям Запад более целостен, в его основе лежит христианство, хотя и в различных своих вариантах; Восток же многолик. Между Западом и Востоком всегда существовали определенные торговые связи. При этом Восток часто давал толчок развитию Европы. Контакты Запада и Востока прослеживаются на протяжении всей истории. Они имели различные формы: торговля, миграция народов, военные походы (великое переселение народов - движение гуннов с востока на запад, арабские завоевания). Мы можем обнаружить немало заимствований в культуре Европы. Из Китая были заимствованы мореходные и навигационные приборы (румпель, компас), универсальный шарнир, методы обработки земли (полив, прополка, посев злаков рядами), постромки и хомут, стремена, бумага, книгопечатание, порох и т.д.

3.   Культура и цивилизация. Кризис культуры.

Понятие цивилизация. Становление соотношения цивилизаций и культуры.

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

-          культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

-          смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

-          взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),

-          логику эстетического развития (Бродель).

Наш соотечественник Лев Мечников полагал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки, которые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые в конечном итоге определяют состояние частной и общественной жизни. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"