Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:37, доклад
Древняя Индия
1) Предпосылки возникновения Восточной философии
2) Основное содержание древнеиндийской философии ведийского периода
3) Ортодоксальные школы Древней Индии
4) Неортодоксальные школы Древней Индии
Древняя Индия
Возникновение
философии относится к 7 веку до нашей
эры. Именно в это время в Индии
и Китае, а потом в Греции осуществляется
переход от мифологического мировоззрения
к философскому мышлению. Мифологическое
сознание характеризуется
В нем все находится в единстве: и правда, и вымысел, и субъект, и объект, и человек, и природа. Вместе с тем она носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира. Более того он очеловечивает как сам мир, так и природу. Объясняет как происхождение, так и существование по аналогии с самим собой.
Переходом от мифа к философии был подготовлен целым рядом факторов: социальным, экономически и духовно: переход от бронзы к железу, развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытного общинного строя и возникновением государственных структур, правовых норм, регулирование общественной жизни. Постепенно накоплением элементарного научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей.
Периоды:
Начало формирование философии в Индии связано с Брахманизмом (священники и жрецы). В своих догмах брахманы основываются на ведах.
Веды- это азбука или введение, представляющая собой древне индийские источники: сборники гимнов богов.
Ведийская философия- это учение эпохи разложение первобытно общинного строя Индии и возникновения раннее классовых рабовладельческих обществ. Это время возникновения лесных университетов, в которых начинают развиваться элементы индийской философской мысли. Ведическая литература охватывает период со 2 тысячелетия до н.э.- до 6 в. до н.э.
Санхиты :
Брахманы- это ритуальные тексты, комментарии к текстам вед, а также араньяки( лесная книга, лесные тексты). Они проповедуют жертвоприношения, а называется она так потому что содержала тексты, которые предназначались для отшельников.
Значительная часть вед упанишад. Они содержат трактаты философского характера и именно они играют значительную роль в развитии дальнейшей философской мысли.
Первоначально упанишады представляли сиденья вокруг учителя с целью познания истины. Затем этот термин стал означать тайное ученье. В упанишадах развивается тематика вед, а именно идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск знаний в разных областях, а в качестве первоосновы бытия в упанишадах лежит Брахман. Это универсальная, безличная, мировая душа. Духовное начало из которого возникает весь мир со всеми его элементами.
Это
универсальность постигается
Брахман и Атман тождественны. Брахман индивид и осознает самого себя, и тем самым переходит в Атман, становится им. В свою очередь на высшем уровне интуитивного «я», когда субъект и объект слиты воедино Атман сливается с Брахманом. Учение о них заключается в упанишаде. С этим связано сансара. Это круговорот жизни.
Карма –это закон воздаяния. В учениях о сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Детерминируется будущее рождение законом кармы. То есть будущее человека- это результат поступков в прошлой жизни. И только тот, кто вел благопристойный образ жизни может надеяться на то, чтобы родиться в будущей жизни высшей варны(касты).
Самая высшая каста: Брахманы(жрецы, священники). Их цвет- белый. Только они имели право учиться, совершать ритуальные действия.
Вторая: Кшатрии(войны и правители). Их цвет- красный.
Третья: Войны(ремесленники и землевладельцы). Их цвет- оранжевый.
Четвертый: Шудры(рабы). Их цвет- черный.
Важнейшая задача человека- это освобождение мокша от мира объектов и страстей, постоянное нравственное самосовершенствование. Это освобождение реализуется по средствам растворения Атмана в Брахмане. Познания торжества своей индивидуальной души с мировой душой. Познание и самопознание одна из важнейших тем упанишад, но речь идет не о чувственном, а о рациональном познании. Подлинное и наиболее истинное познание состоит в соединении и осознании тождества Атмана и Брахмана. И только то, кто способен сделать это освобождается от бесконечной череды перерождений. Душа такого человека- Атман сливается с Брахманом и остается в нем навсегда. Вместе с тем она освобождается от влияния кармы и это есть самая высокая цель и самый истинный путь Богов деваяна, в отличии от обычного пути отцов. Деваяна достигаются благодаря аскезе.
Философия у Пашад, человек не рассматривается во взаимодействии с другими людьми человек не есть венец творения, он даже не обладатель одной единственной жизни. Его жизнь бесконечная цепь перерождений. Но он имеет возможность разорвать цепь сансары, выйти из цепи и достичь высшей цели. Высшая цель в философии Древней Индии освобождения от бытия.
Жизнь в свою очередь рассматривается как цепь и жить надо так, чтобы покинуть сансару(ортодоксальная школа). Были школы, для которых авторитеты были такие понятия, как Атман, Брахман:
Санкьхя
Ньяя
Вайшешика
Веданта
Миманса
Йога
Школа Ньяя была создана Готаном. Это реалистическая философия основывается на законах логики:
Восприятие- непосредственное принятие объекта. В результате отношения их нашим органом чувств. Оно может быть внешним, посредствам которых мы понимаем, и внутренне(с помощью ума).
Вывод- познание объекта не через восприятие, а через сознание, выделение некого признака, который неизменно связан с данным объектом.
Сравнение- есть познание связи между названием вещей и самой вещью.
Доказательство- есть знание не о воспринимаемых объектах, которые человек получает из утверждения авторитетных лиц, а соединение человеческого сознания с реальностью или объектом познания, которые его оркужают. Для объектов познания первое это наше я, тело человека, чувство, ум человека, а так же чувство удовлетворения и боли, страдания и свободы.
Главной задачей этой школы является избавить личность привязанности тела, к чувствам и объектам.
Наши чувства, ум и тело- 3 разных составляющих. Тело это сложная субстанция, которая состоит из материй. Ум- это тонкая неделимая, некая вечная субстанция. Он служит душе инструментом для восприятия психологический явлений таких как удовольствие или боль.
Брахма- вездесущий Бог. Атман-душа.
Школы древней индии. Неортодоксальная.
Чарвака- материалистическая. Источник познания восприятие. Отрицают писание вед. Должно быть наибольшее наслаждение жизнью здесь в нашей жизни. Должны стараться извлечь из жизни самое лучшее.
Джайнизм- отрицают точку зрения черваков. Кроме восприятия источником познания- логические выводы и свидетельства. Приходят к выводу о наличии пространства и времени, поскольку материальны субстанции должны где-то существовать и изменяться. Также утверждали о наличии дум во всех живых телах.
Карма, то есть сила страстей и удовольствий притягивают частицы материи. Устранением карм душа может снять с себя зависимость и возвратить себе природные совершенства. Правильное поведение в воздержании от чувств. Верят в Бога.
Буддийская система. Основатель Гаутама Будда. Он учится, ведет аскетический образ жизни. Думает о происхождении человеческих страданий. Пришел к выводу о «4 благородных истинах»:
Считал, что даже удовольствие источник страданий. Нет ничего постоянного в этом мире. Восьмеричный благоприятный путь для преодоления страдания(8 ступеней).
Буддийские школы:
Буддизм делится на 2 школы:
Хинаяна: Цейлон, Бирма Сиама. Считает цель нирваны избавить от страданий.
Махаяна: Тибет, Китай, Япония. Считает цель нирваны абсолютная мудрость, следовательно, освобождение от страданий.
Школы Древней Индии. Ортодоксальная.
Вайшешики- основана Канадой(Улука). Родственна с ньяйней- имеет одинаковую конечную цель – освобождение индивидуального я. Подводит все под 7 категории: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность, небытие. Существует 9 видов субстанций: Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир, Время, Пространства, Душа, Ум.
Манас- вечная субстанция, бесконечно малая. Душа вечная и всеобъемлющая субстанция- явление сознания. Действие есть движение. Как и качество оно свойственно только субстанциям. Постоянная связь между целым и его частями- известна как присущность. Для них Бог есть первопричина мира, творец.
Санкхьи. Капиле –основатель. Она признает две независимые первичные реальности: разумное начало(сама сущность), «Я» отличное от тела, чувств, ума, а второе- это вечное бессознательно начало. Эволюция мира начинается с соединения этих двух начал. Сначала возник великий зародыш этой огромной вселенной. Это называется пробуждением от космического сна и появление первой мысли. Хотя Я само по себе свободно и бессмертно, но под влиянием незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом. Отвергает всякую веру в божественность.
Йоги. Основатель- Патанджали. Похож на санкхьи, но признает бытие Бога. Существует 5 ступеней функций ума:
Йога невозможна ни в одном из этих состояний. 4)Состояние сосредоточенности ума на каком либо объекте, служащим предметом размышления.5) Прекращение всякой деятельности мышления. Проводники к йоге.
Два вида йоги: сосредоточенность ума, полное отрешение. В йоге имеется 8 ступеней:
Верит в Бога.
Миманса- основана Джаймини. Первоначальная цель- защита и оправдание ведийского ритуализма. Ритуализм зиждется на авторитете вед. То что веды предписывают выполнять- правильно, то что они запрещают- неправильно. Душа бессмертно, не признают Бога.
Веданта. Центральная идея- идея Брахмана. Брахман- начало всего и конец всего. Брахман ассоциируется с невозмутимым блаженством, спокойствием. 4 стороны жизни: