Древняя Индия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:37, доклад

Описание работы

Древняя Индия
1) Предпосылки возникновения Восточной философии
2) Основное содержание древнеиндийской философии ведийского периода
3) Ортодоксальные школы Древней Индии
4) Неортодоксальные школы Древней Индии

Файлы: 1 файл

2)Древняя Индия.docx

— 27.01 Кб (Скачать файл)

Древняя Индия 

  1. Предпосылки возникновения Восточной философии
  2. Основное содержание древнеиндийской философии ведийского периода
  3. Ортодоксальные школы Древней Индии
  4. Неортодоксальные школы Древней Индии

     Возникновение философии относится к 7 веку до нашей  эры. Именно в это время в Индии  и Китае, а потом в Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения  к философскому мышлению. Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью.

      В нем все находится в единстве:  и правда, и вымысел, и субъект, и объект, и человек, и природа. Вместе с тем она носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира. Более того он очеловечивает  как сам мир, так и природу. Объясняет как происхождение, так  и существование по аналогии с  самим собой.

      Переходом от мифа к философии был подготовлен  целым рядом факторов: социальным, экономически и духовно: переход  от бронзы к железу, развитием аграрного  и ремесленного производства, разложением  первобытного общинного строя и  возникновением государственных структур,  правовых норм, регулирование общественной жизни. Постепенно накоплением элементарного  научного знания, которое все больше использовалось в практической жизни  людей.

      Периоды:

  1. Ведический период(7-5 век до н.э.)
  2. Классический период(5 век до н.э.-5 век н.э.)
  3. Пост. классический период(5 век н.э.-8 век н.э.)
  4. Новейший период(8 век н.э.-21 век н.э.)

     Начало  формирование философии в Индии связано с Брахманизмом (священники и жрецы). В своих догмах брахманы основываются на ведах.

     Веды- это азбука или введение, представляющая собой древне индийские источники: сборники гимнов богов.

     Ведийская философия- это учение эпохи разложение первобытно общинного строя Индии и возникновения раннее классовых рабовладельческих обществ. Это время возникновения лесных университетов, в которых начинают развиваться элементы индийской философской мысли. Ведическая литература охватывает период со 2 тысячелетия до н.э.- до 6 в. до н.э.

     Санхиты :

  1. Риг веды
  2. Сама веды
  3. Яджур веды
  4. Адхар веды

     Брахманы- это ритуальные тексты, комментарии к текстам вед, а также араньяки( лесная книга, лесные тексты). Они проповедуют жертвоприношения, а называется она так потому что содержала тексты, которые предназначались для отшельников.

     Значительная  часть вед упанишад. Они содержат трактаты философского характера  и именно они играют значительную роль в развитии дальнейшей философской мысли.

     Первоначально упанишады представляли сиденья  вокруг учителя с целью познания истины. Затем этот термин стал означать тайное ученье. В упанишадах развивается  тематика вед, а именно идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск знаний в разных областях, а в качестве первоосновы бытия  в упанишадах лежит Брахман. Это универсальная, безличная, мировая душа. Духовное начало из которого возникает весь мир со всеми его элементами.

     Это универсальность постигается через  познания или самого себя. Брахман  тождественнее и вместе с тем  противопоставляется Атману. Это субъективное духовное начало.

     Брахман и Атман  тождественны. Брахман индивид и осознает самого себя, и тем самым переходит в Атман, становится им.  В свою очередь на высшем уровне интуитивного «я», когда субъект и объект слиты воедино Атман сливается с Брахманом. Учение о них заключается в упанишаде. С этим связано сансара. Это круговорот жизни.

     Карма –это закон воздаяния. В учениях о сансаре человеческая жизнь понимается как определенная форма бесконечного перерождения. Детерминируется будущее рождение законом кармы. То есть будущее человека- это результат поступков в прошлой жизни. И только тот, кто вел благопристойный образ жизни может надеяться на то, чтобы родиться в будущей жизни высшей варны(касты).

     Самая высшая каста: Брахманы(жрецы, священники). Их цвет- белый. Только они имели право учиться, совершать ритуальные действия.

     Вторая: Кшатрии(войны и правители). Их цвет- красный.

     Третья: Войны(ремесленники и землевладельцы). Их цвет- оранжевый.

     Четвертый: Шудры(рабы). Их цвет- черный.

      Важнейшая задача человека- это освобождение мокша от мира объектов и страстей, постоянное нравственное самосовершенствование. Это освобождение реализуется по средствам растворения Атмана в Брахмане. Познания торжества своей индивидуальной души с мировой душой. Познание и самопознание одна из важнейших тем упанишад,  но речь идет не о чувственном, а о рациональном познании. Подлинное и наиболее истинное познание состоит в соединении и осознании тождества Атмана и Брахмана. И только то, кто способен сделать это освобождается от бесконечной череды перерождений. Душа такого человека- Атман сливается с Брахманом и остается в нем навсегда. Вместе с тем она освобождается от влияния кармы и это есть самая высокая цель и самый истинный путь Богов деваяна, в отличии от обычного пути отцов. Деваяна достигаются благодаря аскезе.

      Философия у Пашад, человек не рассматривается во взаимодействии с другими людьми человек не есть венец творения, он даже не обладатель одной единственной жизни. Его жизнь бесконечная цепь перерождений. Но он имеет возможность разорвать цепь сансары, выйти из цепи и достичь высшей цели. Высшая цель в философии Древней Индии освобождения от бытия.

      Жизнь в свою очередь рассматривается  как цепь и жить надо так, чтобы  покинуть сансару(ортодоксальная школа). Были школы, для которых авторитеты были такие понятия, как Атман, Брахман:

Санкьхя

Ньяя

Вайшешика

Веданта

Миманса

Йога

      Школа Ньяя была создана Готаном. Это реалистическая философия основывается на законах логики:

  1. Восприятие
  2. Вывод или заключения
  3. Сравнение
  4. Доказательство

     Восприятие- непосредственное принятие объекта. В результате отношения их нашим органом чувств. Оно может быть внешним, посредствам которых мы понимаем, и внутренне(с помощью ума).

     Вывод- познание объекта не через восприятие, а через сознание, выделение некого признака, который неизменно связан с данным объектом.

     Сравнение- есть познание связи между названием вещей и самой вещью.

     Доказательство- есть знание не о воспринимаемых объектах, которые человек получает из утверждения авторитетных лиц, а соединение человеческого сознания с реальностью или объектом познания, которые его оркужают. Для объектов познания первое это наше я, тело человека, чувство, ум человека, а так же чувство удовлетворения и боли, страдания и свободы.

     Главной задачей этой школы является избавить личность привязанности тела, к чувствам и объектам.

     Наши  чувства, ум и тело- 3 разных составляющих. Тело это сложная субстанция, которая  состоит из материй. Ум-  это тонкая неделимая, некая вечная субстанция. Он служит душе инструментом для восприятия психологический явлений таких как удовольствие или боль.

     Брахма- вездесущий Бог. Атман-душа.

Школы древней индии. Неортодоксальная.

      Чарвака- материалистическая. Источник познания восприятие. Отрицают писание вед. Должно быть наибольшее наслаждение жизнью здесь в нашей жизни. Должны стараться извлечь из жизни самое лучшее.

      Джайнизм- отрицают точку зрения черваков. Кроме восприятия источником познания- логические выводы и свидетельства. Приходят к выводу о наличии пространства и времени, поскольку материальны субстанции должны где-то существовать и изменяться. Также утверждали о наличии дум во всех живых телах.

      Карма,  то есть сила страстей и удовольствий притягивают частицы материи. Устранением  карм душа может снять с себя зависимость  и возвратить себе природные совершенства. Правильное поведение в воздержании  от чувств. Верят в Бога.

      Буддийская система. Основатель Гаутама Будда. Он учится, ведет аскетический образ жизни. Думает о происхождении человеческих страданий. Пришел к выводу о «4 благородных истинах»:

  1. Есть страдания
  2. Есть причина страдания
  3. Прекращение страдания
  4. Существует путь к прекращению страдания.

     Считал, что даже удовольствие источник страданий. Нет ничего постоянного в этом мире. Восьмеричный благоприятный путь для преодоления страдания(8 ступеней).

  1. Правильная точка зрения
  2. Правильно определение
  3. Правильная речь
  4. Правильное поведение
  5. Правильная жизнь
  6. Правильные старания
  7. Правильная внимательность
  8. Правильная сосредоточенность

     Буддийские  школы:

  1. Надхьяманов, или шуньявадинов (мир перемен, иллюзорен).
  2. Йогачары, виджнянавадинов. Все нереально. Субъективный идеализм.
  3. Саутрантики: существует 2 мира, духовный и недуховный. Теория подразумеваемости внешних объектов.(тигр).
  4. Вайбхашики. Способы познания внешних объектов. Непосредственный реализм.

Буддизм делится на 2 школы:

     Хинаяна: Цейлон, Бирма Сиама. Считает цель нирваны избавить от страданий.

     Махаяна: Тибет, Китай, Япония. Считает цель нирваны  абсолютная мудрость, следовательно, освобождение от страданий.

Школы Древней Индии. Ортодоксальная.

     Вайшешики- основана Канадой(Улука). Родственна с ньяйней- имеет одинаковую конечную цель – освобождение индивидуального я. Подводит все под 7 категории: субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность, небытие. Существует 9 видов субстанций: Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир, Время, Пространства, Душа, Ум.

     Манас- вечная субстанция, бесконечно малая. Душа вечная и всеобъемлющая субстанция- явление сознания. Действие есть движение. Как и качество оно свойственно только субстанциям. Постоянная связь между целым и его частями- известна как присущность. Для них Бог есть первопричина мира, творец.

     Санкхьи. Капиле –основатель. Она признает две независимые первичные реальности: разумное начало(сама сущность), «Я» отличное от тела, чувств, ума, а второе- это вечное бессознательно начало. Эволюция мира начинается с соединения этих двух начал. Сначала возник великий зародыш этой огромной вселенной. Это называется пробуждением от космического сна и появление первой мысли. Хотя Я само по себе свободно и бессмертно, но под влиянием незнания оно смешивает себя с телом, чувствами и умом. Отвергает всякую веру в божественность.

     Йоги. Основатель- Патанджали. Похож на санкхьи, но признает бытие Бога. Существует 5 ступеней функций ума:

  1. Рассеянное состояние(ум скользит от одного объекта к другому)
  2. Притупленное состояние ума(как во сне)
  3. Относительное умиротворенное состояние.

Йога невозможна ни в одном из этих состояний. 4)Состояние сосредоточенности ума на каком либо объекте, служащим предметом размышления.5) Прекращение всякой деятельности мышления. Проводники к йоге.

Два вида йоги: сосредоточенность  ума, полное отрешение. В йоге имеется 8 ступеней:

  1. Обуздание
  2. Культура этики
  3. Выработка устойчивости
  4. Контроль над дыханием
  5. Удаление чувств
  6. Внимание
  7. Размышление
  8. Сосредоточенность

Верит в Бога.

      Миманса- основана Джаймини. Первоначальная цель- защита и оправдание ведийского ритуализма. Ритуализм зиждется на авторитете вед. То что веды предписывают выполнять- правильно, то что они запрещают- неправильно. Душа бессмертно, не признают Бога.

      Веданта. Центральная идея- идея Брахмана. Брахман- начало всего и конец всего. Брахман ассоциируется с невозмутимым блаженством, спокойствием. 4 стороны жизни:

  1. Чувственные влечения и страсти
  2. Материальные блага, выгода, польза
  3. Рациональное экономические ценности
  4. Закон, порядок, обычай, основа морального и социального порядка.

Информация о работе Древняя Индия