Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций

Описание работы

Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.

Файлы: 1 файл

sciphilosophy_lectures.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

Эйнштейн не согласуется с квантовой  механикой. Фарадей изучал явление  электролиза: 1 г водорода, 8 г кислорода, 22,9 г натрия, 32,44 г цинка, 107,66 г  серебра → одинаково выделялся  ток, это их атомные массы. Нашли  минимальный носитель электричества  – е (электрон). 1881, Гельмгольц:  не нужен эфир, заменить его на электроны. → электронная теория, отрицает теорию Максвелла, начинается с Лоренса, затем преобразуется в квантовую теорию, главное – дискретное распространение. По Максвеллу электрон упал бы на ядро. Решили, что он излучает не равномерно, а квантами (порциями); эта теория противоречит квантовой теории поля, к тому же она полностью статистическая (вероятностная).

В физике тоже до сих пор кризис, нет единой теории.

 

Философия.

С эпохи Возрождения свернули с линии Платона, но взяли математический анализ, ньютоновскую механику и понятие автономного «я». К 1920-ым гг. стало ясно, что математика и физика в кризисе.

 

Переворот Канта:

$

Фихте

Шеллинг

Гегель

$

неокантианство

феноменология

$

позитивизм

$

махизм

неопозитивизм

$

иррационализм

Шопенгауэр

Ницше

$

философия жизни

$

экзистенциализм

фрейдизм

прагматизм


 

 

20 век

Переход от родового «я» к индивидуальному, от рационализма к психоанализу, от представлений об объективности  истины к полному субъективизму. Главное, что нет общей истины, «я» само себе закон.

Экономическое учение

Классическая буржуазная политэкономия (Смит, Рикардо): теория стоимости, ее источник – труд, стоимость товара определяется рабочим временем. В средневековье  – натуральное хозяйство. Появляются люди линии Демокрита → главный интерес «я», выгода, удовольствие, индивид автономен и сам себе закон. Частный интерес преобразуется в разумный эгоизм (классическая буржуазная политэкономия) → вопрос о согласовании частных и общих интересов.

Общество разделено на людей  Платона и Демокрита, первых удовлетворяет  самообеспечение на зарплату, потом  возмутились из-за роста потребностей (1830е гг.).

→ концепция Мальтроса (?): прибыль  возникает не в производстве, а  в товарном обмене.

В Европе никто не хочет работать за самообеспечение → колониальная политика (поиск людей Платона), сейчас паразитирует.

Вывод: кризис европейского сознания в политике, экономике, науке.

 

Лекция III – Синергетика


23.01.06

 

Синергетика – общетеоретический  подход, опирающийся на открытые системы. Самоорганизация + системность.

 

synergetic.ru – Московский синергетический форум.

 

Хакен, «Синергетика»

Бир, «Мозг фирмы»

Капица, Курдюмов, «Синергетика и прогнозы будущего»

Аршинов В., «Синергетика как феномен  постнеклассической науки»

Матурано, Варелла «Древо познания» - автопоэзис.

 

Понятие синергетики.

- общетеоретическое (см. выше)

- частнонаучное

- как парадигмы (не отрицает  предшествующее, включает все, о  раньше к этому не были готовы).

Предшественники

- А. Богданов (начало 20 в.)

- П. Кропоткин (этика как универсальная  система самоорганизации)

- П. Флоренский (богословие, исихазм)

- И. Пригожин, И. Стенгерс, «Порядок  из хаоса»

 

Зарождение синергетики связано  с физикой и математикой, с  универсализмом, связью всех естественных процессов → связь их с обществом, метафизикой.

Хаос – то, что предшествует творению мира, не беспорядок, а система, способная стать миром. Не негативная характеристика.

Становление – процесс (разрабатывал Гегель), у синергетиков это постоянный переход, активность, взаимодействие. Пригожин: два типа систем – простые (линейное развитие, подвержены стагнации и упадку) и диссипативные (развиваются с точки бифуркации, раздвоения → ветвление, линии развития могут быть связанные; спонтанность!)

Точка бифуркации – упорядоченный хаос, порядок был заложен изначально.

Диссипативность системы заложена изначально; простая система не может  диссипировать.

Принцип достижимости всего, в том  числе того, что нельзя помыслить (свобода сознания и действия). Диссипативные  системы колеблются от упорядоченности к хаосу. В системе все связано → действие в одном конце затрагивает другой, даже неизвестный первой стороне.

Диалогичность (коммуникативность): иерархия элементов-подсистем, подчиненность  постоянно меняется.

Принцип дополнительности – физик Гейзенберг обнаружил, что нельзя одновременно зафиксировать две разные характеристики, надо сопоставить два результата.

Принцип неопределенности – принципиальная неполнота исследования (постоянная трансформация).

Теория катастроф; теория относительности; фракталы (связь с архетипами Юнга).

1) Нелинейность – диссипативные  структуры, все системы в момент  развития.

2) Неустойчивость – несохранимость  системы, позитивно, позволяет  достигать всего.

3) Открытость системы – обмен  веществом и энергией с другими системами.

4) Подчинение – эволюция, коэволюция.

Варелла, Мотурано (Чили), биологи. Рассматривают  все системы как живые (условно) → все развивается по кругу (система  развивается, приспосабливаясь), эти  процессы автономны (важно не столько  качество среды, сколько способность системы к ней приспособиться) → активность и гибкость систем: самосохранение и познание – «автопоэзис», созидание и самопорождение. Развитие зависти от того, насколько хорошо система понимает, как ей развиваться. Человек творит себя через свою активность в познании. Когнитивный актор – познающий субъект, добывает и творит информацию, а не наблюдает и искажает, как у позитивистов. В процессе познания: чем опыт, полученный при научном исследовании, приходится для личности исследователя. «Лишь теория решает, что наблюдаемо, а что нет», все решает исследователь.

Автопоэзис.

1) Самоотчет, самовопрошание, самореференция (активность, использование разных  методов, подходов; междисциплинарные  подходы приветствуются).

2) вненормативность (восприятие любого фактора как нейтрального). Рубеж 19 – 20 вв. – поэтизация зла как необходимого и т. д.; нет готовой шкалы ценностей.

3) порождающая и регенеративная  стратегия (многовариантные и  многофункциональные выводы из  одной посылки; осознаваемая стратегия с выбором → операциональная замкнутость (постоянство): система не закрыта, но автономна, устойчива (самовоспроизводство + упорядоченность функций, на систему можно рассчитывать).

4) Цикличность и гиперцикличность: цикличность – имманентная структура, гиперцикличность - внешнее).

«Знать» - вести себя адекватно (таким  образом активность – добывать и  применять знание) → понимание  и знание как взаимодействие (в  герменевтике объект – это сумма  подходов к нему), поиск сути –  поиск подхода к объекту. Самосознание – тоже взаимодействие.

Истинное подсознание – адекватное системе → проблема языка.

Идея идентичности: не просто индивидуальная самотождественность, а с учетом активности, самосохранения и т.д. «Автоэзис»: жизнь человека – результат его  наблюдения за собой.

Наблюдатель – позиция, гипернаблюдатель – без вовлеченности. Анализ текста – наблюдатель, вопрос о том, почему и как я его анализирую –  гипернаблюдатель. Мир, который созидается, не определен, каждый наблюдатель действует  в границах собственного представления. «Граница моего языка – это граница моего мира». Проблемы языка – проблемы перевода с одного языка на другой, уравновешивание. Нужны другие люди, которые поймут сделанное кем-то.

Идея телесной вовлеченности в  процесс понимания.

«Узнавая, как мы узнаем, мы творим себя». Интертекстуальность: индивидуальный телесный опыт должен быть переведен в универсальное.

Проблема идентичности – важно, в какой области получен результат.

→ «бритва Оккама» → вторая половина 20 века – привлечение любых  методов, так как сложность с аттрибутированием (междисциплинарные исследования). Наблюдатель изменяется в процессе исследования (а не объект).

Познание перестало быть чисто  научным; постоянное познание себя, ежедневное.

Много случайных результатов. Выбор  собственной идентичности. Постмодернизма: нет абсолютной истины, она множественна и текуча → размывание идентичности. Возможен новый виток.

Попытка построить неиерархическую  модель рациональности: раньше – четкая структура, сейчас сочетание системы  и отдельных точек, постоянно меняется. Идея коллективного разума возрождается.

Укрупнение и упрощение систем (после сброса сложности в процессе развития диссипативных систем, новый  уровень).

Искусственный интеллект: человеческая идентичность в виде программы. Идея кластерной личности.

Новая модель: не один человек познает  и делает выводы, а все люди во взаимодействии.

 

Лекция IV – Глобальный эволюционизм как принцип развития науки


 

30.01.06

 

1) Общая характеристика развития

2) Географические аспекты развития

3) Мифологический и религиозный эволюционизм

4) Философская концепция эволюции

5) Общенаучный эволюционизм (современный)  – ноосфера, коэволюция, синергетика,  социобиология, этногенез, конвергенция, символизм.

 

I. Началось с идей судьбы (рока), зародившейся в недрах городской культуры Вавилона; в античности – идея космоса; в средние века – идея Бога; в эпоху Возрождения – идея природы; с середины 19 века – идея развития (эволюции). К концу 20 века идея развития стала богом западного мира.

Идея прогресса оправдывает  технократическую экспансию Запада. Она стала некритичной, когда стала доминировать → вместо знания порождает хаос в мировоззрении и науке. Две основные проблемы: где брать ресурсы и куда девать отходы; в мировоззрении – откуда и куда идет знание.

В мире, кроме развития, есть вечное → не история литературы, а история в литературе.

Идея развития есть только у европейцев.

 

II. Наука зависит от развития → развитие надо оценивать тем, что от него не зависит.

- География. На Западе постоянно  ускоряющийся прогресс → или движение к цели, или бегство от чего-то, на Западе – бегство от смерти и хаоса; на Востоке развитие – движение к просветлению (буддизм). Юг (античный): развитие – переход от хаоса к космосу. Север – доминирует вечность, нет развития. В центре – Россия, постоянная борьба всего.

III. Мифология.

1) Развитие – война богов,  вначале – не хаос, а единство  земли и неба, а хаос – ????, щель, из него родилось время,  питающееся разрушением неба  и земли. Новое лучше, чем  старое, по определению. Развитие  идет из одной точки в другую → не универсально.

2) Развитие как история –  историческая деградация (в мифах), от Золотого века. С развитием  не справились боги; люди справляются  с развитием путем смерти. Смерть  – не свойство человека, а характеристика  системы (как масса тела, теряемая в невесомости); система развития.

3) Развитие – непрерывное изменение.  Сократ: познай самого себя. Буддизм:  и ты увидишь, что ты ничтожество.  Человек себя познать не может;  можно познавать космос, мудрость  и т.д., человека не может разделиться на субъект и объект, не разрушая себя.

Религия: в христианстве процесс  развития – только после грехопадения, после Апокалипсиса мир останется, не будет только времени и развития. Развитие – узурпатор.

 

IV. Философские концепции развития.

Основные логические аспекты развития.

1) Развитие – восхождение от  простого к сложному, от абстрактного  к конкретному (Гегель). Субъект  развития – разум. Три закона  диалектики.

2) Развитие – самовыражение,  проявление внутреннего содержания. Зарождение → возникновение →  рост → исчезновение. Субъект – воля (Шопенгауэр, Шпенглер).

3) Развитие – рост многообразия  функций, законов, качеств, форм (Спенсер, К. Леонтьев). Субъект  – художественное чувство (эстетика). Ступени: простота → цветущая  сложность → механическая (мертвая) сложность (К. Леонтьев).

4) Развитие – возвращение, углубление  себя (Платон). Субъект – память (память: всепонимание → отражение →  диалектика). Ступени: чувства →  числа → идеи. Душа с помощью  чувств натыкается на проблемы, с помощью чисел решает.

5) Развитие – формирование целостности, исцеление (Аристотель, Маркс). Субъект – логика. Ступени: начало → причина → система → целое.

6) Развитие – преображение, воскресение  (религия). Рождение → жизнь →  смерть → воскресение. Субъект  – вера.

7) Развитие – деградация, умирание (мифы). Постмодернизм: подражание, копирование. Вещи → образы вещей → символы вещей → симулякры (без аналогов в мире вещей и мыслей). Субъект – деконструкция, разрушение (термин «дерево» отрезает у дерева все остальные смыслы).

 

Структура развития.

Уровни

Метафизика

Природа

История

Искусственное

Взаимодействие

Проявление сокрытого (и наоборот)

Функция

Потребности, цели, средства

Знак

Движение (энергия, процесс)

Дух (носитель движения)

Причина

Деятельность

Автоматы

Становление (бытие и т. д.)

Душа (принцип становления)

Время

Воля (у Ницше – к власти)

Игра

Развитие (семь аспектов)

Ум – Нус

Иерархия ступеней

Прогресс

Самоконструирующиеся роботы

Творение

Эманация

Активность

Творчество человека

Искусственный интеллект

Мудрость (вечность)

Бог

Законы

Откровение, Царство Божие

--

(нет искусственной вечности)


 

Взаимодействие: два субъекта и  объект взаимодействуют.

→ Действие: переход возможности  в действительность (Аристотель). Постоянное взаимодействие.

→ Становление: конкретное движение.

Информация о работе Курс лекций по "Философии"