Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций
Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.
Эйнштейн не согласуется с квантовой механикой. Фарадей изучал явление электролиза: 1 г водорода, 8 г кислорода, 22,9 г натрия, 32,44 г цинка, 107,66 г серебра → одинаково выделялся ток, это их атомные массы. Нашли минимальный носитель электричества – е (электрон). 1881, Гельмгольц: не нужен эфир, заменить его на электроны. → электронная теория, отрицает теорию Максвелла, начинается с Лоренса, затем преобразуется в квантовую теорию, главное – дискретное распространение. По Максвеллу электрон упал бы на ядро. Решили, что он излучает не равномерно, а квантами (порциями); эта теория противоречит квантовой теории поля, к тому же она полностью статистическая (вероятностная).
В физике тоже до сих пор кризис, нет единой теории.
Философия.
С эпохи Возрождения свернули с линии Платона, но взяли математический анализ, ньютоновскую механику и понятие автономного «я». К 1920-ым гг. стало ясно, что математика и физика в кризисе.
Переворот Канта:
$ Фихте Шеллинг Гегель |
$ неокантианство феноменология |
$ позитивизм $ махизм неопозитивизм |
$ иррационализм Шопенгауэр Ницше $ философия жизни $ экзистенциализм фрейдизм прагматизм |
20 век
Переход от родового «я» к индивидуальному, от рационализма к психоанализу, от представлений об объективности истины к полному субъективизму. Главное, что нет общей истины, «я» само себе закон.
Классическая буржуазная политэкономия (Смит, Рикардо): теория стоимости, ее источник – труд, стоимость товара определяется рабочим временем. В средневековье – натуральное хозяйство. Появляются люди линии Демокрита → главный интерес «я», выгода, удовольствие, индивид автономен и сам себе закон. Частный интерес преобразуется в разумный эгоизм (классическая буржуазная политэкономия) → вопрос о согласовании частных и общих интересов.
Общество разделено на людей Платона и Демокрита, первых удовлетворяет самообеспечение на зарплату, потом возмутились из-за роста потребностей (1830е гг.).
→ концепция Мальтроса (?): прибыль возникает не в производстве, а в товарном обмене.
В Европе никто не хочет работать за самообеспечение → колониальная политика (поиск людей Платона), сейчас паразитирует.
Вывод: кризис европейского сознания в политике, экономике, науке.
23.01.06
Синергетика – общетеоретический подход, опирающийся на открытые системы. Самоорганизация + системность.
synergetic.ru – Московский синергетический форум.
Хакен, «Синергетика»
Бир, «Мозг фирмы»
Капица, Курдюмов, «Синергетика и прогнозы будущего»
Аршинов В., «Синергетика как феномен постнеклассической науки»
Матурано, Варелла «Древо познания» - автопоэзис.
Понятие синергетики.
- общетеоретическое (см. выше)
- частнонаучное
- как парадигмы (не отрицает
предшествующее, включает все, о
раньше к этому не были готовы)
- А. Богданов (начало 20 в.)
- П. Кропоткин (этика как
- П. Флоренский (богословие, исихазм)
- И. Пригожин, И. Стенгерс, «Порядок из хаоса»
Зарождение синергетики
Хаос – то, что предшествует творению мира, не беспорядок, а система, способная стать миром. Не негативная характеристика.
Становление – процесс (разрабатывал Гегель), у синергетиков это постоянный переход, активность, взаимодействие. Пригожин: два типа систем – простые (линейное развитие, подвержены стагнации и упадку) и диссипативные (развиваются с точки бифуркации, раздвоения → ветвление, линии развития могут быть связанные; спонтанность!)
Точка бифуркации – упорядоченный хаос, порядок был заложен изначально.
Диссипативность системы заложена изначально; простая система не может диссипировать.
Принцип достижимости всего, в том числе того, что нельзя помыслить (свобода сознания и действия). Диссипативные системы колеблются от упорядоченности к хаосу. В системе все связано → действие в одном конце затрагивает другой, даже неизвестный первой стороне.
Диалогичность (коммуникативность): иерархия элементов-подсистем, подчиненность постоянно меняется.
Принцип дополнительности – физик Гейзенберг обнаружил, что нельзя одновременно зафиксировать две разные характеристики, надо сопоставить два результата.
Принцип неопределенности – принципиальная неполнота исследования (постоянная трансформация).
Теория катастроф; теория относительности; фракталы (связь с архетипами Юнга).
→
1) Нелинейность – диссипативные
структуры, все системы в
2) Неустойчивость –
3) Открытость системы – обмен веществом и энергией с другими системами.
4) Подчинение – эволюция, коэволюция.
Варелла, Мотурано (Чили), биологи. Рассматривают все системы как живые (условно) → все развивается по кругу (система развивается, приспосабливаясь), эти процессы автономны (важно не столько качество среды, сколько способность системы к ней приспособиться) → активность и гибкость систем: самосохранение и познание – «автопоэзис», созидание и самопорождение. Развитие зависти от того, насколько хорошо система понимает, как ей развиваться. Человек творит себя через свою активность в познании. Когнитивный актор – познающий субъект, добывает и творит информацию, а не наблюдает и искажает, как у позитивистов. В процессе познания: чем опыт, полученный при научном исследовании, приходится для личности исследователя. «Лишь теория решает, что наблюдаемо, а что нет», все решает исследователь.
Автопоэзис.
1) Самоотчет, самовопрошание, самореференция (активность, использование разных методов, подходов; междисциплинарные подходы приветствуются).
2) вненормативность (восприятие любого фактора как нейтрального). Рубеж 19 – 20 вв. – поэтизация зла как необходимого и т. д.; нет готовой шкалы ценностей.
3) порождающая и регенеративная стратегия (многовариантные и многофункциональные выводы из одной посылки; осознаваемая стратегия с выбором → операциональная замкнутость (постоянство): система не закрыта, но автономна, устойчива (самовоспроизводство + упорядоченность функций, на систему можно рассчитывать).
4) Цикличность и
«Знать» - вести себя адекватно (таким образом активность – добывать и применять знание) → понимание и знание как взаимодействие (в герменевтике объект – это сумма подходов к нему), поиск сути – поиск подхода к объекту. Самосознание – тоже взаимодействие.
Истинное подсознание –
Идея идентичности: не просто индивидуальная самотождественность, а с учетом активности, самосохранения и т.д. «Автоэзис»: жизнь человека – результат его наблюдения за собой.
Наблюдатель – позиция, гипернаблюдатель – без вовлеченности. Анализ текста – наблюдатель, вопрос о том, почему и как я его анализирую – гипернаблюдатель. Мир, который созидается, не определен, каждый наблюдатель действует в границах собственного представления. «Граница моего языка – это граница моего мира». Проблемы языка – проблемы перевода с одного языка на другой, уравновешивание. Нужны другие люди, которые поймут сделанное кем-то.
Идея телесной вовлеченности в процесс понимания.
«Узнавая, как мы узнаем, мы творим себя». Интертекстуальность: индивидуальный телесный опыт должен быть переведен в универсальное.
Проблема идентичности – важно,
в какой области получен
→ «бритва Оккама» → вторая половина 20 века – привлечение любых методов, так как сложность с аттрибутированием (междисциплинарные исследования). Наблюдатель изменяется в процессе исследования (а не объект).
Познание перестало быть чисто научным; постоянное познание себя, ежедневное.
Много случайных результатов. Выбор собственной идентичности. Постмодернизма: нет абсолютной истины, она множественна и текуча → размывание идентичности. Возможен новый виток.
Попытка построить неиерархическую модель рациональности: раньше – четкая структура, сейчас сочетание системы и отдельных точек, постоянно меняется. Идея коллективного разума возрождается.
Укрупнение и упрощение систем (после сброса сложности в процессе развития диссипативных систем, новый уровень).
Искусственный интеллект: человеческая идентичность в виде программы. Идея кластерной личности.
Новая модель: не один человек познает и делает выводы, а все люди во взаимодействии.
30.01.06
1) Общая характеристика развития
2) Географические аспекты
3) Мифологический и религиозный эволюционизм
4) Философская концепция эволюции
5) Общенаучный эволюционизм (современный)
– ноосфера, коэволюция, синергетика,
социобиология, этногенез,
I. Началось с идей судьбы (рока), зародившейся в недрах городской культуры Вавилона; в античности – идея космоса; в средние века – идея Бога; в эпоху Возрождения – идея природы; с середины 19 века – идея развития (эволюции). К концу 20 века идея развития стала богом западного мира.
Идея прогресса оправдывает технократическую экспансию Запада. Она стала некритичной, когда стала доминировать → вместо знания порождает хаос в мировоззрении и науке. Две основные проблемы: где брать ресурсы и куда девать отходы; в мировоззрении – откуда и куда идет знание.
В мире, кроме развития, есть вечное → не история литературы, а история в литературе.
Идея развития есть только у европейцев.
II. Наука зависит от развития → развитие надо оценивать тем, что от него не зависит.
- География. На Западе
III. Мифология.
1) Развитие – война богов, вначале – не хаос, а единство земли и неба, а хаос – ????, щель, из него родилось время, питающееся разрушением неба и земли. Новое лучше, чем старое, по определению. Развитие идет из одной точки в другую → не универсально.
2) Развитие как история – историческая деградация (в мифах), от Золотого века. С развитием не справились боги; люди справляются с развитием путем смерти. Смерть – не свойство человека, а характеристика системы (как масса тела, теряемая в невесомости); система развития.
3) Развитие – непрерывное
Религия: в христианстве процесс развития – только после грехопадения, после Апокалипсиса мир останется, не будет только времени и развития. Развитие – узурпатор.
IV. Философские концепции развития.
Основные логические аспекты развития.
1) Развитие – восхождение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному (Гегель). Субъект развития – разум. Три закона диалектики.
2) Развитие – самовыражение,
проявление внутреннего
3) Развитие – рост многообразия
функций, законов, качеств,
4) Развитие – возвращение,
5) Развитие – формирование целостности, исцеление (Аристотель, Маркс). Субъект – логика. Ступени: начало → причина → система → целое.
6) Развитие – преображение, воскресение (религия). Рождение → жизнь → смерть → воскресение. Субъект – вера.
7) Развитие – деградация, умирание (мифы). Постмодернизм: подражание, копирование. Вещи → образы вещей → символы вещей → симулякры (без аналогов в мире вещей и мыслей). Субъект – деконструкция, разрушение (термин «дерево» отрезает у дерева все остальные смыслы).
Структура развития.
Уровни |
Метафизика |
Природа |
История |
Искусственное |
Взаимодействие |
Проявление сокрытого (и наоборот) |
Функция |
Потребности, цели, средства |
Знак |
Движение (энергия, процесс) |
Дух (носитель движения) |
Причина |
Деятельность |
Автоматы |
Становление (бытие и т. д.) |
Душа (принцип становления) |
Время |
Воля (у Ницше – к власти) |
Игра |
Развитие (семь аспектов) |
Ум – Нус |
Иерархия ступеней |
Прогресс |
Самоконструирующиеся роботы |
Творение |
Эманация |
Активность |
Творчество человека |
Искусственный интеллект |
Мудрость (вечность) |
Бог |
Законы |
Откровение, Царство Божие |
-- (нет искусственной вечности) |
Взаимодействие: два субъекта и объект взаимодействуют.
→ Действие: переход возможности в действительность (Аристотель). Постоянное взаимодействие.
→ Становление: конкретное движение.