Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций
Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.
Появляется теория двойственной истины (И. Дунс-Скотт и У. Оккам).
И. Дунс-Скотт: разные не только методы, но и предметы познания: метафизические в теологии и внешний мир в философии. Средневековье для философии начинается с 1 в н. э. (философия – служанка теологии – Филон Александрийский), заканчивается, когда философия выходит из-под власти теологии. Особенно У. Оккам: философия не может доказать бытие Бога (т.к. номинализм – только единичные вещи познаваемы); в теологии знание не нужно, они и познают Бога.
Для изучения природы надо над ней возвыситься → метафизика (Коперник). Науке мало быть средством эмпирического обобщения. Решение серьезнейших мировоззренческих вопросов + социальная институционализация науки. Сначала не противостоит теологии: наука как изучение творений и проявлений Бога. Природа как система (механистические концепции вместо органистических в античности в эпоху Возрождения) – с 17 века.
Постепенно
Кант: Бог необходим с точки зрения морали.
19 век – ощущение полного
торжества науки, особенно
Накопление эмпирических знаний за счет уменьшения потребности в метафизике → позитивизм (О. Конт), научный взгляд на мир, отбросить метафизику → второй позитивизм (махизм) – навсегда отказаться от метафизики, убрать ее от процесса познания.
→ противопоставление философии и теологии по принципу обращения внимания не на потустороннее.
+ Наука противопоставляется
→ Проблема демаркации (определения критериев научности).
Классическое научное знание (17 – 18 вв.) по Кезину:
1) истинность как цель и
2) фундаментализм – закон достаточного основания Лейбница: все должно быть обосновано в достаточной мере, т. е. фундаментальным образом; + фундамент знания → рационализм и эмпиризм;
3) методологический редукционизм
– необходимость выработки
4) социокультурная автономия
Наука стала центром культуры. С первой половины 20 века – неклассическая наука. Современность (конец 20 – начало 21 века) – постклассический период (Степин).
Подвергается сомнению критерий истинности:
в науке не может не быть заблуждений,
так как все гипотезы вероятностны,
а без них наука невозможна
→ наука как система
Постклассический период.
Сдвиг в проблеме. Разрыв между научно-техническим прогрессом и стагнацией в морально-нравственном состоянии общества. → наиболее актуальными становятся проблемы этики ученого. Критерий автономности науки не работает. Сейчас пытаются соединить науку с вненаучным знанием и с этикой. Т. о. возврат к античности и средневековью. Непонятно, как соединить, наука развивается быстрее остального.
Пересмотреть роль науки в обществе. Наука – не стержень (тенденция с начала 20 века). Наука напоминает миф, тоже иррациональна (например, физика Эйнштейна). Вселенная ограничена и постоянно расширяется. Принцип дополнительности Бора – принять за истину два противоположных положения. Кризис представления о рациональности.
27.02.06
Это разрабатывалось в советской философии. Парадигма (Т. Кун) и научно-исследовательская программа (И. Лакатос).
Понятие «стиль мышления» - Микешина (учебник).
- Алексеев, Панин. Теория познания и диалектика. М., 1991. (метатеоретический уровень).
- Микешина. Философия науки (гл. 9-2, гл. 10).
- Краткий философский словарь (Алексеев)
- Философия науки, хрестоматия (Шевырев, Степин, Гайденко).
- Хрестоматия 17 – 18 вв., 2003
- Микешина. Детерминация
- Степин В. С. Становление научной теории. 1976.
- Исторические типы
Исторические предпосылки
1) Платон, «теория припоминания» - предпосылочность знания; теория – это общее; у Платона общее – в мире идей.
2) Аристотель, «первая философия» (метафизика) как источник первичного знания. Вопрос о началах познания: откуда идет сама метафизика; вопрос до сих пор не решен. У Аристотеля ступени познания – абсолютная истина, диалектика и риторическое знание. Абсолютная истина – беспредпосылочное знание (очевидные вещи) + силлогизм (выведение истинных выводов из истинных предпосылок). Диалектическое знание – вероятностное, мнение большинства + мнение мудрецов. Система Аристотеля – диалектическая. Риторическое – знание для толпы, связано с эмоциями.
3) Декарт: философия как натурфилософия
– целостное знание о природе
(дерево с корнями в
4) Кант, учение об априорных формах познания. Три уровня познания: чувственное (пространство и время), рассудочное (12 категорий) и разумное (идеи). Непознаваемый мир ноуменов («вещь сама по себе») + познаваемый мир феноменов. Метафизика говорит об априорных формах познания и о границах познания (науки – о самом мире).
5) Позитивизм: О. Конт против метафизики. Общие картины мира должна сознавать философия, материал берется из конкретных наук, философия – одна из наук. Метафизика – спекуляция.
6) Советская философия –
7) Социология науки (конец 20 в.)
– вопрос о характере творчеств
Постпозитивизм, Т. Кун: проблема научных революций, главный вопрос – почему принимается новая теория (новая меньше обоснована) → ученых что-то двигает, кроме экспериментов.
Советская философия: нет генетики, социологии, кибернетики. Оттепель 1960х – появление понятий «стиль мышления» и т.д., вопрос о соотношении всего этого (на Западе этот вопрос не стоит). 1990е гг. – попытки соотнести с Западом: рациональность можно понимать широко или узко; например – инструменты познания (понятия пространства, времени, элемента) используются → это рациональное познание, может быть узко. Ученые вкладывают разный смысл в понятия, они могут быть уже или шире у разных ученых.
Стиль мышления – 1) наиболее интегративная форма познания, включает научную картину мира и определенные его ценности, методы, методологические принципы и нормы познавательной деятельности; 2) исторически возникший тип понимания действительности, установка сознания исследователя; стиль мышления эпохи, школы.
Стиль мышления:
Методологические параметры |
Их содержание |
I. Онтологические представления и понятия. |
О материи и ее атрибутах, о детерминации (причинно-следственные связи), о времени и пространстве. |
Это «картина мира». | |
II. Гносеологические представления. |
Субъектно-объектные отношения, соотношение теории и практики, истина (прагматизм, бихевиоризм: знание возможно не о предмете, а о действиях и следствиях → можно ли понять, как человек думает?) |
III. Логико-методологические представления. |
Идеал теории, способы описаний и объяснения идеального метода; идеал факта и научный язык. |
Это «рациональность». | |
Современная проблема: кто отвечает
за результаты исследования («феномен
Оппенгеймера» – создатель Элементы стиля мышления могут меняться со временем. | |
IV. Ценностный компонент. |
(Сейчас включают в стиль |
Научная картина мира:
1) Представление о структуре исследуемой реальности, некий целостный образ.
2) Исходная концептуальная
СССР: Минск (Степин), Киев, Москва.
Общая картина мира и специальные (химическая, биологическая и т.д.). Общая научная картина мира – заместитель метафизики: общее представление о мире, законы и принципы устройства бытия. До 20 в. разделялись науки о живом и неживом (изменяющийся и стационарный мир), сейчас на основе принципа эволюционизма можно создать общую картину (расширяющаяся вселенная в астрономии), это важно для мировоззрения.
СССР: философия мировоззренчески ориентирует исследователя. Научная картина мира – связующее звено между культурой, философией, наукой и обществом. Научная картина мира осмысливает научную проблематику с помощью философских категорий.
Наиболее исследована физика, три научных картины мира: 1) механистическая (конец 16 – 17 вв., Галилей, Декарт, Ньютон) в противовес аристолелево-птолемеевой; 2) электродинамическая (вторая половина 19 в., Максвелл, Фарадей); 3) квантово-релятивистская (1920е гг.), потребовала переосмысления идеи детерминации: до этого считали, что все можно просчитать, одна причина – одно следствие, потом вероятностный детерминизм, здесь – нельзя (Гейзенберг, Эйнштейн: «Бог не играет в кости» - просто исследователи еще чего-то не знают).
Теория и специальные научные картины мира: различить сложно, так как одни и те же понятия, но теория формулирует законы, связь параметров, а научные картины мира – принципы, идеи, направления мысли, язык научных картин мира ближе к разговорному, больше образов. В рамках одной научной картины мира может быть несколько теорий.
Функции научной картины мира: должна быть наглядной: теоретические идеи визуализируются с помощью образов.
а) ученому это нужно, так как он тоже человек, надо адаптировать теорию к реальному миру;
б) для организации общения научного сообщества;
в) сравнение теорий в рамках научной картины мира, сама научная картина мира осуществляет селекцию гипотез;
г) научная картина мира участвует в создании новых теорий;
д) операциональная функция – измерительный процедуры, в отсутствие теории (старая умерла, новая еще не работает) эксперимент предполагает работу в рамках теории или научной картины мира;
е) чтобы общество понимало ученых.
Механистическая картина мира: мир как машина, а не живой организм (средневековье, Возрождение) → человек – субъект, мир – объект. Деизм и материализм, нет идеи чуда. В аристотелево-птолемеевой физике у живого мира есть цель; у механистического нет цели, цель есть у человека. Материя – не абстрактное, а то, что можно измерить (объективное). В физике Ньютона - абсолютное пространство и время, происходящее можно описать с помощью понятий массы, силы и т.д.
Научная рациональность: в широком смысле = стиль мышления, в узком – п. III стиля мышления.
Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект → важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.
Рациональность (А. И. Ракитов, 1982 г.) – система правил, норм и эталонов. принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей (и ценностей).
Компоненты рациональности:
1) идеалы и нормы обоснования, объяснения и описания;
2) идеалы организации знания.
В. С. Шевырев: два вида рациональности. Закрытая (с одной научной картиной мира, школа) и открытая (рациональная постановка цели, выход за пределы устоявшегося). Непонятно, почему ставится каждая новая цель и признается рациональной → обращение к культуре (Кун, Лакатос; Пуанкаре – принцип конвенционализма). У Куна – мистический скачок. Шевырев – связь типов рациональности с рассудочным мышлением (со строгими правилами, по заданной схеме) и разумным (регулируется идеями, то есть менее жестко).
Рассудочная рациональность лежит в основе западной цивилизации (цивилизация – схема, культура – другое, она может выйти за пределы существующего). На рассудочной рациональности основана жизнь общества: каждого человека можно и нужно научить профессии, определенным навыкам.