Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций

Описание работы

Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.

Файлы: 1 файл

sciphilosophy_lectures.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

Появляется теория двойственной истины (И. Дунс-Скотт и У. Оккам).

И. Дунс-Скотт: разные не только методы, но и предметы познания: метафизические в теологии и внешний мир в  философии. Средневековье для философии начинается с 1 в н. э. (философия – служанка теологии – Филон Александрийский), заканчивается, когда философия выходит из-под власти теологии. Особенно У. Оккам: философия не может доказать бытие Бога (т.к. номинализм – только единичные вещи познаваемы); в теологии знание не нужно, они и познают Бога.

Новое время

Для изучения природы надо над ней  возвыситься → метафизика (Коперник). Науке мало быть средством эмпирического  обобщения. Решение серьезнейших мировоззренческих  вопросов + социальная институционализация науки. Сначала не противостоит теологии: наука как изучение творений и проявлений Бога. Природа как система (механистические концепции вместо органистических в античности в эпоху Возрождения) – с 17 века.

Постепенно противопоставляется  теологии. У Декарта ограничение функций Бога – деизм (Бог творит мир и дальше в нем не участвует). 18 век (Просвещение) – моральные, контролирующие функции религии, деизм + элементы атеизма. Укрепляется механистический принцип (человек как машина у Ламетри).

Кант: Бог необходим с точки зрения морали.

19 век – ощущение полного  торжества науки, особенно физики (+ дарвинизм и т. д.). Существование  Бога не отрицается напрямую, но начинает считаться не необходимым.

Накопление эмпирических знаний за счет уменьшения потребности в метафизике → позитивизм (О. Конт), научный взгляд на мир, отбросить метафизику → второй позитивизм (махизм) – навсегда отказаться от метафизики, убрать ее от процесса познания.

→ противопоставление философии и  теологии по принципу обращения внимания не на потустороннее.

+ Наука противопоставляется обыденному  опыту и здравому смыслу (в  античности вывод – результат  наблюдения, обобщенного с помощью  здравого смысла), классическая наука  опирается скорее не на чувственный  опыт, а на эксперимент → неестественные условия. Сомнение во всем (Декарт, cogito ergo sum), человек становится субъектом, который не только познает, но и контролирует природу. Конт: познавать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтоб повелевать → резкая оппозиция научного и вненаучного знания: научно то, что подвластно человеку.

→ Проблема демаркации (определения  критериев научности).

Классическое научное знание (17 – 18 вв.) по Кезину:

1) истинность как цель и результат;  истина как то, что соответствует  действительности;

2) фундаментализм – закон достаточного основания Лейбница: все должно быть обосновано в достаточной мере, т. е. фундаментальным образом; + фундамент знания → рационализм и эмпиризм;

3) методологический редукционизм  – необходимость выработки универсального  стандарта научности; дедукция (Бэкон) или индукция (Декарт); создание эталона научного знания; одна наука, на которую равняются – математика (рационалисты) или физика (эмпирики).

4) социокультурная автономия научного  знания – наука как самодостаточная  область, не зависящая от социально-экономических, политических, мировоззренческих и других условий; выводы науки определяются только изучаемой реальностью.

Наука стала центром культуры. С  первой половины 20 века – неклассическая наука. Современность (конец 20 – начало 21 века) – постклассический период (Степин).

Неклассический период

Подвергается сомнению критерий истинности: в науке не может не быть заблуждений, так как все гипотезы вероятностны, а без них наука невозможна → наука как система гипотетического  знания → новые критерии (Р. Карнан и К. Поппер, верификация и фальсификация). Карнан: индуктивная логика для связи гипотез и данных опыта. Поппер: фальсификация, неопровержимость теории – ее порок.

Постклассический период.

Сдвиг в проблеме. Разрыв между  научно-техническим прогрессом и стагнацией в морально-нравственном состоянии общества. → наиболее актуальными становятся проблемы этики ученого. Критерий автономности науки не работает. Сейчас пытаются соединить науку с вненаучным знанием и с этикой. Т. о. возврат к античности и средневековью. Непонятно, как соединить, наука развивается быстрее остального.

Пересмотреть роль науки в обществе. Наука – не стержень (тенденция  с начала 20 века). Наука напоминает миф, тоже иррациональна (например, физика Эйнштейна). Вселенная ограничена и постоянно расширяется. Принцип дополнительности Бора – принять за истину два противоположных положения. Кризис представления о рациональности.

 

Лекция VIII – Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность


 

27.02.06

 

Это разрабатывалось в советской  философии. Парадигма (Т. Кун) и научно-исследовательская  программа (И. Лакатос).

Понятие «стиль мышления» - Микешина (учебник).

 

- Алексеев, Панин. Теория познания  и диалектика. М., 1991. (метатеоретический уровень).

- Микешина. Философия науки (гл. 9-2, гл. 10).

- Краткий философский словарь  (Алексеев)

- Философия науки, хрестоматия  (Шевырев, Степин, Гайденко).

- Хрестоматия 17 – 18 вв., 2003

- Микешина. Детерминация естественнонаучного  познания. 1977.

- Степин В. С. Становление  научной теории. 1976.

- Исторические типы рациональности. т. 2. 1996.

 

Исторические предпосылки понимания  метатеоретического уровня.

1) Платон, «теория припоминания»  - предпосылочность знания; теория  – это общее; у Платона общее – в мире идей.

2) Аристотель, «первая философия» (метафизика) как источник первичного  знания. Вопрос о началах познания: откуда идет сама метафизика; вопрос до сих пор не решен.  У Аристотеля ступени познания  – абсолютная истина, диалектика  и риторическое знание. Абсолютная истина – беспредпосылочное знание (очевидные вещи) + силлогизм (выведение истинных выводов из истинных предпосылок). Диалектическое знание – вероятностное, мнение большинства + мнение мудрецов. Система Аристотеля – диалектическая. Риторическое – знание для толпы, связано с эмоциями.

3) Декарт: философия как натурфилософия  – целостное знание о природе  (дерево с корнями в метафизике). Метафизика – метатеория, предпосылка,  картина мира. Научная теория  не отражает мир полностью (гипотетичность метафизических построений). Верующий, но ему удобнее не творение всего сразу, а эволюция.

4) Кант, учение об априорных формах  познания. Три уровня познания: чувственное  (пространство и время), рассудочное  (12 категорий) и разумное (идеи). Непознаваемый мир ноуменов («вещь сама по себе»)  + познаваемый мир феноменов. Метафизика говорит об априорных формах познания и о границах познания (науки – о самом мире).

5) Позитивизм: О. Конт против  метафизики. Общие картины мира  должна сознавать философия, материал берется из конкретных наук, философия – одна из наук. Метафизика – спекуляция.

6) Советская философия – материалистическая. На Западе – постпозитивизм: возвращается  метафизика.

7) Социология науки (конец 20 в.) – вопрос о характере творчества (научное сообщество, разные детерминанты познавательного процесса). Развитие науки: внутреннее (гипотеза → выбивающийся факт → новая гипотеза) – интерналистский вариант и экстерналистский вариант (роль религии в становлении науки и т. д.).

Постпозитивизм, Т. Кун: проблема научных революций, главный вопрос – почему принимается новая теория (новая меньше обоснована) → ученых что-то двигает, кроме экспериментов.

Советская философия: нет генетики, социологии, кибернетики. Оттепель 1960х  – появление понятий «стиль мышления» и т.д., вопрос о соотношении всего этого (на Западе этот вопрос не стоит). 1990е гг. – попытки соотнести с Западом: рациональность можно понимать широко или узко; например – инструменты познания (понятия пространства, времени, элемента) используются → это рациональное познание, может быть узко. Ученые вкладывают разный смысл в понятия, они могут быть уже или шире у разных ученых.

Стиль мышления – 1) наиболее интегративная  форма познания, включает научную  картину мира и определенные его  ценности, методы, методологические принципы и нормы познавательной деятельности; 2) исторически возникший тип понимания действительности, установка сознания исследователя; стиль мышления эпохи, школы.

Стиль мышления:

Методологические параметры

Их содержание

I. Онтологические представления и понятия.

О материи и ее атрибутах, о детерминации (причинно-следственные связи), о времени  и пространстве.

Это «картина мира».

II. Гносеологические представления.

Субъектно-объектные отношения, соотношение  теории и практики, истина (прагматизм, бихевиоризм: знание возможно не о предмете, а о действиях и следствиях → можно ли понять, как человек думает?)

III. Логико-методологические представления.

Идеал теории, способы описаний и  объяснения идеального метода; идеал  факта и научный язык.

Это «рациональность».

Современная проблема: кто отвечает за результаты исследования («феномен Оппенгеймера» – создатель атомной  бомбы), можно ли проводить эксперименты на живых людях или трупах.

Элементы стиля мышления могут  меняться со временем.

IV. Ценностный компонент.

(Сейчас включают в стиль мышления.)


 

Научная картина мира:

1) Представление о структуре  исследуемой реальности, некий целостный  образ.

2) Исходная концептуальная основа, представление элементарными образами (?) ментальных объектов теории, связи между ними, условия их изменения.

СССР: Минск (Степин), Киев, Москва.

Общая картина мира и специальные (химическая, биологическая и т.д.). Общая научная картина мира –  заместитель метафизики: общее представление  о мире, законы и принципы устройства бытия. До 20 в. разделялись науки о живом и неживом (изменяющийся и стационарный мир), сейчас на основе принципа эволюционизма можно создать общую картину (расширяющаяся вселенная в астрономии), это важно для мировоззрения.

СССР: философия мировоззренчески ориентирует исследователя. Научная картина мира – связующее звено между культурой, философией, наукой и обществом. Научная картина мира осмысливает научную проблематику с помощью философских категорий.

Наиболее исследована физика, три  научных картины мира: 1) механистическая (конец 16 – 17 вв., Галилей, Декарт, Ньютон) в противовес аристолелево-птолемеевой; 2) электродинамическая (вторая половина 19 в., Максвелл, Фарадей); 3) квантово-релятивистская (1920е гг.), потребовала переосмысления идеи детерминации: до этого считали, что все можно просчитать, одна причина – одно следствие, потом вероятностный детерминизм, здесь – нельзя (Гейзенберг, Эйнштейн: «Бог не играет в кости» - просто исследователи еще чего-то не знают).

Теория и специальные научные картины мира: различить сложно, так как одни и те же понятия, но теория формулирует законы, связь параметров, а научные картины мира – принципы, идеи, направления мысли, язык научных картин мира ближе к разговорному, больше образов. В рамках одной научной картины мира может быть несколько теорий.

Функции научной картины мира: должна быть наглядной: теоретические идеи визуализируются с помощью образов.

а) ученому это нужно, так как  он тоже человек, надо адаптировать теорию к реальному миру;

б) для организации общения научного сообщества;

в) сравнение теорий в рамках научной  картины мира, сама научная картина  мира осуществляет селекцию гипотез;

г) научная картина мира участвует  в создании новых теорий;

д) операциональная функция –  измерительный процедуры, в отсутствие теории (старая умерла, новая еще не работает) эксперимент предполагает работу в рамках теории или научной картины мира;

е) чтобы общество понимало ученых.

Механистическая картина мира: мир  как машина, а не живой организм (средневековье, Возрождение) → человек – субъект, мир – объект. Деизм и материализм, нет идеи чуда. В аристотелево-птолемеевой физике у живого мира есть цель; у механистического нет цели, цель есть у человека. Материя – не абстрактное, а то, что можно измерить (объективное). В физике Ньютона - абсолютное пространство и время, происходящее можно описать с помощью понятий массы, силы и т.д.

Научная рациональность: в широком  смысле = стиль мышления, в узком  – п. III стиля мышления.

Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект → важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.

Рациональность (А. И. Ракитов, 1982 г.) –  система правил, норм и эталонов. принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей (и ценностей).

Компоненты рациональности:

1) идеалы и нормы обоснования,  объяснения и описания;

2) идеалы организации знания.

В. С. Шевырев: два вида рациональности. Закрытая (с одной научной картиной мира, школа) и открытая (рациональная постановка цели, выход за пределы устоявшегося). Непонятно, почему ставится каждая новая цель и признается рациональной → обращение к культуре (Кун, Лакатос; Пуанкаре – принцип конвенционализма). У Куна – мистический скачок. Шевырев – связь типов рациональности с рассудочным мышлением (со строгими правилами, по заданной схеме) и разумным (регулируется идеями, то есть менее жестко).

Рассудочная рациональность лежит  в основе западной цивилизации (цивилизация – схема, культура – другое, она может выйти за пределы существующего). На рассудочной рациональности основана жизнь общества: каждого человека можно и нужно научить профессии, определенным навыкам.

Информация о работе Курс лекций по "Философии"