Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций
Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.
д) в технократическом обществе активный индивид, в традиционном – семейно-корпоративные связи; активность порождает разочарование в жизни (человек не может стать лучшим, а уверен, что должен);
е) в технократическом – много знаний потенциально, на самом деле на практике знают не больше, а иногда и меньше, о среде своего обитания.
Сейчас науки развиваются не только в Европе (Япония, Китай).
II. Наука и религия, искусство, философия, обыденное познание.
ценности, нормы, идеалы
S (субъект деятельности) → средства деятельности → предмет деятельности → результат
Наука и обыденное познание | ||
Обыденное познание |
Научное познание | |
Субъект |
Субъект любой (не нужно специальной подготовки), познание в процессе деятельности, рецепты передаются. |
Субъекту нужна специальная подготовка, применяет исследовательские методы (определенные). |
Средства деятельности |
Здравый смысл и обыденный язык; проверяются рецепты на практике. |
Специальный язык (до высокой степени абстракции), методы, вырабатываемые для вычленения объекта исследования, эксперимент (реальный или мысленный, специальная научная аппаратура в первом случае). |
Предмет деятельности |
Предмет практического освоения. |
Может быть и не практично; стремление объективно изучать предмет. |
Наука: принцип самоценности истины и принцип новизны → санкции против плагиата и исследования выходящего за пределы самоценности истины; в науке все равны.
Наука и искусство – самые свободные виды деятельности.
Общее: роль творчества, вдохновения, интуиции.
Различия: 1) наука – когнитивный способ освоения действительности, искусство – образное освоение, индивидуальное, субъективное.
2) Наука абстрактна, искусство –
непрерывный процесс
3) В науке есть прогресс, в
искусстве нет. В науке по
определению новые результаты
должны быть в будущем
Ценность науки в обществе.
Древняя Греция: путь к истинному бытию, в Возрождение – к истинному искусству, в Новое время – к истине природы и счастью, сейчас – ничего внятного, наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом).
→ две позиции в философии:
а) культурологический сциентизм: наука – это то, что создал и полюбил человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание – умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука.
б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев.
Общее: демонизация науки, объективная надличностная сила, улучшает или ухудшает положение человека.
Наука и философия (зависит от определения предмета философии).
Общее: стремление к познанию истины, открытость для критики всех полученных результатов.
Различия: 1) наука влияет на мировоззрение, но это не цель науки, а побочный эффект, нет вопроса об исходных основаниях культуры, может изучать человека, не обращает внимания на способность человека к самопознанию. Философия: ценно ли знание, если оно вредно для человека? Если нет, то что делать с ценностью истины? Все ли средства хороши? Если нет, то наука – не абсолютность. Философия определяет цели человеческой деятельности, для философии цель – культура, если в науке что-то вредит, оно вредит культуре.
2) подход к объекту исследования.
В науке детализация,
3) философия начинает
4) в философии – рефлексия над культурой.
Концепции взаимоотношений философии и науки.
а) метафизическая. Философия – наука наук (Древняя Греция), знание ради истины, а не практики.
б) позитивизм (Конт) – наука – сама себе философия, философия – методология науки. Э. Мах: научная философия – психология научного творчества. Карнап – анализ языка науки.
в) экзистенциализм: разводят философию и науку, на зависят друг от друга.
г) диалектическая концепция: логическая преемственность, философия – рефлексивная, общая часть науки, наука – конкретика и применение; постоянный взаимообмен.
Сейчас падает вера в связь прогресса общества и прогресса в науке. Опасно: люди усваивают технические достижения и безразличны к культурным ценностям, научная активность считается выше культурной, снижение культурной значимости научных представлений о мире. Несмотря на развитие науки, многих катастроф избежать не удается, наука на практике не очень помогает (или далеко не всем людям). Нужен этический контроль над наукой.
III. Функции науки в обществе (М. Вебер).
1) разработка техники овладения жизнью и другими людьми, новые технологии;
2) новые методы мышления и навыки обращения с ними;
3) наука содействует обретению
ясности (мировоззренческая
4) ученые как эксперты при
принятии решений при
Влияние науки: например, достижения в физике дают усовершенствование средств коммуникации → мир становится единым целым, но люди перестают общаться с живущими рядом.
Нерациональные элементы (верования, традиции) дают ощущения дома, принадлежности к определенной культуре; рациональных методов договориться для жизни не хватает, наука перестает удовлетворять потребность человека в правильной ориентации в реальности.
Наука как социальный институт.
1) Социология знания и науки.
2) Основные этапы
3) Наука и политика.
I. Позитивизм: наука как символ рациональности (с эпохи Просвещения), дает истинное объективное знание, неизучаема социологией.
К. Мангейм, «Идеология и утопия» (1929): дихотомия социологии знания. Если научное знание объективно и истинно, то как можно говорить о его социальной обусловленности? (Импульс от Маркса, который противопоставлял науку и идеологию, ценности общества). исключить содержание естественно-научного знания (не обусловлено социально), + группа ученых, синтезирующих интересы общества.
Первая половина 20 в. – социология науки: изучать науку как социальный институт, как сферу деятельности.
Р. Мертон, «Нормативная структура
науки» (1942): наука как социальный
институт, специфическая система
отношений, ценностей и норм поведения,
в науке это научное
Императивы (этос) научного исследования – универсализм (внеличностный характер научного знания, неважно, кто совершил открытие), коллективизм (цель – чтобы результат стал достоянием научного сообщества), бескорыстие (единственный мотив научной деятельности – познание истины), организованный скептицизм (все подвергать критике).
«Амбивалентность ученого» (1965): две равно обоснованные стратегии, подвижная система норм (так как его императивы критиковали); например, надо знать предшественников, но это затрудняет выдвижение новой гипотезы.
Классическое представление о науке:
1) мир природы реален и
2) научное знание в основе эмпирично;
3) пересматриваются только
4) на уровне наблюдений и
С 1960х гг.: любое наблюдение – интерпретация факта; новое оценивается не по универсальным критериям, а индивидуально, оценка – интерпретация.
Конструктивистское
→ наука – проекция всего социума в целом.
II. Основные этапы институционализации науки.
1) 16 – 17 вв. – наука как самостоятельная, самоценная сфера деятельности; перестали вмешиваться в теологию, политику, мораль; образ «книги природы», которую надо дешифровать через язык математики (Галилей) или чувств (Бэкон). Наука доступна избранным, открывает путь к благу. Основная форма общения – личная переписка. Научные общества, публикация исследований на национальных языках.
Эпоха Просвещения – усиление тех же тенденций. 16 – 17 вв. – нет связи между наукой и производством.
Конец 18 – начало 19 века – разделение науки на дисциплины, учат конкретной дисциплине; создаются научные сообщества.
2) Вторая половина 19 – начало 20
в.: а) осознается обществом
Н. И. Кузнецова
3) 1945 – конец 20 в. – расширение социальных функций науки, изменение нормативно-ценностных ориентиров научной деятельности. осознание необходимости единого развития науки (фундаментальная наука втягивается), отрыв науки от культуры, ценностных оснований, основой стали потребности производства.
4) Конец 20 – начало 21 века – быстрый рост интеграционных и междисциплинарных исследований.
→ переход от дисциплинарной к проблемной организации науки как задача.
Проблема утечки кадров: самый продуктивный возраст в науке (25 – 50 лет) уходит в другие виды деятельности. США решали проблему за счет других стран → новые способы организации научной деятельности (например, командировки по миру после получения степени).
20.02.06
Средневековье: вера как откровение – иррациональная, без обоснования, и знание – опора на естественный человеческий рассудок, доказательность, систематичность.
Главное – соединение двух культур: античность и христианство (вера).
Новое время: рождение классической науки. 19 в. – только наука истинна (противопоставляется теологии, философии, искусству).
Ницше: рождение философии из двух начал: дионисийское (женское) – безмерность → стихийность, имморальность, чувственность, → антирациональный принцип и аполлоническое (мужское) – мера, познание себя, индивидуальность. Дионис: жизнь – зло, страдание (→ надо умереть, восточный принцип), так как полна нелепых вещей и непонятна человеческому разуму. Чтобы скрыться от пугающей истины, человек придумывает Аполлона → не надо стремиться к истине, она слишком ужасна. Аполлон: жизнь прекрасна, надо ей наслаждаться.
Орфизм (предфилософия): принципиальная познаваемость мира.
Пифагор первым употребил термин «философ» по отношению к себе. Истина прекрасна и созвучна разуму, поэтому ее любят. Победа аполлонического принципа над дионисийским → нарушение равновесия.
Философия (происхождение): миф + познание + теология. Таким образом, нет строгой противоположности веры и знания в античности.
Проблема соотношения
1) Опора на Библию (в античности – на разум).
2) Творение мира из ничего (античность:
из ничего ничего не
3) Боговоплощение (неприменимо для античности, как божественное может стать человеческим).
4) Заповеди о любви к своим врагам и т. п. (античность: это трусость и предательство).
5) Христианство как религия
Общее:
1) монизм, монотеизм;
2) бессмертие души (учение неоплатоников о трех сущностях: Единое, Ум и Мировая душа);
3) установка на некоторые
→ или соединить веру и разум, или противопоставить. В патристике совмещение (Библия: у апостола Павла, вера – наивысшее значение). У эллинов была истина, но неполная, предварительная. Часть (особенно Тертуллиан) против соединения христианства и язычества: верую, ибо абсурдно. Августин: верую, чтобы понимать (т. е. соединение), вера – функциональный заменитель знания. Ансельм Кентерберийский (онтологическое доказательство бытия Бога: если Бог совершенен, он обладает всеми благими свойствами, в том числе существованием).
Схоластика: приоритет знания растет. П. Абеляр: понимаю, чтобы верить. 13 в. – век Аристотеля. Фома Аквинский: верую, чтобы понимать. Но веру и знание нельзя полностью совместить, так как различны методы теологии (от Бога к миру, дедукция) и философии (наоборот; 5 доказательств бытия Бога; опора на опыт и автономный человеческий разум). → противопоставление веры и разума.