Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций

Описание работы

Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.

Файлы: 1 файл

sciphilosophy_lectures.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

д) в технократическом обществе активный индивид, в традиционном – семейно-корпоративные связи; активность порождает разочарование в жизни (человек не может стать лучшим, а уверен, что должен);

е) в технократическом – много  знаний потенциально, на самом деле на практике знают не больше, а иногда и меньше, о среде своего обитания.

Сейчас науки развиваются не только в Европе (Япония, Китай).

 

II. Наука и религия, искусство, философия, обыденное познание.

ценности, нормы, идеалы

S (субъект деятельности) → средства деятельности → предмет деятельности → результат

 

Наука и обыденное познание

Обыденное познание

Научное познание

Субъект

Субъект любой (не нужно специальной  подготовки), познание в процессе деятельности, рецепты передаются.

Субъекту нужна специальная  подготовка, применяет исследовательские  методы (определенные).

Средства деятельности

Здравый смысл и обыденный язык; проверяются рецепты на практике.

Специальный язык (до высокой степени  абстракции), методы, вырабатываемые для  вычленения объекта исследования, эксперимент (реальный или мысленный, специальная  научная аппаратура в первом случае).

Предмет деятельности

Предмет практического освоения.

Может быть и не практично; стремление объективно изучать предмет.


Ценностная ориентация

Наука: принцип самоценности истины и принцип новизны → санкции  против плагиата и исследования выходящего за пределы самоценности истины; в науке все равны.

Наука и искусство – самые  свободные виды деятельности.

Общее: роль творчества, вдохновения, интуиции.

Различия: 1) наука – когнитивный  способ освоения действительности, искусство  – образное освоение, индивидуальное, субъективное.

2) Наука абстрактна, искусство –  непрерывный процесс конкретизации  (не приемлет обобщения и упрощения), искусство выражает отношение  человека к увиденному, + конструкция  миров, воображение. В научном  познании, особенно в гуманитарном, дополнительный критерий – красота и гармоничность теории, искусство влияло на ученых, обратное влияние научных открытий на создание произведений искусства (оптическое смещение цветов в импрессионизме). Современное искусство (постмодернизм): абсурд и противоречия, электронные виды искусства.

3) В науке есть прогресс, в  искусстве нет. В науке по  определению новые результаты  должны быть в будущем превзойдены.

 

Ценность науки в обществе.

Древняя Греция: путь к истинному  бытию, в Возрождение – к истинному  искусству, в Новое время – к истине природы и счастью, сейчас – ничего внятного, наука не знает своей цели, не объясняет, как человеку жить (в целом).

→ две позиции в философии:

а) культурологический сциентизм: наука  – это то, что создал и полюбил  человек; абсолютизация научной деятельности; вся культура должна перестроиться под научные схемы познания. Но культура тоже познание – умеренный вариант; крайний вариант (Венский кружок) – ценна только наука.

б) культурологический антисциентизм. Экзистенциализм (Хайдеггер) – наука ведет к исчезновению человека из бытия (через технику, преобразующую мир) + Бердяев.

Общее: демонизация науки, объективная  надличностная сила, улучшает или  ухудшает положение человека.

 

Наука и философия (зависит от определения предмета философии).

Общее: стремление к познанию истины, открытость для критики всех полученных результатов.

Различия: 1) наука влияет на мировоззрение, но это не цель науки, а побочный эффект, нет вопроса об исходных основаниях культуры, может изучать  человека, не обращает внимания на способность человека к самопознанию. Философия: ценно ли знание, если оно вредно для человека? Если нет, то что делать с ценностью истины? Все ли средства хороши? Если нет, то наука – не абсолютность. Философия определяет цели человеческой деятельности, для философии цель – культура, если в науке что-то вредит, оно вредит культуре.

2) подход к объекту исследования. В науке детализация, конкретный  объект; в философии главное, какое  место занимает исследуемый объект  в общей картине мира, жизненный смысл явлений, изучаемых науками.

3) философия начинает исследовать  раньше, чем наука (идея атомов  и пустоты у Демокрита).

4) в философии – рефлексия  над культурой.

 

Концепции взаимоотношений философии  и науки.

а) метафизическая. Философия –  наука наук (Древняя Греция), знание ради истины, а не практики.

б) позитивизм (Конт) – наука –  сама себе философия, философия –  методология науки. Э. Мах: научная  философия – психология научного творчества. Карнап – анализ языка  науки.

в) экзистенциализм: разводят философию и науку, на зависят друг от друга.

г) диалектическая концепция: логическая преемственность, философия – рефлексивная, общая часть науки, наука –  конкретика и применение; постоянный взаимообмен.

Сейчас падает вера в связь прогресса  общества и прогресса в науке. Опасно: люди усваивают технические достижения и безразличны к культурным ценностям, научная активность считается выше культурной, снижение культурной значимости научных представлений о мире. Несмотря на развитие науки, многих катастроф избежать не удается, наука на практике не очень помогает (или далеко не всем людям). Нужен этический контроль над наукой.

 

III. Функции науки в обществе (М. Вебер).

1) разработка техники овладения  жизнью и другими людьми, новые  технологии;

2) новые методы мышления и навыки обращения с ними;

3) наука содействует обретению  ясности (мировоззренческая функция,  сейчас меньше);

4) ученые как эксперты при  принятии решений при управлении  государством.

Влияние науки: например, достижения в физике дают усовершенствование средств коммуникации → мир становится единым целым, но люди перестают общаться с живущими рядом.

Нерациональные элементы (верования, традиции) дают ощущения дома, принадлежности к определенной культуре; рациональных методов договориться для жизни  не хватает, наука перестает удовлетворять потребность человека в правильной ориентации в реальности.

 

Наука как социальный институт.

1) Социология знания и науки.

2) Основные этапы институционализации  науки.

3) Наука и политика.

 

I. Позитивизм: наука как символ рациональности (с эпохи Просвещения), дает истинное объективное знание, неизучаема социологией.

К. Мангейм, «Идеология и утопия» (1929): дихотомия социологии знания. Если научное знание объективно и истинно, то как можно говорить о его  социальной обусловленности? (Импульс от Маркса, который противопоставлял науку и идеологию, ценности общества). исключить содержание естественно-научного знания (не обусловлено социально), + группа ученых, синтезирующих интересы общества.

Первая половина 20 в. – социология науки: изучать науку как социальный институт, как сферу деятельности.

Р. Мертон, «Нормативная структура  науки» (1942): наука как социальный институт, специфическая система  отношений, ценностей и норм поведения, в науке это научное сообщество. Организационные характеристики научного сообщества – общность цели, устойчивость традиций, самоорганизация, авторитет. Механизмы власти и принуждения отсутствуют. Позитивный результат – признание коллег (цитирование, сноски), негативный результат – игнорирование.

Императивы (этос) научного исследования – универсализм (внеличностный характер научного знания, неважно, кто совершил открытие), коллективизм (цель – чтобы результат стал достоянием научного сообщества), бескорыстие (единственный мотив научной деятельности – познание истины), организованный скептицизм (все подвергать критике).

«Амбивалентность ученого» (1965): две  равно обоснованные стратегии, подвижная  система норм (так как его императивы критиковали); например, надо знать  предшественников, но это затрудняет выдвижение новой гипотезы.

Классическое представление о  науке:

1) мир природы реален и объективен;

2) научное знание в основе  эмпирично;

3) пересматриваются только теоретические  законы;

4) на уровне наблюдений и эксперимента  накопление, а оценка всегда объективна и однозначна.

С 1960х гг.: любое наблюдение –  интерпретация факта; новое оценивается  не по универсальным критериям, а  индивидуально, оценка – интерпретация.

Конструктивистское направление  в социологии знания (Мангейм): продукты науки – социальные коммуникации, мир не открывается, а конструируется; основное слово - контекст (1980е – 1990е гг.).

→ наука – проекция всего социума  в целом.

 

II. Основные этапы институционализации науки.

1) 16 – 17 вв. – наука как самостоятельная,  самоценная сфера деятельности; перестали вмешиваться в теологию, политику, мораль; образ «книги природы», которую надо дешифровать через язык математики (Галилей) или чувств (Бэкон). Наука доступна избранным, открывает путь к благу. Основная форма общения – личная переписка. Научные общества, публикация исследований на национальных языках.

Эпоха Просвещения – усиление тех  же тенденций. 16 – 17 вв. – нет связи  между наукой и производством.

Конец 18 – начало 19 века – разделение науки на дисциплины, учат конкретной дисциплине; создаются научные сообщества.

2) Вторая половина 19 – начало 20 в.: а) осознается обществом экономическое  значение науки; б) ученый зарабатывает  на жизнь наукой; в) результат  научного исследования – не  теория, а применимость (возникает  прикладная наука) → понятие  «большая наука» - узкие специалисты для решения производственных задач в одном учреждении («малая наука» - фундаментальная), примат утилитаризма над творчеством и все более дробные науки.

Н. И. Кузнецова

3) 1945 – конец 20 в. – расширение  социальных функций науки, изменение нормативно-ценностных ориентиров научной деятельности. осознание необходимости единого развития науки (фундаментальная наука втягивается), отрыв науки от культуры, ценностных оснований, основой стали потребности производства.

4) Конец 20 – начало 21 века – быстрый рост интеграционных и междисциплинарных исследований.

→ переход от дисциплинарной к  проблемной организации науки как  задача.

Проблема утечки кадров: самый продуктивный возраст в науке (25 – 50 лет) уходит в другие виды деятельности. США решали проблему за счет других стран → новые способы организации научной деятельности (например, командировки по миру после получения степени).

 

Лекция VII – Вера и знание. Научное и вненаучное знание


 

20.02.06

 

 

Средневековье: вера как откровение – иррациональная, без обоснования, и знание – опора на естественный человеческий рассудок, доказательность, систематичность.

Главное – соединение двух культур: античность и христианство (вера).

Новое время: рождение классической науки. 19 в. – только наука истинна (противопоставляется теологии, философии, искусству).

Ницше: рождение философии из двух начал: дионисийское (женское) – безмерность  → стихийность, имморальность, чувственность, → антирациональный принцип и  аполлоническое (мужское) – мера, познание себя, индивидуальность. Дионис: жизнь – зло, страдание (→ надо умереть, восточный принцип), так как полна нелепых вещей и непонятна человеческому разуму. Чтобы скрыться от пугающей истины, человек придумывает Аполлона → не надо стремиться к истине, она слишком ужасна. Аполлон: жизнь прекрасна, надо ей наслаждаться.

Орфизм (предфилософия): принципиальная познаваемость мира.

Пифагор первым употребил термин «философ»  по отношению к себе. Истина прекрасна  и созвучна разуму, поэтому ее любят. Победа аполлонического принципа над дионисийским → нарушение равновесия.

Философия (происхождение): миф + познание + теология. Таким образом, нет строгой  противоположности веры и знания в античности.

Проблема соотношения рационального  и иррационального (веры и знания) появилась в средневековье. Различия:

1) Опора на Библию (в античности  – на разум).

2) Творение мира из ничего (античность: из ничего ничего не происходит, изначально есть материя).

3) Боговоплощение (неприменимо для  античности, как божественное может  стать человеческим).

4) Заповеди о любви к своим  врагам и т. п. (античность: это  трусость и предательство).

5) Христианство как религия любви,  любовь как самопожертвование  (античность: бог не может любить, так как совершенен → ни  в чем не нуждается).

Общее:

1) монизм, монотеизм;

2) бессмертие души (учение неоплатоников  о трех сущностях: Единое, Ум  и Мировая душа);

3) установка на некоторые принципы  морали, самоограничение и т.д. (стоики).

→ или соединить веру и разум, или противопоставить. В патристике совмещение (Библия: у апостола Павла, вера – наивысшее значение). У эллинов была истина, но неполная, предварительная. Часть (особенно Тертуллиан) против соединения христианства и язычества: верую, ибо абсурдно. Августин: верую, чтобы понимать (т. е. соединение), вера – функциональный заменитель знания. Ансельм Кентерберийский (онтологическое доказательство бытия Бога: если Бог совершенен, он обладает всеми благими свойствами, в том числе существованием).

Схоластика: приоритет знания растет. П. Абеляр: понимаю, чтобы верить. 13 в. – век Аристотеля. Фома Аквинский: верую, чтобы понимать. Но веру и знание нельзя полностью совместить, так как различны методы теологии (от Бога к миру, дедукция) и философии (наоборот; 5 доказательств бытия Бога; опора на опыт и автономный человеческий разум). → противопоставление веры и разума.

Информация о работе Курс лекций по "Философии"