Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций
Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.
Развитие – пороки: не объясняет, как возникает само развитие, и предполагает константы (пространство, время). Как возникли? → нужно более общее понятие → Творение. что до него? Вечность. У бога была премудрость начать творение. В Ведах первовещество – знание, поэтому вещи, созданные из него, можно познать.
Искусственное: нет искусственной
вечности → с эпохи Возрождения:
чем заменить Бога? Эволюцией. Как
может Люцифер выбраться из бездны
самостоятельно? С помощью технологий.
→ атеизм. До этого жизнь противопоставлялас
Периодизация развития. Ступени.
1) Формирование условий, предпосылок, предмета. Условие, предпосылка – аспект пассивности вещи, что, что она позволяет с собой сделать (Маркс: первоначальный накопленный капитал).
2) Формирование начала, причины
предмета. Количественный рост
3) Превращение начала-причины в
систему (Маркс: реальное
4) Превращение системы в
Все методологии: а) системные (усеченная пирамида) – берут то, что входит в систему, остальное отсекают; б) целостные (цветок лотоса) – изучаемое в центре, остальное помогает раскрывать изучаемое, выход из системного тупика (Энгельс обнаружил противоречие у Гегеля: система конечна, а метод требует развития).
Для смены системы нужна была революция. Если есть еще целостное, то нужна не революция, а реформация.
V. Современный общенаучный эволюционизм.
В середине 19 века – диалектический и исторический материализм, синтез диалектики и развития. В начале 20 века – начали расходиться. Бергсон, позитивизм (Конт, Спенсер) – развитие без диалектики; есть диалектика без развития.
Идея развития: а) в биологии и социологических исследованиях; б) в химии, механике, квантовой физике его нет. В биологии и социологических исследованиях есть человек – причина без следствия, в химии, механике, квантовой физике микроорганизмы – следствие без причины. → развитие не универсально.
Варианты решения проблемы.
1) Ноосфера (Вернадский): накопление
научного знания ведет к
2) Синергетика (Хакен, Пригожин):
диссипативные структуры,
3) Коэволюция (Н. Н. Моисеев): существующий тип развития реализуется, так как одно развивается за счет другого (общество за счет природы и т. д.). Выход – надо искать общее для них качество, за счет которого общество и природа могут развиваться вместе. Идея самоорганизации, саморазвития за счет освоения собственного потенциала, а не за счет разрушения другого (связать а и б)
4) Этногенез (Л. Н. Гумилев): Этнос
– на стыке биологии и истории.
5) Социобиология (Уилсон): есть биологическая эволюция, есть культурная, долго шли параллельно, в середине 20 века их объединили (культурно-генетическая теория), они неразрывны. Спасение человечества – в развитии культуры.
6) Конвергенция (Д. Гелбрейт): капитализм
и социализм в какой-то точке
взаимообогащаются и идут
7) Символизм (Гете, Р. Генон, Э. Кассирер, А. Белый, В. Иванов, Максим Исповедник, Григорий Сковорода): вещи → продукт труда → товар → деньги → ценные бумаги → цифровой код. Таким образом все, что есть, неизбежно стремится к символическому состоянию. Самый эффективный способ воздействовать на реальность и людей – изобретение символов.
Современное состояние мира – кризис из-за доминирования идей развития. Люди служат прогрессу, а не наоборот → надо ограничивать идею развития, признать существование вечного и разумного.
06.02.06
1) История вопроса. Основные философские тенденции в объяснении познания.
2) Познание и категории субъекта
– объекта, практики и
3) О сущности познания.
4) Структура познавательного
5) Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
6) Проблема истины и ее критерии.
I. 17 век – проблемы гносеологии.
1) Материализм и идеализм в
оценке познания. Материализм: познание
– это свойство материи,
2) Гносеологический оптимизм: вся
классическая философия,
3) Рационализм и иррационализм. Рационализм: возвеличивание роли разума, материализм и немецкая классическая философия (у Канта в сочетании с агностицизмом), особенно Гегель. Иррационализм: внелогические способы познания, интуиция (иррациональная). Интуиция у Декарта – «свет разума»; потом – иррациональная.
II. Познание как свойство субъекта, формирующееся на основе человеческой деятельности и субъектно-субъектных отношений. Это и свойство общества в целом.
Субъект – носитель всякой деятельности, в частности познавательной (субъект познания). Любой человек познает. Обыденный опыт нередко играет важную роль в развитии науки.
Субъект может быть не только индивидуальным, но и коллективным: социальные группы, классы, нации, общество в целом. Для науки главное – коллективный субъект.
Качественные характеристики субъекта связаны со средой, формами социальных отношений и познания (политическое познание и т. д.).
Объект – человек и мир вокруг него, вовлеченные в сферу деятельности. Понятие материи шире, объект предполагает связь с субъектом. Объект познания – та часть реальности, которая втянута в познавательные отношения. Научный объект формируется в ходе научной деятельности.
Субъектно-объектные отношения.
Категория практики. Начало – роль труда в деятельности человека, в том числе в познавательной. С эпохи Просвещения. Практика – целесообразная материальная деятельность, основа субъектно-объектных отношений → производная от практической деятельности, познавательная функция.
1) Сферы человеческого сознания:
познавательная и эмоционально-
2) Выделяется объект познания.
3) Практическая деятельность –
не только материальное
Познавательная деятельность как способность человека отражать окружающую действительность. Переход от внешнего уподобления к внутренней познавательной деятельности. Категория отражения была у Эпикура, стоиков, Декарта, Маркса, Гегеля (только наоборот, вещи – образы идей).
Отражение.
Теория отражения: знание как образ действительности (гносеологический оптимизм).
Репрезентативная концепция – теория символов и знаков (Беркли, Юм, Кант): знание – это знак, не образ.
Знак – материальное явление, которое что-то представляет, но не имеет общих свойств с представляемым предметом.
Познавательный образ – не только результат, но и процесс. Реальность для человека предстает в виде проблемы, которую решает человек. С помощью образа сознание освобождается от некоторых материальных свойств первоначального объекта → более глубокое познание (например, сконструировать обратное развитие событий, от настоящего к прошлому).
Отражение и субъектно-субъектные отношения: познание не ведется в одиночку, надо учитывать человеческие взаимоотношения, обмен знаниями.
+ культурно-ценностное
III. Сущность познания.
1) Знание объективно (в некоторых
философских системах –
2) Историзм – воспроизведение объекта в форме развития, пространства и времени. Логика запрещает противоречие, но оно есть, в том числе в движении → диалектика.
3) Ценностно-смысловое выражение бытия действительности. Оценка – выражение ценности. Ценность носит исторический характер. Смысл – выражение индивидуального отношения к действительности.
а) В Средние века проблема познания – соотношение веры и разума. Теологический рационализм: акцент на логику (в рамках ортодоксального течения, где главное – вера).
Вера – принимаемое за истинное без доказательств. Это способ передачи опыта, передача уже доказанного знания – важно в науке (но в науке можно опровергнуть предшественников). Закрепление знания, связь с предшественниками.
б) Соотношение рационального и иррационального. Методы формализации: новая, ранее не интерпретированная знаковая система может быть принята или не принята за рациональную. + внерациональное: вышло из рационального. Разное понимание интуиции: ей предшествует длительный период логического размышления, как и в воображении как синтезе чувств и мышления.
IV. Структура познания.
Соотношение чувственного и рационального – две ступени познания (начиная с Гераклита, Демокрита, элеатов – 7 – 5 века до н. э.).
Чувственное – первая ступень познания, рациональное – вторая. Сейчас – их взаимопроникновение (в структуре развитого знания). Чувственный опыт всегда опосредован мышлением.
Чувственность: ощущение, понятие и представление. Ощущение – отражение отдельных свойств. Образная структура чувственности (оперирование категориями при восприятии). Узнавание предмета – процедура обобщения («что это?»).
Проблема репродуктивного и продуктивного в познании: чувственное восприятие – воспроизведение или конструирование нового? Продуктивное обусловлено прошлым опытом и целью в будущем.
Чувственное восприятие – не только репрезентант, но и проблема.
Рассудок и разум: форма мышления (у Канта это логика). Проблема: рассудок действует в основном не с помощью наглядных образов, это оперирование логическими абстракциями. Реальность зафиксированного в абстракции: в объекте есть поверхностные характеристики и умопостигаемая сущность. Человек познает сущность с помощью орудий труда, фиксирует чувственные данные в виде знака.
Ограниченность рассудка в том, что он избегает противоречий → разум (Н. Кузанский, немецкая классическая философия).
13.02.06
1) Типы цивилизационного
2) Выявление специфики научного познания с помощью сопоставления с обыденным сознанием, искусством и философией.
3) Функции науки в обществе.
- М. Вебер. Наука как призвание … // Избранные произведения.
- П. Сорокин. Диагноз… //
- Малкей. Научное и социологической знание. // Сборник «Наука о науке».
- Гейзенберг. Шаги за горизонт.
- Степин В. С. Теоретическое знание.
I. Цивилизации – религиозно-культурные различия.
Основное деление: Запад и Восток (Степин), по месту рационального, техногенные и традиционные цивилизации:
а) различие в темпах социальных изменений (Вебер: в традиционных медленнее → конкретному человеку надо быстро приспосабливаться к новому; Гейзенберг);
б) в традиционном обществе новое долго апробируется, в технократических новое – это главное;
в) активность человека в традиционном обществе направлена вовнутрь (самоконтроль и самосовершенствование) + машины портят душу человека (даосский и конфуцианский принцип невмешательства в естественный ход событий), в технократическом – активная деятельность по преобразованию и подчинению природы. В Китае много изобретений, но из-за принципа невмешательства мало применялись (для введения изобретений нужен эксперимент, а это активное преобразование);
г) трактовка природы: в технократическом – природа как система, в традиционном – природа как живой организм (считают, что в природе нет законов, так как для их исполнения деревьям, воде и т. д. нужна способность понимать эти законы);