Курс лекций по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций

Описание работы

Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.

Файлы: 1 файл

sciphilosophy_lectures.doc

— 330.00 Кб (Скачать файл)

Развитие – пороки: не объясняет, как возникает само развитие, и предполагает константы (пространство, время). Как возникли? → нужно более общее понятие → Творение. что до него? Вечность. У бога была премудрость начать творение. В Ведах первовещество – знание, поэтому вещи, созданные из него, можно познать.

Искусственное: нет искусственной  вечности → с эпохи Возрождения: чем заменить Бога? Эволюцией. Как  может Люцифер выбраться из бездны самостоятельно? С помощью технологий. → атеизм. До этого жизнь противопоставлялась Богу, бытие – вечности. С эпохи Возрождения: жизнь – смерть, бытие – небытие → как достичь избавления от смерти без Бога? Клонирование → искусственное бессмертие достижимо только после создания искусственной жизни.

 

Периодизация развития. Ступени.

1) Формирование условий, предпосылок, предмета. Условие, предпосылка – аспект пассивности вещи, что, что она позволяет с собой сделать (Маркс: первоначальный накопленный капитал).

2) Формирование начала, причины  предмета. Количественный рост предпосылок  → из следствий предыдущей системы они становятся причиной новых. Эмпирическое естествознание – наблюдение посредством орудий (термометр и т. д.). (Маркс: формальное подчинение труда капиталу).

3) Превращение начала-причины в  систему (Маркс: реальное подчинение  труда капиталу). В науке – когда она стала производительной силой. Гегель: есть ли что-то более сложное, чем система →

4) Превращение системы в целостное.

 

Все методологии: а) системные (усеченная  пирамида) – берут то, что входит в систему, остальное отсекают; б) целостные (цветок лотоса) – изучаемое в центре, остальное помогает раскрывать изучаемое, выход из системного тупика (Энгельс обнаружил противоречие у Гегеля: система конечна, а метод требует развития).

Для смены системы нужна была революция. Если есть еще целостное, то нужна не революция, а реформация.

 

V. Современный общенаучный эволюционизм.

В середине 19 века – диалектический и исторический материализм, синтез диалектики и развития. В начале 20 века – начали расходиться. Бергсон, позитивизм (Конт, Спенсер) – развитие без диалектики; есть диалектика без развития.

Идея развития: а) в биологии и  социологических исследованиях; б) в химии, механике, квантовой физике его нет. В биологии и социологических  исследованиях есть человек –  причина без следствия, в химии, механике, квантовой физике микроорганизмы – следствие без причины. → развитие не универсально.

Варианты решения проблемы.

1) Ноосфера (Вернадский): накопление  научного знания ведет к качественному  сдвигу, наука становится геологическим  фактором, действует и на а), и на б). Разум – разновидность энергии, он причина частиц. Следствие человека – создание ноосферы. Эволюция, направляющая разум → эволюция, направляемая разумом.

2) Синергетика (Хакен, Пригожин): диссипативные структуры, бифуркация. До этого главное понятие – закон, в синергетике – порядок (закон – частный случай порядка). Принцип самоорганизации, нет регресса. Хаос – не самостоятельная творческая сила, а переходное состояние чего-то. Хаос нужен порядку для чего-то.

3) Коэволюция (Н. Н. Моисеев): существующий тип развития реализуется, так как одно развивается за счет другого (общество за счет природы и т. д.). Выход – надо искать общее для них качество, за счет которого общество и природа могут развиваться вместе. Идея самоорганизации, саморазвития за счет освоения собственного потенциала, а не за счет разрушения другого (связать а и б)

4) Этногенез (Л. Н. Гумилев): Этнос  – на стыке биологии и истории.  Сообщество людей в одном ландшафте  и хозяйственном укладе, отделяют  себя от чужих одиноково. Три типа людей в этносе: пассионарии, гармоничные и субпассионарии (у субпассионариев жажда жизни выше стремления к свободе и творчеству, у пассионариев наоборот, у гармоничных в равновесии). Пассионарный толчок. Фазы: 1) исходная – избыток всего; 2) пассионарный подъем – мир надо изменить; 3) акматическая фаза – мы хотим быть великими; 4) надлом – мы устали от великих людей; 5) инерция – дайте спокойно жить; 6) обскурация – хоть день, да мой; 7) мемо???альная фаза – будь доволен самим собой; 8) гомеостаз или регенерация – зачем все это было; регенерация тоже возможна.

5) Социобиология (Уилсон): есть биологическая  эволюция, есть культурная, долго  шли параллельно, в середине 20 века их объединили (культурно-генетическая  теория), они неразрывны. Спасение  человечества – в развитии культуры.

6) Конвергенция (Д. Гелбрейт): капитализм  и социализм в какой-то точке  взаимообогащаются и идут дальше. Экономическая теория.

7) Символизм (Гете, Р. Генон, Э.  Кассирер, А. Белый, В. Иванов, Максим  Исповедник, Григорий Сковорода): вещи → продукт труда → товар → деньги → ценные бумаги → цифровой код. Таким образом все, что есть, неизбежно стремится к символическому состоянию. Самый эффективный способ воздействовать на реальность и людей – изобретение символов.

Современное состояние мира – кризис из-за доминирования идей развития. Люди служат прогрессу, а не наоборот → надо ограничивать идею развития, признать существование вечного и разумного.

 

Лекция V – Познание


06.02.06

 

 

1) История вопроса. Основные  философские тенденции в объяснении познания.

2) Познание и категории субъекта  – объекта, практики и ограничения.

3) О сущности познания.

4) Структура познавательного процесса. Чувственное знание и мышление. Чувственное, рассудок и разум.

5) Эмпирический и теоретический  уровни научного познания.

6) Проблема истины и ее критерии.

 

I. 17 век – проблемы гносеологии.

1) Материализм и идеализм в  оценке познания. Материализм: познание  – это свойство материи, отражение  действительности. Идеализм: познание  как активное творческое начало (абсолютная идея Гегеля).

2) Гносеологический оптимизм: вся  классическая философия, начиная  с античности. Все, кроме иррационализма. Скептицизм и агностицизм. Сомнение  есть и в гносеологическом  оптимизме для избежания догматизма.

3) Рационализм и иррационализм. Рационализм: возвеличивание роли разума, материализм и немецкая классическая философия (у Канта в сочетании с агностицизмом), особенно Гегель. Иррационализм: внелогические способы познания, интуиция (иррациональная). Интуиция у Декарта – «свет разума»; потом – иррациональная.

 

II. Познание как свойство субъекта, формирующееся на основе человеческой деятельности и субъектно-субъектных  отношений. Это и свойство общества в целом.

Субъект – носитель всякой деятельности, в частности познавательной (субъект познания). Любой человек познает. Обыденный опыт нередко играет важную роль в развитии науки.

Субъект может быть не только индивидуальным, но и коллективным: социальные группы, классы, нации, общество в целом. Для  науки главное – коллективный субъект.

Качественные характеристики субъекта связаны со средой, формами социальных отношений и познания (политическое познание и т. д.).

Объект – человек и мир  вокруг него, вовлеченные в сферу  деятельности. Понятие материи шире, объект предполагает связь с субъектом. Объект познания – та часть реальности, которая втянута в познавательные отношения. Научный объект формируется в ходе научной деятельности.

Субъектно-объектные отношения.

Категория практики. Начало – роль труда в деятельности человека, в  том числе в познавательной. С эпохи Просвещения. Практика – целесообразная материальная деятельность, основа субъектно-объектных отношений → производная от практической деятельности, познавательная функция.

1) Сферы человеческого сознания: познавательная и эмоционально-мотивировочная.

2) Выделяется объект познания.

3) Практическая деятельность –  не только материальное производство, но и социальные отношения  → происходит уподобление субъекта  объекту. Животные приспосабливаются  к среде с помощью естественных  органов, человек меняет среду (орудия труда, машины), активное освоение среды.

Познавательная деятельность как  способность человека отражать окружающую действительность. Переход от внешнего уподобления к внутренней познавательной деятельности. Категория отражения  была у Эпикура, стоиков, Декарта, Маркса, Гегеля (только наоборот, вещи – образы идей).

Отражение.

Теория отражения: знание как образ  действительности (гносеологический оптимизм).

Репрезентативная концепция –  теория символов и знаков (Беркли, Юм, Кант): знание – это знак, не образ.

Знак – материальное явление, которое  что-то представляет, но не имеет общих свойств с представляемым предметом.

Познавательный образ – не только результат, но и процесс. Реальность для человека предстает в виде проблемы, которую решает человек. С  помощью образа сознание освобождается  от некоторых материальных свойств  первоначального объекта → более глубокое познание (например, сконструировать обратное развитие событий, от настоящего к прошлому).

Отражение и субъектно-субъектные отношения: познание не ведется в  одиночку, надо учитывать человеческие взаимоотношения, обмен знаниями.

+ культурно-ценностное обрамление  познания.

 

III. Сущность познания.

1) Знание объективно (в некоторых  философских системах – субъективно), то есть воспроизведение действительности  в ее собственных формах. Кант: априорные формы, которые делают  из хаоса чувств, вызываемых реальностью, опыт. В природе нет пространства, времени, причинности. Формы деятельности, имеющие аналог в действительности. Практика закрепляет в сознании фигуры логики (Ленин). Объективность не подразумевает отсутствия изменений (свобода в процессе познания, которую дают образы).

2) Историзм – воспроизведение  объекта в форме развития, пространства  и времени. Логика запрещает  противоречие, но оно есть, в том  числе в движении → диалектика.

3) Ценностно-смысловое выражение  бытия действительности. Оценка – выражение ценности. Ценность носит исторический характер. Смысл – выражение индивидуального отношения к действительности.

а) В Средние века проблема познания – соотношение веры и разума. Теологический рационализм: акцент на логику (в рамках ортодоксального течения, где главное – вера).

Вера – принимаемое за истинное без доказательств. Это способ передачи опыта, передача уже доказанного  знания – важно в науке (но в  науке можно опровергнуть предшественников). Закрепление знания, связь с предшественниками.

б) Соотношение рационального и  иррационального. Методы формализации: новая, ранее не интерпретированная знаковая система может быть принята  или не принята за рациональную. + внерациональное: вышло из рационального. Разное понимание интуиции: ей предшествует длительный период логического размышления, как и в воображении как синтезе чувств и мышления.

 

IV. Структура познания.

Соотношение чувственного и рационального  – две ступени познания (начиная  с Гераклита, Демокрита, элеатов  – 7 – 5 века до н. э.).

Чувственное – первая ступень познания, рациональное – вторая. Сейчас –  их взаимопроникновение (в структуре  развитого знания). Чувственный опыт всегда опосредован мышлением.

Чувственность: ощущение, понятие  и представление. Ощущение – отражение  отдельных свойств. Образная структура чувственности (оперирование категориями при восприятии). Узнавание предмета – процедура обобщения («что это?»).

Проблема репродуктивного и  продуктивного в познании: чувственное  восприятие – воспроизведение или  конструирование нового? Продуктивное обусловлено прошлым опытом и целью в будущем.

Чувственное восприятие – не только репрезентант, но и проблема.

Рассудок и разум: форма мышления (у Канта это логика). Проблема: рассудок действует в основном не с помощью наглядных образов, это оперирование логическими абстракциями. Реальность зафиксированного в абстракции: в объекте есть поверхностные характеристики и умопостигаемая сущность. Человек познает сущность с помощью орудий труда, фиксирует чувственные данные в виде знака.

Ограниченность рассудка в том, что он избегает противоречий → разум (Н. Кузанский, немецкая классическая философия).

 

Лекция VI – Наука и ее роль в культуре современной цивилизации


 

13.02.06

 

 

1) Типы цивилизационного развития  и их базисные ценности.

2) Выявление специфики научного познания с помощью сопоставления с обыденным сознанием, искусством и философией.

3) Функции науки в обществе.

- М. Вебер. Наука как призвание  … // Избранные произведения.

- П. Сорокин. Диагноз… //

- Малкей. Научное и социологической знание. // Сборник «Наука о науке».

- Гейзенберг. Шаги за горизонт.

- Степин В. С. Теоретическое  знание.

 

I. Цивилизации – религиозно-культурные различия.

Основное деление: Запад и Восток (Степин), по месту рационального, техногенные  и традиционные цивилизации:

а) различие в темпах социальных изменений (Вебер: в традиционных медленнее  → конкретному человеку надо быстро приспосабливаться к новому; Гейзенберг);

б) в традиционном обществе новое  долго апробируется, в технократических новое – это главное;

в) активность человека в традиционном обществе направлена вовнутрь (самоконтроль и самосовершенствование) + машины портят душу человека (даосский и конфуцианский принцип невмешательства в естественный ход событий), в технократическом – активная деятельность по преобразованию и подчинению природы. В Китае много изобретений, но из-за принципа невмешательства мало применялись (для введения изобретений нужен эксперимент, а это активное преобразование);

г) трактовка природы: в технократическом – природа как система, в традиционном – природа как живой организм (считают, что в природе нет законов, так как для их исполнения деревьям, воде и т. д. нужна способность понимать эти законы);

Информация о работе Курс лекций по "Философии"