Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций
Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.
В структурализме: Ролан Барт, «структурный человек». Для понимания важно структурное воображение; построение модели: разложение данных на элементы и соединение во что-то новое, не то, что разлагали.
В постмодернизме: исключение субъекта из процесса исследования. Исследование – процедура письма и чтения, не важны индивидуальные характеристики автора и исследователя.
→ Субъект: начинается с понимания его как индивидуальности, потом сужается до рациональных функций, потом не нужен (Р. Барт, «Смерть автора», + Фуко).
Ценности в познании: насколько объективны методы, средства и результаты познания? Вмешиваются ли ценности?
Ценности – общие ориентиры, мотивы деятельности человека: логические, этические, эстетические, мистические, религиозные и другие установки сознания.
Проблема возникает в 16 – 18 вв., особенно актуальна в 19 в. Попытка построения идеала объективного знания (Галилей, Декарт, Лейбниц и др.). Сейчас на Западе вопрос, включаются ли ценности в процесс исследования. Лейси, «Свободна ли наука от ценностей?». + «личностное знание». М. Полани: беспристрастного знания нет. Россия сейчас: противопоставление своих ценностей марксизму.
До Нового времени ценности рассматриваются как факторы самого бытия, не выдуманы субъектом (идеи у Платона). Хайдеггер и другие: это стиль мышления Аристотеля, Фомы Аквинского и др. → истина реальна (идея истины у Платона, Бог – истина в христианстве). В 16 – 17 вв. – вычленение истины из природы и отнесение ее к человеку. Кант: вся картина мира построена субъектом и в ней есть смыслы, а в природе нет. Ницше: у каждого субъекта своя картина мира и свои ценности (→ постмодернисты на него ссылаются).
Баденская школа неокантианства и философия жизни (Дильтей, Зиммель) – вопрос о ценностях в гуманитарном познании. Для кантианства ценности имеют общезначимый характер, надо к ним подключиться. Риккерт: оценка и ценностное рассмотрение (в первом случае – субъективно, во втором – с точки зрения общих ценностей), + если исследование важно для всех, его результат общезначим (в том числе в истории). Философия жизни: ценности в самой жизни, не надо навязывать исследователю свои установки, надо использовать интуицию, а культура сама по себе.
Постмодернизм: нет общих норм,
но эстетизация всего →
Проблема истины.
Герменевтическая ситуация: конкурирующие смыслы, из которых нельзя выбрать, так как они равнозначимы. В понимании истины: по течениям и личностям в философии (прагматическое, диалектико-материалистическое, экзистенциалистское и т. д.).
Классическая концепция истины – от Аристотеля. Истина – соответствие мыслей действительности, знания о мире – самому миру и т. д. (разные определения). Всегда есть отношения реальности и ее субъективного образа (S и O).
Условия: 1) четкое отделение субъекта от объекта. У Канта S «вещь в себе» отдельно, + субъект с картиной мира → отношение невозможно. Леви-Стросс не противопоставляет субъект и объект.
2) если они разделяются – структура совпадения S и О (знания и реальности) опирается на: а) Бога, который сотворил и субъект, и объект (Фома Аквинский); б) идею мирового разума (Гегель) → субъект разумен и видит разумные законы действительности, тоже все – продукты мирового разума; в) материю (есть внутренняя общность S и О) – «теория отражения». Наличие высшей, более общей категории нельзя доказать, это предмет веры.
Все трактовки истины – уточнение видения S или О, их слияние или (в постмодернизме) уничтожение общих принципов (→ нет истины, релятивизм).
П. Рикер, «История и истина»: субъект вмешивается в объект. 1) исторический выбор (отбор фактов); 2) специфическое понимание причинности – историк колеблется между детерминизмом и возможностью) → картина никогда не соответствует реальности; 3) сжатие исторической дистанции; 4) в истории главное – люди, → выбор по симпатии. Это неустранимо, → историческое исследование не может быть полностью истинным и объективным. Можно результаты исследования облагородить с помощью профессионализма (→ ближе к сути). (М. Блок, «Ремесло историка»). Плохая субъективность – бездумная; у профессионалов – хорошая. Помогает реконструкции процесса в целом или углублению в предмет исследования: чем ближе рассматривать, тем осмысленнее это кажется.
История философии: не ответ разных людей на одни и те же вопросы, вопросы всегда разные, надо это увидеть; надо найти проблему и придать ей общезначимый характер.
20.03.06
1) Стандартные представления.
2) Постпозитивистское
3) Интеррогативная методология.
Базовая; меняется под влиянием постпозитивистской; интеррогативной модели уделяется мало внимания.
На примере римского права: оно
– систематизация и обобщение
огромного эмпирического
Идея рассмотрения структуры научного знания сопровождает всю историю науки: философские размышления по поводу того, что это за знание, как появляется, как развивается и т. д. Центральная проблема задана в 1930х в рамках неопозитивизма: наука имеет сложную структуру, но всего два стабильных и однозначных уровня: эмпирический и теоретический. Различие в трактовке этих уровней и особенностей понимания взаимоотношений между ними. Неопозитивизм: граница четкая и однозначная: то, что является эмпирическим, не является теоретическим, и наоборот. Непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом – наблюдение + эксперимент. Теоретическое исследование – без практического взаимодействия. Наука занимается анализом предложений, зафиксированных в языке описаний, например – описание наблюдения.
Особенность стандартного подхода: эмпирический материал выстраивается на базе естественно-научного знания; гуманитарное знание ненаучно (хотя первые самостоятельные дисциплины – гуманитарные: логика, право). Эмпирические примеры из естественных наук выглядят объективно; эмпирические факты – результат проведенных исследований с использованием реального объекта, реального наблюдения и эксперимента, методы описания эмпирических фактов очищены от субъективных установок описывающего. (На практике это невыполнимо при получении нового знания.)
Теоретическое знание у неопозитивистов:
мысленный эксперимент; аксиологический
и гипотетико-дедуктивный
Структура эмпирического исследования – непосредственное наблюдение, эксперименты, познавательные процедуры (важнейшая – индуктивный метод). Результаты, полученные в науке, зависят от протокольных предложений. Они записаны на определенном языке → на каком? → одна из важнейших задач неопозитивизма – создать единый язык, применимый ко всем наукам, идеал – физика (→ «физикалистский язык», невозможно применить к другим областям знания, + он не формализован, в нем специальные научные термины и обыденный язык). Нужен формализованный язык, но это невозможно.
Структура теоретического знания: а) модели частных областей знания; б) модели развитых научных теорий (могут включать уровень а)). Формирование теорий, в рамках которых задается система законов и способы получения нового знания из уже имеющегося - гипотетико-дедуктивный метод. Таким образом структура теории рассматривается по аналогии с формализованной математической теорией, которой принадлежит иерархическая система высказываний, где из базисных утверждений верхних ярусов выводятся высказывания нижних вплоть до сравнимых с полученными эмпирически → противоречие: эмпирический уровень выстраивается по индуктивной системе, она неустойчива, рискованна, так как один факт может ее опровергнуть; а теоретическая модель устойчива (так как дедуктивна), но не дает приращения знания, только уточняет существующее. → не могут вместе представить однозначную структуру научного знания; с самого начала была проблема интерпретации (беседа Гейзенберга с Бором).
Проблема создания единого языка существовала с 13 века, осталась и после неопозитивистов.
Динамика развития знания связана с сочетанием эмпирического и теоретического уровня – индукции и дедукции.
Необходима система идеалов и норм в научной деятельности (Степин): 1) познавательные установки; 2) социальные нормативы (роль науки и ее ценность в обществе).
Формы познавательных установок: 1) объяснение и описание: 2) доказательство и обоснование знания; 3) построение и организация знания.
Установки, связанные с рациональностью: знание должно быть рациональным, воспроизводимым, отличаться от мнения, в системе развития знания надо различать стили мышления.
В древности стили мышления: древневосточная математика (рецепты для получения знания) и древнегреческий (дедуктивное знание, например, Евклидова геометрия).
Главное достижение неопозитивизма: привлекли внимание к проблемам, + достижениея в математической логике (→ компьютеры). Лидируют до середины 1950х гг.
Постпозитивистская модель.
На основе критики неопозитивизма; анализ истории науки, контекста. Кун, Лакатос, Фейерабенд, Бартовский.
Переформулируют основные вопросы: не как происходит накопление и обработка знания, а какие методы являются наиболее адекватными для построения теории науки. Вопросы: структура научного знания (обсуждение); механизмы функционирования и роста научного знания; основа научного познания; взаимоотношение здравого смысла, научного знания и философских рассуждений; демаркация науки и вненаучного знания.
Наука – не сборник протокольных предложений. + конкретный исторический контекст науки, рационально рассуждающие субъекты (→ а не исчерпывается ли вся научная деятельность рациональными рассуждениями).
Историко-методологический инвариант структуры и динамики научного знания:
1) теоретическое понимание науки возможно только при условии построения динамической структуры научного знания;
2) научное знание является
3) философские утверждения тесно связаны с полученным знанием; философия не только влияет на науку, но и присутствует внутри науки;
4) динамика научного знания не
представляет собой строго
5) цель изменения научного
6) метод разработки теории: науковедческие,
психологические,
Зафиксировать внимание исследователей на том, что наука развивается в определенных контекстах, которые носят социальный, личностный характер, зависят от времени и места, настроения и здоровья исследователя → разделить проблемы получения знания, включенность субъекта в это и результат исследования. Законы, после того, как сформулированы, не зависят от обнаружившего их ученого → различают историю науки и ее результат.
Ввели понятие теоретической
Концепция научных революций Т. Куна – базовая в постмодернизме. «Структура научных революций» - важнейшая книга Куна, ввел понятие «парадигма» и уточнял его всю жизнь. Понятие вошло во все области знания и перестало зависеть от самого Куна.
Критикуют идеи, а не их автора.
Основные идеи Куна: представить целостное знание через описание взаимосвязей между философским и научным уровнем познания. Идея историзма через картину развития науки, где постоянно меняются нормальные периоды и революции, меняющие парадигму. В условиях нормальной науки приращение знаний – как решение головоломки (господствующая теория дает все инструменты). Если теория не может решить новые проблемы, или накопилось много ошибок – наступает научная революция, которая носит конвенциональный и психологический (сомнение) характер. Сомнение приводит к заключению новой конвенции; новая теория несоизмерима со старой.
Основные недостатки модели Куна:
не объясняется появление
И. Лакатос (стажировался в МГУ у
Яновской). Основное понятие – «научно-
А. Фейерабенд: перенес социальные идеи анархизма в методологию науки. Невозможно выделить правила формирования и развития знания, все развивается независимо и анархично, теории несопоставимы.
Интеррогативная модель.
Неопозитивистская и постпозитивистская концепции ориентированы на анализ ставшего знания; движение науки как совокупность утвердительных предложений; не интересуются становлением знания, достижением нового, считают, что это проблема психологии, а не методологии науки.
Интеррогативная модель (Гейл, Хиш): вся система научного знания пронизана вопросами. Важнейшая задача – выявление тех вопросов, ответами на которые являются научные теории. Структура научного знания: эмпирический уровень – теоретически нагруженные вопросы, теоретический – вопросы и ответы на них. На базе анализа естественнонаучного и гуманитарного знания.