Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:38, курс лекций
Наука и ее роль в культуре современной цивилизации.
Вера и знание. Научное и вненаучное знание.
Метатеоретический уровень научной деятельности и понятия, его отражающие: стиль мышления, картина мира, рациональность.
Наука и нравственность. Этика науки.
Специфика гуманитарного знания.
Структура и динамика развития научного знания.
Философские проблемы изучения языка.
(Коллингвуд – одни из
В основе исследования лежит вопрос, который ведет все исследование → этот вопрос выполняет в науке те же функции, что в философии и в обыденной жизни (впервые это показал Сократ).
Теоретическая нагруженность последующих рассуждений вне зависимости от области исследования задается структурой вопроса: а) явная предпосылка вопроса; б) неизвестные вопросы – то пространство, в рамках которого необходимо проводить исследование. Явная предпосылка вопроса – утверждение, в котором исследователь фиксирует наличное знание (почему объект х в ситуации у повел себя таким образом). Через вопрос происходит соединение теоретического и эмпирического уровней исследования. На теоретическом уровне схема вопроса: в соответствии с теорией N ситуация должна складываться таким-то образом. Что изменится, если мы предположим, что в этой теории такое-то утверждение сформулировано не совсем корректно?
Вопрос присутствует в теории: 1) в текстах теории → исследователь реконструирует тот вопрос, ответом на который стал конкретный текст. Задача реконструкции неоднозначна: серьезный текст при чтении отвечает на вопросы читателя в зависимости от его уровня знания и целей чтения. 2) вопросы, заданные читателем – тоже зависят от читателя. Заданный вопрос может и не привести к созданию новой теории.
Коперник не пытался понять, как устроена вселенная; вопрос был задан католической церковью: птолемеева система не позволяет рассчитывать точно день Пасхи, у Коперника спросили, в чем причина ошибки и как от нее избавиться → он предположил что наоборот, Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси → новый способ расчета дня Пасхи. Можно было на этом остановиться, но он задал вопрос: а не является ли его модель реальной?
→ важно различать начальные вопросы и дальнейшие, знание ставшее и становящееся. Структура и динамика развития научного знания зависит от того, какую из трех моделей взять. Несмотря на теоретическую нагруженность факта, абстрактное различение теоретического и эмпирического уровней необходимо.
27.03.06
1) Классическая философия о языке
2) Современные философские
- Шаповалов. Основы философии от классики к современности.
Классическая философия о
Проблема языка важна для всех наук, особенно гуманитарных.
Античная философия –
Гуманисты эпохи Возрождения: занятия латинским и греческим языками, заложили основы классической филологии (учение о древних языках) → современная лингвистика.
Гегель – связь языка и мышления, сформулировал принципы: язык можно рассматривать как систему вне зависимости от носителей языка, язык – реальность, существующая вне людей (т. о. научный подход к языку).
Теоретически можно изучать только модель языка – устойчивую, статичную. Изучение живого языка – эмпирический уровень, нужен для внесения корректив в теоретическую модель. → к концу 19 в. сложились классические представления о языке.
1) язык в собственном смысле является исключительно достоянием человека как существа разумного, у животных и птиц о языке можно говорить только метафорически;
2) язык тесно связан с мышлением
человека, а именно со способностью
абстрагирования, то есть
3) язык является универсальным средством выражения мышления, наиболее адекватным средством; то есть и другие средства – предметная деятельность (носит специализированный характер; ограниченная сфера применимости);
4) язык – необходимое условие
и средство социализации
5) язык выполняет ряд общественны
Человек – язык – общество: связаны. Классическая мысль подчеркивает значение языка; в отдельных случаях указывают на опасности, заключенные в языке. Критика Ф. Бэконом неправильного употребления языка – «идолы (призраки) рыночной площади» - то, что мешает познанию: все говорят, но мало кто что-нибудь понимает; этот призрак может быть преодолен.
Современные философские проблемы изучения языка.
Нет прежнего безоглядного оптимизма. Обращают внимание на фундаментальные свойства языка, которые создают ловушки, опасности, не в силу небрежности использования языка, а в силу его природы. С другой стороны, подчеркивают огромную роль языка в жизни человека. Есть точка зрения, что произнесение – это акт творения.
Проблемы изучения языка.
1) Проблема существования: можно
построить бессмысленную фразу,
2) Соотношение лексического богатства/бедности языка с богатством/бедностью мышления. Более богатый язык позволяет выразить больше оттенков мысли, обнаруживает глубину мышления; бедный язык свидетельствует о неразвитости мышления. Однако даже богатый словарный запас не гарантирует глубину мысли, язык может развиваться быстрее мышления (особенно в современности). Человек может пользоваться языком, который не стал частью его жизненного мира (понятие ввел Э. Гуссерль; это та сфера бытия, которую субъект считает своей, в ее рамках ощущает себя нестесненным, все объяснимо). За пределами жизненного мира много того, что известно, но чуждо, об этом можно знать много, но это – не свое, оно непонятно. → общий объем языка распадается на две части: внутри и вне жизненного мира. Сейчас слишком большой объем информации, вся она в жизненный мир не вмещается.
→ вывод: объем языка всегда несколько больше объема мышления (самостоятельного). Гадамер: мышление всегда движется в границах колеи, пролагаемой языком.
3) Возникновение структурной лингвистики (Фердинанд де Соссюр, 1916 г., новый подход к изучению языка). → существенные изменения в мировоззрении при изучении языка, культуры, общества, человека. Структурный метод применим не только к языку. Язык – феномен, далеко выходящий за рамки сознания, то есть того, что может быть познано, язык запечатлевает бессознательные структуры, скрытые за внешними слоями сознания, это связано с языком как знаковой системой, лежат не в сфере значений языка, а в сфере его организации (структуры). Структуру невозможно перенести из одного языка в другой; она определяет структуру мышления человека, при разных структурах языков мышление существенно разное, перевести одно в другое невозможно → человек и его сознание подчинены действию независящих от воли людей безличных начал, сознание запрограммировано языком.
Структурный метод открыл перспективы развития языка, но поставил под вопрос единство человеческого рода (каждая национальная культура – отдельно?). Герменевтика и феноменология: сближение культур → сейчас сближение структурного метода и герменевтики.
4) Лингвистическая философия (
→ актуализирована вера в слово («Вначале было Слово…»). Ни одна фундаментальная проблема человеческого бытия не может быть ни поставлена, ни решена без пристального внимания к языку.
27.03.06
1) Общая характеристика роли науки в России.
2) Особенности российской науки.
- Шаповалов. Истоки и смысл российской цивилизации.
Общая характеристика роли науки в России.
Можно считать от Киевской Руси, но до Петра был только один период интенсивного приобщения общества к науке: 16 век, грек из Византии, Максим Грек в Москве (настоящее имя Михаил Триво`лис). Учился во Флоренции (Возрождение), жил на Афоне, потом Иван III пригласил его в Москву (до конца жизни, > 40 лет). Знал много языков и т. д., вклад в просвещение русского общества: познакомил с античной философской мыслью (по первоисточнику, а на Западе получили арабский перевод, который потом перевели на латынь, получив несвойственные грекам понятия), с достижениями гуманитарных наук (из Италии – поэтика, языкознание), история (распространенные сочинения о мировой истории).
С эпохи Петра I – интерес к науке, научно-техническим достижениям. Петр изучал научную жизнь Западной Европы – университеты, научные общества, обсерватории, встречался с Лейбницем → основание Российской Академии наук (8 февраля 1724 г., сейчас это день науки).
Московский университет (1755) и другие университеты – создавались как светские учебные заведения и научные учреждения (западные начинались как церковные в 12 веке, в 18 – 20 вв. многие стали светскими).
Смысл науки в России – практическая необходимость научного знания, полезность. Особый подъем российской науки, особенно естествознания – вторая половина 19 – первое десятилетие 20 в. В 18 веке в основном учились у Запада, исключение – М. В. Ломоносов.
Есть мнение, что наука в России так и не прижилась, то есть она инородна российской культуре (со второй половины 19 века это не так).
Были проблемы и противоречия в развитии российской науки (драма идей и людей):
1) перелом в развитии науки в конце 19 – начале 20 века, научная революция (воспринималась как кризис научного знания). Переход к неклассической науке. Россия подключилась.
2) Но в России бурные
3) В условиях тоталитарного
4) В постсоветский период – отсутствие финансирования и четкого плана развития.
При Петре: прежде всего надо было преодолеть отношение к науке как к праздному. Петр избрал прикладные сферы науки для первого этапа (кораблестроение, медицина и т. д.) → наглядно убеждало в полезности науки; потом – теоретическая наука.
В России долго не было научного сообщества, в 18 веке были ученые-одиночки, в Московском университете не хватало желающих учиться и заниматься научной деятельностью. Резкая перемены со второй половины 19 века, к рубежу веков сформировалось научное сообщество.
В России все учебные заведения были государственными, народ медленно приобщался и просвещался, цари «тащили» народ, с рубежа 19 – 20 веков подключились меценаты (→ общественные учебные заведения, в том числе женские высшие). Научные общества – Большое Географическое общество и т. д., съезды, научные журналы, международные контакты → в начале 20 века – полноправное участие в мировой науке (Менделеев, Лобачевский и др.).
При Сталине многие ученые были репрессированы (И. И. Вавилов, Ландау). Быстро развивалось шарлатанство, особенно в общественных науках и биологии (Лысенко). Особое внимание к важным разработкам, закрытые города и предприятия: Арзамас-16, Томск-7, Краснокаменск, Северодвинск и т. д. «Шарашки» - предприятия из заключенных с высокой научно-технической квалификацией. Положительное: наука развивалась, хотя гражданская сфера – побочно, науку уважали.
Особенности российской науки.
1) Стремление к обобщению,
2) Духовная трезвость российской
науки: не увлекаются
3) Особое внимание к
4) Внимание к нравственной
Вес российской науки в мировой значителен, но нобелевских премий сравнительно немного (изоляция при Сталине, предвзятость нобелевского комитета, СМИ не освещают новые российские достижения).