Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:51, курс лекций

Описание работы

Пифагор и его школа
Пифагор( 580 – 500 гг. до н.э.). исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – нематериальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длинны струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 185.12 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение, структура, содержание, типы.

 

Мировозрение – взгляд человека на мир, совокупность различного рода знаний: обыденных, научных, жизненно-практических, профессиональных. Субъект мировоззрения – творец или носитель знаний, человек, народ, эпоха, класс, страты и т.д. Содержание: 1) основа – знание(информационная сторона)

2) ценности, ценностные ориентиры: духавные, материальные), признак – значимость, особенность – меняются со временем. 3) убеждения – своеобразное представление о способе жизни. Черта – консерватизм ( приверженность к старому) 4) идеал – то, к чему стремишься 5) вера – доверие чужому опыту, уважение чужого опыта. С помощью веры мы решаем смысл нашей жизни. Структура :  Мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира (напр., оптимист и пессимист) Мировосприятие - опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное) Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Типы мировоззрения: 1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире; 2) религиозное – сформировалось почти одновременно с мифологическим мировоззрнием. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения; 3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

 

Мифологическое и  религиозное мировоззрение.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно – эмоциональное восприятие действительности. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое. В основе религиозного мировоззрения лежит вера в Бога и любовь к Богу.

 

Особенности философского мировоззрения.

Философское мировоззрение отличается от других тем, что оно основано на знании, оно рефлексивно( имеет способность обращаться к самому себе), логично, опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философское мировоззрение представляет собой высший вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью и теоретической оформленностью. В философском мировоззрении выделяются 4 компонента: 1) познавательный 2) целостно – нормативный3) эмоционально – волевой4)  практический. Философское мировоззрение имеет определенную структуру: 1 уровень(элементарный)  - совокупность мировоззренческий понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания. 2 уровень( концептуальный) – включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание. 3 уровень( методологический) – включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представлений и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека. Философское мировоззрение прошло три стадии эволюции: 1) космоцентризм - философское направление античности, согласно которому мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса. 2) теоцентризм – фил. напр античности. - в основе которого лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. 3) антропоцентризм -  человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

 

Философия Древней  Индии 

Философия Древней Индии возникает в начале I тыс., она берет свое начало  в древних религиозных гимнах – Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философских учений. 4 часть Вед – упанишады – сосредоточена основа философии. Для древней философии характерно развитие в рамках определенных систем и школ. Все они делились на 2 большие группы: ортодоксальные, признающие авторитет Вед( Веданта, система Йога), и неортодоксальные, не признающие авторитет Вед (Буддизм, Джайнизм) . Одна из самых многочисленных школ, критикующих Веды, принадлежит школе, в основе которой лежит учение Локаята( или чарваки). Представители данного учения ограничивали первоначало всего лишь вещественными, материальными сущностями, сводили к 4 началам: земля, вода, воздух и огонь. Индийская философия разделяется на 3 периода: 1. Ведический период( 1500 – 500 до н.э.) 2. Классический период, или брахмано – буддийский( 500 до н.э. – 1000 н.э.) 3. Послеклассческий, индийский (с 1000 н.э.). Главенствующая роль в объяснении первопричины и первоосновы явлений мира, т. е. среды обитания, отводится духовному началу, которое обозначается понятием “брахман” или же “атман”. В большинстве текстов “Упанишад” “брахман” и “атман” трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.  Познание и приобретенное знание подразделяются в “Упанишадах” на два уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию будет отрывочным, неполным. Познание истины, т. е. духовного абсолюта, возможно только через высший уровень знания, которое приобретается человеком посредством мистической интуиции, последняя же, в свою очередь, формируется в значительной степени благодаря упражнениям йоги. Одна из важнейших проблем в “Упанишадах” — исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. К высшему блаженству они относят не чувственные удовольствия, а благостное, спокойное состояние души. Кстати, именно в “Упанишадах” впервые ставится проблема переселения душ (сансара – область перевоплощения, перерождения) и оценка прошлых действий (карма – судьба, закон морального или нравственного воздаяния за грехи прошлой жизни), что впоследствии получило развитие в религиозных вероучениях. Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был внесен буддизмом. Основоположником буддизма считается Сиддхартха Гуатама, или Будда (ок. 583 — 483 гг. до н. э.). Четыре Благородные Истины”.

Суть их сводится к следующему:

вся человеческая жизнь — это  сплошное страдание;

причина страданий — стремление к удовольствиям;

прекратить страдания можно  лишь на путях отказа от привязанностей и отрешенности;

ведет к прекращению страдания  “Благородный Восьмеричный путь”, предполагающий использование верных взглядов, верного  намерения, верной речи, верного действия, верных средств жизни, верного усилия, верного памятования и верного  сосредоточения

 

 

 

Философия древнего Китая. Конфуций – родоначальник  китайской философской мысли.

Начало китайской философской  мысли связывают с древними мифами, представляющими собой совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека. В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. 
Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай. Энергия вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян. Философские школы: конфуцианство, даосизм, инь- ян, шейн закона, «книга перемен» - Конфуций. В «книге истории» говорится о пяти началах мира: вода, огонь, дереао, металл, земля. Говорится также о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре. Вместе с тем появляется идея о противоположных началах в виде представления о двух непримеримых и в тоже время сотрудничающих силах – ян и инь – олицетворение света и тьмы, тепла и холода, упорства и податливости, мужского и женского начала. Дальнейшее развитие древнекитайская философия получила в идеях Конфуция. В центре его внимания – человек, его взаимоотношения с обществом, проблемы воспитания. Основные понятия: взаимность, золотая середина, человеколюдие, составляющие правильный путь( Дао). Большее значение Конфуций уделяет «ли» - правилам поведения. Постепенно развивается важнейшее для древнекитайской философии представление о Дао как о безличном мировом законе. Вечно только НИЧТО.. Становлению Конфуция как мыслителя во многом способствовало его знакомство с древнекитайскими рукописями: “Книга песен” (“Шицзин”), “Книги исторических преданий” (“Шуцзин”). Он привел их в надлежащий порядок, отредактировал и сделал доступными для широкого ознакомления. Большую популярность Конфуцию на многие века вперед принесли содержательные и многочисленные комментарии, сделанные им к “Книге перемен”. Собственные взгляды Конфуция были изложены в книге “Беседы и суждения” (“Лунь юй”), которая была опубликована учениками и последователями на основании его высказываний и поучений. Конфуций — создатель оригинального этико-политического учения, некоторые положения которого не утеряли своего значения и в наши дни. Основными понятиями конфуцианства, составляющими фундамент этого учения, являются “жэнь” (человеколюбие, гуманность) и “ли”. “Жэнь” выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная цель. Основной принцип “жэнь”: “Чего не желаешь себе, того не делай людям”. Средством обретения “жэнь” является практическое воплощение “ли”. Критерием применимости и приемлемости “ли” выступает “и” (долг, справедливость).  Нравственные принципы, социальные отношения, проблемы государственного управления — главные темы в учении Конфуция.

 

Античная  философия. Основные этапы. Характерные  черты. Проблема первоначала.

В античную философию  включаются исследования и мировоззрения  древнегреческих мудрецов:  Гераклит, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель и др. Направления данной философии менялись со временем. Существует три ее периода: Досократический (6-5 в.в. до н. э.), когда философы искали первовещество, Классический (4-3 в.в. до н. э.), в котором было заложено большинство современных научных течений и Эллинистический, когда греческая философия обратила свой взгляд на человека и общество. 
Досократический период. Как уже было сказано выше, представители этого периода искали первовещество - "физис", из которого произошло все остальное. Этот период еще называется натурфилософским, так как философы искали физис в природе. 
Представители этого периода занимались различными науками. Наиболее значимые из представителей: Пифагор, Фалес, Анаксимандр, Анаксимент, Гераклит, Демокрит и др. 
Фалес предполагал, что искомым первовеществом была вода: "Питание всех вещей влажно, семена и зёрна всего сущего имеют влажную природу, а высыхание всего - есть смерть. Жизнь связана с влагой, а влага предполагает воду, значит всё происходит из воды, находит свою жизнь в воде и заканчивает в воде". Воду он сопоставлял с душой. 
Анаксимандр. Он полагал, что начало всего существующего - бесконечность, которую он назвал Апейроном (похоже на Дао в Даосизме). Это нечто, лишённое внешних и внутренних границ. Апейрон даёт начало другим вещам, оно бессмертно и неразрушимо. Всё обособившееся от апейрона должно со временем вернуться в него и за своё обособленное существование вещи в назначенное время должны понести наказание. По той же причине миры возникают и разрушаются.

Анаксимент считал, что первоначало всего сущего - воздух. Он тоже, как и Апейрон, бесконечен, и подобен нашей душе. Дыхание и воздух обнимают весь космос и мы рождаемся благодаря его влиянию. Значит он бесконечен и щедр, чтобы никогда не убывать. В древние времена полагали, что все сущее состоит из четырех элементов: воздуха, воды, земли и огня. Анаксимент предположил, что воздух, охлаждаясь, превращается в воду (конденсируется), а затем в землю. А ослабляясь и расширяясь он превращается в огонь. 
Гераклит является основателем науки - диалектики (учения о развитии). Он говорил, что развитие - это переход от противоположности к другой. Первовеществом считал огонь. 
Демокрит. Он полагал, что существуют элементы, из которых состоит все сущее, их бесконечное множество, и объединяясь, они образует множество форм, а также бесконечно движутся. Эти элементы он назвал атомами. Вещи возникают и разрушаются благодаря их соединению и разъединению. Также есть пустота, в которой эти атомы движутся. Демокрит создал целое учение об атомах, которое подтверждается современной наукой. Также он полагал, что богов выдумали люди, не в силах объяснить природные явления. 
Знаменитый ученый Пифагор предполагал, что в основе всего лежит число. Быть может его исследования легли в основу современной науки нумерологии. 
Классический период. Наиболее яркие представители: Сократ, Платон, Аристотель.Центральное место философии Сократа занимает человек, а также его социальные отношения с другими людьми, отношения к законам и к богу. Сократ считал, что человек - это его душа, которую необходимо совершенствовать. Бессмертная душа после смерти отвечает за свои прегрешения, помещается в чистилище и затем снова возвращаются на землю. Души же убийц и святотатцев не могут вернуться и помещаются в Аид. Целью жизни Сократ считал познание самого себя. Добродетели, которые нужно в себе воспитывать - это сдержанность или умение укрощать свои страсти, мужество, умение преодолевать опасность и справедливость, умение соблюдать законы. Аристотель. Он считал, что основой мира является некая материя, наделенная парами противоположностей: холодное - теплое, сухое - влажное. В комбинациях эти свойства дают четыре древних элемента: огонь (тёплое и сухое), вода (холодное и влажное), воздух (тёплое и влажное) и земля (холодное и сухое). Эти элементы могут взаимопревращаемы: то есть воздух может стать водой, огнем и т.д. 
Кроме этого Аристотель выделял еще пятый элемент - божественный эфир, что впоследствии разделило природу на две сферы: земную и небесную. 
Эллинистический период. В этот период философы решали как вести себя человеку в обществе. Философы создали несколько школ, главными из которых являются: киники, эпикурейцы и стоики. Школа киников. Представители этой школы считали, что человек должен жить подобно собаке, в нищете, довольствоваться малым, быть независимым от имущества, избегать зла, быть независимым от семьи и государства. Наиболее известный философ данный школы: Диоген, живший в нищете, в жилище, называемом бочкой. Школа Эпикурейцев. Ее представители - полная противоположность киникам. Они считали, что цель жизни - удовольствие, а также избавление от физической боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Они говорили, что жить нужно в укромном месте, в тесном дружеском кругу не участвуя в государственной жизни. Нужно всегда стремиться к покою и уравновешенности. Эпикурейцы также говорили, что у человека 2 врага: страх и надежда. Страх перед Богом и страх смерти. Человек надеется, что завтра будет лучше, но ничего в этом мире не изменяется, поэтому измениться должен сам человек, то есть, все зависит от него самого. Школа Стоиков. Последователи этой школы были чистейшими фаталистами. Они говорили, что человек должен быть смиренен по отношению к судьбе, он не может изменить ее, но должен лишь уметь справиться с объективным ходом событий. Стоик не должен желать того, что находится не в его власти, отличаться терпимостью и сдержанностью, а его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья.

 

Пифагор и  его школа

Пифагор( 580 – 500 гг. до н.э.). исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – нематериальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длинны струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства. Гармония вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада( единица) – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе( женское). Природа образует тело( тройка), являясь триединством первоначала и противоречивых сторон( мужское). Четверка – образ четырех элементов природы т.д.сумма чисел 1+2+3+4 = 10 – священная декада, основа мира. Из объемных фигур происходят чувственно воспринимаемые тела, которые имеют 4 основы: огонь, воду, землю и воздух; превращение последних приводит к возникновению мира живого и человека. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших  через какое-то время переселяются в других.

 

Философия элеатов: Парменид, Зенон.

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н.э.). элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии. Одним из первых философов

- элеатов  явл Парменид (конец6-5в.д.н.э.). Фил Парменида направлена против

движения  Гераклита. Доказывает он это так: весь мир - это существенный шар,

где нет  пустоты и соответственно места  для движения. Парменид считал, что

бытие можно  познать разумом, а не органами чувств. Кроме того бытие обладает

следующими свой-ми: 1) Бытие вечно 2) Неизмено 3) Тождественно себе. Бытие -

невидимый нами мир, в нем нет противоречий. Согласно Пармениду бытие это

сверхдоступный мир, не доступен нашим чувствам, но мы можем о нем мыслить.

Реальный  мир- это мир небытия, он изменчив и текуч. В данном случае учение

Парменида это пример рационалистической философии. Впервые именно школа

элеатов противопоставила истенное бытие чувственномумиру, кроме того знание

было  противопоставленно мнению. Мнения-это наши повседневные представления.

Информация о работе Лекции по "Философии"