Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:51, курс лекций
Пифагор и его школа
Пифагор( 580 – 500 гг. до н.э.). исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – нематериальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длинны струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства
Период расцвета схоластики
Главное содержание этого периода составляет
окончательное оформление учения о "двух
истинах". Доминирует аристотелизм
в философии. Наиболее известные представители:
Альберт Великий и Фома Аквинский Философия Ф.аквинского
– философия томизма - учение в схоластической философии и теологии католицизма, основанное Фомой Аквинским. Фома представитель средневековой
схоластики. Его учителем был философ
Альберт Великий. Фома Положил начало
всех христианской философии. Его труды:
1) Комментарии к работам Аристотеля 2)
Теологические трактаты («Суммы теологии»)
3) Работы с полемикой по разным вопросам
теологии 4) Малые трактаты по христианской
догматике 5) Работы, отстаивающие христ
веру («Сумма против язычников») 6) Трактаты
из области права, философии, государства
7) Трактаты о сущности ордена и орденских
правилах. 8) Трактаты объясняющие священ
писание. Главные работы: «Сумма теологии»,
«Сумма против язычников». Фома как и Аристотель
считает высшей способностью человека
волю - практически разум, направленный
на действие, а не на познание - говорил
Фома. Интеллект возвышается над волей.
Познание - это восприятие божественных
идей, а не результат чувственного восприятия.
В проблемах этики Фома считает, что для
нравственного поведения необходима свобода
воли. Фома рассматривает поведение добродетеля
(греческие): 1) Мудрость 2) Отвага 3) Умеренность
4) Справедливость. К греческим Фома добавляет
христианские: 1) Вера 2) Надежда 3) Любовь.
Человек счастлив в познании и созерцании
Бога (так Фома понимает счастье). Целью
человека явл познание, созерцание и любовь
к богу. Фома считал, что бытие Бога можно
доказать и разумом (что не типично для
средневековой философии). Он приводит
5 доказательств бытия бога: 1) Все что движется,
движимо чемто другим, и этим первым двигателем
явл Бог 2) В мире имеется ряд действующих
причин, но невозможно чтобы явление было
причиной самого себя, т.е. явление имеет
свою причину, которая находится вне явления.
Поэтому необходимо признать 1ю действующую
причину, которой явл Бог. 3) Вытекает из
взаимодействия случайного и необходиомого.
Случайное зависит от необходимого, которое
происходит или от другого необходимого
или от необходимого в самом себе. Необходимое
- это то что не может быть. Первый необходимостью
явл бог. 4) Существуют степени совершенства
(качества).Если степени качеств существуют,
значит есть высшая степень качества.
Этой высшей степенью качества может обладать
только бог. 5) Теологическое доказательство.
Мир в своей основе имеет цель. Во всем,
что существует имеется смысл и полезность,
все, даже случайное направляется к некой
цели. Если все существующее направляется
к какойто цели, значит ктото эти руководит
- это и есть бог. Бога познать можно, поскольку
мы познаем природу, которая максимально
приближается к богу. В вопросе об общих
понятиях Фома занимает следующую позицию:
Универсалии(общие понятия) существуют
в единичных вещах, как их сущная форма,
универсалии образуются в человеческом
разуме, как абстрагирование от единичного;
универсалии существуют до вещей как идеальный
прообраз индивидуальных предметов и
явлений. Высшая цель человека - это достижение
блаженства в единстве с богом. К этому
человека ведет церковь, а не государство.
Фома в 1323 провозглашен святым. Центром
томизма становится университет в Париже
(сейчас центр в Риме) В 19..20 в на основе
учений Фомы развивается неотомизм. Фома
Аквинский выдвинул 5 доказательств существования
Бога (только онтологическое, когда существование
бога выводится из
существования его творения – окружающего мира):
движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;
причина: все, что существует. Имеет причину, следовательно есть первопричина всего – Бог;
случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, есть первоначальная необходимость – Бог;
степени качества: все, что существует, имеет различные степени качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-торазумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - Бог.
Философия эпохи возрождения. Гуманизм и антропоцентризм.
Философия Возрождения — направление в европейской
философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием
официальной католической религ
Философия эпохи Возрождения – ренессанс – 15-17 вв. цель – уйти от религиозной эпохи, от засилий церкви и возродить утраченные традиции эпохи. Принципы: гуманизм возрождения, антропоцентризм возрождение, пантеизм возрождение. Черта: гуманизм( человеколюбие) – образование, воспитание. Антропоцентризм возрождения - центром размышлений стал человек. Понимание человека с библейской стороны. Человек без Бога ничто. Идея человека – творца, природное равенство. У истоков человеч свободы лежат дар познавать и действовать. Труд – источник чел свободы. Человек есть центр мировоздания. Антропоцентризм связан с религиозными представлением о божественной сущности человека. Средневековая схоластика и богословие основывали антропоцентризм на библейско-пталомеевской системе строения мира. Согласно которой земля - центр вселенной и мир создан богом для человека.
Философия Николая Кузанского.
Н.Кузанский ключ. Фигура в эпохе Возрождения.Бог есть абсолютный максимум и одновременно Бог есть абсолютный минимум. Бог есть на точке где совпадает минимум и максимум. утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Кузанец развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума («человек есть его ум») как бы уподоблялся Богу. Мысли Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге по своему содержанию и форме. Конечный разум приближается к бесконечному, к богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные же вещи мы должны рассматривать как связанные с целым, с бесконечностью. Каждая вещь, в том числе и человек, выступает как содержащая в свернутом виде весь мир, как микрокосм. Но человек является микрокосмом и на другом уровне. Обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей, как действительных, так и возможных. Человек предназначен для творчества.і
Николай Кузанский, решая проблему соотношения мира и Бога в философском дискурсе, считает, что Единое есть все, отождествляет единое и беспредельное, центр и окрестности космоса — мир не имеет пределов. Учение о человеке в пантеистической космологии Николая Кузанского устанавливает непосредственную связь с абсолютной природой Христа, которая есть свернутое состояние человеческой природы. Человек силой своего ума раскрывает мир в его понятиях, только соприкасаясь с миром природы. Бесконечная сущность вещей указывает познанию процесс восхождения от конечного, чувственного мира к постижению бесконечной его сущности. Он считает, что путь разума не следует смешивать с путем веры.№ Он утверждал единство Бога и мира, поскольку Бог, которого философ называл абсолютным максимумом, абсолютным бытием, единым и единственным, присутствует во всех вещах так же, как они участвуют в нем, что означает, по выражению мыслителя, совпадение максимума и минимума. Так что, согласно Николаю Кузанскому, Вселенная есть Бог. Такой подход к мирозданию принято называть «пантеизмом», которого и придерживался Николай Кузанский, несмотря на запрет этого учения католической церковью. Вопреки церковным постановлениям, он также утверждал, что Земля не является центром мира, так как такого центра нет вообще. Человеку доступно познание Вселенной, и в этом процессе особо важную роль играет математика, дающая единственно достоверное знание. Но понимал он математику в мистическом духе, полагая математические знаки всего лишь видимыми символами невидимого мира, имеющими таинственную природу. Так, число 10 объемлет основные мировые соотношения, число 4 указывает основные ступени познания, число 3 - триединство Божества и т.п. Из математики исходит Николай Кузанский в своем учении о совпадении противоположностей, которое он считал присущим всему миру.
Это доказывается, по его мнению, например,
тем, что нет ничего противоположнее,
чем круг и прямая линия, однако по
мере увеличения радиуса окружность
все более совпадает с
Философия нового времени. Эмпиризм Ф.Бэкона.
Принципы: эмпиризм - направление в теории
познания, признающее чувственный опыт
единственным источником достоверного
знания., рационализм - философское идеалистическое
направление, признающее разум основой
познания и поведения людей, источником
и критерием истинности всех жизненных
устремлений человека. Процесс познания
состоит из 2 уровней: чувственное, рациональное.
Это период в истории философии, с 17-го
по середину 19-го столетия, в течении которого
получила классическую формулировку и
решение центральная проблема западной
философии - проблема тождества бытия
и мышления. Новое время прошло под знаменем
торжества рационального дискурса. Поскольку
монополией на него обладала и обладает
наука, то философия Нового времени может
быть понята только как рефлексия над
основаниями научного знания. Философия
пыталась выяснить, насколько оправданы
попытки науки стать господствующим мировоззрением
и потеснить религию, искусство и саму
философию. В литературе этот период называют
иногда "эпохой модерна".
Корни философии Нового времени
* Формирование капиталистических производственных
отношений.
* Появление и развитие новой социальной
структуры, связанной с новым способом
производства.
* Секуляризация общественной и частной
жизни.
* Пантеистические тенденции в философии
позднего средневековья и Возрождения.
* Гуманизм и антропоцентризм философии
Возрождения.
Черты философии Нового времени
* Преобладание гносеологической проблематики
над онтологической.
* Отчетливо выраженный интерес к методологии
научного познания.
* Рационализм и антропоцентризм как основания
философствования.
* Просветительская направленность.
* Критика религии и теологии.
Основные проблемы философии Нового времени
* Условия и границы обыденного, научного
и философского познания.
* Проблема истины в познании.
* Чувственное и рациональное познание,
их соотношение
* Природа методов научного познания.
* Классификация наук.
* Соотношение единого и многого в субстанции.
* Природа государства и права.
* Влияние культуры на развитие человека
Культурное и природное в человеке.
Наиболее значительные направления и
школы в философии Нового времени
Английский естественнонаучный материализм
17 в.
Французская рационалистическая философия
17 в.
Философия Просвещения в Англии в 17-18 вв.
Философия Просвещения во Франции в 17-18
вв.
Философия Просвещения в Германии и Голландии
в 7-18 вв.
Английский естественнонаучный материализм
Философия Френсиса Бэкона
(1561 - 1626 гг.) Главное в философии Бэкона
Считал целью человеческой жизни достижение
счастья посредством истинной культуры
и гуманности. Для этого необходимо открытие
законов природы и покорение её. Бэкону
принадлежат слова: "Знание есть сила,
и тот, кто овладеет знанием, тот будет
могущественным". Он сторонник эмпиризма
в обосновании познания, автор теории
элиминативной индукции. Главные труды:
"Новый Органон", "О достоинстве
и преуспеянии наук", "Опыты политические
и моральные", "Новая Атлантида".
Требования Бэкона к познанию
Объектом познания выступает природа.
Задача познания - исследование её законов,
а цель познания - установление господства
человека над природой. Причина плачевного
состояния науки кроется в отсутствии
надежного метода. Истинное знание - это
знание причин. Основа познания - опыт.
Учение Бэкона о призраках познания
Истинному познанию мешают различные
объективные и субъективные факторы, которые
Бэкон называет "идолами" или "призраками"
познания. Их четыре:
Идолы рода. Они коренятся в самой природе
человека, в ограниченности его ума и в
несовершенстве органов чувств. Идолы
рода искажают познание, вносят в него
антропоморфные элементы.
Идолы пещеры. Их источник - индивидуальные
особенности человека, его происхождение,
воспитание, образование и т.д.
Идолы рынка. Они порождены общественными
отношениями и связанными с ними условностями:
языком, понятиями обыденного и научного
мышления;
Идолы театра. Вызваны слепой верой в авторитет
личностей и теорий.
Учение Бэкона о методе
Требования к методу Бэкон выражает в
форме иллюстрации особенностей работы
муравья, паука и пчелы;
"Путь муравья" - это метод крайнего
эмпиризма. Он отличается простым собиранием
фактов без их осмысления;
"Путь паука - метод радикального рационализма,
который, подобно пауку, извлекает из себя
знания;
"Путь пчелы" - метод, снимающий крайности
эмпиризма и рационализма.
Классификация наук по Бэкону
Истинное знание происходит от правильного
сочетания разума и чувств;
В основании классификации наук лежит
различие познавательных способностей.
Памяти соответствует наука истории, которую
Бэкон понимает как собирание фактов.
Рассудку соответствуют теоретические
науки или "философия" в широком смысле
слова, включающая в себя: собственно философию;
философию природы; философию человека;
естественную теологию или косвенное
познание Бога через факты, и гражданскую
философию или политику.
Воображению соответствует поэзия, литература,
искусство вообще.
Политический идеал Бэкона
Монархию считал лучшей формой устройства
государства;
Идеальное общественное устройство может
быть достигнуто за счет научного подхода
к управлению, возведению ученых на вершину
пирамиды власти, подавления индивидуальной
свободы.
Философия Нового времени. Рационализм Декарта.
Это период в истории философии,
с 17-го по середину 19-го столетия, в течении
которого получила классическую формулировку
и решение центральная проблема западной
философии - проблема тождества бытия
и мышления. Новое время прошло под знаменем
торжества рационального дискурса. Поскольку
монополией на него обладала и обладает
наука, то философия Нового времени может
быть понята только как рефлексия над
основаниями научного знания. Философия
пыталась выяснить, насколько оправданы
попытки науки стать господствующим мировоззрением
и потеснить религию, искусство и саму
философию. В литературе этот период называют
иногда "эпохой модерна".
Корни философии Нового времени
* Формирование капиталистических производственных
отношений.
* Появление и развитие новой социальной
структуры, связанной с новым способом
производства.
* Секуляризация общественной и частной
жизни.
* Пантеистические тенденции в философии
позднего средневековья и Возрождения.
* Гуманизм и антропоцентризм философии
Возрождения.
Черты философии Нового времени
* Преобладание гносеологической проблематики
над онтологической.
* Отчетливо выраженный интерес к методологии
научного познания.
* Рационализм и антропоцентризм как основания
философствования.
* Просветительская направленность.
* Критика религии и теологии.
Основные проблемы философии Нового времени
* Условия и границы обыденного, научного
и философского познания.
* Проблема истины в познании.
* Чувственное и рациональное познание,
их соотношение
* Природа методов научного познания.
* Классификация наук.
* Соотношение единого и многого в субстанции.
* Природа государства и права.
* Влияние культуры на развитие человека
Культурное и природное в человеке.
Наиболее значительные направления и
школы в философии Нового времени
Английский естественнонаучный материализм
17 в.
Французская рационалистическая философия
17 в.
Философия Просвещения в Англии в 17-18 вв.
Философия Просвещения во Франции в 17-18
вв.
Философия Просвещения в Германии и Голландии
в 7-18 вв.
Французская
рационалистическая философия 17 века
Сущность французского рационализма
Если в Англии в 17 веке были заложены основы
эмпирико-индуктивной философии, то во
Франции примерно в это же время начинает
складываться принципиально иная философская
традиция, получившая название рационализма.Суть
последнего можно свести к утверждению,
что логическое сцепление идей и фактическая
связь вещей тождественны. Истина должна
быть абсолютной, вечной, общеобязательной
и, следовательно, не может быть выведена
из опыта. Её источником является разум.
Наиболее обстоятельно идея рационализма
разработана в трудах Декарта и его последователей,
а также в окказионализме.
Философия Рене Декарта (1569-1650 гг.) Главное в философии Декарта
Один из родоначальников новой философии,
выступивший с требованием пересмотра
всей предшествующей традиции. Нужна философия,
опирающаяся на такие предпосылки, которые
нельзя было бы опровергнуть и из которых
можно вывести всю систему наук. Для отыскания
абсолютного основоположения предлагаются
принципы сомнения и непосредственной
очевидности. Только разум есть средоточие
истины, которая выводится из него дедуктивным
методом.
Требования Декарта к методу
* Метод должен быть ориентирован на получение
ясного и очевидного знания.
* Всякая сложная вещь, ради успешного
её изучения, согласно требованию метода,
должна расчленяться на простые части.
* В познании нужно идти от простого к сложному.
* Знание всегда должно стремиться к полноте
своего содержания;
Сущность рационализма Декарта
Основным признаком рационализма Декарта
можно считать выведение факта существования
из факта мышления. Это выведение осуществляется
с помощью операции дедук ции из врожденных
разуму идей.
В состав врожденных идей Декарт включает:
бытие Бога; существование понятия; свободу
воли. Образцом научного доказательства,
по Декарту, является математическое доказательство,
опирающееся на априорные истины разума.
Сущность психо- физического параллелизма
Философия Декарта дуалистична. Его решение
вопроса о соотношении души и тела называют
психофизическим параллелизмом. Телесная
и духовная субстанции взаимно несводимы
друг к другу и несоизмеримы. Тело не может
воздействовать на душу, а душа не в состоянии
влиять на тело. Между протяженной субстанцией
и мыслящей субстанцией нет точек соприкосновения.
Однако распространение психофизического
дуализма на объяснение человека привело
к трудностям.. Декарт, считает что критерием
истины является знание(челов мышление).