Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:51, курс лекций

Описание работы

Пифагор и его школа
Пифагор( 580 – 500 гг. до н.э.). исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – нематериальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длинны струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 185.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л. Фейербах, философия антропологического материализма.

Людвиг Фейербах  (1804 -1872) 

Видным  представителем младогегельянской школы был Людвиг Фейербах. Ядром философской концепции Фейербаха был человек, который «и есть Бог». Религия у Фейербаха — продукт человеческой фантазии. В работе «Сущность христианства» Фейербах дал концептуальный анализ специфики религиозного сознания, суть которой — в вере в сверхъестественное и фантастические образы. Именно чувства, особенно чувства зависимости человека от стихийных сил природы, играют решающую роль в религиозном поклонении. При этом Фейербах пытался не столько упразднить религию, сколько реформировать ее, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя. Исходя из этого он ратовал за религию любви к человеку. В вопросах гносеологии Фейербах делал акцент на роли чувств и опыта в познании. Этим он значительно отличался от предшествующей традиции немецкой классической философии и особенно трактовки проблем теории познания Гегелем. Фейербах считал, что прежняя философия преувеличивает роль разума в освоении мира.

В целом  философия Фейербаха антропологична. В ней общественные связи трактуются преимущественно с нравственных позиций. В антропологической парадигме Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от национальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к счастью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поаедение в культуре. Фейербах исходил из того, что человек изначально естествен и к нему неприменимы оценочные характеристики (добрый, злой и т.д.) и только условия человеческой жизни делают его тем, кем он становится.

Заслугой  Фейербаха является подчеркивание  связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Фейербах также  идеалистический характер гегелевской  диалектики. Основное содержание и  смысл философии Фейербаха —  отстаивание материализма. Антропологизм  Фейербаха проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, которая  рассматривается им как «единственный, универсальный и высший» предмет  философии. Но провести последовательно  материальную точку зрения в этом вопросе Фейербаху не удается, так  как человек для него — абстрактный  индивид, чисто биологическое существо в теории познания.

Вместе  с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать  объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Фейербаха применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Фейербаха особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как «бессознательное самосознание» человека. Причины такого удвоения Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Фейербаха о социальных и исторических корнях религии.

Подобная  антропологически и атеистически ориентированная философия оказала значительное влияние на мировоззренческие дискуссии о судьбе идей Гегеля. Особенно ценными оказались идеи о возвращении человека в центр философии, необходимости видеть мир через era потребности, что импонировало радикально настроенным исследователям Гегеля.


 

Марксистская  философия

Марксистская философия  была создана совместно двумя

немецкими учеными К.Марксом  и Ф.Энгельсом в середине Х1Х  века.

Характерные черты:

Диалектический метод  рассматривается в неразрывной  связи с материалистическим принципом;

Исторический процесс  понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс; 3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия  состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма.

Согласно диалектическому  материализму, основной вопрос

философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога

отрицается); материя находится  в постоянном движении и саморазвитии,

она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам  диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных  изменений в качественные, отрицания отрицания. В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а

также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической

формации к другой. В основе  лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) и

производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического

строя (через революцию). К.Маркс  выделяет пять общественно- экономических формаций: первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве,

феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян, капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих коммунистическая - общество будущего, основанное на

свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в  возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат – рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от

каждого по способностям, каждому  по потребностям».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современная западная философия. Основные этапы, характерные черты, круг проблем.

Современная западная философия формировалась  в новейшую эпоху, начиная с конца XIX века. Она отразила существенные изменения, происходящие в экономике (последствия индустриальной цивилизации  и формирование общества массового  потребления), политике (мировые войны, противостояние капитализма и социализма, тоталитаризм), культуре (появление  модернизма, главным принципом которого был антитрадиционализм), мировоззрении (так называемый «кризис личности» и засилье массового сознания). Сама философия, осмысливающая эти новые явления, также становится нетрадиционной, неклассической.

Первыми почувствовали эти изменения  еще романтики, которые в своей культуре отразили конфликт с разумом и показали значимость субъективных психологических переживаний и человеческих иллюзий.

В философии непосредственными  предшественниками современной  философии были Артур Шопенгауэр (1788-1860), который «заменил» власть разума на власть иррациональной мировой и индивидуальной воли, и Сёрен Кьеркегор (1813-1855), «точкой отсчета» у которого становитсяличность, одинокая в своих уникальных переживаниях.

Основные черты современной  западной философии:

Центр тяжести философских исследований смещается с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому - как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной проблемой становится именно проблема человека.

Пересматривается роль разума: расширяются  границы и характер его взаимодействия с «неинтеллектуальными» составляющими  души - волей, чувствами, бессознательным  и т.п.

Развивается идея уникальности и неповторимости не только человеческой жизни, но и культур, эпох, событий. А значит, возникает проблема их понимания и интерпретации.

Меняется категориальный аппарат  философии. Вместо привычных метафизических категорий появляются совершенно новые  понятия, отражающие самоощущения субъекта и уникальные ситуации.

Однонаправленность традиционной проблематики сменяется плюрализмом взглядов, методов, предпочтений.

Все учения современной западной философии  условно можно разделить на сциентистски (позитивизм, структурализм и др.) и несциентистски(философия жизни, экзистенциализм, философия психоанализа и др.) ориентированные.

В данной работе мы остановимся на следующих направлениях: философия  жизни, экзистенциализм, фрейдизм и  неофрейдизм, герменевтика, постмодернизм, позитивизм

Философия конца

Х1Х-ХХ века отказывается от:

рационализма как единственного  способа философствования,

признающего разум основой  познания, поведения и деятельности

людей;

жесткого деления всех философских школ и направлений  по

принципу: материализм или  идеализм;

от догматизма в философии  – непременной ссылки и опоры  на

авторитеты, от «партийности»  в философии.

Основные черты философии  ХХ века:

-Плюрализм в философском  мышлении. В этом период

сосуществуют разнообразные  направления и концепции:

материалистические и  идеалистические, рационалистические и

иррационалистические, религиозные  и атеистические,

сциентистские(от лат. scienta – наука – т.е ориентированные на

естествознание) и антисциентистские (на иррационализм и

интуитивизм). Современная  философия не отвергает ни того, ни

другого. Она вообще полагает, что многогранный мир можно познать

при помощи различных форм познания (не только разумом!).

предметом изучения становятся все новые и новые объекты

действительности, что ведет  к возникновению принципиально  новых

направлений: философия культуры, философия политики, философия

техники, философия науки  и т.д.

Терпимость (толерантность) современной философии.

Различные школы стараются  не вступать в резкое противоборство

между собой Диалог – главный  способ взаимодействия не только внутри

одной философской традиции, но и между Западом и Востоком.

Антропоцентризм современной  философии – в центре ее идей и

размышлений находится человек, егосущность, смысл его жизни и деятельности,

свобода. Человек рассматривается  не односторонне, а во всей целостности  и

противоречивости. Особенно остро поднимется вопрос о смысле

существования человечества в целом, о кризисе человека и  истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия позитивизма.

Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

Первая  историческая форма позитивизма  возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в  непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии  является Огюст Конт (1798-1857), французский  философ и социолог, который продолжил  некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки  к бесконечному развитию, придерживался  классификации наук, разработанной  энциклопедистами.

Кант  утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке  обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей  главной задачей должна считать  обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

Вторая  историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого  философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.

В 10-20 гг. XX века появляется третья форма  позитивизма — неопозитивизм  или аналитическая философия, имеющая  несколько направлений.

Логический  позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.


 

Экзистенциональная  философия.

Экзистенциализм (от латинского existentia - существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.

Родоначальником экзистенциализма считается выдающийся датский философ Серен Кьеркегор (1813 - 1856). Его философские взгляды сформировались под влиянием немецкого романтизма и реакции на гегелевскую философию. Одним из существенных источников направленности философии Кьеркегора было осознание им неблагополучия мира. Начало философии, по мнению датского мыслителя, вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом. Исследование философских проблем в сочинениях Кьеркегора опирается на переиначенную гегелевскую диалектику. Он перетолковывает многие понятия Гегеля и отвергает предложенное им помещение человека в исторически конкретную систему реализации объективного духа, усматривая в этом подчинение человека истории и лишение его самостоятельности и ответственности за свои поступки. Кьеркегор был против претензий философии не только проектировать социальную действительность, но и объяснять ее. Действительность для Кьеркегора есть то, что наше "я" обнаруживает в себе самом.

Экзистенция — способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм — это философия человека. Основная тема всех работ — это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается  в следующем: личность не зависит  от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека ( не главную его часть).

Согласно  экзистенциализму, задача философии  — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?

В чем  смысл его жизни? Каково место  человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно  очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого  существования, которое характеризуется  комплексом отрицательных эмоций —  озабоченность, страх, сознание приближающегося  конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители  экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Основа  каждой личности — это некоторый  поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима. Отсюда два вывода:

человек непреодолимо одинок, ибо все его  связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его  экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца;

человек внутренне свободен, но эта  свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой»  Ж.П. Сартр), потому что она связана  с бременем ответственности. Человек  создает себя сам.

Существует  две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеиысгпический. Религиозный — единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Информация о работе Лекции по "Философии"