Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:51, курс лекций

Описание работы

Пифагор и его школа
Пифагор( 580 – 500 гг. до н.э.). исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – нематериальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длинны струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 185.12 Кб (Скачать файл)

Знания  это то, что дает разум. У парменида были последователи - Зенон,

который взялся доказать основные положения философии Парменида.

В 4в.д.н.э. Аристотель этот способ

доказательства назвал диалектикой (искусство добиваться истины в споре).

Зенон взялся доказывать что движения нет своими «апориями»: 1) Дихотомия -

деление пополам. Чтобы пройти какое либо расстояние надо сначала  пройти его

половину. Оставшееся расстояние также делится пополам и т.д. Любой отрезок

имеет бесконечное кол-во точек, которые подсчитать за конечный отрезок

времени невозможно. 2) Ахилес и черепаха. Эта апория также основана на

допущении актуальной бесконечности элементов непрерывной величины. Зенон

доказывает, что Ахилес никогда не догонит черепаху, т.к. черепаха всеравно

движется вперед. 3) Стрела. Летящая стрела на самом деле покоится. Он

разделяет время на части  и в каждый момент времени стрела покоится. В общем

случае Зенон доказывает, что теоретически движение невозможно представить.

Апории основаны на том, что  любой отрезок делится на бесконечное  число точек.

Зенон делает вывод - ни множество ни движение не могут быть мыслимы без

противоречий. В апориях  Зенона впервые обсуждаются проблемы непрерывности и

бесконечности. Элеаты следующим  образом понимали бытие: 1) Бытие  есть, не

бытия нет. 2) Бытие едино, неделимо 3) Бытие познаваемо, небытие

непознаваемо. Это первые зачатки рационализма.

 

Философия Сократа.

Сократ(469-399г.д.н.э.) древнегреческий  философ, учение которого знаменует

поворот от материалистического  натурализма к идеализму. Жил  и учил в Афинах,

где его слушали  многочисленные ученики: Платон, Аристофен, Евклид из Мегары.

Об учении С., который ничего не писал, можно судить лишь на основании

свидетельств Платона и Аристотеля. Стремление мира, физическая природа вещей

непознаваемы;  знать мы можем только себя самих. Это понимание  предмета

познавания С. выразил  формулой: “Познай  самого себя”. Высшая форма знания не

теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по С., есть мысль,

понятие об общем. Раскрывая  понятие через определения, а  обобщаются через

индукцию. Сам С. дал образцы  определения и обобщения этических  понятий

(например, доблести, справедливости). Свои приемы исследования С.  сравнивал с

“искусством повивальной  бабки”; его метод вопросов, предполагающих

критическое отношение к  догматическим утверждениям, получил  название

сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки

порождаются только незнанием  и никто не бывает злым по доброй воле.сократ выделил 3 основных человеческих добродетели: 1- умеренность( знание, как обуздать страсть); 2- храбрость( знание как преодолевать опасности); 3- справедливость( знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Добродетели научиться нельзя. Он различает знание и мнение. Знание нельзя получить в готовом виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика. суть метода: исходное начало – ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждает у людей сомнения в бщепринятых истинах. «Я знаю, что ничего не знаю» говорил он.и тем самым приглашал к рассуждению, к выработке собственной позиции, которая основывалась на логических аргументах. А достигал он этой цели путем точной постановке вопроса. Был автором другого способа: индукция и дедукция( от частного к общему и наоборот). Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека(«познай самого себя»). Человек и его место в мире стали центр. проблемой этики Сократа.

 

 

 

 

 

 

Платон и его  философия объективного идеализма.

Учение Платона об идеях позволило  позднейшим исследователям охарактеризовать его философию как объективный  идеализм, ибо Платон признает существование  идеального независимо от сознания человека, более того, само человеческое сознание - продукт некого всеобщего, всемирного сознания. Платон, творчески использовал  идеи практически всех предшествующих античных философов, но, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Огромное влияние, пусть и опосредованное, учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли вообще.

Как правило, объективный идеализм лежит в основе многих религиозных  учений (Иудаизм, Христианство, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон). Выводы из теории «объективного  идеализма»:

Платон онтологизирует идеи, т. е. придаёт им физический статус;

реальный, чувственный мир у  Платона - бледная копия мира идей;

Платон разработал классический вариант  объективного идеализма, в котором  сделал попытку увязки всего в  одно целое;

по Платону мир - всеобъемлющий  космос, целостный и оформленный;

структурируя космос, Платон применяет  идею тройственности (идея, идея блага  и душа космоса) к обществу (душа человека разумная, яростная и чувственная).

Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный  идеализм Платона есть учение о самостоятельном  существовании идей как общих  и родовых понятий. Платон всю  жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда Платон захотел очертить предмет  своей эстетики, он назвал её ни больше ни меньше, как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути.

Можно сказать, что, выражаясь современным  языком, «пространство идей», введенное  в философию Платоном, на сегодня  существенно меняется и дополняется  в результате творческой деятельности человека (созданием устойчивых мыслеформ, ранее не встречавшихся, и обладающих способностью при определенных условиях быть воспринятыми всеми людьми), в результате становится возможным осуществление качественных и быстрых переходов на новые уровни развития сознания человека.

Рекомендации, выработанные Платоном, в плане мировосприятия человека, существенно облегчают и ускоряют процессы этих переходов. Тот факт, что в течение 2400 лет значимость достижений Платона не потеряла ценность, говорит о качестве и истинности этих результатов. В разное время, к  Платону относились по-разному: в  античности Платона называли «божественным  учителем», в средние века Платон - предтеча христианского мировоззрения, а в эпоху Возрождения - политический утопист

 

Аристотель  – вершина античной философии.

Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях  Аристотеля (384-322 до н.э.), воззрения  которого, энциклопедически вобравшие  в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в  его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Исходя из признания  объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Категории — это фундаментальные понятия философии. Аристотелевское рассмотрение соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет энергийный динамизм сущего в его развитии. При этом мыслитель усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В связи с этим он проводит различение причин: есть действующая причина—это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего».

Аристотель разработал иерархическую  систему категорий, в которой  основной была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал  основными только три категории: сущность, состояние, отношение. По утверждению  Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты  взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия  божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. И в самом деле: ведь ряд причин не может быть бесконечным  или безначальным. Есть причина, сама себя обусловливающая, ни отчего не зависящая: причина всех причин. Ведь ряд причин никогда бы не закончился, если не допустить  абсолютного начала всякого движения. Этим началом является божество как  общемировая сверхчувственная субстанция.

Аристотель дал анализ различных  «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а  от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к  знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет свое непреходящее значение и поныне. Он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики

Аристотель – ученик Платона, учитель  Македонского. Задача: просистематизировать все известные ему знания. Все науки подразделяет на 3 раздела: теоретические( знания ради истины) – математика, метафизика, физика – высший радел, практические(  знания ради нравственного совершенствования) – этика, педагогика, продуктивные ( знания ради совершенствования производства) – экономика. Критерий – целевой( для чего изучаются науки). У истоков космоса лежат 4 причины: формальные – идея, идеальная, движущия, целевая. Человек подчиняется одной цели – достижение благополучия, счастья. Понимание счастья у каждого свое. По Аристотелю подлинное счастье – совершенствование себя как личности. Человек – это тот, кто свободен в своем государстве. Нормальное государство – это то, что основывается на власти среднего слоя. норм формы правление- монархия,аристократия, полития – лучшая – власть избранных. Ненорм формы правления – тирания, олигархия, демократия.

Философия эпохи Средневековья. Основные идеи  и принципы.

Это исторически своеобразный способ философствования, характерный для  Европы и Ближнего Востока эпохи  феодализма. Сущность этой философии заключается в её сопряженности с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма. Средневековая философия осуществляла рациональную рефлексию над основаниями религиозного мировоззрения.  
Теоретические истоки средневековой философии  
* Неоплатонизм(учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).  
* Перипатетизм.( Философское учение, основанное Аристотелем в 335 г. до н.э.(получившее свое название в связи с обыкновением основателя вести философские занятия во время прогулок). 
* Гностицизм (от gnostikos (др.-греч. γνῶσις) — «познающий») — общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы восточной мифологии, и ряда раннехристианских учений и сект) 
* Монтанизм(религиозная христианская секта, возникшая во II веке; основатель ее бывший языческий жрец Монтан из Фригии, выдавал себя за Параклета (Духа-Утешителя, обещанного И. Христом) и проповедовал живое общение с Божеством помимо иерархии и обрядов; М. осужден на первом вселенском соборе в Никее (325).) 
* Манихейство(составленное из вавилонско-халдейских, иудейских, христианских, иранских(зороастризм) гностических представлений синкретическое религиозное учение перса Мани, или Манеса) иранская религия 
Основные проблемы философии средних  веков  
* Защита и обоснование религиозной догматики.  
* Проблема бытия Бога.  
* Соотношение разума и веры.  
* Отношения между Богом и миром.  
* Проблема теодицеи - учение об оправдании бога, в связи с существованием в мире не только добра, но и зла. 
* Природа универсалий - термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. 
* Свобода человеческой воли и предопределение.  
Главные черты философии средних веков  
* Ретроспективизм и традиционализм, то есть, обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее.  
* Дидактизм, учительство. Почти все известные мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословия.  
* Монолитность формы и консерватизм содержания. Это было необходимо для того, чтобы точнее и полнее передать потомкам истину откровения.  
Основные идеи  
* Идея творения, лежащая в основе онтологии.  
* Идея откровения, лежащая в основе теории познания.  
Периодизация средневекой философии  
* Зарождение средневековой философии - 2-5 вв.  
* Период патристики - 3 - 8 вв.  
* Период схоластики - 8 - 14 вв.  
* Период заката - 15 - 16 вв.  
Период зарождения средневековой философии  
Для этого периода характерно, что философские учения поздней античности постепенно сакрализуются: философия теологизируется, а религия начинает серьезно интересоваться философией. Период зарождения средневековой философии приходится на позднюю античность, которая уже отошла от основной интуиции античности - интуиции космоса - и обратилась к религиозной проблематике. Это относится прежде всего к мистицизму Плотина, теософическому иератизму Ямвлиха и учению Прокла.  
Социальный и культурный контекст формирования средневековой философии  
* Становление христианства, его распространение, формирование догматики христианства.  
* Развитие христианской Церкви и догмы, защита христианства от язычества.  
* Формирование основных догм: теологической догмы (учения о Троице); христологической догмы (учения о 2-х природах Христа); антропологической догмы (учения о природе человека и мира).  
* Основные представители философии этого периода: Ютиниан Мученик, Татиан, Тертулиан, Климент Александрийский. Их еще называют апологетами - защитниками центрального тезиса христианской догматики - тезиса о троичности Бога.

 

Аврелий Августин. (354 - 430 гг.) 

Симпатизировал римским стоикам  и от них перенял прагматический подход к философии. Построил оригинальную онтологию, в центре внимания которой  стоит учение о Боге как принципе бытия. Цель человеческого ума - "Богопознание" и "самопознание". Августину принадлежит первая в истории мысли "Исповедь", в которой исследуется развитие человеческой личности. Одна из первых философий истории в истории мысли - труд Августина "Град Божий". В нем говорится о двух типах человеческого общежития: "граде Земном" и "граде Божьем". Первый представляет государство, замкнутое на любви к себе и презрении к Богу, а второй - духовную общность, основанную на любви к Богу. Августин стал непререкаемым авторитетом в области философии и теологии в средние века.  Итак, блаженный Августин утверждает: 
1). Время сотворено Богом. 
2). Бог пребывает в вечности, которая есть отсутствие времени. 
3). Прошедшего и будущего, как таковых, не существует, а настоящее не имеет длительности. 
4). Три времени существуют только в нашей душе: настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – это непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание 
5). Измеряем время мы также только в нашей душе. 
Таким образом, используя взгляды Августина на природу времени и вечности, мы можем говорить, что время это, выражаясь математическим языком, не прямая, а луч, имеющий начало. Если же учесть, что в Писании сказано о конце времен, то можно будет более точно сказать, что это отрезок. Так как Бог существует в вечности, то все времена находятся пред Его взором, и Он созерцает их все сразу. В нем есть вся полнота того, что было, есть и будет. Верующие люди непосредственно могут встретиться с Богом  в настоящем, которое только истинно и существует, т.к. соприкасается с вечностью. Оно и есть окно в вечность. И в этом соприкосновении с Богом и вечностью люди могут изменять время . Проведационализм – бог не прерывно правит сотворенным им миром, челов. историей и судьбой каждого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фома Аквинский  и философская схоластика.

Схоластический период в философии  средних веков  
Этот период характеризуется принципиальным подчинением философии богословию, соединением догматики христианства и элементов светской философии, преимущественно - аристотелизма. Особенно ярко выражен интерес к формальной логике. Активно разрабатывается проблема универсалий, ставится и решается вопрос об отношениях между разумом и верой. Философская деятельность протекает по преимуществу в монастырских школах, отсюда и название - "схоластика" (от лат. scholastikos - ученый, школьный).  
Периодизация  схоластической философии  
* Начальный период - 12 век  
* Расцвет схоластики - 13 век.  
* Период упадка схоластики - 14 век.  
Главные проблемы : Проблема универсалий. Её возникновение и развитие служит снованием для периодизации внутри схоластики. Учение о "двух истинах" - божественной, содержащейся в священных текстах, и человеческой, которую дают философские размышления.  
Законы и правила логики, используемые в богословской догматике для обоснования истинности священного Писания.  
Соотношения сущности и существования.  
Проблема теодицеи - оправдания Бога в виду господства в мире зла.  
Начальный период схоластики  
Схоластическая философия переняла от патристики ряд неразрешенных проблем, имеющих принципиальное значение для средневековой мысли. Прежде всего, это проблема "двух истин", которая решалась "Отцами Церкви" однозначно в пользу "истин веры". Центральное же место в схоластике занимает вопрос о природе универсалий (общих понятий), аккумулирующий в себе большинство философских проблем.  
Вопрос об отношениях Бога и мира решается в рамках теологической догматики. Основные представители: Иоан Скот Эригена, Ансельм Кентерберийский, Росцелин, Пьер Абеляр, философы Шартрской школы. 

Информация о работе Лекции по "Философии"