Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:51, курс лекций
Пифагор и его школа
Пифагор( 580 – 500 гг. до н.э.). исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – нематериальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длинны струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства
Философия эпохи просвещения. Деизм Вольтера.
Эпоха называется
Просвещения потому что все труды были
переведены на все национальные языки
и были доступны всем. Эпохой Просвещения
называют 18 век. К этому времени был накоплен
огромный научный материал в различных
сферах. В социально-экономическом отношении
эпоха Просвещения - это эпоха падения
феодализма и становление капитализма
в странах Западной Европы .
Сущность эпохи выражается в отрицании
критики феодальной собственности, сословной
привилегии, критики деспотической монархической
власти, критики религиозных суеверий,
предрассудков.
Движущей силой в человеческой истории
считается человеческий разум, прогресс
просвещения
Французскую философию 18 в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили великую французскую революцию 1789-1794 гг. Основные направления: 1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) – критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.
2. Атеистическо-
ВОЛЬТЕР развивал философские воззрения в духе деизма. Деизм – это религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог после создания мира удаляется из него и предоставляет мир самому себе. Вольтер полностью отвергал атеизм, потому что религия, с одной стороны, необходима для черни, как аргумент оправдания нравственности, а, с другой стороны, атеизм является самым большим интеллектуальным заблуждением людей, не понимающих, что сложный механизм Вселенной нуждается в своем «часовщике» так же, как и любой механизм не может возникнуть сам собой без разумного начала. Однако Бог создал мир, наладил его и удалился (деизм), а Вселенная далее живет по своим законам, и, следовательно, человек в этой Вселенной тоже живет своим умом и по своим представлениям. Таким образом, жизнь человека определяется не Богом, а его собственными делами, и поэтому у церкви нет никаких оснований и никакого права насаждать предрассудки, суеверия истрахи перед Богом. Человек должен победить свое невежество, отказаться от церкви и ее ограничений, приобщаться к знаниям и науке, стремиться к справедливости и равенству. Равенство между людьми возможно по-разному, например, с точки зрения естественного права равенство людей несомненно и обязательно, поскольку естественные права человека проистекают из природы человека, а она у всех людей одна. Также само собой разумеется и равенство всех перед законом, поскольку это справедливо. Но ни в коем случае невозможно осуществить имущественное равенство или равенство общественного положения. Имущественное равенство невозможно, поскольку частная собственность необходима, а пока существует частная собственность, будет деление людей на богатых и бедных. Социальное равенство также невозможно, поскольку государственные интересы необходимо требуют государственных деятелей высокого положения. Поэтому обществу необходимо справедливое, разумное и гибкое государственное устройство, лучшее из которых – конституционная монархия во главе с просвещенным монархом
Социальная философия эпохи просвещения( Жан Жак Руссо)
Социально-философское крыло
Наиболее известные фигуры : Монтескье,
Вольтер, Руссо, Гельвеций
Монтескье Шарль Луи (1689-1755) Известен
как талантливый писатель, автор "Персидских
писем", в которых критикуется религия,
абсолютная монархия, излагаются элементы
материалистического понимания природы
и общества. Монтескье выделял два типа
законов, управляющих обществом: "естественные"
и "социальные". Законы определенной
страны, их "дух", находятся в зависимости
от географических факторов таких как
климат, почва, рельеф и т.п. Формы государственного
устройства сводил к трем: республиканской,
монархической и деспотической. Форма
зависит от того, как власть относится
к законам. Свобода понимается как право
делать все, что разрешено законом. Движущим
принципом любой социальной системы Монтескье
считал людские страсти, побуждающие их
действовать в направлении достижения
устойчивости и стабильности. В республике
таким принципом является добродетель,
в монархии честь, а в деспотии - страх.
Критикуя религию, признавал её роль в
нравственном воспитании.
Гельвеций Клод Анри (1715-1771) Исходной единицей социального анализа
считал индивида, а сознание и страсти
человека рассматривал как движущие силы
развития общества. Различие способностей
человека объяснял особенностями среды.
Основное место в социальной философии
занимают этические вопросы. Интересы
называл пружинами" общественного развития.
Был сторонником просвещенной монархии.
Вольтер (Аруэ) Мари (1694-1778) Философскую позицию Вольтера называют
деизмом из-за умеренности в вопросе критики
религии и отношения к материализму. Религия
должна носить разумный характер и быть
средством нравственного воспитания народа.
Основные работы: "Метафизический трактат",
"Философский словарь", "О душе"
В теории познания был сторонником локковского
сенсуализма. Критиковал монадологию
Лейбница, противопоставляя ей новейшие
открытия в физике, в частности - учение
Ньютона. Душа - это способность мыслить
и чувствовать, полностью зависящая от
тела. Человек - социальное существо и
все попытки рассматривать его в христианской
перспективе бессмысленны. Причины, заставляющие
людей жить вместе, то есть образовывать
общество - это естественная доброжелательность
и тяга к общению. Вольтер предложил первую
нерелигиозную философию истории. Он требовал
очистить историю от мифов и художественных
вымыслов. Утверждал, что исторические
события каузально объяснимы и вовсе не
подчинены божественному произволу. Миром
правят мнения людей. Под "мнениями"
он понимал основополагающие идеи, оказывающие
влияние на судьбы чловечества. История
- это процесс постепенного увеличения
роли разума. В связи с этим Просвещению
придается особое значение. Идеалом человеческого
общежития считал общество, основанное
на принципах разума.
Руссо Жан-Жак (1712-1778) Классическими философскими проблемами
- теорией познания, логикой, онтологией,
- почти не занимался. В центре внимания
- социальные вопросы. Отправной точкой
социально - философских исследований
считал парадокс: "По мере совершенствования
наук и искусств души людей все больше
развращаются". Тем самым Руссо подчеркивает
независимость нравственного прогресса
от социального. Причину социального гнета
он видел в социальном и экономическом
неравенстве. Выделял два состояния человеческого
существования "естественное" и "общественное".
Первое характеризуется равенством, свободой
и справедливостью. Появление государства
- шаг к несвободе. Но шаг необходимый.
В работе "Об общественном договоре"
разработал свой идеал общественного
устройства, предложил вариант договорной
теории государства и права. Руссо известен
и как теоретик педагогики. Он считал,
что без воспитания граждан государство
будет выглядеть жалким. Предлагал изолировать
воспитуемых от дурных влияний внешней
среды и жестко придерживаться правил
и предписаний. Критикуя религию, признавая
её как средство воспитания народа.
Немецкая классическая философия. Им. Кант – родоначальник немецкой классической философии.
Классическая немецкая философия
(2 пол 18 – 1 пол 19) представляет собой
преемственный ряд философских
учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля,
в которых получила дальнейшее развитие
и решение центральная проблема
рационалистической философии - проблема
тождества объекта и субъекта.
Оригинальность подхода немецких философов
к этой проблеме состоит в том, что она
была трансформирована в проблему тождества
субъекта и объекта и решалась в рамках
идеалистической традиции.
Немецкая классика считается вершиной
западной философии и одновременно - началом
кризиса её основополагающего принципа
рационализма. Исторические рамки этой
философии - вторая половина 18 века - первая
треть 19 столетия.
Культурно исторические предпосылки немецкой
философской классики
* Своеобразие немецкого менталитета.
* Предрасположенность немецкого духа
к занятиям философией;
* Европейское и немецкое Просвещение;
Становление и развитие буржуазных отношений
в окружающих Германию странах.
Теоретические предпосылки КНФ
* Рационализм Р.Декарта.
* Скептицизм Д.Юма.
* Открытия в естествознании того времени;
* Французский материализм 18 века.
Этапы развития классической немецкой
философии
* Формирование предпосылок КНФ - начало
XVIII века.
* Философская деятельность И.Канта. Формулировка
проблемы тождества субъекта и объекта.
* Развитие идеи активности субъекта в
философии Фихте.
* Система трансцендентального идеализма
Шеллинга.
* Решение проблемы тождества объекта
и субъекта в системе абсолютного идеализма
Гегеля;
* Послегегелевская философия в Германии
в 30-50-е годы XIX-го столетия.
Значение классической немецкой философии
Классическая немецкая философия завершает
историю западной философии от Сократа
до Гегеля. Она продемонстрировала возможности
и границы рационально-логического философствования.
Последующая западная философия второй
половины 19 века и всего 20 столетия лишь
уточняла и шлифовала основные интуиции,
принципы и понятия немецкой классики.
Иммануил Кант (1724 - 1801) Вклад Канта в философию сравнивают по
значению с коперниканским переворотом
в науке. Многие специалисты делят историю
философии на до - и после-кантовскую. Главная
заслуга Канта - в новом подходе к природе
познания, его возможностям и границам.
Он впервые предложил понимать знание
не как отражение действительности, а
как её конструирование сквозь призму
присущих разуму и рассудку априорных
схем и принципов. Кант был убежден, что
одних средств науки недостаточно для
создания полной и адекватной картины
мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает
самостоятельность эстетического и нравственного
мышления.
Идея автономии морали, выдвинутая Кантом,
имеет принципиальное значение для этики
и философии права. Без Канта были бы невозможны
более поздние течения западной и русской
философии, особенно такие, как экзистенциализм,
феноменология, неокантианство.
Периодизация творчества Канта
Докритический период: до 1780 года. Кант
занимался вопросами естествознания,
одновременно и независимо от Лапласа
создал космогоническую гипотезу о происхождении
Вселенной из первоначальной туманности
путем сгущения. В области философии в
этот период ничего выдающегося им создано
не было.
Критический период: после 1780 года. Получил
такое название отчасти из-за подчеркнуто
критического отношения к предшествующей
философии, но главным образом из -за того,
что изложил основные идеи своей философии
в книгах, название которых начинается
со слова "Критика...".
Основные работы Канта
* "Всеобщая естественная история и
теория неба" (1770);
* "Критика чистого разума" (1781);
* "Основы метафизики нравов"(1775);
* "Критика практического разума"
(1787);
* "Критика способности суждения"
(1790);
* "Религия в пределах только разума"
(1793).
основные черты философии Канта.
В учении о знании он опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом суждения. Существует два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте, это - аналитические суждения. Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, то это - синтетические суждения, подразделяющиеся на априорные (все, что случается - имеет причину) и апостериорные (связь предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте).
Вопрос о возможности
В учении о этике кант опирается на следующие принципы. Противоречие необходимости и свободы - ложно: человек поступает необходимо в одном случае и свободно в другом. Необходимо, так как человек есть явление среди других явлений природы и в этом отношении подчинен необходимости. Но человек, также, и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Кант стремится ослабить зависимость веры от этики. Он утверждает, что не нравственность основана на религии а наоборот. Существование понятий свобода, бессмертие и бог объясняется по Канту верой в "умопостигаемый" мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование "практического разума".
Гегель и
его философия абсолютного
Г.Гегель («Энциклопедия философских наук») - вершина
немецкого идеализма первой половины Х1Х века. Основное понятие
Гегеля – это Мировой дух или Абсолютная идея, которое он определяет
как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект
развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный
исторический процесс развертывания мирового разума или
Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа,
человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. «Все
действительно разумно, все разумное – действительно».
Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:
ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное
мышление, конструирующее само из себя систему логических
категорий;
2) ступень природы - внешняя материальная оболочка идеи, ее
противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек
- завершение природы,
духовной деятельностью;
3) ступень духа – история
собственно человеческой
жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее
в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового
развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается
в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и заключается
смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании.
Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие
– противоречие – «корень всякого движения и жизненности: лишь
поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется».
Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение
(тезис) – его отрицание
(антитезис) – отрицание
снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две стадии
развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены
вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире,
проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез:
сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец,
человеческий дух и его проявления
Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную
цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании
свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре
основных периода всемирной истории :восточный мир (Китай, Индия,
Египет), греческий мир, римский мир, германский мир. Страны Востока
не знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот.
Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она
серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в
рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых
отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в
полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство
человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого
человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга
исторических эпох свидетельствует о том, что дух неуклонно движется
к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или
иного народа, который своим характером, государственным строем,
искусством, религией, философией способен наиболее полно
представить, выразить требования мирового духа.