Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 23:51, курс лекций

Описание работы

Пифагор и его школа
Пифагор( 580 – 500 гг. до н.э.). исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – нематериальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Они изучали зависимость характера звучания музыкальных инструментов от длинны струн; искали простые числовые отношения в геометрии и астрономии. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 185.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия эпохи просвещения. Деизм Вольтера.

Эпоха называется Просвещения потому что все труды были переведены на все национальные языки и были доступны всем.  Эпохой Просвещения называют 18 век. К этому времени был накоплен огромный научный материал в различных сферах. В социально-экономическом отношении эпоха Просвещения - это эпоха падения феодализма и становление капитализма в странах Западной Европы .  
Сущность эпохи выражается в отрицании критики феодальной собственности, сословной привилегии, критики деспотической монархической власти, критики религиозных суеверий, предрассудков.  
Движущей силой в человеческой истории считается человеческий разум, прогресс просвещения

Французскую философию 18 в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили великую французскую революцию 1789-1794 гг. Основные направления:  1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) – критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.

2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри.Дидро, Гельвеций, Гольбах) - отвергали сами идею существования бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.    3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) (Мабли,Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) – занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.     Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на распространение положительных знаний среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумныепринципы в повседневную жизнь своих стран. Человек, согласно просветителям, – это часть природы, всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь.     Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Вывод один: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим». Соответствующий этому принципу строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий между ними.  Такой строй открывает возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других. Если Гельвеций считал, что по природе человек морально нейтрален и становится разумным эгоистом только благодаря воспитанию, то по Дидро, человек добр по природе, и правильное воспитание развивает и укрепляет эту естественную моральную склонность.  Ж.Ж.Руссо видел в Боге волю и мировой разум, считал, материя, что несотворима и объективно существует всегда, а человек состоит из смертного тела и бессмертной души. Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, то в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога)», «культ мировой воли» и т.д. Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность. Обосновал право народа на восстание (угнетенное лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрении). В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.

ВОЛЬТЕР развивал философские воззрения в духе деизма. Деизм – это религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог после создания мира удаляется из него и предоставляет мир самому себе. Вольтер полностью отвергал атеизм, потому что религия, с одной стороны, необходима для черни, как аргумент оправдания нравственности, а, с другой стороны, атеизм является самым большим интеллектуальным заблуждением людей, не понимающих, что сложный механизм Вселенной нуждается в своем «часовщике» так же, как и любой механизм не может возникнуть сам собой без разумного начала. Однако Бог создал мир, наладил его и удалился (деизм), а Вселенная далее живет по своим законам, и, следовательно, человек в этой Вселенной тоже живет своим умом и по своим представлениям. Таким образом, жизнь человека определяется не Богом, а его собственными делами, и поэтому у церкви нет никаких оснований и никакого права насаждать предрассудки, суеверия истрахи перед Богом. Человек должен победить свое невежество, отказаться от церкви и ее ограничений, приобщаться к знаниям и науке, стремиться к справедливости и равенству. Равенство между людьми возможно по-разному, например, с точки зрения естественного права равенство людей несомненно и обязательно, поскольку естественные права человека проистекают из природы человека, а она у всех людей одна. Также само собой разумеется и равенство всех перед законом, поскольку это справедливо. Но ни в коем случае невозможно осуществить имущественное равенство или равенство общественного положения. Имущественное равенство невозможно, поскольку частная собственность необходима, а пока существует частная собственность, будет деление людей на богатых и бедных. Социальное равенство также невозможно, поскольку государственные интересы необходимо требуют государственных деятелей высокого положения. Поэтому обществу необходимо справедливое, разумное и гибкое государственное устройство, лучшее из которых – конституционная монархия во главе с просвещенным монархом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная  философия эпохи просвещения( Жан Жак Руссо)

Социально-философское крыло французского Просвещения  Главное в Просвещении - доказательство необходимости социально-политических преобразований и идеологическое их подкрепление. Поэтому в философии активно разрабатывалась материалистическая линия, которая отчетливо видна и в социально-философских исследованиях. Исходным в понимании общества было рассмотрение его по аналогии с природой, то есть как реальности, подчиненной строгим закономерностям. Общество сводилось к индивиду, а общественное бытие объяснялось по аналогии с индивидуальным. Главный критерий для оценки общества - его соответствие природе человека. Большое внимание уделялось изучению детерминант общественного развития. Важное место занимала проблема свободы совести.  
Наиболее известные фигуры : Монтескье, Вольтер, Руссо, Гельвеций  
Монтескье Шарль Луи (1689-1755)  Известен как талантливый писатель, автор "Персидских писем", в которых критикуется религия, абсолютная монархия, излагаются элементы материалистического понимания природы и общества. Монтескье выделял два типа законов, управляющих обществом: "естественные" и "социальные". Законы определенной страны, их "дух", находятся в зависимости от географических факторов таких как климат, почва, рельеф и т.п. Формы государственного устройства сводил к трем: республиканской, монархической и деспотической. Форма зависит от того, как власть относится к законам. Свобода понимается как право делать все, что разрешено законом. Движущим принципом любой социальной системы Монтескье считал людские страсти, побуждающие их действовать в направлении достижения устойчивости и стабильности. В республике таким принципом является добродетель, в монархии честь, а в деспотии - страх. Критикуя религию, признавал её роль в нравственном воспитании.  
Гельвеций Клод Анри  (1715-1771)  Исходной единицей социального анализа считал индивида, а сознание и страсти человека рассматривал как движущие силы развития общества. Различие способностей человека объяснял особенностями среды. Основное место в социальной философии занимают этические вопросы. Интересы называл пружинами" общественного развития. Был сторонником просвещенной монархии.  
Вольтер (Аруэ) Мари  (1694-1778)  Философскую позицию Вольтера называют деизмом из-за умеренности в вопросе критики религии и отношения к материализму. Религия должна носить разумный характер и быть средством нравственного воспитания народа. Основные работы: "Метафизический трактат", "Философский словарь", "О душе" В теории познания был сторонником локковского сенсуализма. Критиковал монадологию Лейбница, противопоставляя ей новейшие открытия в физике, в частности - учение Ньютона. Душа - это способность мыслить и чувствовать, полностью зависящая от тела. Человек - социальное существо и все попытки рассматривать его в христианской перспективе бессмысленны. Причины, заставляющие людей жить вместе, то есть образовывать общество - это естественная доброжелательность и тяга к общению. Вольтер предложил первую нерелигиозную философию истории. Он требовал очистить историю от мифов и художественных вымыслов. Утверждал, что исторические события каузально объяснимы и вовсе не подчинены божественному произволу. Миром правят мнения людей. Под "мнениями" он понимал основополагающие идеи, оказывающие влияние на судьбы чловечества. История - это процесс постепенного увеличения роли разума. В связи с этим Просвещению придается особое значение. Идеалом человеческого общежития считал общество, основанное на принципах разума.  
Руссо Жан-Жак (1712-1778)  Классическими философскими проблемами - теорией познания, логикой, онтологией, - почти не занимался. В центре внимания - социальные вопросы. Отправной точкой социально - философских исследований считал парадокс: "По мере совершенствования наук и искусств души людей все больше развращаются". Тем самым Руссо подчеркивает независимость нравственного прогресса от социального. Причину социального гнета он видел в социальном и экономическом неравенстве. Выделял два состояния человеческого существования "естественное" и "общественное". Первое характеризуется равенством, свободой и справедливостью. Появление государства - шаг к несвободе. Но шаг необходимый. В работе "Об общественном договоре" разработал свой идеал общественного устройства, предложил вариант договорной теории государства и права. Руссо известен и как теоретик педагогики. Он считал, что без воспитания граждан государство будет выглядеть жалким. Предлагал изолировать воспитуемых от дурных влияний внешней среды и жестко придерживаться правил и предписаний. Критикуя религию, признавая её как средство воспитания народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немецкая  классическая философия. Им. Кант –  родоначальник немецкой классической философии.

Классическая немецкая философия (2 пол  18 – 1 пол 19) представляет собой  преемственный ряд философских  учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, в которых получила дальнейшее развитие и решение центральная проблема рационалистической философии - проблема тождества объекта и субъекта.  
Оригинальность подхода немецких философов к этой проблеме состоит в том, что она была трансформирована в проблему тождества субъекта и объекта и решалась в рамках идеалистической традиции.  
Немецкая классика считается вершиной западной философии и одновременно - началом кризиса её основополагающего принципа рационализма. Исторические рамки этой философии - вторая половина 18 века - первая треть 19 столетия.  
Культурно исторические предпосылки немецкой философской классики  
* Своеобразие немецкого менталитета.  
* Предрасположенность немецкого духа к занятиям философией;  
* Европейское и немецкое Просвещение;  
Становление и развитие буржуазных отношений в окружающих Германию странах.  
Теоретические предпосылки КНФ  
* Рационализм Р.Декарта.  
* Скептицизм Д.Юма.  
* Открытия в естествознании того времени;  
* Французский материализм 18 века.  
Этапы развития классической немецкой философии  
* Формирование предпосылок КНФ - начало XVIII века.  
* Философская деятельность И.Канта. Формулировка проблемы тождества субъекта и объекта.  
* Развитие идеи активности субъекта в философии Фихте.  
* Система трансцендентального идеализма Шеллинга.  
* Решение проблемы тождества объекта и субъекта в системе абсолютного идеализма Гегеля;  
* Послегегелевская философия в Германии в 30-50-е годы XIX-го столетия.  
Значение классической немецкой философии  
Классическая немецкая философия завершает историю западной философии от Сократа до Гегеля. Она продемонстрировала возможности и границы рационально-логического философствования. Последующая западная философия второй половины 19 века и всего 20 столетия лишь уточняла и шлифовала основные интуиции, принципы и понятия немецкой классики.  
Иммануил Кант  (1724 - 1801) Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю философии на до - и после-кантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления.  
Идея автономии морали, выдвинутая Кантом, имеет принципиальное значение для этики и философии права. Без Канта были бы невозможны более поздние течения западной и русской философии, особенно такие, как экзистенциализм, феноменология, неокантианство.  
Периодизация творчества Канта  
Докритический период: до 1780 года. Кант занимался вопросами естествознания, одновременно и независимо от Лапласа создал космогоническую гипотезу о происхождении Вселенной из первоначальной туманности путем сгущения. В области философии в этот период ничего выдающегося им создано не было.  
Критический период: после 1780 года. Получил такое название отчасти из-за подчеркнуто критического отношения к предшествующей философии, но главным образом из -за того, что изложил основные идеи своей философии в книгах, название которых начинается со слова "Критика...".  
Основные работы Канта  
* "Всеобщая естественная история и теория неба" (1770);  
* "Критика чистого разума" (1781);  
* "Основы метафизики нравов"(1775);  
* "Критика практического разума" (1787);  
* "Критика способности суждения" (1790);  
* "Религия в пределах только разума" (1793).  
основные черты философии Канта.

В учении о знании он опирается  на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в котором  мыслится связь между двумя понятиями - субъектом и предикатом суждения. Существует два вида этой связи. В  одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже  мыслится в субъекте, это - аналитические  суждения. Если предикат не выводится  из субъекта, а соединяется с субъектом, то это - синтетические суждения, подразделяющиеся на априорные (все, что случается - имеет  причину) и апостериорные (связь  предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте).

Вопрос о возможности априорных  синтетических суждений в математике Кант рассматривает в учении о  формах чувственного познания. По Канту  элементы математического знания не понятия, а наглядные представления. В суждениях математики синтез субъекта с предикатом основывается либо на чувственном созерцании пространства либо времени. Таким образом, у Канта  пространство и время перестают  быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами  нашей чувственности.

В учении о этике кант опирается на следующие принципы. Противоречие необходимости и свободы - ложно: человек поступает необходимо в одном случае и свободно в другом. Необходимо, так как человек есть явление среди других явлений природы и в этом отношении подчинен необходимости. Но человек, также, и нравственное существо, субъект нравственного сознания. Кант стремится ослабить зависимость веры от этики. Он утверждает, что не нравственность основана на религии а наоборот. Существование понятий свобода, бессмертие и бог объясняется по Канту верой в "умопостигаемый" мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование "практического разума".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гегель и  его философия абсолютного идеализма

Г.Гегель («Энциклопедия философских  наук») - вершина

немецкого идеализма первой половины Х1Х века. Основное понятие

Гегеля – это Мировой  дух или Абсолютная идея, которое  он определяет

как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект

развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный

исторический процесс  развертывания мирового разума или

Абсолютной идеи. Все, что существует (живая и неживая природа,

человек) - это лишь различные  воплощения Мирового духа. «Все

действительно разумно, все  разумное – действительно».

Процесс развертывания мирового разума проходит три ступени:

ступень логики – безличное, «чистое», т.е. непредметное

мышление, конструирующее само из себя систему логических

категорий;

2) ступень природы - внешняя  материальная оболочка идеи, ее

противоположность, «инобытие»; на этой ступени появляется и человек

- завершение природы, преодолевающий ее материальность своей

духовной деятельностью;

3) ступень духа – история  собственно человеческой духовной

жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее

в итоге до философии, открывающей  таинственный источник мирового

развития, т.е. абсолютную идею. Мировой разум как бы возвращается

в философии к себе самой, познает самое себя. В этом и  заключается

смысл саморазвития Мирового разума – в самопознании.

Гегель основывает диалектический метод, ключевое его понятие

– противоречие – «корень  всякого движения и жизненности: лишь

поскольку нечто имеет  в самом себе противоречие, оно  движется».

Развитие осуществляется по определенному правилу: утверждение

(тезис) – его отрицание  (антитезис) – отрицание отрицания  (синтез,

снятие противоположностей). «Снятие» означает, что первые две  стадии

развития преодолены, но одновременны сохранены, воспроизведены

вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все  в мире,

проходит эту триаду в  своем развитии – тезис, антитезис, синтез:

сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец,

человеческий дух и  его проявления

Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную

цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании

свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает  четыре

основных периода всемирной  истории :восточный мир (Китай, Индия,

Египет), греческий мир, римский  мир, германский мир. Страны Востока

не знают свободы, они  знают, что свободен один человек, да и тот деспот.

Греки уже поднимаются  до осознания свободы человека, но она

серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в

рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых

отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в

полной мере тот факт, что  свобода составляет основное свойство

человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого

человека. Нарастание степени  свободы в сменяющих друг друга

исторических эпох свидетельствует  о том, что дух неуклонно движется

к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или

иного народа, который своим  характером, государственным строем,

искусством, религией, философией способен наиболее полно

представить, выразить требования мирового духа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Лекции по "Философии"