Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:01, курс лекций
Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.
Философия иррационализма - классическое рациональное философствование, представленное в 19 веке системами Гегеля и Фейербаха, практически изживает себя в марксизме. Во второй половине 19 века разрабатываются принципиально новые образцы философствования и существенно расширяется сфера его компетенции. Неприятие утвердившегося с эпохи античности убеждения в универсальности рационального метода познания порождает новое философское течение – иррационализм. Фундаментальные основы этого философского направления закладываются в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше; впоследствии их идеи будут неоднократно востребованы в различных направлениях философии ХХ века. Новый философский взгляд на мир, который проявляется в творчестве иррационалистов, – это иррационализация истории, выражение ощущения одиночества и отчаяния человека в огромном мире, идеи аристократичности наполненного мифами познания. Новое мировидение требует и нового способа его выражения – таким становится язык неклассической иррациональной философии. Это уже не концептуальные философские обобщения, а, скорее, «откровения» человеческого духа, выраженные через иносказания и символы, эссеистскую литературную форму.
Романтизм заново открыл природу как всемогущую животворящую силу на пороге нового столетия. Гений творит, подобно природе, у него нет правил, навязанных извне, напротив, он сам себе правило. Деистическому понятию божественного как Интеллекта, высшего Разума, противопоставляется пантеизм, а религиозность обретает новые формы. Этот языческий титанизм в существенных чертах мы находим в гётевском "Прометее", некоторых персонажах Михаила Рейнгольда Ленца (1751-1792). Ненависть к тиранам, экзальтированная свобода, чувства сильные, страсти неукротимые, характеры цельные и бескомпромиссные - все это вошло в моду романтического века.
Романизм идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 веков. Пришедший на смену идеологии Просвещения, Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы, равенства и братства», неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи, которые «оказались вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф.). Отрицание современной действительности, критика капиталистической цивилизации с её господством «бессердечного чистогана» и новыми формами порабощения народных масс, обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом.
Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и действительности лёг в основу романтического мировосприятия; свойственные ему утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями.
Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей.
По мнению Н. О. Лосского, характерными
чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичн
Космизм — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу
София, Премудрость — понятие в античной и средневековой философии, иудаи
Соборность — понятие, введённое (применительно
к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально
из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало
трактоваться значительно шире, охватывая
весь уклад жизни, комплекс морально-этических
норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно
осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопос
Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями
первоначальной природы реальности, мира и быт
Русская идея — понятие, с
помощью которого можно, следуя за философами
XIX—XX столетий, объединить целую группу
тем и проблем, идейных течений и направлений,
дискуссий, которые в немалой степени
определяли картину развития российской
культуры, в частности и в особенности
философии. Русская идея в общем виде - это путь
движения страны, способ ее существования
в настоящем и будущем, это и “далекая”
цель ее развития. По своему объему она общенациональна.
И как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих
Россию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости
1) природная, языческая, дионисийская стихия;
2) аскетически ориентированное православие.
Русская идея никогда не оставалась статичной. Она постоянно уточнялась духовными воителями нации, развивалась ими, впитывая чаяния и упования простых людей. Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народы мира.
Русская идея строится на синтезе
восточных и западных особенностей
России, которые приносят в мировую
культуру естественное многообразие духовного
мира людей разных национальностей
и вероисповеданий. «Можно выделить
три аксиологических атрибута, присущих
всем без исключения разновидностям русской
идеи: национальный мессианизм, юридический
нигилизм и антиутилитаризм. Эти атрибуты
следует считать проявлением глубинного
корня общечеловеческой ментальности
— соборного мировидения, которое оказалось
наиболее выразительно представленным
в славянском, российском и прежде всего
в русском национальном характере» . В
результате, русская идея получает более
многостороннее и более конкретное —
этногеографическое, культурологическое
и, по определению евразийцев, «геософское»
— обоснование: «Та культура, которой
всегда жил русский народ… представляет
из себя совершенно особую величину, которую
нельзя включить без остатка в какую-либо
более широкую группу культур или культурную
зону» .Православие рассматривает мир
через призму христианской культуры, где
свобода должна наполняться духовно-нравственным
содержанием. Православная культура опирается
на религиозность, на божественно-космическое
в человеке. А «человечество — всеединство
индивидуализирующих ее «народов», народ
— всеединство низших индивидуализаций
(«групп»), а каждая из них — всеединство
индивидуумов»
Такое понимание Всеединства создает
условия для взаимодействия разных культурных
направлений на духовно-религиозной почве.
Вот почему обращает на себя внимание
философская идея Всеединства, базирующаяся
на религиозной идее соборности, собирания
земель благодаря Православию, которое
примиряет и объединяет христианские
и нехристианские народы, тем самым формируя
новую культуру мира. Вместе с тем православная
культура, как культура христианская,
признавая божественное в человеке, диктует
необходимость объединения людей в церкви,
так как «церковь — всеединство человечества,
а в нем космоса во Христе, всеединство
полное и совершенное
Собирание же, «соборность
есть, как указано, органическое неразрывное
единство «я» и «ты», вырастающее
из первичного единства «мы». При этом
не только отдельные члены соборного единства
(«я» и «ты» или «Вы») неотделимы друг от
друга, но в такой же неотделимой связи
и внутренней взаимопронизанности находится
между собой само единство «мы» и расчлененная
множественность входящих в него индивидов»
[10]. Как и В.С. Соловьев, С.Л. Франк считает
Всеединство переменным фактором в жизни
всех людей, поскольку оно определяется
степенью взаимопронизанности народов
при соприкосновении с другими, глубиной
духовного взаимопритяжения, т.е. чувствует
внутренне душу другого. А «соборное всеединство
образует жизненное содержание самой
личности», её гармоничное срединное состояние.
Уже не раз замечено, что религиозное выражение
Всеединства — одна из характерных особенностей
русской философской мысли. В связи с этим
необходимо помнить, что процесс взаимодействия
культур и народов мыслители рассматривают
как закономерно обусловленное примирение
Церквей, утверждая соборность следствием
такого объединения, при котором народы
ощущают друг друга и сознают потребность
в союзе, ибо разобщенность и уединенность
уничтожает самих людей.
Тем не менее, русская идея представляется
философам «мировой задачей».
Таким образом, Всеединство, соборность и русская идея — понятия в русской философии, имеющие одну основную особенность, которая определяется русскими мыслителями как единство в многообразии.
Если уже в самой науке выделить то главное и решающее, с чем она вступает в новый век и новое тысячелетие, то таковым, на наш взгляд, является мировоззрение и методология космизма. Следовало бы сказать более конкретно и более точно - наука ближайшего и отдаленного будущего станет воплощением идей русских ученых-космистов - идей, высказанных еще в начале ХХ столетия. Имена таких мыслителей, как Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский.
Космизм как мировоззренческое основание науки заставляет видеть и отыскивать в любом изучаемом объекте не только его ближайшие или даже отдаленные, но все же земные факторы детерминации, но и космические зависимости. Они незримы, но оттого не перестают быть реальными и значимыми; отрыв от этих зависимостей, непринятие их в расчет попросту искажают суть изучаемого. Земля как космическое тело включена в круг космических событий.
В центре их внимания был
человек - проблемы жизни человечества
в условиях Земли явились побудительным
мотивом к исследованиям
Космизм ломает устоявшуюся дифференциацию наук и сочетает, казалось бы, несочетаемые области знания - медицину и астрономию, геологию и космологию, историю и учение о солнечной активности и многое другое. Космизм в своих принципиальных идеях возникает не из эксперимента, а из эстетического созерцания природы, он является плодом теоретико-созерцательной деятельности, что присуще философскому и художественному образам мышления.
Дворянская, а затем и разночинская культуры стали развиваться в русле европейской традиции, повторяя свойственную им смену идеологических и художественных направлений (просвещение, классицизм, романтизм, реализм). Европейский рационализм и художественные европейские приемы служили для освоения собственной национальной традиции. Благодаря этому наладился культурный обмен между Россией и Европой. В первой половине XIX в. он впервые приобрел двусторонний характер.
В самом общем смысле, С. и 3. могут быть представлены как варианты противо- и сопоставления России и Западной Европы в качестве социокультурных типов, исторически сложившихся и имеющих те или иные перспективы в общем контексте мирового исторического процесса (хотя последний также рассматривается в данных позициях по-разному). От эпохи Петра I до конца XVIII в. этот характерный мотив утрачивает свою принципиальную значимость и официальную санкцию. Напротив, подчеркивается идентичность Российского имперского государства “просвещенным монархиям” Запада и явно или неявно поощряется масштабный процесс культурного заимствования – вне сколько-нибудь целостного идеологического обоснования. Т. о., официальная культура того времени в целом выражала западническую ориентацию. В философской традиции второй половины XVIII в. также господствовали идеи и системы, близкие по духу европейской мысли. Изменение ситуации в этом плане происходит в 20-е гг. XIX в. Своё наиболее яркое отражение это находит в “Философических письмах” П. Я. Чаадаева: именно он впервые использует логическое противопоставление России и Запада в качестве методологической основы общетеоретического дискурса. Западноевропейская культура и цивилизация предстают у него как “ближайшее воплощение” Царства Божия, являющегося провиденциальным смыслом истории человечества в целом. Россия же, в силу своей социальной и, особенно, культурно-просветительской неразвитости, выпадает из этого универсального процесса; возможность исправления этого отклонения российской истории видится Чаадаевым в “усвоении истинного призвания России”.