Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:01, курс лекций

Описание работы

Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Файлы: 1 файл

28-55.docx

— 168.40 Кб (Скачать файл)
  1. Философия иррационализма. Романтическое движение конца XVIII - начала XIX веков. Философия жизни.

Философия иррационализма - классическое рациональное философствование, представленное в 19 веке системами Гегеля и Фейербаха, практически изживает себя в марксизме. Во второй половине 19 века разрабатываются принципиально новые образцы философствования и существенно расширяется сфера его компетенции. Неприятие утвердившегося с эпохи античности убеждения в универсальности рационального метода познания порождает новое философское течение – иррационализм. Фундаментальные основы этого философского направления закладываются в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше; впоследствии их идеи будут неоднократно востребованы в различных направлениях философии ХХ века. Новый философский взгляд на мир, который проявляется в творчестве иррационалистов, – это иррационализация истории, выражение ощущения одиночества и отчаяния человека в огромном мире, идеи аристократичности наполненного мифами познания. Новое мировидение требует и нового способа его выражения – таким становится язык неклассической иррациональной философии. Это уже не концептуальные философские обобщения, а, скорее, «откровения» человеческого духа, выраженные через иносказания и символы, эссеистскую литературную форму.

Романтизм заново открыл природу  как всемогущую животворящую силу на пороге нового столетия. Гений творит, подобно природе, у него нет правил, навязанных извне, напротив, он сам  себе правило. Деистическому понятию  божественного как Интеллекта, высшего  Разума, противопоставляется пантеизм, а религиозность обретает новые  формы. Этот языческий титанизм в существенных чертах мы находим в гётевском "Прометее", некоторых персонажах Михаила Рейнгольда Ленца (1751-1792). Ненависть к тиранам, экзальтированная свобода, чувства сильные, страсти неукротимые, характеры цельные и бескомпромиссные - все это вошло в моду романтического века.

Романизм идейное и  художественное движение в европейской  и американской культуре конца 18 –  начала 19 веков. Пришедший на смену идеологии Просвещения, Романтизм был порождён как освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов, крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы, равенства и братства», неудовлетворённость общественными порядками капиталистической эпохи, которые «оказались вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф.). Отрицание современной действительности, критика капиталистической цивилизации с её господством «бессердечного чистогана» и новыми формами порабощения народных масс, обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом.

Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии  Просвещения, утвердившийся в эпоху  революционной ломки старого  миропорядка, романтизм противопоставил  утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе  и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской  независимости. Мучительный разлад идеала и действительности лёг в  основу романтического мировосприятия; свойственные ему утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к исследованию и воссозданию "теневой", "ночной" стороны человеческой души, со знаменитой "романтической иронией", позволявшей романтикам смело сопоставлять и уравнивать высокое и низменное, трагическое и комическое, реальное и фантастическое. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное местными историческими традициями и условиями.

  1. Русская философия, её основные черты. «Русская идея», её становление и историческое развитие

Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей.

По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

Космизм — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу

София, Премудрость — понятие в античной и средневековой философии, иудаизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость.

Соборность — понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIX славянофилами, выводимое первоначально из принципа соборности Церкви. Впоследствии, стало трактоваться значительно шире, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно». Впрочем, индивидуализм и одиночество - это разные вещи.

Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Русская идея — понятие, с  помощью которого можно, следуя за философами XIX—XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Русская идея в общем виде - это путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и “далекая” цель ее развития. По своему объему она общенациональна. И как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию, их вековую мечту о благосостоянии, справедливости, добре и красоте. В основу формирования национальныхособенностей русской души, русского национального типа, по Бердяеву, легли два противоположных начала:

1) природная, языческая,  дионисийская стихия;

2) аскетически ориентированное православие.

Русская идея никогда не оставалась статичной. Она постоянно уточнялась духовными воителями нации, развивалась ими, впитывая чаяния и упования простых людей. Русская идея не отторгает идей других народов, а призывает к сотрудничеству народы мира.

  1. Специфика развития русской идеи в религиозной философии. Всеединство и Соборность.

 

 

 Русская идея строится на синтезе  восточных и западных особенностей России, которые приносят в мировую  культуру естественное многообразие духовного  мира людей разных национальностей  и вероисповеданий. «Можно выделить три аксиологических атрибута, присущих всем без исключения разновидностям русской идеи: национальный мессианизм, юридический нигилизм и антиутилитаризм. Эти атрибуты следует считать проявлением глубинного корня общечеловеческой ментальности — соборного мировидения, которое оказалось наиболее выразительно представленным в славянском, российском и прежде всего в русском национальном характере» . В результате, русская идея получает более многостороннее и более конкретное — этногеографическое, культурологическое и, по определению евразийцев, «геософское» — обоснование: «Та культура, которой всегда жил русский народ… представляет из себя совершенно особую величину, которую нельзя включить без остатка в какую-либо более широкую группу культур или культурную зону» .Православие рассматривает мир через призму христианской культуры, где свобода должна наполняться духовно-нравственным содержанием. Православная культура опирается на религиозность, на божественно-космическое в человеке. А «человечество — всеединство индивидуализирующих ее «народов», народ — всеединство низших индивидуализаций («групп»), а каждая из них — всеединство индивидуумов»  
Такое понимание Всеединства создает условия для взаимодействия разных культурных направлений на духовно-религиозной почве. Вот почему обращает на себя внимание философская идея Всеединства, базирующаяся на религиозной идее соборности, собирания земель благодаря Православию, которое примиряет и объединяет христианские и нехристианские народы, тем самым формируя новую культуру мира. Вместе с тем православная культура, как культура христианская, признавая божественное в человеке, диктует необходимость объединения людей в церкви, так как «церковь — всеединство человечества, а в нем космоса во Христе, всеединство полное и совершенное

Собирание же, «соборность  есть, как указано, органическое неразрывное  единство «я» и «ты», вырастающее  из первичного единства «мы». При этом не только отдельные члены соборного единства («я» и «ты» или «Вы») неотделимы друг от друга, но в такой же неотделимой связи и внутренней взаимопронизанности находится между собой само единство «мы» и расчлененная множественность входящих в него индивидов» [10]. Как и В.С. Соловьев, С.Л. Франк считает Всеединство переменным фактором в жизни всех людей, поскольку оно определяется степенью взаимопронизанности народов при соприкосновении с другими, глубиной духовного взаимопритяжения, т.е. чувствует внутренне душу другого. А «соборное всеединство образует жизненное содержание самой личности», её гармоничное срединное состояние. Уже не раз замечено, что религиозное выражение Всеединства — одна из характерных особенностей русской философской мысли. В связи с этим необходимо помнить, что процесс взаимодействия культур и народов мыслители рассматривают как закономерно обусловленное примирение Церквей, утверждая соборность следствием такого объединения, при котором народы ощущают друг друга и сознают потребность в союзе, ибо разобщенность и уединенность уничтожает самих людей.  
Тем не менее, русская идея представляется философам «мировой задачей».

Таким образом, Всеединство, соборность и русская идея — понятия  в русской философии, имеющие одну основную особенность, которая определяется русскими мыслителями как единство в многообразии.

 

  1. Русский космизм, его античные истоки и современные интерпретации. Религиозный, естественнонаучный, художественный космизм

Если уже в самой  науке выделить то главное и решающее, с чем она вступает в новый  век и новое тысячелетие, то таковым, на наш взгляд, является мировоззрение  и методология космизма. Следовало бы сказать более конкретно и более точно - наука ближайшего и отдаленного будущего станет воплощением идей русских ученых-космистов - идей, высказанных еще в начале ХХ столетия. Имена таких мыслителей, как Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский.

Космизм как мировоззренческое основание науки заставляет видеть и отыскивать в любом изучаемом объекте не только его ближайшие или даже отдаленные, но все же земные факторы детерминации, но и космические зависимости. Они незримы, но оттого не перестают быть реальными и значимыми; отрыв от этих зависимостей, непринятие их в расчет попросту искажают суть изучаемого. Земля как космическое тело включена в круг космических событий.

В центре их внимания был  человек - проблемы жизни человечества в условиях Земли явились побудительным  мотивом к исследованиям космоса. Адекватным названием их мировоззрения  должно быть понятие "антропокосмизм" - смыкание научных идей космизма с философскими и религиозными представлениями. Оно происходит не на каком-то отдельном этапе выстраивания научной картины мира учеными-космистами, нет, уже изначально, по сути своей, русский космизм органически переплавляет в себе и науку, и религию, и философию.

Космизм ломает устоявшуюся дифференциацию наук и сочетает, казалось бы, несочетаемые области знания - медицину и астрономию, геологию и космологию, историю и учение о солнечной активности и многое другое. Космизм в своих принципиальных идеях возникает не из эксперимента, а из эстетического созерцания природы, он является плодом теоретико-созерцательной деятельности, что присуще философскому и художественному образам мышления.

  1. Западничество и славянофильство как фундаментальная антиномия российской ментальности. «Москва - Третий Рим».

Дворянская, а затем и  разночинская культуры стали развиваться  в русле европейской традиции, повторяя свойственную им смену идеологических и художественных направлений (просвещение, классицизм, романтизм, реализм). Европейский  рационализм и художественные европейские  приемы служили для освоения собственной  национальной традиции. Благодаря этому  наладился культурный обмен между  Россией и Европой. В первой половине XIX в. он впервые приобрел двусторонний характер.

В самом общем смысле, С. и 3. могут быть представлены как  варианты противо- и сопоставления России и Западной Европы в качестве социокультурных типов, исторически сложившихся и имеющих те или иные перспективы в общем контексте мирового исторического процесса (хотя последний также рассматривается в данных позициях по-разному). От эпохи Петра I до конца XVIII в. этот характерный мотив утрачивает свою принципиальную значимость и официальную санкцию. Напротив, подчеркивается идентичность Российского имперского государства “просвещенным монархиям” Запада и явно или неявно поощряется масштабный процесс культурного заимствования – вне сколько-нибудь целостного идеологического обоснования. Т. о., официальная культура того времени в целом выражала западническую ориентацию. В философской традиции второй половины XVIII в. также господствовали идеи и системы, близкие по духу европейской мысли. Изменение ситуации в этом плане происходит в 20-е гг. XIX в. Своё наиболее яркое отражение это находит в “Философических письмах” П. Я. Чаадаева: именно он впервые использует логическое противопоставление России и Запада в качестве методологической основы общетеоретического дискурса. Западноевропейская культура и цивилизация предстают у него как “ближайшее воплощение” Царства Божия, являющегося провиденциальным смыслом истории человечества в целом. Россия же, в силу своей социальной и, особенно, культурно-просветительской неразвитости, выпадает из этого универсального процесса; возможность исправления этого отклонения российской истории видится Чаадаевым в “усвоении истинного призвания России”.

Информация о работе Лекции по "Философии"