Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:01, курс лекций

Описание работы

Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Файлы: 1 файл

28-55.docx

— 168.40 Кб (Скачать файл)

• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным  идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

•образы (идеи) материальных вещей также существуют только в  разуме человека через чувственные  ощущения;

•вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма  — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения  материи и идеи).

Идеализм как философское  направление господствовал в  платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен  в США, Германии, других странах Западной Европы.

 

31) Идеализм как  система взглядов и как доктрина. Соотношение религиозной философии  и идеализма. Современные формы  спиритуализма.

Идеализм (фр. idealisme, от греч. idea — вид, образ, понятие) — одно из гл. направлений в философии; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. И. возник более 2,5 тыс. лет назад, но как философская доктрина, в решении основного вопроса философии противостоящая материализму, воспроизводится и по сей день. И. представляет собой теоретически развернутую форму философского мышления, к-рая индуцируется достаточно глубокими основаниями, наз. гносеологическими и классовыми корнями И. Осн. познавательный исток И.— одушевление первобытным человеком объективного мира (антропоморфизм, гилозоизм, анимизм и др.), восприятие явлений по аналогии с обусловленной сознанием и волей человеческой деятельностью. В дальнейшем, с возрастанием степени абстрактности мышления, гносеологическими корнями И. служат отрыв общего от единичного, сущности от явления, предпосылки к-рых коренятся в самой природе мыслительной деятельности на теоретическом уровне. Оперирование абстрактными объектами (понятиями, концепциями, моделями) как самостоятельными предметами содержит возможность неоправданного их противопоставления реальным предметам, отвлечением от к-рых они получены.

С точки зрения своего генезиса и социального статуса идеализм внутренне родственен религии. Возникнув как теоретико-логическая проработка и выражение религиозного миросозерцания, И. нередко выступает средством оправдания и обоснования религиозной веры. Осн. формы И.— объективный и субъективный идеализм. Первый за первооснову сущего принимает безличный универсальный дух, имперсональное, надындивидуальное сознание. Второй отрицает к.-л. реальность вне индивида: реальность суть плод его духовного творчества.

Все религиозно-философские  течения являются идеалистическими, и их основная задача — доказать необходимость, полезность и всеобщую значимость религии для человека. Некоторые из этих течений объявляют  себя «нейтральными», поднявшимися якобы  над материализмом и идеализмом, преодолевшими их «ограниченность» и вследствие этого получившими  право выступать арбитром в сложных  перипетиях современной идеологической борьбы.

Спиритуализм, в философии, иногда используется в качестве синонима для Идеализм. Гораздо больше общего пользования, однако, относится к системе религиозных верований по центру предположить, что общение с мертвыми, или духи, это возможно.

Попытки вызвать духов  умерших записываются в древности  Ближнего Востока и египетских источников, и спиритический практика уже  давно в Индии.

 

32)  Материализм,  его исторические формы. Философский  и научный смысл понятия «материя»,  его эволюция

Материализм - научное философское  направление, противоположное идеализму.

Рассматривая историю  развития материализма, выделяют три  его основные исторические формы:

1) наивный (стихийный);

2) метафизический;

3) диалектический;

Первые древнегреческие  материалисты в качестве первоосновы  всего сущего, то есть первоматерии, называли:

– Фалес (ок.625-ок.547 до н.э.) – воду; все произошло из воды и в конце концов превратится в воду, так как вода, влага – источник жизни;

– Анаксимен (585-525 до н.э.) – воздух; все вещи представляют собой порождение воздуха, образующиеся путем его сгущения или разрежения;

– Гераклит (520-460 до н.э.) – огонь; все происходит из огня и в конечном счете превращается в огонь. "Этот космос, – писал он, – один и тот же для всего существующего не создал никакой бог и никакой человек, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

Первую концепцию материи, обладающую большой объяснительной силой, предложили древние атомисты: Левкипп, Демокрит (460-370 до н.э.), Эпикур и др. Субстанцией, из которой состоят все тела, они считали атомом (греч. atomos – "неделимый") – мельчайшими частицами, "трясущимися" (Демокрит) в бесконечном количестве в мировом пространстве. Сталкиваясь, слипаясь, сцепляясь друг с другом, эти частицы образуют видимые нами вещи. Свойства вещей в конечном счете зависят от формы, величины, взаимного расположения, движения составляющих их атомов.

Между наивным материализмом  и метафизическим материализмом лежит длительная историческая полоса господства идеализма. Лишь отдельные философские теории – средневековый номинализм, концепции Д. Бруно (1548-1600 г.) и Г. Галилея (1564-1642) – имели материалистическую направленность и идейно подготавливали переход к новому этапу в развитии материализма.

Метафизический материализм  сложился в эпоху Нового времени (XVII-XVIII вв.). Важнейшая его особенность  – метафизика – противоположность  диалектике, то есть отсутствие всеобщей связи, изменение и развитие в  мире. Родоначальником этого направления  считается английский философ Ф. Бэкон (1561-1626). Английский философ Т. Гоббс (1588-1679) систематизировал материализм  Бекона, придав ему четкий механистический  характер. На механику и математику опирался в своих воззрениях и  француз Р.Декарт (1596-1650). Человека он тоже считал машиной, только очень сложной.

Голландский философ-материалист  Б.Спиноза (1632-1677) считал природу вечной субстанцией, творящей саму себя и проявляющейся  через множество своих модусов (свойств, состояний), например движение, и атрибутов (коренных свойств), например мышление.

Важный вклад в развитие материалистической философии в XVIII в. внес русский мыслитель М.В. Ломоносов (1711-1765). Он считал, что материя состоит из атомов, которые, соединяясь, образуют молекулы (корпускулы), а из последних состоят все "чувственные тела".

Диалектический  материализм – третья форма материалистического направления философии, характеризующаяся комплексом исходных принципов:

1)материалистический взгляд  на мир;

2)диалектическое рассмотрение  всех явлений во всеобщей взамосвязи и развитии;

3)диалектико-материалистическое  объяснение общественных явлений  и процессов;

4) признание основополагающей  роли активной практики в познании.

Исторически первой формой диалектического  материализма явилась марксистская философия – учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), сложившееся  в середине XIX в. Марксизм возник как  политическое, идеологизированное учение, отвечающее исторической потребности своего времени.

В возникновении диалектического  материализма наряду социально-экономическими факторами огромную роль сыграли достижения в развитии естествознания и философии. К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического мировоззрения. В этот период были сделаны открытия, свидетельствовавшие о диалектическом характере процессов природы:

а) клеточное строение живых  организмов (1838-1839 гг.) указывало на единство органического мира и существование  общих законов его развития;

б) закон сохранения и превращения  энергии (1842-1847 гг.) свидетельствовал о  взаимосвязи и взаимопереходах различных форм движении материи;

в) эволюционная теория Ч. Дарвина  показывала, что существующие виды животных и растительных организмов – результат длительной эволюции.

Все эти и многие другие достижения естественных наук первой половины XIX в. способствовали обоснованию важнейших принципов диалектического материализма, разработке последовательно научного мировоззрения.

 

33)  Пространство  и время характеристики представления  человека о мире, как совокупности  отношений и как уровня бытия.  Субстанциальная и реляционная  концепции пространства и времени.

Пространство и время  – фундаментальные понятия философии. Изучение пространственных и временных  связей материальных явлений составляет задачу и специальных наук. В отличие  от них философия рассматривает  не конкретные проявления форм и способов бытия, а их всеобщие, универсальные  свойства. Рассмотрим некоторые из существующих подходов. Субъективный идеализм отрицает объективность пространства и времени, утверждая, что они  существуют лишь в ощущениях, в сознании людей, что понятия пространства и времени выводятся из головы, из сознания и вносятся в природу, в материю. И.Кант полагал, что пространство и время не обнаруживаются в опыте, лишены объективного содержания, являются доопытными (априорными), врожденными представлениями человека, который выводит их из мышления и наделяет ими мир. Представители современного субъективного идеализма и некоторые ученые западных стран (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, В. Гейзенберг, А. Эддингтон и др.), отрицая объективность пространства и времени, считают их произвольной конструкцией сознания людей, удобным способом описания ощущений.

Некоторые философы и ученые – от античности (Демокрит, Эпикур) до И. Ньютона, и в ряде случаев до наших дней – рассматривали пространство как абсолютную пустоту, существующую независимо и вне материи, – своеобразное вместилище (ящик) для материи. Пространство (вместилище) может быть занято, а может быть и не занято материей, т.е. быть пустым, нематериальным. По ироническому замечанию немецкого ученого Г. Вейля, пространство в таком случае представляло нечто вроде наемной казармы для жильцов: есть жильцы – казарма занята, нет – пустует. Оторванное от материи пространство рассматривалось как неизменное, везде и всюду однородное, неподвижное, ни от чего не зависящее и существующее само по себе.

Не менее метафизичен был (а в ряде случаев остается) и взгляд на время, считавшееся чистой, внематериальной длительностью, т.е. время также отрывалось от материи и наделялось самостоятельной сущностью. Получалось, что длится во времени не материя, не ее объекты, тела, организмы и т.п., а время само по себе. Оно считалось также единым и однородным для всей Вселенной. Некоторые мыслители (Е. Дюринг) утверждали, что время не имеет конца, но имеет начало, а пространство заключено в границы, т.е. конечно. По мнению Ф.Энгельса, такие рассуждения несостоятельны, ибо то, что имеет начало, имеет и конец, а что имеет конец, имеет и начало, и во Вселенной вообще невозможно определить, где в ней начало и где конец.

 

Субстанциальная концепция  рассматривают пространство и время  как особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой  находятся объекты и развертываются процессы. Это хорошо видно из рассмотренных  выше взглядов И. Ньютона и философов  античности. Заметим, что точка зрения на субстанциальный характер пространства и времени разделяется как  материалистами, так и идеалистами. Реляционная концепция пространства и времени также может быть материалистической и идеалистической. С позиций идеализма в истории  философии ее развивал Г. Лейбниц. Он считал, что пространство и время  – это особые отношения между  субъектами и процессами, вне их не существующие.

Диалектический материализм  подходит к рассмотрению пространства и времени с позиций материалистической реляционной концепции, согласно которой  пространство и время – объективные, не зависящие от человека и человечества формы существования материи, которые  не существуют и не могут существовать в чистом виде - вне материи: как  нет материи вне времени и  пространства, так нет и последних  вне материи, они суть формы, способы  ее существования.

Пространство и время  неотделимы не только от материи, но и  друг от друга. Если, например, мы говорим о скорости движения какого-либо объекта, то определяем его через путь (пространство), пройденный в определенную единицу времени.

 

34) Философское,  научное и обыденное представление  о пространстве и времени, культурные  и цивилизационные аспекты. «Хронотоп»  как единство пространственно-временных  характеристик.

время – это форма бытия  материи, характеризующая последовательность смены состояний и длительности существования любых объектов и  процессов.

Представление о времени  складывается на основе восприятия человеком  смены событий, последовательной смены  состояний предметов и круговорота  различных процессов.

Достаточно быстро человек  осознает и то, что пространство и время очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Ведь время можно измерять мерой пространства – расстоянием, а расстояние – мерами времени. Так, время можно измерять относительным положением стрелок на циферблате часов, расстояние – временем, которое потребуется на дорогу до какого-либо объекта (пять минут ходьбы от метро).

Естественно-научные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Уже в античности мыслители задумывались над природой и сущностью пространства и времени, хотя их рассуждения носили стихийный, нередко противоречивый характер. Так, для Демокрита пространство ассоциировалось с пустотой, в которой происходит вечное движение атомов. Оно было вместилищем материальных тел. В то же время большинство древнегреческих философов не признавали существования пустоты и тем самым связывали существование пространства с материальными телами, характеристикой которых оно являлось. Эти идеи в завершенной форме были высказаны в «Началах» Евклида, который считал пространство однородным и бесконечным.

Информация о работе Лекции по "Философии"