Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:01, курс лекций

Описание работы

Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Файлы: 1 файл

28-55.docx

— 168.40 Кб (Скачать файл)

Реальное эмпирическое основание  и строгое теоретическое описание представления о пространстве и  времени обрели в ходе первой глобальной научной революции и в классической науке Нового времени. Это было связано  с развитием механики, которая  описывала движение материальных тел, происходящее одновременно в пространстве и времени.

Огромное значение для  развития представлений о пространстве и времени имели работы Г. Галилея, который ввел в науку идею инерции  и классический принцип относительности. Согласно этим принципам все физические явления происходят одинаково во всех инерциальных системах, покоящихся или движущихся равномерно и прямолинейно друг относительно друга.

В результате такие характеристики тел, как длина и время, являются неизменными.

Следующий важный шаг был  сделан Р. Декартом, который связал физику и геометрию. Он ввел в науку  координатную систему, в которой  состояние материального тела описывалось  с помощью трех пространственных (длина, ширина, высота) и одной временной  координаты. Он же первым стал отождествлять  пространство с протяженностью материальных объектов, отрицая при этом существование  пустого пространства. Также Декарт связал время с длительностью  материальных процессов, с осознанием человеком этой длительности.

Вершиной классического  естествознания стало творчество И. Ньютона. Именно он ввел господствовавшие в науке до начала XX в. представления о пространстве и времени, известные как абсолютное пространство и абсолютное время. Это было сделано в его знаменитой книге «Математические начала натуральной философии». В ней Ньютон попытался объединить существующие в науке точки зрения на пространство и время.

Абсолютное пространство предстает как универсальное вместилище себя и всего существующего в мире. Оно безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Его можно попытаться представить себе в виде гигантского «черного ящика», в который можно поместить или убрать из него любые материальные тела.

Относительное пространство есть мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению ее относительно некоторых тел и которая в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное.

Абсолютное время предстает как универсальная длительность любых процессов во Вселенной. Оно само по себе, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно. Его можно представить в образе гигантской реки, которая будет течь, даже если не будет никаких материальных тел.

Относительное время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами внешняя мера продолжительности. Она употребляется в обыденной жизни вместо истинного математического времени. Это минута, час, день, месяц, год.

Разграничение абсолютного  и относительного пространства и  времени, произведенное Ньютоном, связано  со спецификой человеческого познания, которое происходит на двух уровнях  – эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне познания человек  воспринимает пространство и время  через свои органы чувств. Такое  познание ограничено способностями  познающей личности и не может  адекватно передать реальность нашего мира. Лишь находясь на теоретическом  уровне познания, человеческий разум  способен представить пространство и время как абсолютные, универсальные  и инерциальные системы отсчета.

Некоторые философы и ученые, не соглашаясь с Ньютоном, выступили  с критикой его взглядов. Среди  них был давний научный соперник Ньютона Г. Лейбниц. Он предложил  концепцию пространства и времени, отказывающую им в самостоятельном, независимом от материи существовании. Лейбниц рассматривал пространство как порядок сосуществования  тел, а время – как порядок  отношения и последовательность событий. Иными словами, он подчеркивал  неразрывную связь материи с  пространством и временем.

Лишь в середине XIX в., когда  Максвеллом была создана теория электромагнитного  поля, ученым пришлось признать возможность  ошибки, задуматься о замене абсолютных пространства и времени относительными. Тем не менее инерция мышления была так велика, что еще несколько десятилетий признавалось существование мирового эфира как абсолютной системы отсчета, стоящей в одном ряду с абсолютными пространством и временем.

Современное понимание пространства и времени было сформулировано в  теории относительности А. Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей реляционную  концепцию пространства и времени  и давшей ей естественно-научное обоснование.

Хронотоп — «закономерная связь пространственно-временных координат». Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу. «Ухтомский исходил из того, что гетерохрония есть условие возможной гармонии: увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия, а значит и в сроках выполнения отдельных элементов, образует из пространственно разделенных групп функционально определенный "центр"». Ухтомский ссылается на Эйнштейна, упоминая «спайку пространства и времени» в пространстве Минковского. Однако он вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события».

М.М. Бахтин также понимал  под хронотопом «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений».

 

35) Концептуализация  пространства и времени в философии  техники и в философии хозяйства.  Жизненное пространство как концепт  современного гуманитарного знания.

Техника относится  к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIX— XX столетий П. К. Энгельмейер: "Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса". Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее. 

Концептуализация философии  хозяйства свидетельствует о  позитивной динамике развития социальной философии вопреки постмодернистскому проекту конца истории и человека. Философия хозяйства связывает культурный, исторический опыт познания мира и человека в единое целое, открывая широкие перспективы не только социально-философской рефлексии, но и всему социально-гуманитарному знанию. Философия хозяйства является одним из способов преодоления кризиса теории экономики, актуализируя значимость внеэкономических факторов, обусловливающих поведение человека в процессе хозяйственной деятельности.

Важнейшие философские проблемы, относящиеся к пространству и  времени, — это вопросы о сущности пространства и времени, об отношении  этих форм бытия к материи, об объективности  пространственно-временных отношений  и закономерностей. На протяжении почти всей истории естествознания и философии существовали 2 основные концепции пространства и времени.  Одна из них идёт от древних атомистов — Демокрита, Эпикура, Лукреция, которые ввели понятие пустого пространства и рассматривали его как однородное (одинаковое во всех точках) и бесконечное (Эпикур полагал, что оно не изотропно, т. е. неодинаково по всем направлениям); понятие времени тогда было разработано крайне слабо и рассматривалось как субъективное ощущение действительности. В новое время в связи с разработкой основ динамики эту концепцию развил И. Ньютон, который очистил её от антропоморфизма. По Ньютону, пространство и время суть особые начала, существующие независимо от материи и друг от друга. Пространство само по себе (абсолютное пространство) есть пустое «вместилище тел», абсолютно неподвижное, непрерывное, однородное и изотропное, проницаемое — не воздействующее на материю и не подвергающееся её воздействиям, бесконечное; оно обладает 3 измерениями. От абсолютного пространства Ньютон отличал протяжённость тел — их основное свойство, благодаря которому они занимают определённые места в абсолютном пространстве, совпадают с этими местами. Протяжённость, по Ньютону, если говорить о простейших частицах (атомах), есть начальное, первичное свойство, не требующее объяснения. Абсолютное пространство вследствие неразличимости своих частей неизмеримо и непознаваемо. Положения тел и расстояния между ними можно определять только по отношению к др. телам. Др. словами, наука и практика имеют дело только с относительным пространством. Время в концепции Ньютона само по себе есть нечто абсолютное и ни от чего не зависящее, чистая длительность, как таковая, равномерно текущая от прошлого к будущему. Оно является пустым «вместилищем событий», которые могут его заполнять, но могут и не заполнять; ход событий не влияет на течение времени. Время универсально, одномерно, непрерывно, бесконечно, однородно (везде одинаково). От абсолютного времени, также неизмеримого, Ньютон отличал относительное время. Измерение времени осуществляется с помощью часов, т. е. движений, которые являются периодическими. Пространство и время в концепции Ньютона независимы друг от друга. Независимость пространства и времени проявляется прежде всего в том, что расстояние между 2 данными точками пространства и промежуток времени между 2 событиями сохраняют свои значения независимо друг от друга в любой системе отсчёта, а отношения этих величин (скорости тел) могут быть любыми. Ньютон подверг критике идею Р. Декарта о заполненном мировом пространстве, т. е. о тождестве протяжённой материи и пространства. 
 
  Концепция пространства и времени, разработанная Ньютоном, была господствующей в естествознании на протяжении 17—19 вв., т.к. она соответствовала науке того времени — евклидовой геометрии, классической механике и классической теории тяготения. Законы ньютоновой механики справедливы только в инерциальных системах отсчёта. Эта выделенность инерциальных систем объяснялась тем, что они движутся поступательно, равномерно и прямолинейно именно по отношению к абсолютному П. и в. и наилучшим образом соответствуют последним.

36) Познание как  психофизическая проблема. Объективное  и субъективное в процессе  познания, их демаркация.

В греческой философии  была распространена идея о влиянии  души и духа на тело. Особый интерес  к психофизиологической проблеме проявился  в философии Нового времени в  связи с поисками оснований человеческого  сознания. Например, Б. Спиноза считал мышление атрибутом материи, свойством присущим всей природе. В XIX в. вульгарным материализмом были предприняты попытки объяснить сложные психические процессы сведением их к физиологическим проявлениям работы человеческого мозга. Современные варианты этой традиции представлены в биополевых концепциях сознания. В отличие от вульгарного материализма и идеализма, диалектико-материалистическая философия исходила из признания, что сознание человека является функциональным свойством высокоорганизованной материи – человеческого мозга.

Развитие психофизеологической проблемы в науке и попытки её решения связаны и с возникновением психосоматической медицины.

Разработки в области  искусственного интеллекта заложили основу для проверки философских и научных  гипотез о природе человеческого  разума. Философия оказалась сопричастной экспериментальной деятельности, осуществляемой при разработке программ искусственного интеллекта. Например, в ходе попыток  создания универсальных обучающих программ (М. Бонгард) была успешно апробирована идея Дж. Локка о распознавании как основе мышления. Создание программ, понимающих естественный язык, программ, способных доказывать математические теоремы, в частности, базируется на трактовке разума, предложенной Г. Лейбницем. Он рассматривал разум не в качестве «чистой доски», а, выражаясь современным языком, как совокупность специализированных программ, подключающихся к работе по мере необходимости. В целом, разработка проблемы искусственного интеллекта создает предпосылки для синтеза естественнонаучного и гуманитарного подходов к анализу феномена сознания и разрешению психофизиологической проблемы.

Что же означает "субъективное" в создаваемых сознанием образах  объективной реальности? Этот вопрос нельзя упрощать, трактуя субъективный момент в образе как "присущий субъекту", "принадлежащий субъекту". Объективное  в образе есть соответствующее объекту, а субъективное – привнесённое человеком, идущее от него.

Практика доказывает, что  ощущения есть отражения, копии, снимки объектов. Человек не смог бы даже биологически приспособиться к вещественной среде, если бы его ощущения не давали ему  объективно-правильного представления  о ней.

Но, в конечном счете, вопрос о ложности или истинности чувственного восприятия должен рассматриваться  в связи с мышлением, то есть соотнести  восприятие с предметом можно  только через мысль и практику, но никак не непосредственно, ибо  отделить объективные свойства вещи и впечатление от них, не выходя за пределы восприятия, невозможно.

 

37) Чувственное и рациональное в познании. Рационализм, сенсуализм, эмпиризм. Логическое и интуитивное в науке и в общей системе знаний.

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.

Чувственное познание - познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность Ощущение. Каждый предмет имеет не одно, а много свойств, и мы познаём их с помощью ощущений. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств. Из отдельных ощущений складывается восприятие целого предмета.

Рациональное познание - углубление познания, выделение объективного из того субъект-объектного единства, которое дано на чувственном этапе познания, ведет нас к рациональному познанию (иногда его называют еще абстрактным или логическим мышлением). Это уже опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение

Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.

эмпиризм — в основе познания лежит опыт;

рационализм — основу познания составляет исключительно работа разума.

Логическое - это задание  системы с определенными правилами, это работа по договоренности.

Интуитивное - это забывание  правил.

 

38) Детерминизм  как фундаментальный онтологический  и методологический принцип. Причина  и следствие, случайность и  необходимость.

Детерминизм принято трактовать как определенный подход в науке  и философии, предусматривающий  наличие и поиск причины у  явления или процесса. Предельным применением данного подхода  в философии является представление  Мира обусловленным.

При разработке детерминистского подхода обычно используются системы  категорий, осуществляющих его конкретизацию  и опосредующих взаимодействие принципа детерминизма с принципом развития. К таким категориям предлагается относить «закон», «необходимость» и «случайность», «возможность», «действительность».

Ожидаемое событие может  быть оценено с позиции уверенности, что оно произойдет, свершившееся же событие - как факт, который не мог не произойти. Именно таким образом  категории необходимости и случайности  обнаруживаются в мышлении: при положительной  уверенности в вышеописанных  ситуациях события называют необходимыми, в противном случае - случайными.

Информация о работе Лекции по "Философии"