Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:01, курс лекций

Описание работы

Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Файлы: 1 файл

28-55.docx

— 168.40 Кб (Скачать файл)

Применимость этих категорий  для определения будущего является их «гностическим» смыслом. Очевидно, что в обыденном мышлении вера в то, что необходимые события  существуют, играет важную роль. Их наличие  «подтверждает» организованность окружающей действительности, делает целесообразным заблаговременное планирование и расчет. Случайность же обыденно мыслится как  нечто, чего могло и не быть, дезорганизующее «верный» ход событий.

Этимология русского слова  «необходимость» великолепно передает его смысл: существуют такие события, которых не обойти, не миновать, не избежать.

Категория необходимости  содержит в себе определенный пласт  обыденного в силу того, что является не только формой бытия, но и мышления. Так необходимость «ощущается»  исследователем в первую очередь  там, где присутствует повторяемость, причем даже в том случае, если причины  события не известны.

 

39) Язык как исходное  измерение человеческого существования,  система знаков и отношение  человека к миру. Язык и мышление.

Язык и мышление - два  неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга  по своей сущности и специфическим  признакам. "Мышление - высшая форма  активного отражения объективной  реальности, целенаправленное, опосредствованное  и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов  и явлений. Оно осуществляется в  различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен  и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества". Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. "Орудием мышления является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных, например, математических, так и конкретно-образных, например, язык искусства)".

Язык - это знаковая (в своей  исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между  членами общества. Мышление, за исключением  его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык - это явление  по своей первичной природе физическое, материальное.

Диалектический материализм рассматривает взаимоотношение Я. и м. как диалектическое единство. Язык является непосредственной материальной опорой мышления только в его словесно-логическом виде. Как процесс общения между членами общества языковая деятельность лишь в незначительной части случаев (например, при мышлении вслух в расчете на восприятие слушателей) совпадает с процессом мышления, обычно же, когда язык выступает именно как "непосредственная действительность мысли" (К. Маркс), выражается, как правило, уже сформированная мысль (в т. ч. и как результат практически-действенного или наглядно-образного мышления).

В ходе ист. развития языка  и мышления характер их взаимодействия не оставался неизменным. На начальных  этапах развития общества язык, развивавшийся  в первую очередь как средство общения, вместе с тем включался  в процессы мышления, дополняя два  первоначальных его вида - практически-действенный  и наглядно-образный - новым, качественно  высшим видом словесно-логического  мышления и тем самым активно стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление и на саму интенсивность языкового общения, значительно увеличило возможности языка как средства оформления мысли.

 

40) Идентичность  и самосознание. Утрата идентичности  как основная проблема во взаимодействии  личности и общества. Знание и  человек: проблема соразмерности.

Идентичность - субъективное переживание человеком своей  индивидуальности. Человек, рассмотренный  в структуре философских категорий  «общее - особенное - единичное», предстает  как:

  • человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представителе нашего рода;
  • определенная общность людей (расовая, национальная, классовая, конфессиональная, профессиональная, половая, возрастная, характерологическая и пр.) и проявления этой общности в конкретных людях;
  • отдельный человек в конкретной единственности своего реального существования.

Эта трехуровневая  структура представляет собой, по-видимому, одну из важных универсалий бытия  и самосознания человека.

Каждый из этих уровней  существует как объективная реальность. Человечество есть биологический вид, связанный единством происхождения  и возможностью потенциального скрещивания. Одновременно - это очевидное нам  сегодня социально-экономическое  единство. Генетическая, экологическая, экономическая, культурная общность человечества в разной степени отражается разными  историческими эпохами; по-разному  осознается она и разными людьми одной и той же эпохи.

В субъективной реальности любого индивида в большей и


Информация о работе Лекции по "Философии"