Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:01, курс лекций
Философия и её роль в системе знаний, мировоззренческие и методологические функции. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.
Третий Рим — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран, как преемников Римской империи. Теория «Москва — Третий Рим» послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
Радикальную критику концепции средневекового происхождения теории «Москва — третий Рим» дал Н. И. Ульянов. Согласно его точке зрения, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II, то есть связана с «восточным вопросом» и развитием русского империализма Нового времени.
Бытие — философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах – их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как единственное, постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого.
Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность, абсолютное начало всего сущего. Ничто - способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.
Поскольку всякое сущее есть
единство двух аспектов — бытия
и сущности, постольку «ничто»
как отрицание аспекта
Платон и неоплатоники, Гегель и другие признавали «ничто» как ключевую категорию онтологии (как бог, бытие, абсолют и другие), отрицая принцип из ничего ничто не возникает.
Онтология – философская дисциплина, рассматривающая различные трактовки проблемы бытия. Термин «онтология» происходит из слияния греческих слов ontos - сущее и logos - учение, понятие.
Под понятием "бытие" в философии понимается максимально общая характеристика реальности как целого, то общее, что содержится во всех предметах, явлениях иартефактах мира, то, что объединяет их, позволяя нам сказать: этот мир.
Таким образом, онтология рассматривает фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
Сущее (сущность) – внутреннее
содержание предмета, выражающееся в
единстве всех многообразных и противоречивых
форм его бытия. Видимое и чувственно-
Категория бытия близка, но не совпадает с категорией существования. Суще
• Физическое бытие мира, главными проявлениями которого являются пространство и время.
• Биологическое бытие, главным проявление которого является феномен жизни.
• Личностное бытие – совокупность внешних и внутренних характеристик человека как уникального проявления природы.
• Социальное бытие - бытие человеческого общества.
Каждый из частных уровней
бытия, обладая рядом особенностей,
существует во взаимосвязи, давая основание
для выделения бытия как
В эпоху средневековья
античная онтология была приспособлена
к решению теологических
28) Мышление и
бытие. «Онтологичность»
Есть некая фактичность (бытие), к которой мы подходим с понятием (мышление). Различие между фактичностью (бытие) и понятием (мышление) есть чистое ничто, т.е. о нем нельзя сказать, что оно есть некое что, не устранив его тем самым. Это и есть тождество бытия и мышления. То, что ускользает от мышления (если таковое имеется), не может быть помыслено. Такова ситуация. В других терминах: бытие = определенность. Ибо определенность — тождество самому себе — присуще изначально понятию (мышлению), и только после — фактичности, ввиду неразличимости бытия и мышления. Такова ситуация: мышление, в своем развертывании, никогда не может натолкнуться на нечто, что способно ему воспротивиться, что может оказать ему реальное (а не временное) сопротивление.
Стало быть, всякое мышление — включая отрицательные суждения существования, суждения о прошлом, будущем, возможности и т. п. — есть мышление о нечто, и, следовательно, отражение. Отсюда, согласно Фейербаху, можно извлечь следующее поучение и правило для всех философов, занимающихся исследованием вопроса об отношении мышления к бытию вообще, вопроса об объекте того или иного сознания в частности. Когда ты не можешь сказать, что отражает та или иная мысль, «то будь по крайней мере так скромен, чтобы признать твою ограниченность твоей, не делать твоих границ границами других» или даже теории.
Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов, природных явлений.
Это то, что мы называем всеобщим бытием. Основным компонентом, с помощью которого осуществляются всеобщие связи между этим бесконечным множеством вещей, выступает единичное. Другими словами, мир наполнен множеством единичных явлений, вещей, процессов, которые взаимодействуют друг с другом.
всеобщее — это мир в целом, космос, природа, человек и результаты его деятельности;
единичное — это отдельный человек, животное, растение; особенное — это различные виды животных, растений, социальные классы и группы людей.
С учетом сказанного выше, формы
человеческого бытия можно
бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;
материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
духовное бытие, включающее
в себя индивидуализированную
29) Идеальное, его
природа, проблематика и
Фундаментальное значение категории идеального определяется основным вопросом философии. Его содержание выражается противопоставлением и соотнесением категорий материи и сознания, материального и идеального, бытия и мышления. Категория идеального является непременным компонентом постановки и решения основного вопроса философии.
Категория идеального выступает
логически необходимым
соотношение категорий идеального и материального образует концептуальный каркас проблематики, расположенной как в «центральных» областях, так и на «периферии» философского знания. Идеальное необходимо связано с материальным (материей), но вряд ли допустимо утверждать, что материальное необходимо связано с идеальным.
Субъективный идеализм - философское направление, представители которого отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта. Миром, в к-ром живет и действует субъект, С. и. считает совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий субъекта, или, как минимум, полагает, что последние являются неотъемлемой существенной частью мира. Проведенный последовательно С. и. приводит к солипсизму. Представители классической формы С. и. - Беркли, Фихте, Юм; ряд идей С. и. развивал Кант.
Объективный идеализм - одна из осн., наряду с субъективным идеализмом, форм идеализма. Исходя из признания первичности сознания и вторичности, производности материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма за первооснову действительности принимает деперсонифицированное, надличностное универсальное духовное образование (идея вообще, абсолютный дух, бог, мировой разум). Гносеологический источник О. и. кроется в мистификации реальных отношений между мыслительными структурами и действительностью. Отторгая мыслительные структуры от познавательного процесса, О. и. выносит их вовне, противопоставляет человеку и наделяет самостоятельным онтологическим статусом. Получается, что не субъект, осваивая всеобщее, существенное, необходимое в действительности, формирует о ней понятия, а последние, изначально концентрируя все эти признаки, формируют действительность.
30) Проблема «материя
и сознание» в истории
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии (вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию)) — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
•сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
•сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
•сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• идея первична;
• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
•"мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
•"мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";
•каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);