Тема 1. Философия как феномен
культуры
Занятие 1
1. Мировоззрение, его
структура и исторические типы.
2. Возникновение и особенности философского мировоззрения.
3. Основные типы философского
мировоззрения. Философия и наука.
4. Предмет, структура и функции философии
.
5. Философия как мировоззренческая и методологическая
основа туристической деятельности.
- Мировоззрение, т.е. совокупность наиболее общих взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем есть у каждого. В структуре мировоззрения выделяют, во-первых, принципы, т.е. наиболее общие идеи, которыми человек руководствуется в реальной жизни; во-вторых, такие общие мысли человека о мире и своем месте в нем, как ценности (т.е. представления о том, что для человека имеет смысл и значение) и идеалы, или представления о высших ценностях и наиболее общих целях жизни человека и т.п. Важно помнить о том, что принципы и наиболее общие представления человека о мире и своем месте в нем становятся мировоззренческими только в том случае, когда они являются убеждениями. Убеждениями называются такие мысли человека, к которым он эмоционально и ценностно привязан и готов защищать перед лицом реального или воображаемого оппонента. Человечество выработало три исторических типа мировоззрения – мифологию, религию и философию.
- Философское мировоззрение возникло в VI – V в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Его возникновение (генезис) было связано с отделением умственного труда от физического, возникновением демократической формы государственной власти и разложением мифологического и религиозного мировоззрения. Генезис философского мировоззрения был также связан с формированием зачатков конкретно-научных знаний человека о мире и своем месте в нем, развитием искусства, формированием новых механизмов социальной коммуникации людей. Объектом философии как мировоззрения являются отношения человека с миром; предметом философского мировоззрения выступают наиболее общие (универсальные) стороны этих отношений. В отличие от мифологии и религии, которые основываются на вере в сверхъестественное и некритическом отношении человека к миру, главной особенностью философского мировоззрения является опора на человеческий разум. Философское мировоззрение не только рационально, т.е. основано на разуме человека, но и критично, т.е. предполагает всестороннюю проверку и аргументацию предлагаемых убеждений. По содержанию философское мировоззрение является отражением своей эпохи, т.е. социально-историческим. Оно развивается вместе с обществом, и его предмет не остается неизменным. Если на первых этапах формирования философского мировоззрения главное внимание в нем уделялось миру в целом, его наиболее общим законам существования и развития, то по мере проникновения в сущность мира в предмет философии стали включаться наиболее общие законы существования и развития человека, общества и самого мышления человека. Предметом современной философии является изучение не столько мира в целом или человека вообще, сколько содержания их наиболее общих конкретно-исторических отношений.
- Философское мировоззрение отражает многообразие социально-исторических типов наиболее общих отношений человека к миру. Оно делится на различные типы. Типами философского мировоззрения являются: материализм и идеализм; диалектика и метафизика; скептицизм и агностицизм; рационализм и эмпиризм и т.п. Специфика данных типов философского мировоззрения раскрывается в содержащихся в них ответах на вопросы о том, что первично – материя или сознание; развивается ли мир, или он находится в состоянии покоя; является ли мир познаваемым; что является источником наших знаний о мире – чувственный опыт или разум и т.п. Философия – не только исторический тип мировоззрения, но и особая наука. Наукой в широком смысле этого слова называется система знаний, которая выражается на особом, искусственном языке и раскрывает законы существования и развития природы, общества и человеческого мышления. Философское мировоззрение имеет много общего с научным знанием.
- Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение для теории и практики государственного управления, в особенности, для выработки соответствующих идеологических программ. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Функции философии как науки также связаны со структурой философии. Результатом систематического исследования наиболее общих связей и отношений человека с миром являются следующие философские науки, или дисциплины – онтология (философское учение о бытии, сущем), теория познания (гносеология, эпистемология – учение о наиболее общих законах познания мира), методология (философское учение о методах познания и преобразования мира), аксиология (философия ценностей), этика (философская наука о морали), эстетика (философская наука об искусстве и прекрасном) и др.
Тема 2. Эволюция философской
мысли в истории культуры
Занятие 1
1. Древнеиндийская философия:
основные школы.
2. Философские учения
Древнего Китая.
3. Возникновение, основные этапы и круг проблем античной
философии. Натурфилософия досократической
философии.
4. Философия Сократа.
5. Философия Платона и Аристотеля.
6. Философия эпохи эллинизма: скептицизм,
эпикуреизм, стоицизм.
1. В Ведах и Упанишадах (священных книгах Древней Индии)
наряду с религиозными идеями содержались
и философские представления о единой
духовной субстанции (Брахмане), индивидуальной
душе (Атмане), перерождении душ (их бессмертии)
согласно закону воздаяния (Карме). Религиозно-философские
учения Древней Индии имели по преимуществу
этическую направленность. В зависимости
от отношения к священным текстам Вед
выделяются ортодоксальные философские
школы и неортодоксальные школы философии
Древней Индии. К ортодоксальным относятся: веданта, миманса, санкхья,
йога, вайшешика, ньяя. К неортодоксальным
– чарвака, джайнизм, буддизм,
адживика.
2. В Древнем Китае
широчайшее распространение и
глубокое влияние получила философия конфуцианства, основоположником которой был Кун-цзы
(Конфуций) (551 – 479 до н.э.). Это было этико-политическое
учение, основными идеями которого были
человеколюбие, взаимность, сдержанность.
Наряду с конфуцианством широкое распространение
получило учение Лао-Цзы (VI – Vвв. до н.э.)
о священном Дао (даосизм). Согласно этому
учению Дао – невидимый всеобщий и
естественный закон природы, человеческого
общества, поведения и мышления отдельного
индивида. Заметную роль в истории философии
Древнего Китая сыграли моизм и легизм.
3. Античная философия
(философия Древней Греции и Древнего Рима) возникла в конце VII
– начале VI в. до н.э. и просуществовала
до V в. н.э. Это особый исторический тип
философствования, порожденный специфическими
условиями европейского рабовладельческого
общества. Возникшая из мифологического
сознания античная философия в своем развитии
прошла три этапа: досократовский, классический,
эллинистический. К первому этапу
относятся: милетская школа, элейская
школа; пифагорейская школа; его представителями
были Гераклит Эфесский, Эмпедокл и Анаксагор,
древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит).
Главной особенностью этого этапа развития
античной философии был поиск ответов
на вопрос о первооснове всего сущего.
Его основным принципом было положение
о том, что мир должен быть понят исходя
из него самого. На этом этапе был совершен
прорыв человеческой мысли от мифа к логосу.
4. Взгляды Сократа (469 – 399 до н.э.), излагавшего свое учение в устной форме,
в форме бесед, диалогов, споров, дошли
до нас в изложении его учеников, прежде
всего, Платона. С именем Сократа принято
связывать поворот в истории мировой философской
мысли к изучению человека. Этот поворот
иногда называют антропологическим. «Познай
самого себя» – основной лозунг Сократа
– был своеобразной визитной карточкой
этого поворота. Сократа интересовали
не вопросы о сущности мира в целом, а проблемы
добродетели, морали, права. Основной принцип
сократовской философии: знание – есть
добродетель. Согласно Сократу, истина
является человеку не в готовом виде, а
рождается в процессе диалога. Метод
обнаружения истины в споре Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным
искусством, помогающим рождению истины.
В наши дни метод Сократа чаще всего называют
диалектикой – искусством отыскания истины
в диалоге.
5. Платон (428/427 – 347 до н.э.) – выдающийся ученик Сократа, создатель
концепции объективного идеализма. Важную роль для судеб
философии сыграли его теории идей, бессмертия
души, познания как воспоминания и учение
об идеальном государстве. В философии
Платона была обоснована необходимость
отказаться от некритического доверия
к показанию чувств, данным человеческого
чувственного опыта в пользу чисто рационального
постижения мира. Мир платоновских идей
мог быть схвачен лишь с помощью интеллекта,
т.к. был умопостигаемым, умозрительным.
Первоосновой мира, по Платону, являются
идеи, или эйдосы, представляющие собой
модели, порождающие образы вещей. Каждый
предмет имеет свою идею, или своеобразный
эталон, в соответствии с которым он изготовлен.
Например, стол существует потому, что
есть умозрительный образ, идея стола.
Платон учил о том, что между вещью и ее
образом существует принципиальное различие.
Если конкретная вещь конечна и изменчива,
то идея (эйдос) – вечна, не подвержена
разрушению. Высшими идеями, или эталонами
существования общества, являются этические
и политические принципы – благо (добро),
прекрасное, справедливость.
Совокупность идей представляет,
по Платону, особый мир, существующий независимо
от человека. Он называется бытием. Идеи противостоят вещам, как порядок
хаосу, добро злу, однако между идеями
и душой человека существует тесная связь.
Платон верил в переселение душ, и его
гносеология была построена на этой вере.
Сущностью процесса познания древнегреческий
мыслитель считал анамнезис – воспоминания.
Он утверждал, что душа человека в процессе
познания припоминает то, что она до своего
воплощения в теле человека созерцала,
находясь в мире идей.
Учеником Платона был Аристотель (384 – 322 до н.э.), основатель Афинской школы, получившей
название «Ликей». Это было одновременно
учебное заведение и научный союз. Творчество
Аристотеля было энциклопедично разносторонним.
Он занимался естественными науками и
поэтикой, проблемами государственного
устройства, был создателем логики и психологии.
Центральную часть его наследия образует
все же философия, первая философия, названная
через несколько веков после его смерти
метафизикой. Первая философия, или метафизика
Аристотеля, была наукой «о причинах и
началах». Под бытием Аристотель понимал
существование предметного мира, воспринимаемого
с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный
мир является первичной реальностью, природой,
которая взаимодействовала и с перводвигателем
– божественным умом и идеальной формой.
В философии государственного управления
Аристотель выделял шесть форм государства.
Три из них он считал достойными существования,
или правильными: монархию, аристократию
и политию, а три – неправильными: тиранию,
олигархию и демократию.
6. Скептицизм, стоицизм, эпикуреизм – философские школы эллинистической
эпохи, в которых всесторонне исследовались
проблемы личной жизни человека. Невозмутимость,
покой, безмятежность являются идеалом
человеческой жизни для скептиков. У стоиков
человек должен во всем следовать природе.
По их мнению, рок, судьба управляют миром,
а от человека требуется достойно держать
удары судьбы. Цель счастливой жизни заключается,
по Эпикуру, в душевном спокойствии (атараксии).
Душевное спокойствие – состояние, при
котором человек сохраняет свободу от
всяких страстей – и от чрезмерных радостей,
и от чрезмерной скорби.
Занятие 2
1. Философия в системе средневековой
культуры. Патристика и схоластика.
2. Особенности развития философской мысли
эпохи Возрождения (социополитические
идеалы Н. Макиавелли, Т. Кампанеллы, Т.
Мора).
- Особенностью цивилизации средневековья были феодальные отношения, натуральное хозяйство, доминирование христианской религии, наличие абсолютных монархий. В духовной культуре средневекового Запада основополагающей была идея монотеистического Бога, а главным текстом – Священное Писание. Важную роль в ней играло искусство толкования, интерпретации Священного Писания, с которым и были связаны возможности философского творчества в рамках христианского канона. Средневековая культура имела символический характер. В ней каждый религиозный образ представал как символ священной и человеческой истории.
- Средневековая философия – основывалась на принципах теоцентризма, креационизма, провиденциализма, имела текстологический, сакральный, ретроспективный и назидательный характер. В развитии этой философии можно выделить три важнейших этапа: апологетику, патристику и схоластику. Ведущим представителем апологетики был Тертуллиан. Патристика – это учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного Предания. Различают западную и восточную патристику. Наиболее ярким представителем западной патристики являлся Аврелий Августин (354 – 430). Важнейшие темы философии Августина: проблема взаимоотношений Бога и мира, веры и разума, добра и зла, вечности и времени, а также проблемы свободы и воли, смысла истории. Схоластика – это философские учения средневековых теологов, основанные на попытках рационального познания Бога. Важнейшими проблемами схоластической философии являлись проблемы рационального доказательства бытия Бога, а также универсалий, т.е. природы общих имен или понятий. Наиболее ярким представителем средневековой схоластики был Фома Аквинский (1225 – 1274).
- Эпоха Возрождения – одна из самых ярких в истории человечества, поскольку именно с этой эпохой связывается появление гуманизма. К важнейшим чертам эпохи Возрождения относятся: рассмотрение человека как высшей ценности, антропоцентризм, пантеизм, индивидуализм, возрождение античной культуры. Особое место в философии Возрождения занимают проблемы государства (Н. Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла); проблемы новой космологии и натурфилософии (Н. Кузанский, Дж. Бруно).
Занятие 3
1. Западноевропейская
философия XVII в.
2. Философия эпохи Просвещения XVIII в.
2. Особенности немецкой
классической философии. «Критическая
философия» И. Канта.
3. Философия Г.Гегеля и Л. Фейербаха.
- Западноевропейская философия ХVII в. была философией Нового времени, идеологией формирующегося буржуазного общества. Ее важнейшей особенностью было мировоззренческое и методологическое обоснование идеалов свободы, равенства и братства. Объектом изучения данной философии была наука – прежде всего, экспериментальное естествознание, а также математика и используемые в них методы исследования. Родоначальниками европейской философии Нового времени были английский мыслитель Френсис Бэкон и французский ученый Рене Декарт. Бэкон доказывал, что индукция – метод восхождения от частых фактов к общим принципам – единственно научный метод исследования. Он был представителем философского эмпиризма. Декарт связывал научное познание не с экспериментальным естествознанием, а с математикой, логикой и дедукцией, т.е. методом выведения из бесспорных истин общих принципов. Философия Декарта, связанная с углубленным изучением дедукции как метода выведения частных следствий из общих принципов, была рационалистической. Заметными представителями философского эмпиризма в Новое время были Т. Гоббс, Дж. Локк. Они исходили из убеждения о том, что материя является первичной по отношению к сознанию. Их последователи и критики Дж. Беркли и Д. Юм были представителями идеалистического эмпиризма. Идеи рационализма Декарта продолжали и развивали Б. Спиноза и Г. Лейбниц. Эмпиризм и рационализм ХVII в. получил дальнейшее развитие в философии Просвещения ХVIII в. Эта философия была тесно связана с обоснованием претензий человеческого разума на роль высшего арбитра в делах общества и спорах между людьми относительно устройства общества и природы человека. Французские философы – просветители ХVIII в. систематизировали известные им достижения человеческого разума, подготовив многотомную энциклопедию искусств, наук и ремесел.
- Немецкой классической философией в узком смысле этого слова называется совокупность учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Все они поддерживали и творчески развивали установки философии Нового времени. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант (1724 – 1804) в первый период своего творчества был последовательным сторонником идей французского Просвещения ХVIII в. Этот период его творчества обычно называют докритическим. Пересмотрев принципы философского исследования, Кант, по собственным словам, совершил коперниканскую революцию в философии. Ее суть состояла в том, что познание человека стало рассматриваться как результат активной деятельности человека, его творчества. Второй период в творчестве И. Канта получил название критического. В этот период Кант дал развернутые ответы на следующие вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?», «Что такое человек?». Отвечая на первый вопрос, он приходил к агностицизму, доказывая, что вещи в себе являются принципиально непознаваемыми для человека. Отвечая на второй вопрос, Кант сформулировал идею под названием «категорический императив», т.е. безусловное требование, согласно которому поступать следовало таким образом, чтобы максима (правило) твоего поведения было всеобщим законом. Давая ответы на третий вопрос, Кант обращал свои взоры к красоте и Богу. Наиболее полным ответом на четвертый вопрос была вся кантовская философия в целом, а ее кратким воплощением идея о том, что человек всегда должен быть целью и никогда средством.
- Продолжателем и критиком идей Канта в философии был Гегель (1770 – 1831). Он был представителем объективного идеализма, диалектического мировоззрения и методологии. Согласно Гегелю Абсолютная идея – первооснова мира. Она не является неизменной, саморазвивается, а источник ее развития –противоречие. Сложный путь интеллектуального путешествия Абсолютной идеи Гегель описал с помощью системы категорий философии. Эти категории раскрывали переходы количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, восхождение от абстрактных и односторонних моментов Абсолютной идеи к их конкретному знанию, или системе абстракций и т.п. Философия Гегеля была своеобразной энциклопедией философских наук. Ее онтологией являлась философская логика, которая одновременно была и теорией познания. Важное место в философии Гегеля занимали философия природы, права (она охватывала проблемы морали, нравственности, семьи, государства), религии, искусства, истории философии. Система философии Гегеля не только казалась его современникам, но и на самом деле была столь грандиозной и внушительной, что давала основания рассматривать ее чуть ли не в качестве последней из возможных систем философии, или, говоря другими словами, высшей точки развития классической философии. После Гегеля дальнейшее развитие философии оказалось связанным с необходимостью всесторонней критической оценки системы и метода гегелевской философии и, прежде всего, преодолением ее спекулятивного (умозрительного) характера, реализованного в ней растворения человека и его индивидуальности в стихии сознания и общества.