4. Понятие «техника»
может употребляться для обозначения
совокупности предметов, которые
используются человеком в процессе
его трудовой деятельности. Техника – это искусственно
созданные предметы. С этой точки зрения,
любая материальная система, управляемая
человеком, есть система техническая,
причем независимо от того, является она
или не является продуктом его собственного
труда. В философии проблемы техники рассматриваются
через призму ее роли и места в структуре
человеческого существования, целей, назначения
и возможных перспектив развития технических
систем. Особый интерес в наши дни имеют
проблемы взаимодействия человека с современными
сложными информационными техническими
системами (Интернет и т.п.).
Тема 10. Философия власти,
права и туризма.
Занятие 1
1. Феномен власти в
жизни общества. Власть и политика.
2. Государство как
социальный институт. Государство
и гражданское общество.
3. Право как цивилизационный
феномен. Право и закон.
4. Феномен туризма.
Философско-методологические основания
туристической деятельности.
- В обыденной жизни говорят о том, что «власть многолика». Это распространенное выражение вполне оправдано, т.к. в значении слова «власть» различимы следующие предикаты: «экономическая», «политическая», «семейная», «речевая» и др. Задача философии власти заключается в раскрытии общего смысла власти, ее сущности.
С этой целью следует
уяснить себе содержание основных концепций власти. Их
достаточно много – структуралистская,
символическая, реляционная, психоаналитическая
и др. Эти концепции как бы размещаются
в широком спектре представлений о власти,
крайними точками которого выступают
субстанциальная (универсалистская) и
инструментальная концепции власти.
Субстанциальная концепция
рассматривает власть как самодостаточное
первоначало, не нуждающееся в других
источниках. С этой точки зрения
феномен власти фундаментален, т.е.
власть укоренена в самом бытии человека и общества. Она – либо определяющее
действия человека волевое желание влиять
на окружающий мир (т.е. такая субстанция,
без которой активность человека проявиться
никак не может) (Ф. Ницше), либо характерная
для любого сообщества иерархия, в которой
всегда есть неравенство, асимметрия (М.
Фуко). В инструментальной концепции (М.
Вебер) власть, наоборот, рассматривается
как средство реализации интересов путем
влияния субъекта (человека, социальной
группы и т.п.) на объект (другого человек,
иную социальную группу). Следовательно,
несмотря на существование различных
подходов к пониманию феномена власти
можно выделить их общее концептуальное
ядро. Его содержание можно представить
следующим образом. Власть это:
- влияние одного субъекта на другой (в этом случае последний называется объектом властных отношений);
- фактор воли как регулятор этого влияния;
- отстаивание интересов как мотив властного действия;
- асимметрия отношений между субъектом и объектом.
Для политической сферы
общественной жизни вопрос о власти является главным. Отталкиваясь от
понимания сущности власти вообще, можно
сказать, что политическая власть раскрывается
в отношениях между социальными группами
и представляющими их политическими институтами
по поводу управления обществом, проявляется
в отстаивании интересов этих групп в
значимых для всего общества решениях
государства.
Властные отношения
не хаотичны, а регулируются в рамках
политической системы, которая включает
следующие подсистемы:
- функциональную – политические отношения;
- институциональную – политические институты, между которыми складываются политические отношения;
- нормативную – правила (нормы), по которым осуществляются политические отношения между институтами власти;
- идеологическую – систему идей, которая обосновывает и придает смысл политическим отношениям (влияет на общественное мнение, выражается в политической культуре граждан).
Для политической
философии особый интерес представляет
анализ отношений господства и подчинения.
При этом важно помнить о том,
что не только объект властных отношений зависит от субъекта,
но между ними существует и обратная зависимость.
Перед субъектом власти (властвующим)
всегда стоит проблема легитимации господства,
т.е. признания власти объектом. Нелегитимное
господство чаще всего опирается на насилие,
вызывает сопротивление со стороны подвластных,
что, в свою очередь, ставит под угрозу
некоторый существующий политический
порядок. М. Вебер выделил три основных
легитимных типа господства: традиционный,
харизматический и легальный, предполагая,
что каждый из них способствует гармонизации
властных отношений в обществе.
2. «Ядро» политической
системы, ее главный институт
– государство. Возникая на основе властных отношений
родоплеменного строя и являясь одним
из важнейших достижений цивилизационного
развития, государство обладает рядом
признаков: территориальностью, суверенитетом,
организационно-распорядительной структурой,
налогами и т.д. Важное значение имеет
форма осуществления государственной
власти: форма правления (монархия, республика
и их вариации), форма государственного
устройства (унитарная, федеративная,
конфедеративная), политический режим
(тоталитарный, авторитарный, демократический).
Сущность и роль государства
в обществе проявляется через
его функции, которые принято
подразделять на внутренние и внешние.
Важнее, однако, при их характеристике
и оценке приоритетов исходить из уже
известных нам философско-политических
концепций. В Новое время в рамках концепции
«общественного договора» возникли следующие
классические представления по этому
вопросу: этатистские (Т. Гоббс), либералистские
(Дж. Локк), эгалитаристские (Ж.-Ж. Руссо)
и др. В либерализме была четко поставлена
актуальная проблема становления гражданского
общества и его взаимоотношений с государством.
Существуют различные интерпретации данной
проблемы – от либертаристской, абсолютизирующей
роль гражданского общества («государство
– ночной сторож») и анархистской, согласно
которой «государство – зло для свободы
индивида и свободных ассоциаций людей»,
до умеренно этатистской (концепция ассимиляции
гражданского общества государством в
философии Г. Гегеля) и откровенно этатистской
(апологии неограниченной монархии в концепции
Т. Гоббса).
В современной либерально-демократической
интерпретации гражданское общество
охватывает относительно независимую
от государства сферу коллективной и индивидуальной
жизнедеятельности людей, включающей
негосударственные политические ассоциации,
хозяйственно-экономические структуры,
негосударственные институты и образования,
СМИ, религиозные организации и т.п. Государство
(правовое) и гражданское общество (развитое)
призваны существовать как бы исходя из
презумпции дополнительности, предполагающей
конкуренцию влияния на общество и совместную
деятельность на его благо. В социальной
философии механизм взаимоотношений государства
и гражданского общества в наиболее разработанной
форме представлен в концепции коммуникативного
действия Ю. Хабермаса.
Истоки зарождения оппозиции «государство
– гражданское общество», которая
может быть для общества как деструктивной,
так и конструктивной, сложились еще
в древности и были связаны с возникновением
публичного (письменного, официального)
права как цивилизационного феномена.
Право – это система норм, призванных
регулировать социальные отношения. В
доцивилизационном обществе, как считают
многие исследователи, действовало так
называемое «естественное», «натуральное
право», которое, опираясь на силу родоплеменной
власти, было тесным образом связано с
морально-нравственной системой отношений.
Возникшее официальное право, опираясь
на силу государства, постепенно обосабливалось
от морали, принимая все более формальный
характер.
В разных культурных традициях прерогативы
права оцениваются по-разному. В
цивилизациях Востока моральная
регуляция поведения людей играла
по сравнению с правом более существенную
роль. В русской философско-правовой традиции,
сложившейся в XIX – начале XX вв., было принято
различать «правду-истину» (закон) и «правду-справедливость»
(право как «правду», имеющую моральное
оправдание в общественном мнении). В западноевропейской
философско-правовой мысли идея естественных
прав человека, появившаяся в эпоху античности
и оформившаяся в XVII в. – «веке философско-юридического
мировоззрения», способствовала дифференциации
понятий права и закона. Закон характеризует
документально закрепленные правовые
нормы. Позитивистски ориентированные
правовые концепции (Г. Кельзен, Г. Харт)
сводят право к закону и не признают право
вне закона, тем самым придавая ему сугубо
формальный характер санкционирования
межличностных и общественных отношений.
3. Право – необходимый инструмент
функционирования государства, влияющий
на все сферы общественной
жизни. Его эффективность определяется
правовым характером самого государства,
правовой культурой общества
и гармонией права и морали.
Тема 11. Философия культуры
Занятие 1
1. Культура как
предмет философского анализа
и его основные направления.
Цивилизация и культура.
2. Духовная жизнь общества.
Общественное сознание и его
структура.
3. Мораль, искусство, религия как
формы духовного опыта человечества.
4. Философия и футурология:
будущее цивилизации и культуры.
- Выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека; деятельностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта; семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу; структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь; гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта и др. Долгое время в оригинальной философской литературе понятие «цивилизация» отождествлялось с понятием «культура». Этот подход был характерен для французских просветителей XVIII в. В конце ХIХ – начале ХХ в., как нам уже известно, формируется противопоставление понятий цивилизации и культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сегодня проблемы цивилизационного и культурного развития общества занимают важное место в философских дискуссиях.
- В духовной жизни общества важную роль играет общественное сознание. В общественном сознании отражается духовная история развития человеческого общества. Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, которая включает в себя различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, философию).
- Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе; особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. О ней мы говорим тогда, когда используем категории добра и зла, совести и общественного мнения. Моральное сознание и отношения – предмет этики – философской науки о морали. Мораль – продукт истории, она имеет внутреннюю структуру: нормы поведения, моральные качества, нравственные принципы, высшие моральные ценности. Искусство – одна из важнейших форм общественного сознания, специфическая форма духовно-практического освоения мира. Видами искусства являются, например, живопись, музыка, театр, художественная литература и т.п. Если наука – это познание мира с помощью абстрактных понятий, то искусство – познание мира посредствам художественных образов. В них раскрываются наши представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Философией прекрасного и искусства является эстетика. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия человека, основанные на вере в существование сверхъестественного. Как форма духовного опыта человечества религия близка к философии. Идея Бога имеет фундаментальное значение во многих мировых религиях и связанных с ними исторических типах культуры. В структуре религии как сложного социального явления обычно выделяют религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации (институты).
- Футурологией называется совокупность представлений о будущем человечества. Научное прогнозирование будущего опирается на познание законов природы, общества и человеческого мышления. Оно не является утопией. Футурологические прогнозы и философские исследования современного информационного общества близки друг другу в том смысле, что объектом их анализа является наука, информация, техника. Однако, если современные футурологические прогнозы иногда связаны с абсолютизацией достижений современной НТР, то философская рефлексия о будущем обычно более сдержанна. В ней обычно ставятся под сомнение идеи бездумного технократизма, сциентизма и т.п., а в исследованиях будущего акцентируется внимание на духовных параметрах человеческого бытия, целостных образах человека, общества и человечества.