Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:43, курс лекций

Описание работы

Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение для теории и практики государственного управления, в особенности, для выработки соответствующих идеологических программ. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Функции философии как науки также связаны со структурой философии. Результатом систематического исследования наиболее общих связей и отношений человека с миром являются следующие философские науки, или дисциплины – онтология (философское учение о бытии, сущем), теория познания (гносеология, эпистемология – учение о наиболее общих законах познания мира), методология (философское учение о методах познания и преобразования мира), аксиология (философия ценностей), этика (философская наука о морали), эстетика (философская наука об искусстве и прекрасном) и др.

Файлы: 1 файл

Планы семинаров.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

4. Понятие «техника»  может употребляться для обозначения  совокупности предметов, которые  используются человеком в процессе  его трудовой деятельности. Техника – это искусственно созданные предметы. С этой точки зрения, любая материальная система, управляемая человеком, есть система техническая, причем независимо от того, является она или не является продуктом его собственного труда. В философии проблемы техники рассматриваются через призму ее роли и места в структуре человеческого существования, целей, назначения и возможных перспектив развития технических систем. Особый интерес в наши дни имеют проблемы взаимодействия человека с современными сложными информационными техническими системами (Интернет и т.п.).

               Тема 10. Философия власти, права и туризма.

Занятие 1

1. Феномен власти в  жизни общества. Власть и политика.

2. Государство как  социальный институт. Государство  и гражданское общество.

3. Право как цивилизационный  феномен. Право и закон.

4. Феномен туризма.  Философско-методологические основания  туристической деятельности.

 

  1. В обыденной жизни говорят о том, что «власть многолика». Это распространенное выражение вполне оправдано, т.к. в значении слова «власть» различимы следующие предикаты: «экономическая», «политическая», «семейная», «речевая» и др. Задача философии власти заключается в раскрытии общего смысла  власти, ее сущности.

С этой целью следует  уяснить себе содержание основных концепций власти. Их достаточно много – структуралистская, символическая, реляционная, психоаналитическая и др. Эти концепции как бы размещаются в широком спектре представлений о власти, крайними точками которого выступают субстанциальная (универсалистская) и инструментальная концепции власти.

Субстанциальная концепция  рассматривает власть как самодостаточное  первоначало, не нуждающееся в других источниках. С этой точки зрения феномен власти фундаментален, т.е. власть укоренена в самом бытии человека и общества. Она – либо определяющее действия человека волевое желание влиять на окружающий мир (т.е. такая субстанция, без которой активность человека проявиться никак не может) (Ф. Ницше), либо характерная для любого сообщества иерархия, в которой всегда есть неравенство, асимметрия (М. Фуко). В инструментальной концепции (М. Вебер) власть, наоборот, рассматривается как средство реализации интересов путем влияния субъекта (человека, социальной группы и т.п.) на объект (другого человек, иную социальную группу). Следовательно, несмотря на существование различных подходов к пониманию феномена власти можно выделить их общее концептуальное ядро. Его содержание можно представить следующим образом.  Власть это:

    • влияние одного субъекта на другой (в этом случае последний называется объектом властных отношений);
    • фактор воли как регулятор этого влияния;
    • отстаивание интересов как мотив властного действия;
    • асимметрия отношений между субъектом и объектом.

Для политической сферы  общественной жизни вопрос о власти является главным. Отталкиваясь от понимания сущности власти вообще, можно сказать, что политическая власть раскрывается в отношениях между социальными группами и представляющими их политическими институтами по поводу управления обществом, проявляется в отстаивании интересов этих групп в значимых для всего общества решениях государства.

Властные отношения  не хаотичны, а регулируются в рамках политической системы, которая включает следующие подсистемы:

    1. функциональную – политические отношения;
    2. институциональную – политические институты, между которыми складываются политические отношения;
    3. нормативную – правила (нормы), по которым осуществляются политические отношения между институтами власти;
    4. идеологическую – систему идей, которая обосновывает и придает смысл политическим отношениям (влияет на общественное мнение, выражается в политической культуре граждан).

Для политической философии особый интерес представляет анализ отношений господства и подчинения. При этом важно помнить о том, что не только объект властных отношений зависит от субъекта, но между ними существует и обратная зависимость. Перед субъектом власти (властвующим) всегда стоит проблема легитимации господства, т.е. признания власти объектом. Нелегитимное господство чаще всего опирается на насилие, вызывает сопротивление со стороны подвластных, что, в свою очередь, ставит под угрозу некоторый существующий политический порядок. М. Вебер выделил три основных легитимных типа господства: традиционный, харизматический и легальный, предполагая, что каждый из них способствует гармонизации властных отношений в обществе.

2. «Ядро» политической  системы, ее главный институт  – государство. Возникая на основе властных отношений родоплеменного строя и являясь одним из важнейших достижений цивилизационного развития, государство обладает рядом признаков: территориальностью, суверенитетом, организационно-распорядительной структурой, налогами и т.д. Важное значение имеет форма осуществления государственной власти: форма правления (монархия, республика и их вариации), форма государственного устройства (унитарная, федеративная, конфедеративная), политический режим (тоталитарный, авторитарный, демократический).

Сущность и роль государства  в обществе проявляется через  его функции, которые принято  подразделять на внутренние и внешние. Важнее, однако, при их характеристике и оценке приоритетов исходить из уже известных нам философско-политических концепций. В Новое время в рамках концепции «общественного договора» возникли следующие классические представления по этому вопросу: этатистские (Т. Гоббс), либералистские (Дж. Локк), эгалитаристские (Ж.-Ж. Руссо) и др. В либерализме была  четко поставлена актуальная проблема становления гражданского общества и его взаимоотношений с государством. Существуют различные интерпретации данной проблемы – от либертаристской, абсолютизирующей роль гражданского общества («государство – ночной сторож») и анархистской, согласно которой «государство – зло для свободы индивида и свободных ассоциаций людей», до умеренно этатистской (концепция ассимиляции гражданского общества государством в философии Г. Гегеля) и откровенно этатистской (апологии неограниченной монархии в концепции          Т. Гоббса).

В современной либерально-демократической  интерпретации гражданское общество охватывает относительно независимую от государства сферу коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, включающей негосударственные политические ассоциации, хозяйственно-экономические структуры, негосударственные институты и образования, СМИ, религиозные организации и т.п. Государство (правовое) и гражданское общество (развитое) призваны существовать как бы исходя из презумпции дополнительности, предполагающей конкуренцию влияния на общество и совместную деятельность на его благо. В социальной философии механизм взаимоотношений государства и гражданского общества в наиболее разработанной форме представлен в концепции коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

Истоки зарождения оппозиции «государство – гражданское общество», которая  может быть для общества как деструктивной, так и конструктивной, сложились еще в древности и были связаны с возникновением публичного (письменного, официального) права как цивилизационного феномена. Право – это система норм, призванных регулировать социальные отношения. В доцивилизационном обществе, как считают многие исследователи, действовало так называемое «естественное», «натуральное право», которое, опираясь на силу родоплеменной власти, было тесным образом связано с морально-нравственной системой отношений. Возникшее официальное право, опираясь на силу государства, постепенно обосабливалось от морали, принимая все более формальный характер.

В разных культурных традициях прерогативы  права оцениваются по-разному. В  цивилизациях Востока моральная  регуляция поведения людей играла по сравнению с правом более существенную роль. В русской философско-правовой традиции, сложившейся в XIX – начале XX вв., было принято различать «правду-истину» (закон) и «правду-справедливость» (право как «правду», имеющую моральное оправдание в общественном мнении). В западноевропейской философско-правовой мысли идея естественных прав человека, появившаяся в эпоху античности и оформившаяся в XVII в. – «веке философско-юридического мировоззрения», способствовала дифференциации понятий права и закона. Закон характеризует документально закрепленные правовые нормы. Позитивистски ориентированные правовые концепции (Г. Кельзен, Г. Харт) сводят право к закону и не признают право вне закона, тем самым придавая ему сугубо формальный характер санкционирования межличностных и общественных отношений.

3. Право – необходимый инструмент  функционирования государства, влияющий  на все сферы общественной  жизни. Его эффективность определяется  правовым характером самого государства,  правовой культурой общества  и гармонией права и морали.

Тема 11. Философия культуры

Занятие 1

1. Культура как  предмет философского анализа  и его основные направления.  Цивилизация и культура.

2. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его  структура.

3. Мораль, искусство, религия как  формы духовного опыта человечества.

4. Философия и футурология:  будущее цивилизации и культуры.

  1. Выделяются следующие основные подходы к исследованию культуры: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому культура есть мир ценностей, идеалов, смыслов, значимых для человека; деятельностный подход, рассматривающий культуру как способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения социокультурного опыта; семиотический подход, который основывается на понимании культуры как знаковой системы, имеющей символически-коммуникационную природу; структуралистский подход, рассматривающий культуру как совокупность социокультурных образцов, регулирующих человеческую жизнь; гуманитарный подход, который акцентирует внимание при исследовании культуры на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта и др. Долгое время в оригинальной философской литературе понятие «цивилизация» отождествлялось с понятием «культура». Этот подход был характерен для французских просветителей XVIII в. В конце ХIХ – начале ХХ в., как нам уже известно, формируется противопоставление понятий цивилизации и культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Сегодня проблемы цивилизационного и культурного развития общества занимают важное место в философских дискуссиях.
  2. В духовной жизни общества важную роль играет общественное сознание. В общественном сознании отражается духовная история развития человеческого общества. Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, которая включает в себя различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, философию).
  3. Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе; особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. О ней мы говорим тогда, когда используем категории добра и зла, совести и общественного мнения. Моральное сознание и отношения – предмет этики – философской науки о морали. Мораль – продукт истории, она имеет внутреннюю структуру: нормы поведения, моральные качества, нравственные принципы, высшие моральные ценности. Искусство – одна из важнейших форм общественного сознания, специфическая форма духовно-практического освоения мира. Видами искусства являются, например, живопись, музыка, театр, художественная литература и т.п. Если наука – это познание мира  с помощью абстрактных понятий, то искусство – познание мира посредствам художественных образов. В них раскрываются наши представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Философией прекрасного и искусства является эстетика. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия человека, основанные на вере в существование сверхъестественного. Как форма духовного опыта человечества религия близка к философии. Идея Бога имеет фундаментальное значение во многих мировых религиях и связанных с ними исторических типах культуры. В структуре религии как сложного социального явления обычно выделяют религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации (институты).
  4. Футурологией называется совокупность представлений о будущем человечества. Научное прогнозирование будущего опирается на познание законов природы, общества и человеческого мышления. Оно не является утопией. Футурологические прогнозы и философские исследования современного информационного общества близки друг другу в том смысле, что объектом их анализа является наука, информация, техника. Однако, если современные футурологические прогнозы иногда связаны с абсолютизацией достижений современной НТР, то философская рефлексия о будущем обычно более сдержанна. В ней обычно ставятся под сомнение идеи бездумного технократизма, сциентизма и т.п., а в исследованиях будущего акцентируется внимание на духовных параметрах человеческого бытия, целостных образах человека, общества и человечества.

Информация о работе Лекции по "Философии"