Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:43, курс лекций

Описание работы

Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение для теории и практики государственного управления, в особенности, для выработки соответствующих идеологических программ. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Функции философии как науки также связаны со структурой философии. Результатом систематического исследования наиболее общих связей и отношений человека с миром являются следующие философские науки, или дисциплины – онтология (философское учение о бытии, сущем), теория познания (гносеология, эпистемология – учение о наиболее общих законах познания мира), методология (философское учение о методах познания и преобразования мира), аксиология (философия ценностей), этика (философская наука о морали), эстетика (философская наука об искусстве и прекрасном) и др.

Файлы: 1 файл

Планы семинаров.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

2 – 3. Имеются серьезные  основания полагать, что сущность человека социальна, что она имеет конкретно-исторический  характер и, по выражению К. Маркса, представлена совокупностью общественных отношений. Говоря иначе, сущность человека зависит от типа общества и содержания эпохи. Следует иметь в виду, что в современной философии – экзистенциализме, фрейдизме - обосновываются прямо противоположные представления о духовной и природной сущности человека. Определяющим условием становления человека и в историческом развитии (антропосоциогенезе), и в процессе социализации индивида является деятельность, прежде всего, труд. Именно деятельность выступает специфически человеческим способом бытия, в процессе которого человек изменяет условия своего существования, создает мир культуры и в это же время творит самого себя. Поэтому понятие «человек» не может быть раскрыто вне исторического развития общества и изучения структуры его деятельности. Человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, триединство духа, души и тела.

Бытие духовного реализуется как духовный мир, духовная деятельность человека и общества в виде индивидуализированного духовного начала (субъективный дух) и внеиндивидуального духовного начала (объективный дух). Способы осмысления духовного бытия в различных культурных традициях и философских концепциях связаны с использованием таких основных понятий, как дух, душа, духовность, психика, разум, мышление, сознание. В современной европейской философии сложилась традиция рассматривать в качестве ключевой категории духовного бытия понятие «сознание». Его содержание вобрало множество значений. Сознание – это универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь; обеспечивать регуляцию деятельности и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, накапливать и передавать опыт другим поколениям. Сознание интегрирует творческие потенции, всю культуротворческую деятельность и прогресс свободного развития человека.

  • Человек – существо сознательное, и это уникальное  и во многом очень загадочное свойство отличает его образ жизни от образа жизни всех других живых существ. Человек способен осознавать себя, т.е. выделять и отличать от окружающей среды, осмысливать, оценивать, контролировать, ставить перед собой разнообразные цели и планировать их достижение. Проявления сознания человека и общества многообразны: научное открытие, предвидения-прогнозы, юмор, смех, любовь, гордость, подлость, хитрость, глупость и т.д. Сознание проявляется также в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, вины, радости и др. В любых своих проявлениях сознание всегда связано с бытием, и очень часто есть не что иное, как осознание бытия. 

Важнейшей характеристикой  сущности человеческого бытия является степень его свободы. Свобода – это возможность и способность человека выбирать по своему желанию и в соответствии с собственной волей формы жизнедеятельности. Важно обратить внимание на то, что свободное поведение человека не может являться следствием внутреннего или внешнего принуждения. Свобода человека и общества всегда исторична и относительна. Абсолютной свободы не бывает. Противоположнымсвободе состоянием человека выступает отчуждение. Отчуждением называется процесс превращения деятельности человека и ее результатов в такую самостоятельную и подавляющую, господствующую над  человеком и чуждую ему силу, которая ведет к «обесчеловечиванию» личности.

 

Занятие 2

1. Проблема сознания  в философии. 

2. Структура психики.  Сознание, бессознательное и человеческое  поведение.

3. Мышление и язык. Сознание и знаковые структуры.

  1. Сознание – сложное системное качество человека, возникающее как интегральный эффект совокупности весьма разнородных идеальных, психических процессов: мыслительных, чувственных (ощущений, восприятий, представлений), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения, интуиции, воспоминания, – достигается за счет связности и согласованности этих процессов. 

Все процедуры  данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через  то, что называют «экраном», «призмой»  сознания. Сознание сопутствует человеческому  освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю»: я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю»; я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю», – т.е. осознаю свои мысли, чувства, знания, но часто могу мыслить и чувствовать, не осознавая этих процессов. Сознание тесно связано с самосознанием и бессознательным.

  1. Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что oн при этом почувствовал, подумал, пережил.

Следовательно, сознание и психика не тождественны. Сознание – это способность человека  фиксировать, осознавать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с факторами внешней и внутренней среды. Психика – регулятор неосознаваемого поведения и у человека, и у животных. Сознание – специфически человеческий способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе со всеми присущими ему конкретными и разнообразными значениями.

  1. Материальной формой бытия сознания является язык и речь как  система знаков, средство общения и выражения мысли, способ осознания и передачи смыслов сознания. В наши дни философы спорят друг с другом о том, как соотносятся между собой язык и сознание, речь и письмо. Изучая данные проблемы, полезно продумать ответы на вопросы о том, дан ли язык человеку для того, чтобы скрывать или, наоборот, раскрывать свои мысли; можем ли мы понимать смысл некоторого вопроса, не умея его выразить на каком-либо языке.

Раздел 4. Теория познания и философия науки

Тема 6. Теория познания и  философия науки

Занятие 1

1. Проблема познаваемости  мира и варианты ее философской  интерпретации. Многообразие форм  познания.

2. Чувственное и рациональное  в познании.

3. Проблема истины и ее критериев в теории познания.

  1. Познавательное отношение человека к миру, или просто познание, – это процесс отражения действительности в сознании человека и ее творческого конструирования. Конечным результатом этого процесса является новое знание о мире.

Познавательная деятельность человека протекает в самых разнообразных  формах. Она может быть научной  или художественной, повседневной или  профессиональной, продуктивной или  репродуктивной и т.д.

Теория познания (гносеология, эпистемология) – это философская наука, осмысливающая природу познания, его возможности и формы, отношение знания к реальности. Основание теории познания образует вторая сторона основного вопроса философии, обычно выражаемая вопросом «Познаваем ли мир?»

Теория познания рассматривает познавательную деятельность человека безотносительно к ее конкретным проявлениям. Она опирается на достижения частных наук (психологии, логики, социологии и т.д.), предельно обобщая их.

Предмет гносеологии  раскрывается во всеобщих (философских) понятиях, или категориях: субъект и объект; познание и практика; рациональное и чувственное; знание и вера; истина и заблуждение и пр.

Вопрос о том, познаваем ли мир, в более конкретной постановке означает: «Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?» (Ф. Энгельс).

Философы по-разному  решали эти вопросы. Многочисленные точки зрения можно распределить по двум основным направлениям: познавательно-пессимистическому, или агностическому, и познавательно-оптимистическому.

Представители первого, агностического (греч. agnostos – недоступный  познанию) направления в той или  иной мере отрицали познаваемость мира. Всех их объединяло то, что они ставили под сомнение познание сущности, то есть внутреннего содержания вещей и процессов, выражающееся в единстве всех его многообразных форм. В целом взгляды агностиков были неоднородны.

Крайней формой агностицизма является солипсизм (лат. solus – единственный, ipse – сам). В качестве несомненной реальности он признает лишь познающий субъект, все остальное объявляет существующим только в сознании индивида.

Одним из влиятельных  течений в рамках познавательного пессимизма является скептицизм (греч. skeptikos – разглядывающий, расследующий). Для представителей этого течения характерно сомнение в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант выступил с идеей о непознаваемых «вещах в себе», т.е. о вещах, как они существуют сами по себе («в себе»), в отличие от того, как они являются в процессе познания «для нас».

Утверждения агностиков кажутся, на первый взгляд, странными. Тем не менее их концепции появляются и функционируют не из наивно-примитивного нигилизма относительно познания, а в результате столкновения со сложными и противоречивыми процессами действительности, с трудностями при их  познании.

Большинство философов  принадлежало ко второму, познавательно-оптимистическому направлению и придерживалось положительного решения вопросов о познаваемости  мира. Обосновывая тезис о возможности  достоверного знания о действительности, они вместе с тем исследовали многообразие способов ее познания. Тем самым  ими создавалась философская основа для изобретения и конструирования средств эффективной познавательной деятельности.

        2.В структуре познавательного отношения человека к миру выделяются чувственные и рациональные формы. К чувственным формам обычно относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.

Ощущение – отражение предмета (ситуации, события) при его непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. С ощущения начинается реальное взаимодействие человека с действительностью.

Целостное отражение  предметов в результате их непосредственного  воздействия на органы чувства называется восприятием.

В представлении теряется непосредственность отражения и формируются образы предметов на основе припоминания или продуктивного воображения. Как и восприятие, представление неотделимо от индивидуального субъекта и ограничено его возможностями. Но если восприятия противостоят лишь наличному данному, настоящему, то представления соотносятся и с настоящим, и с будущим, и с прошлым. Кроме того, в отличие от восприятий представления могут обобщать сходные черты предметов, одеваясь в языковую оболочку, но оставаясь, тем не менее, формой чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, фиксирующего внешние стороны предметов.

Процесс отражения в  рациональных формах называется мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить знания о таких отношениях в объективном мире, которые недоступны чувственному познанию.

Важнейшей формой мышления является понятие. В нем концентрируется отображение существенных признаков предметов. Содержание понятия прямо или косвенно строится на основе представлений. При этом признаки предметов, данные в представлении слитно и нерасчлененно, в понятии подвергаются анализу и фиксируются как расчлененные с выделением существенных среди них. Единый чувственный образ как бы препарируется и преобразуется с определенной точки зрения.

Образование понятия  – процесс рефлексивный. Рефлексия  – существенное свойство сознания, состоящее в осмыслении и осознании  его собственных форм и предпосылок. Понять нечто в окружающем мире – это значит не просто зеркально отразить его в своем сознании, но и «пропустить» через усвоенные ценности, нормы, идеалы, накопленный опыт, преломить через призму стоящих задач. Поэтому возникновение, развитие и существование понятий связаны с анализом, критикой, оценкой и преобразованием хода познавательного процесса и его результатов.

Если с помощью понятия  отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) у него какого-то признака. В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Так рождается новое знание без непосредственной опоры на органы чувств. Форма мышления, посредством которой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добывается выводным путем, т.е. способом умозаключений.

Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное оказываются сторонами единого процесса. Выделение и рассмотрение их по отдельности возможны благодаря абстрагирующей силе человеческого разума. Конечно, бывает непросто связать любое понятие (например, мнимое число в математике) с наглядным образом. Однако изучение формирования понятий и выработка взгляда на них как на абстракции от абстракций дает основание заключить, что такая связь, безусловно, имеется. С другой стороны, любой наглядный образ «нагружен» мысленным содержанием. Иное дело, что в одних случаях (например, в науке) преобладает рациональный компонент, в других же (например, в искусстве) – чувственный.

Информация о работе Лекции по "Философии"