Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:43, курс лекций
Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение для теории и практики государственного управления, в особенности, для выработки соответствующих идеологических программ. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Функции философии как науки также связаны со структурой философии. Результатом систематического исследования наиболее общих связей и отношений человека с миром являются следующие философские науки, или дисциплины – онтология (философское учение о бытии, сущем), теория познания (гносеология, эпистемология – учение о наиболее общих законах познания мира), методология (философское учение о методах познания и преобразования мира), аксиология (философия ценностей), этика (философская наука о морали), эстетика (философская наука об искусстве и прекрасном) и др.
3. Что есть истина? Философы по-разному отвечали на этот вопрос. Платон и Аристотель являются родоначальниками древнейшей, классической концепции истины, которую также называют теорией корреспонденции. По их мнению, истина есть соответствие мыслей действительности. При этом под действительностью понимается не только то, что является элементом внешнего мира, но и то, что просто имеет место.
При всей простоте и очевидности классическая концепция истины столкнулась с немалыми трудностями, которые послужили поводом для ее критики. Укажем некоторые из них.
Во-первых, согласно оппонентам
классической концепции истины в
процессе познания человек имеет
дело не с фрагментами самой
Во-вторых, как показывает история науки, приведение мыслей в однозначное соответствие с действительностью, «копирование» ее сопряжено с рядом конвенций, соглашений, что неприемлемо с позиции классической концепции истины.
В-третьих, если человек непосредственно контактирует не с самим внешним миром, миром «в себе», а с чувственно воспринятым и осмысленным миром, то спрашивается: каким образом он может проверить, соответствуют ли его мысли самому объективному миру? где критерий истинности человеческих знаний?
В-четвертых, если классическая концепция истины распространяется не только на мысли, обращенные к объективному миру, но и на мысли о самих мыслях, то как избежать парадоксов?
Эти трудности оказались неразрешимыми в рамках классической концепции в ее первоначальной форме. Наметились двоякого рода исследования по их устранению. Одни философы ставили перед собой задачу коренным образом пересмотреть классическую концепцию и заменить альтернативными (неклассическими) концепциями. Другие пытались усовершенствовать и развить ее.
К числу альтернативных относится так называемая когерентная (лат. cogaerentia – сцепление, связь) концепция истины. В ней проблема истинности знаний сводится к вопросу об их согласованности, непротиворечивости.
Однако когерентная концепция истины не преодолела трудности, с которыми столкнулась классическая концепция. Оказалось, что требованию непротиворечивости отвечают лишь простейшие научные теории, а противоречивость теории еще не означает ее ложности: противоречивость может быть показателем временных трудностей, переживаемых истинной теорией.
Альтернативой классической концепции истины является также прагматическая (гр. pragma – действие, практика) концепция. В соответствии с ней мышление – лишь средство приспособления к среде с целью успешного действия; идеи, понятия и теории – лишь инструменты и планы действия. Они истинны, если полезны, если обеспечивают успех в делах. Таким образом, ведущие направления неклассической концепции истины «устраняли» отмеченные гносеологические трудности, отказываясь от классической концепции истины, что, очевидно, не всегда обоснованно.
Объективная истина не есть нечто застывшее и окаменевшее. Она находится в постоянном развитии, становится более полной с каждым новым открытием. Диалектический процесс изменения и развития объективной истины характеризуется понятиями относительной и абсолютной истины.
Относительная истина – это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Специфические свойства относительной истины – приближенность и неполнота – органически присущи процессу познания, поскольку человек не может познавать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других.
Противоположностью
Отказ от признания в относительной истине зерен абсолютной истины (релятивизм) ведет к отрицанию объективности познания, к агностицизму. Точно так же неверен и противоположный подход, когда игнорируется относительность истинных результатов познания в угоду признания их абсолютности (догматизм).
Одновременное наличие в знании абсолютных и относительных моментов предполагает его использование в строго определенных объективных границах. Его распространение за эти границы ведет к ошибкам и заблуждениям. Иными словами, истина конкретна. Истине противостоит заблуждение, т.е. принимаемое за истину искаженное представление о действительности. Было бы неверным считать заблуждение чем-то сугубо субъективным, что можно исключить при желании из познавательного процесса. Какими бы точными и надежными ни казались методологические регулятивы и правила, указывающие дорогу к истине, они не могут соответствовать всему кроющемуся в неизведанном разнообразию объективного мира и потому неизбежно сталкиваются с предметами, находящимися за пределами своей применимости. Таким образом, заблуждение – вполне естественный этап в освоении новых, еще неизвестных сфер бытия. Практика – критерий истины.
Занятие 2
1. Наука как социальный институт. Историческая динамика и социокультурные функции науки.
2. Специфика научного познания и его структура.
3. Проблема социокультурной
детерминации научного
4. Понятие метода и
методологии науки. Основные
Специфичен язык науки. Однако все эти свойства, как и многие другие, являются производными от основных – объективной истинности и логической обоснованности.
Научное исследование есть разновидность трудовой деятельности. Поэтому оно обладает структурными характеристиками, которые являются общими для всякой трудовой деятельности. Предмет, средства и цель – важнейшие элементы в ее структуре. В соответствии с поставленной целью и с помощью соответствующих средств предмет развивается и преобразуется в конечный результат, фиксируемый в качестве нового знания.
Близка мировоззренческой образовательная функция науки. Задача образования – приобщение человека к ценностям культуры. Наука не исчерпывает собой всей культуры, она составляет одну из сфер, наряду с моралью, религией, философией, искусством и т.д.
Научные методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – необходимое условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества. Нарушение требований метода обесценивает научный результат.
Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. Там, где физик использует линейку и динамометр, не пользуются синхрофазотроном и, наоборот.
Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методология не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовлекает в свою сферу множество производных вопросов, например, что такое знание, каковы критерии его отличения от заблуждения, в какие формы выливаются знания в процессе своего развития, как они соотносятся с применяемыми методами и т.д.
Методы можно разделить по разным основаниям. Позволительно, в частности, говорить о методах общих и специфических, практических и логических, эмпирических и теоретических, употребляемых при открытии и обосновании.
На общенаучном уровне к практическим методам относятся, прежде всего, наблюдение, измерение, эксперимент. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное (обусловленное задачей исследования) восприятие объекта. Основные требования к научному наблюдению – однозначность замысла, наличие строго определенных методов и средств (в технических науках – приборов), объективность результатов. Последнее обеспечивается возможностью контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения других методов исследования, в частности, эксперимента.
Измерение – метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Наиболее широкое применение измерение находит в технических науках, но с 20 – 30-х гг. XX в. оно входит в употребление и в социальных исследованиях.
Возникновение современного естествознания (У. Гильберт, Г. Галилей) связано с экспериментом – методом, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых, управляемых, точно учитываемых условиях. Можно сказать, что эксперимент – идеализированный опыт. Он дает возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, воссоздавать, если в этом есть необходимость, прежде чем сравнивать полученные результаты. Поэтому эксперимент является методом более сильным и действенным, чем наблюдение или измерение, где исследуемое явление остается неизменным. Это высшая форма эмпирического исследования. Эксперимент позволяет изучать не только то, что бросается в глаза, но и то, что нередко скрыто в глубине явления, выражает его сущностные характеристики.
В настоящее время наука использует разные виды эксперимента. Различают практический и мысленный эксперимент. На уровне предметно-чувственной деятельности используется практический эксперимент. Его простейшая разновидность – качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого явления. Более сложен измерительный эксперимент, выявляющий количественную определенность некоторого свойства. На абстрактно-логическом уровне познания применяются мысленные эксперименты.
Моделирование (ит. modello – образец) – это метод исследования на моделях, т.е. на аналогах (схемах, структурах, знаковых системах) определенных фрагментов действительности, которые называются оригиналами. Исследователь, преобразуя эти аналоги и управляя ими, расширяет и углубляет знания об оригиналах. Возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе исследования модели, на оригинал, основана на том, что: а) модель воспроизводит его признаки, важные, с точки зрения поставленной задачи; б) она способна замещать оригинал в определенных отношениях; в) получаемая с ее помощью информация допускает опытную проверку; г) имеются в наличии четкие правила перехода от модельной информации к информации об оригинале. Логической основой метода моделирования являются выводы по аналогии.
Теоретический уровень
познания необходимо предполагает использование
в моделировании процедуры
Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза.
В обычном смысле слово «факт» (от лат. factum – сделанное, свершившееся) является синонимом слова «истина», «событие», «результат». Как категория методологии науки факт – это достоверное знание о единичном в рамках некоторой научной дисциплины. Факты выражаются, например, в высказываниях: «Вода при давлении в 1 атм закипает при 100° С», «Медь – хороший проводник электричества», «Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года».
Теория (гр. theoria – наблюдение, исследование) – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, носящие наиболее общий характер, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам.