Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:43, курс лекций

Описание работы

Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение для теории и практики государственного управления, в особенности, для выработки соответствующих идеологических программ. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Функции философии как науки также связаны со структурой философии. Результатом систематического исследования наиболее общих связей и отношений человека с миром являются следующие философские науки, или дисциплины – онтология (философское учение о бытии, сущем), теория познания (гносеология, эпистемология – учение о наиболее общих законах познания мира), методология (философское учение о методах познания и преобразования мира), аксиология (философия ценностей), этика (философская наука о морали), эстетика (философская наука об искусстве и прекрасном) и др.

Файлы: 1 файл

Планы семинаров.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

По отношению  к фактам теория выполняет ряд  познавательных функций, важнейшие  из которых описательная, объяснительная и предсказательная. Описательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений, измерений, экспериментов излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления, процесса. При объяснении из элементов теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт и которые позволяют осмыслить соответствующие ему явления в системе теоретического знания. Предсказательная функция теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей.

Как форма развивающегося знания проблема фиксирует недостаточность познавательных средств для достижения поставленных в науке целей. Это не только недостаточность теории для объяснения или предсказания фактов. Источником недостаточности может быть противоречие между различными теоретическими системами, осваивающими один и тот же объект, между совокупностями фактов, между объектом и методом науки и др.

Попытки разрешения проблем связаны с выдвижением гипотез. Гипотеза – это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Связь между гипотезой и соотносимыми с ней фактами характеризуется логической, или индуктивной, вероятностью, означающей, что факты обеспечивают ту или иную вероятность истинности гипотезы.

Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом – научным законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное знание выступают, прежде всего, подтверждение и доказательство.

Раздел 5. Социальная философия

Тема 7. Общество как предмет философского анализа

Занятие 1

1. Эволюция представлений  об обществе в истории культуры  и философии.

2. Природа и общество

3. Специфика социальной  реальности. Исследовательские программы  в обществознании.

4. Общество как система.  Современные теоретические модели общества.

1-2. Социальная философия  рассматривает систему наиболее  общих отношений «человек –  общество». Она как рациональный  и критический тип мировоззренческого  знания отличается от мифологической  и религиозной картины жизни  общества. Боги античности были в значительной мере поэтическим выражением иерархических сил природы, «говорящим образом» ее внутреннего бытия. Повседневность, прошлое, будущее, настоящее ― словом, вся картина жизни общества в мифологии и религии рисовалась с помощью фантастических образов. В рамках мифологии и религии общества имелись, конечно, и рациональные зерна. Ещё в античности люди правильно подметили, что социальная жизнь не стоит на месте, а постоянно изменяется, что не остается неизменным образ жизни людей, районы проживания народов и т.п. и т.д. Социальная философия с самого начала своего возникновения характеризовалась плюрализмом. Этот плюрализм был противоположным мифологическо-религиозному генотеизму, согласно которому необходимо почитать лишь одного Бога несмотря на наличие в общественном сознании идеи многобожества. Объективным аналогом божеств в Древней Греции было, по-видимому, не столько содержание идеи Бога, сколько объективные ценности общины. Эти ценности и были реальными благами и, следовательно, необходимым условием существования членов общины. Рождение античной социальной философии знаменовалось осознанием качественно новых форм организации социальной жизни. Это осознание было связано с отделением идеи общества (общины) от идеи государства, идеи государства от идеи человека и др. Древнегреческие философы сформировали представления о мировоззренческих и методологических основах современного Западного мира.

Центральной проблемой  средневековой социальной философии, основанной на идеях христианства, была проблема смысла истории, судьбы человечества как единокровной семьи. Всемирная история в ней представлялась как таинство, имеющее начало, конец и свой центр (явление Христа). Согласно взглядам Аврелия Августина земная история человечества должна служить только прелюдией к небесному царству Божьему, миру подлинной истории.

В социальной философии  эпохи Возрождения индивид занял  центральное место. Его характеризовали  новые самосознание и социальная позиция (принципы антропоцентризма, гуманизма, индивидуализма). Основные представители социально-философской мысли данной эпохи обосновывали положение о том, что человек должен увидеть в себе творца, что его деятельность должна иметь сакральный характер, состоящий в том, что человек? творя мир, творит красоту и? в первую очередь? самого себя.

С Новым временем (XVII – XIX вв.), эпохой  зарождения и утверждения капитализма на европейской почве связано формирование и развитие идеи философии истории. В ней жизнь общества представлялась, прежде всего, как продолжение истории природы в силу того, что именно природа «наградила» человека разумом и естественными правами. Согласно философии истории главной силой исторического процесса является всеобщий разум. Под его лучами история как собрание сказок и легенд должна трансформироваться в научное знание об обществе (Вольтер). Согласно представлениям многих философов Нового времени мир разумен потому, что в нем существует естественный порядок, бесконечная причинная цепь взаимодействия вещей.

Современные социально-философские представления об обществе тесно связаны с объективными процессами развития индустриальной и постиндустриальной цивилизации. В современной постиндустриальной цивилизации значительную роль стали играть не известные ранее коммерческие, бюрократические и политические гиперструктуры. Процесс модернизации как одну из особенностей взаимоотношений человека и общества в XX в. можно рассматривать в контексте создания новых общественно-политических институтов и отношений между ними, ценностей и норм, ориентированных на коренные изменения социума.

2. Природу и общество  можно рассматривать, в известном  смысле, как две существующие  независимо друг от друга объективные  реальности. В широком смысле  понятие «природа», как мы уже  знаем, может обозначать объективную  реальность, т.е. материю. В более узком смысле природа – реальность, в которой действуют только бессознательные силы. Общество в отличие от природы представляется совокупностью исторически изменяющихся форм совместной деятельности людей. Общество как система характеризуется саморазвитием, самовоспроизводством и самосохранением. Между миром природы и общества нет непроходимой пропасти, так как сам человек, прежде всего, продукт материального мира, природы. Природа как условие жизни и развития общества не является постоянной и неизменной величиной. Общество не только возникает на природном фундаменте, но и существенно влияет на него. Для обозначения современного состояния взаимодействия общества и природы (природной среды) обычно используют понятие экологического кризиса. Рассматривая данное понятие, важно обратить внимание на источники современных экологических кризисов, их глобальные и региональные аспекты.

3 – 4. Социальная философия,  анализируя общество как систему,  выработала несколько исследовательских  программ и теоретических моделей. В них под разными углами зрения формулируются представления об обществе как целостной, внутренне структурированной и развивающейся системе. В наши дни влиятельны следующие исследовательские программы изучения общества: формационная (в ней фундаментом жизни общества считается общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, вырастающий на базе определенного способа производства материальных благ), цивилизационная (ее содержание подробнее будет рассмотрено на следующем занятии). В социальной философии марксизма, в структуре общества как сложной системы обычно выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы.

Тема 8. Философия истории

Занятие 1

1. Проблема источника  общественного развития. Эволюция и революция в динамике общества.

2. Проблема факторов  социальной динамики и варианты  ее философской интерпретации.  Материалистическое понимание истории.

3. Проблема субъекта  и движущих сил в истории.  Личность и массы в системе  общественно-исторической деятельности.

4. Проблема направленности  исторического процесса. Линейные  и нелинейные интерпретации истории.

1-3. Субъектом социального  развития может быть как личность, так и общество в целом (а  также различные социальные общности  – народ, нация, класс, толпа и др.). Роль личности и масс в истории противоречива и неоднозначна. С одной стороны, человек как личность формируется в обществе, а с другой стороны, он преобразует его в соответствии со своими целями и задачами. Общественно-историческая деятельность подразделяется и на материальное производство, и на организационную деятельность (в том числе и на социальное и государственное управление), и на духовную деятельность. В зависимости от того, какой вид деятельности рассматривается в качестве определяющего в жизни общества, находится ответ на вопрос о том, какой социальный субъект играет партию первой скрипки в развитии общества. 

Согласно материалистическому  пониманию истории К. Маркса, общественное бытие, материальные условия человеческой жизнедеятельности людей определяют их ценностные ориентиры, а общественное сознание, в свою очередь, обладает относительной самостоятельностью. Основой общественного бытия является способ производства материальных благ, на основе которого формируется исторически определенный тип общества – общественно-экономическая формация (рабовладельческая, феодальная  др.). Развитие общества является естественно-историческим процессом смены общественно-экономических формаций. В структуре общественно-экономической формации выделяют две составляющие – базис и надстройку. Базис – совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Надстройка, возвышающаяся над базисом, включает в себя государство, право и другие формы общественного сознания. Она определяется базисом.

Социальные революции  являются процессом смены одной  общественно-экономической формации другой. Революцией является, например, процесс замены рабовладельческой  формации феодальной, феодального типа общества обществом капиталистическим. Материалистическое понимание истории, или исторический материализм, – одна из самых влиятельных современных теоретических моделей общества и его развития.

4. Развитие общества, его социальная динамика может  трактоваться как однонаправленный  поступательный процесс, хотя  бы в силу того, что история «не знает сослагательного наклонения». Вместе с тем очевидно и другое – объективно существует различная направленность и траектории общественных изменений. Понятие «социальная динамика» отражает направление исторического движения. Механизмы этих изменений отражаются в понятиях «эволюция» и «революция». Революция – процесс коренных качественных изменений общественного устройства, тогда как эволюция характеризуется процессами количественных изменений, совершенствования, модернизации и т.п. В социальном развитии выделяют линейные и нелинейные (циклический, спиралевидный и т.п.) его типы. Линейный тип общественного развития характеризуется необратимостью, прогрессивной преемственностью его различных этапов и т.п.  Нелинейный тип развития характеризуются диалектическим единством прерывности и непрерывности, прогрессивных и регрессивных изменений.

Тема 9. Развитие общества как цивилизационный процесс

Занятие 1

1. Понятие цивилизации.  Исторические типы цивилизации  и их особенности.

2. Понятие социальной структуры. Классовая, стратификационная и социально-этническая структура общества.

3. Экономические процессы  в жизни общества. Социокультурная  детерминация системы хозяйствования.

4. Феномен техники  в развитии цивилизации.

1. Понятие «цивилизация» имеет очень много значений. Будем исходить из того, что цивилизацией называется  совокупность культурно-религиозных, социальных, технико-технологических явлений, которые регулируют взаимодействие индивидов, их общностей и групп и раскрываются в зарождении, развитии, кризисах и упадке социокультурных образований.

Конкретные исследования цивилизационной динамики обычно охватывают несколько исторических периодов во всемирной истории: античность, средневековье, Новое и Новейшее время и т.п. Проблема сущности цивилизации  приобрела  особую  актуальность  в  конце ХІХ – начале ХХ вв. С Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным и др. в наши дни связаны основные представления о содержании и специфики цивилизаций. Роль застрельщика в исследовании проблем цивилизации в первой трети ХХ в. сыграл О. Шпенглер. Шпенглер различал понятия цивилизации и культуры. Согласно Шпенглеру, цивилизация – продукт смерти культуры, она – бездушный интеллект, общество массы, вырождения искусства и литературы. Он полагал, что существование великих культур, т.е. таких, которым предназначено трансформироваться в цивилизации, несовместимо с единством исторического процесса. Русский ученый Н. Данилевский, например, выделял десять типов цивилизаций в мировой истории, подразделяя их на разные культурно-исторические типы (КИТы). Объясняя смысл структурных элементов КИТов, Н. Данилевский подчеркивал их взаимодействие и дополнительность. Русский ученый обращал внимание на существование «преемственных» типов (египетского, германо-романского). По Н. Данилевскому, содержательная полнота и завершенность цивилизации образуется совокупностью четырех видов деятельности: религиозной, культурной, политической и общественно-экономической. «Лицо» европейской цивилизации определяют политический и культурный виды деятельности. Формирующийся в ХIХ – ХХ вв. тип славянской цивилизации, по его мысли, представлен четырьмя видами культурной деятельности. Понятие цивилизации также использовалось в работах Ф. Энгельса, который противопоставлял цивилизацию варварству. Английский мыслитель А. Тойнби подчеркивал особую роль в цивилизационном развитии религиозно-мировоззренческих установок и институтов. В институте универсальной церкви он видел предпосылку наиболее перспективного типа цивилизационного развития. Важнейшей особенностью исследования природы цивилизации П. Сорокиным было преимущественное внимание к социокультурным суперсистемам, важным способом существования которых является цикличность.

Заметное место в  анализе смысла цивилизационного развития занимала также концепция немецкого экзистенциалиста К. Ясперса. Его особо интересовала проблема возникновения оси мировой истории. Ей была посвящена работа «Смысл и назначение истории». Введенное К. Ясперсом в оборот понятие «осевое время» сегодня широко используется при объяснении генезиса мировых цивилизаций, существование и развитие которых связано с мировыми религиями. Описывая современную техногенную цивилизацию, Ясперс использовал понятие «второе осевое время», или индустриальное время. С его помощью он иллюстрировал глубокий кризис индустриальной цивилизации, технической эпохи. Проблемы цивилизации занимали заметное место в работах современного американского футуролога А. Тоффлера. Тоффлер рассматривал историческую эволюцию через призму разнообразных социальных противоречий и конфликтов. Процесс развития истории он уподобляет вечно живому океану, через который время от времени перекатываются волны, которые и изменяют жизнь людей, превращая их в участников цивилизационных трансформаций. А. Тоффлер выделял три цивилизационных волны: аграрную, индустриальную и технологическую (постиндустриальную). Важнейшим элементом существования и развития этих цивилизаций, по его мысли, являются инновации, в то время как традиции (культурной, религиозной) в структуре цивилизационных изменений отводилась второстепенная роль. Для понимания реального исторического процесса цивилизационной динамики большое значение имеет знание механизмов взаимодействия различных социокультурных и хозяйственно-экономических структур. Эти структуры раскрывают человеческую специфику и многообразие всех компонентов цивилизаций как целого.

2. Социальная структура  общества – это совокупность  различных социальных общностей,  взятых в их взаимодействии. В  зависимости от того, социальные  общности какого типа берутся за основание классификации многообразия общественной жизни, выделяют социально-этническую (племена, народности, народы, нации), социально-демографическую (мужчины и женщины, пенсионеры и т.п.), поселенческую (жители города и деревни), а также стратификационную (богатые и бедные, образованные и необразованные и т.п.), профессионально-образовательную (попробуйте указать ее элементы сами), социально-классовую (рабы и рабовладельцы, крестьяне, феодалы и т.п.) структуру общества.

3. Экономические процессы в жизни общества включают в себя производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. Они связаны с использованием ограниченных ресурсов, имеющихся в распоряжении людей. Важным элементом экономической сферы жизни общества являются экономико-юридические отношения собственности. Экономический способ производства является единством производительных сил и производственных отношений. С ним тесно связан технологический способ производства. Философия экономики занимается изучением человеческого измерения экономики, проблемами человека работающего и безработного, человека зарабатывающего и человека получающего.

Информация о работе Лекции по "Философии"