Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:43, курс лекций

Описание работы

Философия является важным элементом человеческой культуры и цивилизации. В наши дни она изучается практически во всех странах мира. Философия имеет принципиальное значение для теории и практики государственного управления, в особенности, для выработки соответствующих идеологических программ. Это объясняется тем, что философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции. Функции философии как науки также связаны со структурой философии. Результатом систематического исследования наиболее общих связей и отношений человека с миром являются следующие философские науки, или дисциплины – онтология (философское учение о бытии, сущем), теория познания (гносеология, эпистемология – учение о наиболее общих законах познания мира), методология (философское учение о методах познания и преобразования мира), аксиология (философия ценностей), этика (философская наука о морали), эстетика (философская наука об искусстве и прекрасном) и др.

Файлы: 1 файл

Планы семинаров.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Занятие 4

1.Феномен русской философии. Русская философия XIX – XX вв.

2. Специфика и особенности  белорусской философской мысли

3. Философия идеологии  современного белорусского государства, ее формирование и развитие.

  1. Русская философия является составной частью мировой философии. В то же время она имеет свою специфику или отличия от философии западных стран. Главное из них состоит в том, что она существовала не столько в виде всесторонней теоретической системы взглядов на мир, сколько была растворена в политической, художественной, религиозной литературе. Важнейшими для нее были нравственно-религиозные и социальные проблемы, а также проблемы судеб России. Белорусская философская мысль тесно сопряжена с историей белорусского народа. Она была связана с осмыслением проблем национального самосознания и культурного самоопределения белорусского этноса.
  2. В русской философии XIX – XX вв. были всесторонне развиты следующие положения: идея богочеловечества как конечной цели исторического процесса (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев); идея всеединства (В.С.  Соловьев, Н.О.  Лосский);   идея   свободы  человеческой  личности  (Н.А. Бердяев); идея уникальности исторической судьбы России (славянофилы и западники, Н. Бердяев, евразийцы и др.); идея правды как истины; идея взаимоотношения Бога и человека, Бога и мира (Ф.М. Достоевский); идея развития марксистской  теории  применительно  к  России  («легальные  марксисты», В.И. Ленин).
  3. Проблемы национального самосознания и национальной идентичности занимали ведущее место в творчестве Франциска Скорины, Сымона Будного, Василия Тяпинского. Эти белорусские мыслители пытались переосмыслить христианскую трактовку проблемы человеческого существования, утверждая самоценность человеческой жизни. Идея правового общества и государства получила обоснование в произведениях Льва Сапеги. Материалистическое мировоззрение было присуще Казимиру Лыщинскому. Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича, Игната Абдираловича.

Сегодня перед философской  мыслью встают проблемы духовного возрождения  белорусского общества и, в первую очередь, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета. Важнейшие философские положения идеологии современного белорусского государства активно формируются в конце ХХ – начале нынешнего столетия. Они связаны с критическим переосмыслением истории белорусской государственности, положений марксистской идеологии, идеологических платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в условиях трансформации всех сторон общественной жизни.

Тема 3. Неклассическая философия в контексте современной  европейской культуры

Занятие 1

1. Особенности неклассической  философии и её основные направления.

2. Философия марксизма,  ее сущность и историческая  судьба.

3. Позитивистская философия;  основные этапы развития и  круг проблем.

  1. Неклассическая философия возникла в результате критического преодоления наследства философии Нового времени в том виде, как она была представлена, прежде всего, в немецкой классической философии. Эта философия была следствием фундаментального испытания на прочность идеалов разума и критики, свободы, равенства и братства не только со стороны не известного ранее нового философского интеллекта, но и самой жизни. Первыми представителями неклассической философии были: французский философ О. Конт – родоначальник позитивизма; датский философ С. Кьеркегор – родоначальник экзистенциализма; немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс – создатели философии исторического и диалектического материализма; немецкий философ Ф. Ницше – глашатай современного иррационализма; австрийский ученый и философ З. Фрейд – первооткрыватель бессознательного. Следует также иметь в виду, что философское учение Ф. Ницше было одним из теоретических источников философии экзистенциализма, а философские идеи З. Фрейда о бессознательном как источнике психики человека оказали серьезное влияние практически на все типы неклассической философии.
  2. Теоретическими источниками философии К. Маркса и Ф. Энгельса была, во-первых,  немецкая классическая философия, прежде всего, объективно-идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха. Л. Фейербах, начав еще до Маркса и Энгельса критический анализ философии Гегеля, не только обнаружил связь объективного идеализма Гегеля с религиозным мировоззрением, но и попытался доказать неустранимость из философского мировоззрения проблем человека, я и ты, мужчины и женщины. Во-вторых, важное влияние на философию марксизма оказали идеи представителей английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, которые увидели в экономических интересах и потребностях людей не зависящие от их воли и сознания объективные законы. В-третьих, философия марксизма была тесно связана с идеологией утопического социализма и коммунизма – идеями Сен-Симона, Фурье и Оуэна, а также организацией и развитием Интернационала – международной организации рабочего класса. Несмотря на то, что с самого начала грань между философским учением марксизма и его политической идеологией была очень подвижной, их следует научиться различать. В основе философии марксизма лежали следующие идеи – общественное бытие (экономические отношения между людьми, способ производства материальных благ) определяет общественное сознание (право, мораль, религию, искусство и философию). Способ производства материальных благ характеризует социально-исторический тип общества – его общественно-экономическую формацию. Высшим типом общественно-экономической формации является коммунизм – такое общество без классов и государства, фундаментом которого является общественная собственность на средства производства. В основе познания человека лежит общественно-историческая практика, которая является не только основой, но целью и критерием истинности человеческого знания. Главной задачей идеологии марксизма было всестороннее обоснование всемирно-исторической миссии рабочего класса как могильщика буржуазии и творца нового коммунистического общества.
  3. С программой преодоления умозрительного и абстрактного характера философии Гегеля одновременно с Л. Фейербахом выступил О. Конт – родоначальник позитивизма. Позитивизмом называется философия конкретно-научного (позитивного) знания, отрицающая познавательную и практическую ценность классической философии. Представителями первого позитивизма были Конт, Спенсер и Дж.Ст. Милль. Второй исторической формой философии позитивизма был эмпириокритицизм, созданный Э. Махом и Р. Авенариусом. Эмпириокритицизм – позитивистское философское учение, которое выступило с программой критики научного опыта и очищения его от умозрительных понятий. Третьей исторической формой философии позитивизма был новый позитивизм, или неопозитивизм. У его истоков стояли Б. Рассел и Л. Витгенштейн. Важным центром разработки идей неопозитивизма был так называемый Венский кружок, представители которого выступили с программой соединения математической логики и семиотики, с одной стороны, и идей эмпиризма – с другой. Активными членами Венского кружка были М. Шлик, Р. Карнап и др. В 60-80-е гг. ХХ в. отрицанием и критическим преодолением идей неопозитивизма стал так называемый постпозитивизм. В нем выделяются историческая школа философии науки Т. Куна и И. Лакатоша, историческая логика  С. Тулмина и др. учения.

Занятие 2

1. Проблема человека  в философии экзистенциализма.

2. Религиозная философия  в контексте современной европейской  культуры. Неотомизм и персонализм.

3. Психоанализ

3. Философия постмодернизма

 

  1. Теоретическими источниками философии экзистенциализма были учения С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра  и Ф. Ницше, в которых был показан ограниченный характер притязаний человеческого разума на монополию в постижении предельных оснований бытия человека. На формирование философии экзистенциализма серьезное влияние оказал феноменологический метод Э. Гуссерля. Экзистенциализм – философское учение, в центре которого находится проблема уникальности человеческого существования. Экзистенция – понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого она приобретает неповторимую уникальность и индивидуальность и которая проявляется в специфических эмоциональных переживаниях человека. Представителями философии экзистенциализма были немецкие ученые М. Хайдеггер и К. Ясперс, французские мыслители Ж.-П. Сартр, А. Камю и др. Для Сартра, например, свобода – высшее понятие философии, синоним экзистенции; она – выбор человеком собственного бытия. Свобода сохраняется у человека в любой ситуации и заключается в возможности выбирать свое отношение к ней. Можно, учил Сартр, и свободно примириться с какой-либо конкретной жизненной ситуацией, и так же свободно не принять ее. Сам по себе выбор отношения к конкретной ситуации обеспечивает свободу, для достижения которой не всегда нужны практические действия.
  2. Современная религиозная философия не является однородной. Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом, философией Пьера Тейяра де Шардена и др. Заметную роль в современной религиозной философии играет персонализм. Неотомизм – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи и положения средневекового философа схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представителями являются Иоанн Павел II, Ж. Маритен, Э. Жильсон и др. Основополагающий принцип неотомизма раскрывается в требовании гармонии веры и разума. Во взглядах Иоанна Павла II нашла отражение доминирующая сегодня в неотомизме тенденция антропологизации философии. Персонализм – религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна быть личность (персона) как духовная сущность, первооснова бытия. В религиозной философии сложились противоположные тенденции – обновления и догматизации символа веры. Традиционалисты, не поддерживая перемен, недовольны тем, что современная церковь становится слишком открытой миру. Их оппоненты, наоборот, недовольны догматичностью, робостью предпринимаемых современной церковью реформ.
  3. Постмодернизм – в буквальном смысле этого слова «философия после современности». Она является мировоззренческой программой, заостренной против модернизма и присущих ему культов города и индустрии, дегуманизации и примитивизма. Культы, образовывавшие ядро культуры модернизма, в постмодернизме были заменены на новых кумиров космоса, экологии, постгуманизма, новой сексуальности и т.п. Заметными представителями философии постмодернизма являются Ж. Деррида, Лиотар, Делез и др. Деррида выступил с программой критики разума (логосоцентризма), звучащей речи (фоноцентризма) и доминирования мужского начала в культуре (фаллоцентризма). Согласно данной программе с помощью деконструкции человека следует освободить от разрушающего и деформирующего влияния со стороны современных репрессивных государственных структур.

Раздел 2. Философская  концепция бытия

Тема 4. Философская концепция  бытия

Занятие 1

1. Философский смысл  проблемы бытия. Основные формы  бытия и их взаимосвязь.

2. Материя, пространство, время.

3. Движение и развитие. Диалектика как теория развития.

4. Бытие природы. Природа как предмет философского анализа.

 

  1. Философское мировоззрение формирует определенную картину мира. Исходным понятием это картины является понятие бытия. Понятие бытия выражает факт существования мира, его тождественность с самим собой. Философская наука о бытии, сущем называется онтологией. В истории философии были развиты различные концепции бытия. Согласно Канту необходимо научиться различать два типа бытия – объективное, материальное и субъективное, идеальное. По мысли Гегеля, бытие самое общее и абстрактное понятие философии. В неклассической философии преимущественное внимание уделяется различным формам бытия – бытию общества, человека. К. Маркс доказывал, что общественное бытие определяет общественное сознание. В философии экзистенциализма главное внимание уделяется проблемам бытия человека.
  2. Объективное бытие называется материей. В истории философии было развито несколько концепций материи – субстратная, субстанциональная, концепция материи как вещества и объективной реальности. Согласно последней концепции, материей называется объективная реальность, которая существует вне и независимо от человеческого сознания и является принципиально познаваемой. Видами материи являются неживая и живая природа, а также человеческое общество. Способами существования материи являются пространство, время. Пространство выражает место, положение, структуру материальных объектов. Время характеризует миг, длительность и структуру материальных объектов. Существует две философских концепции пространств и времени – субстанциальная и реляционная. С идеями последней концепции тесно связаны многие конкретно-научные теории (теория относительности, неэвклидова геометрия и др.). Изучение свойств пространства и времени – непростая задача современных естественных и социально-гуманитарных наук.
  3. Важнейшим способом существования материи является движение. С помощью понятия «движение» выражаются связи и отношения материальных объектов, единство их изменчивости и устойчивости. Существуют различные точки зрения по вопросу о соотношении понятий движения и развития. Выделяют, по крайней мере, два типа развития как процесса необратимых качественных изменений – прогрессивное и регрессивное развитие. Философское мировоззрение, согласно которому мир движется «через» единство и борьбу противоположностей, называется диалектикой. Как философская наука диалектика является совокупностью принципов, законов и категорий. Ее предпосылки сложились еще в древнем мире. Заметный вклад в теорию диалектики внес Гегель. В идеалистической диалектике Гегеля и диалектико-материалистическом учении Ф. Энгельса и В.И. Ленина выделялись, например, законы единства противоположностей, взаимного перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания. В наши дни проблемы диалектики как мировоззрения и науки тесно связаны с проблемами синергетики.
  4. Одной из форм бытия является природа. Ее понятие относится к числу самых древних философских понятий. С помощью понятия «природа» античные философы обозначали мир в целом. В философии Нового времени мир в целом стали также называть универсумом. В связи с развитием естественных и общественных наук в наши дни формируется более узкое понятие природы как части материи, или природной среды, вовлеченной в орбиту человеческой деятельности. Рассматривая проблемы природы как природной среды, выделяют следующие проблемы – антропосоциогенеза, функциональных отношений общества и природной среды и исторических типов взаимодействия общества и природы. В наши дни наиболее острые проблемы возникают вокруг вопросов коэволюции, а также содержания и путей разрешения современных экологических проблем.

Раздел 3. Философская антропология

Тема 5. Философия человека и проблема сознания

 

Занятие 1

1 Человек как предмет  философского анализа. Образы  человека в истории культуры.

2. Проблема антропогенеза в современной философии и науке.

3. Человек как биосоциальное  существо. Соотношение природного  и социального в человеке.

4. Проблема свободы  в жизни человека. Свобода и  отчуждение.

  1. Бытие человека представляет собой синтез всех известных в наши дни в религии, философии и науке основных способов его существования: природного, социального и духовного. Оно является, выражаясь образно, сверх-, или суперсложным объектом исследования, прежде всего, для современной науки и философии. Частные проявления и свойства человека изучают  естественные и гуманитарные науки (биология, медицина, психология, социология и др.).  Наука исследует человека как относительно самостоятельный предмет, рассматриваемый под разными углами зрения. В отличие от конкретных наук, философия всегда стремилась к постижению целостности человека, руководствовалась представлением о том, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности. Она потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире и раскрыть смысл  человеческого бытия. Философское учение о человеке, представленное множеством идей и концепций, называется философской антропологией. Оно зародилось в древности и приобрело особую актуальность в современной духовной ситуации.

Философский подход к  человеку предполагает выявление его сущности, прояснение конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет: место человека в мире и его отношение к миру; анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности; каково в нем соотношение биологического и социального; что такое человек как личность; какова структура личности; в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.

Сущностные, универсальные  характеристики человеческого бытия  философия выражает в системе  предельно общих понятий –  категорий:

Понятие «человек» является одним из самых сложных, загадочных и «неуловимых» для его точного определения в силу уникальности и многообразия человеческого бытия. Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле; наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида Homo sapiens. Он представляет собой двойственное по природе биосоциальное существо, принадлежащее одновременно миру природы и общества.

Информация о работе Лекции по "Философии"