Национальная одежда карачаевцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Национальная мужская одежда карачаевца состояла из рубахи (кёлек), штанов (кёнчек), бешмета (къаптал), черкески (чепкен). В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу (тон).Походной одеждой служила бурка (джамчи). На голову надевали меховую папаху (тери берк) или войлочную шляпу (кийиз берк), а в непогоду башлык (башлыкъ). На ногах носили ноговицы (ышым) из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подьеме (чарыкъ) или с подошвой сплетенной из ремней (чабыр).

Содержание работы

Введение.
1. Глоссарий.
2. Основная характеристика одежды.
Ι. Одежда. Национальная одежда.
1. Мужская одежда.
а) шапка
б) башлык
в) рубашки и штаны
г) бешмет
д) черкеска
е) шуба
ж) бурка
з) обувь
и) пояса.
2. Женская одежда.
а) головной убор
б) рубаха, штаны, кафтанчик
в) шарфы
г) украшения.
ІІ. Основная национальная одежда.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение..doc

— 660.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАРАЧАЕВЦЕВ

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.

    1. Глоссарий.

    2. Основная характеристика одежды.

     Ι. Одежда. Национальная одежда.

          1. Мужская одежда.

а) шапка

б) башлык

в) рубашки и штаны

г) бешмет

д) черкеска

е) шуба

ж) бурка

з) обувь

и) пояса.

    2. Женская одежда.

     а) головной убор

     б) рубаха, штаны, кафтанчик

     в) шарфы

     г) украшения.

 ІІ. Основная национальная одежда.

  Заключение.

 

Глоссарий.

 

Чилле джаулукъ- платок плетенный из шелковых ниток;

Лаудан джаулукъ- платок из шелка, затканного рисунком;

Джибек джаулукъ - тонкие шелковые платки кустарной  работы, украшенные набойкой.

Рубахи келеек- рубаха

Кёнчек- штаны

Къаптал- бешмет

Чепкен- черкеска

Тон – меховая шуба

Джамчи- бурка

Тери берк- меховая шляпа

Кийиз берк- войлочная  шляпа

Башлыкъ- башлык

Ноговицы ышым- ноговицы

Чарыкъ- обувь  со швом на подъеме

Чабыр-обувь  с подошвой сплетенной из ремней

Уюкъ- войлочные  чулки 

Месси- мягкие носки из сафьяна 

Белибау- пояс из кожи с металлическим набором

Джагъа - воротник

Тюйме-  нагрудник 

Чепкен - платье

Зынгырла -овальные или  миндалевидные серебряные подвески

Кюмюш дуа -серебряные треугольные  футлярчики

Кеписле - листовидные подвески

Билек сынджыр - цепочки

Браслеты - буунлукъ

Къама – кинжал

Джамчы ич – шелковые ткани

Сахтиян бау – кожаная  тесьма

Гебенек – войлочная  накидка

Аякъ кийим – обувь

Ышым бау – специальные  подвязки для ноговиц 

Халы - пряжа

Бухар - шапка из каракуля

Къулакълы берк -шапки- ушанки

Берк уста- шапочник

Сарх - чалма

Онган бетли -блеклые  тона

Ич келек- нательная  рубашка

Изеу баула  – шнурки

Ич кенчек –  кальсоны

Тыш келек –  верхняя рубашка

Тыш кенчек –  панталоны

Кашемер –  кашемир

Дигинал - диагональ 

Орус къауракъ - репс

Драф - плотный однотонный ситец

Чалу – тесьма

Хурджун –  карман

Сапал – штрипки

Тыш хурджун  – накладные карманы

Кекюрек хурджун  – нагрудный карман

Чилле халы –  шелковые нитки

Юлгю – выкройка

Бичим тон –  шуба, отрезанная от талии

Чимдиу тон - шуба с вытачкой

Джийрик тон – шуба, отрезная по талии с оборкой

Чындай -  вязаные  шерстяные чулки

Чабыры - чувяки

Тасма – тонкий ремешок

Алтын белибау  – пояс с золотыми и золочеными украшениями

Кюмюш белибау  – пояс с серебряными украшениями

Сюек белибау  – пояс с костяными украшениями

Жилик орун –  сальница

Джаулукъ- платок

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

Введение

      Общекавказские культурные традиции хорошо выражены в одежде северокавказских народов. Одежда, наряду с этническими и локальными особенностями, характеризовалась и многими общими чертами, сложившимися за длительное время. В то же время в одежде ярко выражались социальные различия и социальная престижность. Археологические материалы, относящиеся к одежде карачаевцев, появились лишь в последние годы. Они позволяют судить о материалах использовавшихся в одежде, и отчасти о женском костюме. Одежду карачаевцы и балкарцы шили из домотканых сукон, обработанной кожи, сафьяна, мехов и пр. С развитием торговли и обмена либо вся одежда, либо ее отдельные элементы изготавливались из фабрично-заводских тканей. Археологические находки говорят о том, что сюда доставлялись шелка из Китая, Индии, Персии и из европейских стран. Наиболее полное представление археология дает о женской одежде. 

           Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шелковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из темных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стеганной на вате шелковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усеченная, богато украшенная галунами или золотым шитьем, поверх нее большой платок). Женский туалет состоял из множества украшений: перстней, колец, серег, туалетных сумочек и т. п. Один из наиболее полных наборов балкарской женской одежды XIV в. можно увидеть в Краеведческом музее г. Нальчика.

    К XVIII в. окончательно сформировался общий для Северного Кавказа мужской костюм. Мужская одежда состояла из кафтанов, меховых шуб, ноговиц, горских чабуров и чарыков из обработанной кожи. Обращает на себя внимание ген-чарыкъ, которое происходит от древнетюркского слова ген - обработанная кожа, а чарыкь - это общетюркский термин: обувь, тапки и т. п. Летний головной убор - войлочные шляпы, зимний - овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Основным украшением мужского костюма были кинжал, пояс и хазыры, вошедшие в литературу как газыри. Столь же широко распространен на Кавказе самобытный мужской головной убор - башлык, т. е. наголовник, характерный для карачаево-балкарцев еще со времен скифов. Вообще, многие элементы женского и мужского костюма карачаевцев и балкарцев носят на себе явные преемственные черты одежды их предков - скифов, болгар, алан.

        Подмечено сходство в обуви и в иных элементах мужской и женской одежды. Яркое описание внешнего вида кавказских горцев оставил побывавший на севере Кавказа французский романист XIX в. Александр Дюма: «…кавказские народы почти все без исключения отличаются храбростью, доходящей до безрассудства; в этой вечной борьбе единственные расходы горца идут на оружие. Черкес, лезгин или чеченец, который одет почти в лохмотья, имеет ружье, шашку, кинжал и пистолет, стоящие две или три тысячи рублей…»*

        Завершая краткую характеристику  карачаево-балкарской народной одежды, необходимо сказать, что она оказала существенное влияние на одежду соседних народов. «Дело в том, что любое название перенимается народом вместе с самим предметом, например, галифе,

фуражка, костюм, билет и т. д. Следовательно, бытующий у всех народов Кавказа термин

башлык не мог  получить такое распространение  без самого предмета. Если бы этот элемент

 

*- И.М. Мизиев, «История карачаево-балкарского  народа с древнейших времен  до присоединения к России»,  стр. 95-96


**- А. Дюма- выдающийся  французский драматург. Высказывание из Интернета

 

одежды был  изобретен другим народом, то вряд ли у него не нашлось слова голова, чтобы назвать на своем языке  наголовник» говорил И. М. Мизиев**. То же самое относится и к термину аркалыкь - наспинник, к термину газыри (хазыр) - готовый. Дело в том, что

этнографы давно  отмечают, что первоначально газыри представляли собой готовые заряды для ружей. Костюм же горца, как бы ни был изодран, всегда если не изящен, то по крайней мере живописен.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Национальная мужская одежда карачаевца состояла из рубахи (кёлек), штанов (кёнчек), бешмета (къаптал), черкески (чепкен). В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу (тон).Походной одеждой служила бурка (джамчи). На голову надевали меховую папаху (тери берк) или войлочную шляпу (кийиз берк), а в непогоду башлык (башлыкъ). На ногах носили ноговицы (ышым) из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подьеме (чарыкъ) или с подошвой сплетенной из ремней (чабыр). Известны были войлочные чулки (уюкъ), мягкие носки из сафьяна (месси).Бытовал пояс из кожи с металлическим набором (белибау).

  Из всего  ассортимента мужской одежды  важной по престижности была  шапка (берк) во всех ее формах, какие только существовали в  Карачае и Балкарии. Много карачаевских и балкарских пословиц, поговорок, народных игр, шуток, свадебных и похоронных обычаев связано с шапкой. О достоинстве мужчины судили по его головному убору.

   По нашему  полевому материалу, ничто из  мужской одежды не имело столько  разновидностей, как головной убор. Любой головной убор имел не только утилитарное, но часто и символическое значение. Такое отношение к головному убору возникло в Карачае и Балкарии в седой древности и, что интересно, сохраняется и в наши дни, хотя среди интеллигенции городская и даже сельская молодежь ходит уже в теплое время года с непокрытой головой. Прежде же ни один карачаевец или балкарец ни при каких случаях не расставался с шапкой, находился ли он в гостях, сидел ли в помещении, жарко ли было, холодно ли.  Обмен с кем-либо шапками означал проявление самой большой дружбы и доверия. По этнической традиции, когда умирал мужчина, полагалось раздавать его вещи, годные к носке, близким родственникам; но головные уборы покойного не дарили никому, если было кому носить в семье, если же такого не оказывалось, их преподносили самому уважаемому мужчине в клане.

    Карачаево-балкарские  головные уборы подразделялись  на меховые (тери берк) и войлочные  (кииз берк). Если первые имели  несколько названий в зависимости  от фактуры используемого материала и формы, то последние были лишь одной формы и делались из одного материала. И первые и вторые имели несколько разновидностей по цвету. Если первые были в большинстве черного цвета, то вторые, наоборот, совершенно не делались такого цвета. Социальные различия выражались как в качестве, так и цвете изделия. Для социальных верхов были характерны светлые тона, для низов, наоборот - темные. Летом, в теплое время года, карачаевцы и балкарцы носили войлочную шляпу. В холодное время года носили различные меховые шапки, по- разному утепленные для разного температурного режима.

Обилие сырьевой базы предоставляло карачаевцам  и балкарцам широкие возможности  при изготовлении меховых головных уборов. Из всех меховых шапок, которые  изготовлялись со второй половины XIX в., самой престижной была шапка из каракуля (бухар). Шапки из каракуля носили в основном представители имущих слоев карачаево-балкарского общества, в основном взрослая молодежь; знать же надевала их даже на маленьких мальчиков. Из всех цветов для таких шапок карачаевцы и балкарцы для молодых парней отдавали предпочтение золотистому цвету (алтын бетли- сур); вторым по престижности для молодежи шел серый цвет (кек бетли), а последним- черный (къара бетли). Если первые два цвета предназначались, как правило, для молодежи, то черный- для мужчин пожилого возраста. Говоря о цвете шапок, следует сразу отметить, что карачаевцы и балкарцы вообще не были привержены к особо броским цветам. Не одобрялись в народе, особенно Большом Карачае, и пестрота, крикливость, вычурность. Как во всем быту, так и в одежде прежде всего ценилась качественность, добротность, насыщенность окраса.

    По  престижности за каракулевыми  шли шапки, изготовленные из  собственного сырья- из шкур  молодых ягнят, которых забивали в разном возрасте специально на шкуру, а также и для сычуга, используемого для приготовления "къарачай-малкъар бышлакъ" (карачаево-балкарского сыра). В зависимости от возраста ягненка шкура носила различное название.

   Карачаевские  и балкарские традиционные меховые шапки (къарачай, малкъар берк) во второй половине ХIХ- начале XX в. имели различную отделку. Это были круглые высокие шапки- тегерек, края которых отделывались различным мехом, а верх был из дорогих тканей, как правило, из кашемира или сафьяна (сахтиян), по цвету меха.

   Детские меховые шапки имели верх не только из шерстяной ткани, но (в социальных верхах) и из бархата. Обшитые галуном (окъа), такие шапочки на макушке имели еще черненую серебряную бляшку в форме волчонка, лисенка, медвежонка, орленка и т.п. Шапка из местного меха уступала шапке из каракуля. Карачаевцы и балкарцы шили также специальные головные уборы, которые надевали только ночью,- кечеги берк [39]. Это были невысокие шапки, чаще из одного только меха, но иногда отделанные по внешнему краю нешироким мехом, с верхом из кожи (сахтиян), окрашенной в нужный цвет. Такие шапки носили очень пожилые люди. Изготавливали также из двух слоев меха- изнутри и снаружи, для тепла. Снаружи обшивали мехом с длинным ворсом, а изнутри клали мех новорожденных ягнят, которые выполняли здесь роль каракульчи.

   В конце ХIХ в. в Карачае и Балкарии начали появляться шапки- ушанки (къулакълы берк), на шитье которых шли те же материалы, с той лишь разницей, что для этого типа шапок (для верха) широко употребляли тщательно отделанную и окрашенную кожу (сахтиян).

    Карачаевцы и балкарцы, в основном люди пожилого возраста, носили маленькую шапочку- тепбе берк (букв. "шапочка для макушки"), которая вполне соответствовала своему названию. Ее носили на макушке старики, а поверх надевали еще и меховую шапку. Тебпе берк имела еще и другое название- "такия" (заимствованное из арабского) . Такию никогда не снимали, за исключением времени, когда совершали омовение перед намазом, да и в этом случае не всегда.

    Служители культа в Карачае и Балкарии носили еще два вида головных уборов- феску- (пес берк) и чалму (сарх). Последнюю могли носить лишь совершившие паломничество в Мекку (хадж), а кроме них- только имамы и устазы, да и то не всегда. Носили сарх поверх папахи, обертывая вокруг ее тульи двумя или тремя рядами. Она била однотонной, обычно из тонкой белой ткани, часто из шелка, длиной около двух метров и шириной 50-60 см. Ее обычно носили в торжественных случаях - в дни праздничного богослужения и т.п.

    Как отмечалось, в широком ходу у карачаевцев и балкарцев были войлочные шапки (кииз берк). Их в Карачае и Балкарии изготовляли нескольких цветов. По форме же для любого возраста и для любой социальной группы они были одинаковы. Если в пошиве меховых шапок у карачаевцев и балкарцев постоянно наблюдалось какое-либо культурное влияние, то здесь этого совершенно не наблюдалось. Это, в частности, отмечает Е.Н.Студенецкая*. Войлочная шапка была, так сказать, очень консервативна, очень устойчива по форме, по технике изготовления и употребляемому сырью на протяжении длительного времени. Карачаевские и балкарские войлочные шляпы изготовлялись широко и на рынок, где они пользовались большим спросом. Этим они также отличались от меховых, которые карачаевцы и балкарцы на продажу не производили. В то же время войлочные шляпы, изготовляемые другими народами Кавказа, у карачаевцев и балкарцев не пользовались успехом. Единственно, детям иногда покупали на рынках Закавказья так называемые сванские шапочки (эбзе кииз берк)- в качестве сувенира (саугъа) на память о пребывании в Закавказье для продажи овец. Для изготовления войлочных шляп употребляли шерсть высокого класса- первой стрижки от ягнят (къозу джюн). Карачаевских овец, в частности ягнят, родившихся в мае, первый раз стригли в конце августа- начале сентября, чтобы животное успело обрасти к холодам новой шерстью нужной длины. Специальный войлок делали таким же методом, как и кийиз. Войлок для шляпы

Информация о работе Национальная одежда карачаевцев