Национальная одежда карачаевцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Национальная мужская одежда карачаевца состояла из рубахи (кёлек), штанов (кёнчек), бешмета (къаптал), черкески (чепкен). В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу (тон).Походной одеждой служила бурка (джамчи). На голову надевали меховую папаху (тери берк) или войлочную шляпу (кийиз берк), а в непогоду башлык (башлыкъ). На ногах носили ноговицы (ышым) из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подьеме (чарыкъ) или с подошвой сплетенной из ремней (чабыр).

Содержание работы

Введение.
1. Глоссарий.
2. Основная характеристика одежды.
Ι. Одежда. Национальная одежда.
1. Мужская одежда.
а) шапка
б) башлык
в) рубашки и штаны
г) бешмет
д) черкеска
е) шуба
ж) бурка
з) обувь
и) пояса.
2. Женская одежда.
а) головной убор
б) рубаха, штаны, кафтанчик
в) шарфы
г) украшения.
ІІ. Основная национальная одежда.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Муниципальное образовательное учреждение..doc

— 660.00 Кб (Скачать файл)

 Черкеска  была, в основном, выходной и праздничной  одеждой, и ее имел не каждый. Ее шили из домотканого сукна естественных цветов шерсти - черного, белого, серого, бурого. Белая черкеска считалась более нарядной. Длина черкески изменялась согласно моде. Особенно длинную (до щиколотки) черкеску была удобна только для всадника. Обычно черкеска была чуть выше или чуть ниже колен. Черкеску носили всегда застегнутой, подтянутой, с поясом. Пояс был обязателен для мужчины. Если он был без черкески, пояс надевали на бешмет. Пояс из узкого ремня с металлической пряжкой и наконечником украшали различной формы бляшками. На поясе подвешивался кинжал или нож, кресало, сальница, отвертка, мешочек для пуль и другие предметы, связанные с оружием и уходом за ним.

      Весьма подробное описание черкески (чепкен) у кумыков дает С.П.Гаджиева. А поскольку карачаевско- балкарский чепкен и чепкен кумыков практически не различаются, разве что небольшими отклонениями, возможными и в рамках одного народа, то можно полностью воспроизвести это описание: "Шили черкеску в талию, с цельнокроеной основой (полы и средняя часть спинки); боковые швы лифа значительно смещались назад, совпадая со швами нижней части, что еще больше подчеркивало талию. Нижняя часть делалась сильно расклешенной за счет вставных, расширяющихся книзу, трапециевидных и треугольных клиньев по бокам и на полах спереди. Число цельнокроеных и вставных клиньев, так же как и бешмета, доходило до 9-11 (обычно три цельнокроеных: два передних, один задний; по два-три отрезных трапециевидных клина по бокам и по одному треугольному клину спереди на полах). Черкеска имела широкие, длинные (нередко закрывающие кисти) рукава, часто на подкладке из одноцветной ткани (нарядные черкески шились на яркой подкладке). Для удобства и красоты низ рукава слегка отворачивался. Иногда в нижней части рукава имелся разрез в 6-10 см. Лиф черкески также шили на подкладке.

     По бокам ниже талии имелись специальные разрезы. В боковых швах у подола тоже имелись разрезы длиной 20-25 см. Чтобы полы не расходились при ходьбе или танцах, а также для красоты, их обычно скрепляли плетенкой. Черкеску делали с открытым треугольной формы грудным вырезом, который застегивался различными пуговицами, как и бешмет. На нагрудную часть черкески с двух сторон нашивали газырицы. Полы черкески, ее рукава, нагрудные карманы и боковые разрезы обшивались тесьмой цвета сукна".

    Черкеска была намного длиннее бешмета. Как и у других народов, карачаево-балкарская черкеска туго застегивалась кавказским поясом. Спереди к поясу обязательно прикреплялся кинжал (къама).

     В настоящее время черкеска как обычная одежда вышла из употребления. Это случилось еще до второй мировой войны. Сохраняется она лишь как традиционная одежда участников национальных танцевальных ансамблей. Можно увидеть ее еще и на стариках, сохранивших эту одежду от прежних времен.

    Дорожной  одеждой всадника, обязательной  принадлежностью табунщика служила  бурка, изготовление которой было  сложным делом. Карачаевские бурки  были тяжелее, но теплее кабардинских. Бурка закрывала всадника целиком,  а так же прикрывала и лошадь. Она защищала всадника от дождя, снега, ветра и солнца.

Неотъемлемой  частью мужской одежды, выразительной  по своему содержанию, яркой по форме  и очень престижной, у карачаевцев  и балкарцев была бурка (джамчы). По своей престижности она не уступала другим престижным видам одежды. Карачаевцы и балкарцы ни один вид одежды не изготовляли в таком большом количестве, как джамчы, в том числе на продажу. Карачаево-балкарские бурки могли конкурировать с любыми другими кавказскими бурками. Еще раз подчеркну: по своему качеству, по моему мнению, они превосходят подобные изделия других народов (см. ниже) Возможно, они в чем-то могли уступать по крою, в частности кабардинским, , но и в этомя не уверена.

     Карачаевцы и балкарцы изготовляли несколько разновидностей бурок, различавшихся по толщине и плотности. Карачаево-балкарские бурки были разные, и какие-то были тяжелее, чем определенные бурки, изготовляемые каким-то другим народом. Ведь карачаевцы делали бурки разные, чуть ли не для каждого сезона: и более плотные, и толстые, и тонкие - смотря потому, для чего они предназначались.

     Бурка у карачаевцев и балкарцев была походно-полевой одеждой. По своей древности это один из самых древних элементов одежды. У всех народов Северного Кавказа бурка популярна в равной степени. Но у народов, в хозяйстве которых преобладает скотоводство, она намного более престижна и популярна. Карачаевцы и балкарцы не могли обходиться без бурки ни в какое время года. "Без нее,- отмечал Б.Е.Хижняков,- немыслимо представить себе горца- мужчину". "Бурку одевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище" - пишет Г.Х.Мамбетов*. Другими словами, бурка была многоплановой одеждой, выполняя много функций.

      На бурку использовали овечью шерсть осенней стрижки, специально подобранную мастерицами. Интересно отметить, что, хотя для киизов, войлочных шляп, сукна, бурок одинаково употребляли шерсть высшего качества осенней стрижки, для каждого из этих изделий подбирали определенную шерсть, нужную именно для его производства. В период массовой стрижки овец тут же шла и сортировка шерсти на разного вида войлочные изделия и другие предметы домашнего быта. Каждую бурку мастерица делала по отдельности, да и используя при этом постороннюю помощь, поскольку изготовление как киизов, так и бурок требовало коллективного труда нескольких мастериц.

     Изготовление бурки было аналогично производству кииза, как любого другого изделия из шерсти, получаемого путем валяния. Единственно, что отличало производство бурки от других, это то, что для бурки шерсть раскладывали в несколько слоев, поэтапно. Последний слой состоял из шерсти, которая по длине должна была быть много длиннее, чем в предыдущих слоях. Это было необходимо, чтобы бурка получилась ворсистой. Прежде чем дойти до кроя, полуфабрикат должен пройти несколько последовательных различных этапов; на протяжении всего этого процесса приготовляемый материал (джамчылык) переходил из одного качественного состояния в другое. На готовом уже джамчылыке специальной щеткой (таракь) поднимали ворс, чтобы с бурки лучше стекала вода. Изделие в редких случаях красили (когда шерсть была не очень высокого качества), применяя естественные красители. Однако крашеных бурок в Карачае и Балкарии, особенно в Карачае, изготовляли ничтожное количество вследствие их малой престижности. Крашеные бурки и стоили гораздо дешевле, хотя делали их только на продажу жители селений Нового Карачая. И одним из качеств карачаевской бурки, благодаря которому они так высоко ценились, било именно то, что она делалась из шерсти природных цветов. Для получения желаемого цвета бурки просто смешивалась шерсть разных тонов. Утверждение, что бурочный материал, как правило, красили, на мой взгляд, неверно. Готовый материал кроили, придавали ему форму, которая кроме несущественных отклонений, за длительный период существования бурки не подверглась изменению.

     В основной массе карачаевцы и балкарцы валяли бурки из черной шерсти. Бурки светлых тонов предназначались исключительно для социальной верхушки карачаево-балкарского общества. Любимым цветом молодежи из высших слоев был белый. Этот цвет четко подчеркивал принадлежность к высшей социальной группе, и в особенности это относилось к бурке. Мужчины из высших сословий среднего возраста предпочитали цвет маренго, который

 


  • - Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. - Нальчик, 1971, стр. 115

 

 

 

 

 

 

 

был, по понятиям карачаевцев и балкарцев, наиболее солидным. По своей форме бурка напоминала накидку, открытую спереди. Поверхность ее была лохматая, плечи прямые.

Книзу бурка  несколько расширялась. Ближе к  ХХ в. она, по описанию некоторых кавказоведов, расширилась в плечах. Длина бурки делалась по росту владельца и традиционно должна была

быть до щиколоток. На спине бурка имела подкладку  из однотонной белой ткани по цвету  бурки; для нарядных, престижных могли  использовать шелковые ткани (джамчы ич). Край бурки, за исключением низа, обшивался кожаной тесьмой (сахтиян бау). Социальные верхи украшали свои бурки (белые и цвета маренго) как могли. И именно в этом чувствовалось влияние кабардинских мастериц. "Воротник бурки имел специальную застежку, которую создавали путем обшивки верхних концов переднего разреза небольшими треугольными петельками из кожи черного цвета. Последняя обшивалась двойным рядом узкого серебряного галуна, сквозь который продевалась, образуя петлю, узкая черная тесьма со скрепленными концами... Воротник бурки зажиточных слоев населения имел вместо кожаных серебряные с позолотой и черные застежки, завязкой служила не тесьма, а кожаный ремешок с пряжкой, продержкой и наконечником",- пишет Г.Х.Мамбетов* о кабардинской бурке.

     Как и на всем Кавказе, в Карачае и Балкарии хорошая бурка ценилась очень дорого, несмотря на то что здесь их изготовляли в довольно большом количестве. Как свидетельствует наш полевой материал, ни карачаевцы, ни балкарцы бурки ни у одного народа не покупали и не выменивали. Это было еще одно свидетельство того, что местные бурки здесь ценились выше, чем бурки соседей. На весь Кавказ славились знаменитые андийские бурки (андийцы- этническая группа в Дагестане) с особо длинным ворсом. Способ изготовления таких бурок(сандий джамчы) был завезен и в Карачай и Балкарию. Карачаевцы и балкарцы быстро освоили технологию производства андийских бурок и стали делать их у себя, в Карачае и Балкарии. Сами карачаевцы и балкарцы в отличие от многих народов такими бурками не пользовались. Бурки стремились делать как можно более легкими, ибо в них не всегда ездили, порой и ходили пешком. Незаменима бурка была в непогоду для всадника, в снегопад придавала ему поистине сказочный вид. "Бурка была удобна для всадника и для едущего на подводе. Она укрывала и всадника и его лошадь от дождя и холодного ветра, а в случае встречного ветра и дождя легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду бурку свертывали в валик и привязывали ремешками к задней луке седла". Принято было также укрывать в непогоду буркой коня. Такая традиция зародилась, видимо, в глубокой древности, когда бурка только начала формироваться, и связана с отношением этноса к лошади: карачаевец и балкарец скорей согласится терпеть лишения сам, чем подвергнуть им верховую лошадь. На высокогорных кручах карачаевцы и балкарцы никогда не садились на лошадь, за исключением маленьких детей и физически слабых пожилых мужчин. Лошадь в таких случаях, оберегая, вели под уздцы. Такая этническая традиция сохраняется и в наши дни. Человека, не жалеющего любое домашнее животное, в народе презирают.

     На изготовление бурки по весу шерсти уходило немного. Карачаево-балкарские мастерицы всегда стремились к тому, чтобы валяная одежда была как можно более легкой, поскольку предназначалась она прежде всего для защиты от холода и дождя, а влаги войлок впитывает много и становится уже от этого много тяжелее. Нельзя просто соотносить бурку с киизом, утверждая, что на оба эти изделия уходило одинаковое количество шерсти.

     Кроме бурки карачаевцы и балкарцы изготовляли и войлочную накидку (гебенек), выполнявшую ту же функцию, что и бурка. Ходить пешком, пасти скот в длинных бурках


  • - Мамбетов Г.Х. Материальная культура сельского населения Кабардино-Балкарии. - Нальчик, 1971, стр.155

 

было неудобно, поэтому для пастухов и чабанов шили специальные бурки (гебенек), которые в

отличие от обычных были не только короче, но и имели капюшон, хлястик и застегивались на

несколько пуговиц .Гебенек  изготовляли в Карачае и Балкарии вплоть до 40-х годов XX в., но это была непрестижная одежда, по самой своей природе предназначенная для социальных низов.

          Необходимой частью мужской одежды являлась шуба (тери тон). Она была особенно необходима карачаевцам и балкарцам- мужчинам, большую часть времени проводившим на открытом воздухе в суровых условиях высокогорья. Тон у карачаевцев и балкарцев является одним из древних одеяний, предназначаемых для людей обоего пола и всех возрастов. Карачаево-балкарский тон был такой одеждой этноса, в которой не прослеживается никакого подражания. В Карачае и Балкарии не восприняли шубы, изготовляемые другими народами Кавказа. Здесь опять- таки сказалась богатейшая сырьевая база этноса.

     Шуба (тон) в Карачае и Балкарии шилась из самых разных шкур. На ее изготовление шли прежде всего и в основном шкуры молодых ягнят- изделия из них оценивались как суперпрестижные. Использовались и шкуры овец осеннего- августовского забоя с тщательным отбором по качеству, густоте меха. Из домашних животных, кроме овечьих, другие шкуры на шубы не использовали. Для мужских шуб довольно широко социальная знать Карачая и Балкарии употребляла шкуры диких животных (кийик джаныуар)- медведя, волка, тура и др. Шубы из шкур диких животных в селениях Балкарии были распространены гораздо больше, чем в Карачае, хотя этот вопрос не до конца исследован. Конечно, как уже говорилось, охота в Балкарии была более развита, чем в Карачае, но чтобы иметь шубу, совсем не обязательно самому застрелить зверя- иначе наличие таких шуб было бы исключительной привилегией охотников.

     Общее название шуб из овчины у карачаевцев и балкарцев- тери тон. По материалу изготовления тери тон бывают трех видов. Исходя из возраста овцы, шкурки, употребляемые на шубы, называются элтир, керпе и тебеде ойнар.

     Элтир- шкурка молодого ягненка в возрасте до недели. Так же называется и шкурка ягненка, не видавшего света. Этот сорт шкурки (типа каракульчи)- самый престижный из всех и употреблялся в основном для всевозможных оторочек одежды девушек: знатность девушки сразу определялась по одной лишь этой детали ее одежды. Но сразу отметим, что заготовку шкурок типа каракуля и каракульчи карачаевцы и балкарцы широко не практиковали, ибо убивать овцу с плодом, убивать сразу две жизни- эки джанны биргелей алыб- ради шкурки считалось у них грехом.

     Элтир был очень употребительным материалом и шел в основном на одежду для социальной верхушки. Особенно часто из него шили шубы для девушек, а также служителей культа. Происхождение слова "элтир" тюркское, и оно есть в языках многих народов как тюркского, так и других .

Информация о работе Национальная одежда карачаевцев