Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:07, реферат
Национальная мужская одежда карачаевца состояла из рубахи (кёлек), штанов (кёнчек), бешмета (къаптал), черкески (чепкен). В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу (тон).Походной одеждой служила бурка (джамчи). На голову надевали меховую папаху (тери берк) или войлочную шляпу (кийиз берк), а в непогоду башлык (башлыкъ). На ногах носили ноговицы (ышым) из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подьеме (чарыкъ) или с подошвой сплетенной из ремней (чабыр).
Введение.
1. Глоссарий.
2. Основная характеристика одежды.
Ι. Одежда. Национальная одежда.
1. Мужская одежда.
а) шапка
б) башлык
в) рубашки и штаны
г) бешмет
д) черкеска
е) шуба
ж) бурка
з) обувь
и) пояса.
2. Женская одежда.
а) головной убор
б) рубаха, штаны, кафтанчик
в) шарфы
г) украшения.
ІІ. Основная национальная одежда.
Заключение.
Керпе занимали среди овчин второе место по престижности. Керпе называли шкурку ягненка в возрасте до одного месяца. Слово "керпе"- тоже тюркское. То, что керпе на престижной иерархической лестнице занимает второе место, подчеркивает весьма меткая пословица, которую приводит не раз нами цитированный И.М.Отаров- "жокъгьа керпе элтир керюнир" (при отсутствии элтира им может служить и керпе") [95].
Третий вид тери- тебеде ойнар. Это шкурка ягненка в возрасте до двух месяцев. По нашему мнению, этот вид шкурки напоминает скорей мерлушку, чем керпе, как утверждают некоторые исследователи96. В прямом переводе с карачаево-балкарского "тебеде ойнар" означает "прыгающий на холмике", что вполне характеризует ягненка в этом возрасте.
Общее в трех видах тери было, если можно так выразиться, одно- все они были малодоступны низам карачаево-балкарского общества. Они шили свои шубы в основном из шкур взрослых овец. Из таких шкур делали и рабочие шубы, и шубы для пастухов (для ношения в горах). Обилие сырьевой базы давало большой простор для выбора материала по качеству. На шубу взрослого мужчины иногда расходовалось до 20 шкурок, если отбор был очень тщательный, особенно когда речь шла о шубе для представителя знати. Особо престижная шуба шилась только из спинок шкур, т.е. из качественной их части.
Шубы шили в Карачае и Балкарии исключительно женщины, как и всякую другую одежду. 3аметим, что у других народов Северного Кавказа этим делом занимались и мужчины .
В Карачае и Балкарии были известны три вида шуб, различавшихся по покрою и по использованному материалу.
Шуба полусвободного покроя в Карачае и Балкарии называлась "аба тон". Ее шили из ягнячьих шкур мехом внутрь. Шкуры для такой шубы красили в различные цвета. Такие тон в какой-то степени напоминают шубы тюркских народов Средней Азии. Аба тон по длине доходила почти до щиколотки. Полусвободный покрой и длина требовали большого количества материала (до 30 шкурок). Обе полы оторочивались густым длинным мехом. Рукава были прямые. Такую шубу карачаевцы и балкарцы накидывали поверх черкески и бешмета. К аба тон пришивали воротник из керпе.
Интересно отметить такую деталь. Когда в регионе появились другие престижные виды верхней одежды, аба тон стала одеждой духовенства. Единственно, что в ней изменилось при этом- она стала несколько короче и по всей длине стала покрываться дорогими восточными шелковыми одноцветными тканями, как правило, спокойных теплых тонов. На это шли и добротные шерстяные ткани. Кроме того, шуба такого покроя стала неотъемлемой частью одежды скотоводов- малчы. Но название "аба тон" почему-то закрепилось только за шубой, которую стало носить духовенство. Шуба пастухов получила другое название- "малчы тон".
На малчы тон шли в основном шкуры взрослых овец, в крайнем случае- тебеде ойнар. Такая шуба по покрою была еще свободнее, ибо она служила часто и одеждой и постелью. Малчы тон крыли недорогими тканями неярких цветов (черной, темно-коричневой). Аба тон несколько напоминала дагестанскую шубу свободного покроя, с ложными рукавами.
Второй разновидностью карачаево-балкарской шубы была шуба, отрезная от талии- бичим тон. Бичим тон у талии по бокам имела по две вытачки с каждой стороны, за что иногда ее называли "чимдиу тон" (шуба с вытачкой). Эта слегка приталенная шуба в отличие от аба тон застегивалась на несколько пуговиц и петель, аналогичных тем, что были на бешмете и черкеске. Качество пуговиц часто ярко демонстрировало социальное положение хозяина изделия. Длина такой шубы была чуть ниже колен. Рукава были вшивные. Эти шубы были полутора- двубортные, с большим отложным (джагъа) или стоячим (ере джагъа) воротником. Бичим тон шили из всех трех видов шкурок ягнят. По бокам, чуть ниже талии, делались внутренние карманы. Шубы подобного покроя покрывали дорогими тканями, в основном шерстяными. Надевали шубу в основном поверх верхней рубашки или бешмета. Ни коим образом ее не надевали ни поверх черкески, ни под нее. Такую шубу называли еще и тышли тон (шуба с верхом).
Третий вид карачаево-балкарской шубы- шуба, отрезная по талии с оборкой (джийрик тон). Джыйрык тон была двубортная, на застежках из металла (илгик). Ее старались крыть дорогими шерстяными тканями, что, естественно, было доступно только социальной верхушке. Низы покрывали такую шубу простыми бумажными тканями. Но при всем том это была одна шуба, и ткань в любом случае должна была быть одноцветной. Шубы такого покроя шили в Карачае и Балкарии и без покрытия.
Подол джайрык тон состоял из нескольких клиньев, расширяющихся книзу. На лифе имелись боковые и плечевые швы. Спина кроилась с двумя рельефными швами. Воротник был стоячий или большой отложной и делался из каракуля разных цветов (по усмотрению мастерицы). Джайрык тон стремилась носить социальная знать, ибо это была самая престижная шуба из всех имевшихся в Карачае и Балкарии. Шуба имела два боковых внутренних, прорезных кармана.
Шубы подобного покроя в Карачае и Балкарии шьют для людей пожилого возраста и по сей день, однако дефицит шкурок ограничивает их производство.Для сколько-нибудь состоятельных мужчин ежегодно шили новую шубу, ибо через год, по понятиям карачаевцев и балкарцев, она теряла свою основную способность- греть.
Как и одежда, обувь карачаевцев и балкарцев по своему ассортименту была не очень разнообразна, но, что с уверенностью можно сказать, производилось ее вполне достаточно. Как справедливо указывает Г.Х.Мамбетов, всю обувь (аякъ киим) можно разделить на две части - поголенки (ышым) и собственно обувь (аякъ кийим).
Поголенки карачаевки и балкарки изготовляли из различного материала, который менялся с изменением социально- экономических условий. Исторически первыми, на наш взгляд, были поголенки из кииза - войлочные. Для них делали специальный тонкий кииз из высококачественной шерсти. Поголенки такого рода в Карачае и Балкарии не имели широкого распространения среди высших социальных слоев. Следующие в хронологической последовательности- поголенки из домотканого сукна- чепкен, замененные социальной знатью с появлением фабричных тканей на поголенки из ткани типа драпа. По своему покрою все поголенки были одинаковы и свою форму полностью сохраняли еще и в XX в. Как зимняя обувь были популярны поголенки, обшитые снаружи сафьяном (сахтиян уюкь), сначала домашней выделки, а впоследствии привозные. Это была единственная зимняя обувь местного изготовления, необходимая в условиях сурового высокогорья, особенно для пастухов. Уюкь изготовляли из кииза, в основном черного цвета. Для взрослых мужчин их деляли чуть выше колен, до колен обшиван сафьяном. Такие уюки, плотно прилегающие к ноге, были очень удобны. Их одевали вначале в чабыры- чувяки. Впоследствии, когда появились калоши, уюки стали носить с ними. Точно такого же кроя были и уюки для детей. Эта обувь считалась очень престижной; носили ее в основном социальные верхи. Низы карачаево-балкарского общества носили уюки без сафьяновой обшивки.
Другой обувью у карачаевцев и балкарцев были месси- легкие сапоги из сафьяна ниже колен, которые носили как мужчины, так и женщины пожилого возраста. Это была, по существу, летняя обувь, но при необходимости внутрь месси одевали войлочные уюки. Носили месси и с чарыками из сафьяна.
Карачаевцы и балкарцы изготовляли и носили ноговицы- ышым. Это был своеобраэный чулок выше колен, без ступни и со штрипками (сапал). Штрипки делали из ткани или из кожи. Несколько ниже колен ышым подвязывали специальными подвязками (ышым бау) из кожи, напоминавшими формой и украшениями детский серебряный или золотой поясок. Конечно, такие разукрашенные подвязки были характерны лишь для социальных верхов, низшие слои общества пользовались для этой цели чем придется- шнурками из ткани, тесьмой и т.д. Любимым цветом ноговиц были коричневей и серый. Социальные верхи как парадные носили нередко белые ноговицы. Чернь же носила, как правило, темные ноговицы.
С конца ХIХ в. как мужчины, так и женщины в Карачае и Балкарии стали носить вязаные шерстяные чулки (чындай). Шерстяные носки карачаевцы и балкарцы широко изготовляли и для продажи. Они имели хороший сбыт на базарах городов Кавказских Минеральных вод, особенно в Кисловодске, где, как мы отмечали, карачаевцы стали постоянно жить уже со второй половины ХIХ в. Основными покупателями изделий карачаевцев и балкарцев являлись русские, приезжавшие на отдых из центральной России. Карачаевцы широко продавали приезжим также пряжу (халы), пользовавшуюся большой популярностью. Следует также отметить, что традиционные ремесленные изделия, особенно некоторая их часть, с конца XIX- начала ХХ в. не вписывалась в быт нарождающейся буржуазии и местное население приспосабливало свои изделия к потребностям рынка. Кисловодск же с начала ХХ в. стал как бы центром по изготовлению карачаевских ходовых ремесленных изделий на рынок. Отметим попутно, что даже в самые трудные для карачаевцев и балкарцев годы- в период выселения в Среднюю Азию- от голодной смерти спасло многие семьи ремесло- вязание носков, прядение шерсти и т.п. Даже и в настоящее время в семейном бюджете карачаевца и балкарца значителен вклад от традиционного вязания и прядения. Трудно найти в Карачае или Балкарии женщину и даже маленькую девочку, которая не сумела бы связать самую современную вещь любой формы. Особенно большие возможности для этого дают, конечно, создающиеся в настоящее время кооперативы. Способность и привязанность к вязанию является, на наш взгляд, национальным достоянием карачаевцев и балкарцев, под влиянием которых этим полезным делом начинают заниматься представители других, соседних народов, для которых в прошлом не было традиционным изготовление всевозможных изделий из шерсти. Если правильно поставить это дело на государственную основу, то без преувеличения можно утверждать, что одни карачаевцы и балкарцы смогут "обвязать" довольно ощутимый процент даже такой огромной страны, как СССР. Любовь к вязанию в Карачае и Балкарии не только не угасает в настоящее время, но, наоборот, получает все большее развитие.
Но вернемся к обуви. Карачаевцы и балкарцы на протяжении своей истории создали, видимо, немало видов обуви. Что же касается времени начиная со второй половины ХIХ в., то национальная мужская обувь была не особенно разнообразной по ассортименту.
Рабочей повседневной исключительно мужской обувью являлись чувяки (чабыры) из сыромятной кожи. Кожу для чабыров не красили, но очень хорошо разминали и пропитывали специальным раствором, чтобы она была как можно более водоотталкивающей. Чабыры в Карачае и Балкарии делали двух видов, но совершенно одинаковые по форме. По длине чабыры обоих видов доходили до щиколотки, но один имел шов на заднике, носке и верхней передней части. Чабыры такого вида употреблялись основной массой населения, от детей до стариков, и их изготавливали в большом количестве. Для другого вида чабыров подошву делали из сплетенных ремней. Такие чувяки специально изготовляли для охотников- чтобы не поскользнуться при хождении по камням, льдам и т.д. "Наскоро мы надели горские чабуры. 3то легкая кожаная обувь, внизу которой вместо подошвы прикреплены крестообразно ремни, чтобы не скользила нога по снежным и травянистым покатостям" - читаем у Николая Тавлинова. Другой исследователь отмечал: "На ноги обувают два рода обуви: 1) чувяки- из козловой кожи, выделанной и крашеной в черный цвет- с подошвами из сыромятной кожи, и 2) чабыры- из хорошо промятой сыромятной кожи с плетеной из ремешков подошвой. Последнего рода обувь употребляется для хождения по горам, так как не скользит по камням, а цепляется своей подошвой" . Чабыры второго вида изготовляли в небольшом количестве и больше в Балкарии, где больше, как уже отмечалось, была распространена охота. И оба вида (по полевому материалу- только в Балкарии) делали иногда из шкур, не снимая ворса.
У щиколотки все чебыры завязывали кожаной тесьмой (чабыр бау). Надевали чабыр на голую ногу, подкладывая внутрь траву, которую для этой цели специально собирали в горах и сушили. Трава называлась "челеу" и была очень мягкая, тонкая, в тонине не шелушилась, так что ее можно было использовать неодноразово: после того как она промокала, ее сушили, теребили и опять пускали в ход. Швы чабыров прошивались тонким ремешком (тасма), который изготовлялся из шкуры молодого туренка (покун). Такая тасма имела ряд преимуществ: во-первых, она намного крепче, чем из шкур домашних животных; во-вторых, очень тонка и удобно продевается через дырочки, которые делали шилом; в-третьих, когда чабыры намокали, она меньше растягивалась. Пастухи никогда не расставались с тасмой на коше; и летом и зимой они имели ее при себе, чтобы в любой момент починить чабыр.
Чабыры в Карачае и Балкарии были обувью непрестижной. Их в основном носили социальные низы. Но при всем том это была очень удобная обувь для длительного хождения по горам- мягкая, легкая, не стесняющая ногу.
Чувяки под разным названием встречаются почти у всех народов Кавказа. (Вероятно, происхождение этой обуви- кавказское). В настоящее время чабыры полностью вытеснены из быта карачаевцев и балкарцев. На смену им пришла фабричная обувь, но в начале ХХ в. они широко бытовали.
Для мужчин шили и более нарядную и престижную обувь. "Более нарядную обувь,- пишет Е.Н.Студенецкая,- шили из сафьяна. Чарыки шили женщины из одного куска кожи со швом на заднике и на носке. На подъеме пришивался маленький язычок (къулак- букв. "ухо"), а в прорезях у щиколотки продевался ремешок из козьей кожи (тасма). Чарыки мазали маслом, курдючным и внутренним жиром, часто разминали. Обувь такого покроя часто носили мужчины" . Чарыки, как и чабыры, шили тасмой, которую изготовляли не из простой козьей шкуры, а из шкуры дикого козленка. Только ремешок из шкуры дикого козленка карачаевцы и балкарцы называли тасмой, ремешки из другой кожи имели совершенно другое название.
Чарыки носила в Карачае и Балкарии только социальная знать, и изготовляли их только из крашеного сафьяна (сахтиян). Сахтиян красили в основном в черный, реже в коричневый цвет. С чарыками одевали месси, а также и ишим, в таком случае подкладывали траву "чабыр салам", но в меньшем количестве, чем в чабыры. С появлением носков, как собственного изготовления, так и фабричных, чарыки стали носить с носками.
Ко времени Октябрьской революции зажиточная часть населения Карачая и Балкарии праздничную обувь носила либо фабричную, либо изготовленную русскими мастерами-кустарями. Этот вид обуви стал самым престижным. Но при этом традиционная обувь полностью сохранила свое значение, лишь в некоторых случаях изменив материал: на смену местному приходил фабричный, нередко превосходивший домашний качеством обработки и красотой, но и доступный не всем слоям карачаево-балкарского общества.
Неотъемлемой частью мужского костюма являлся пояс- белибау. Белибау являлся самой дорогой деталью мужского костюма. Он был кожаный и имел самые различные украшения. Известный специалист по истории карачаевцев и балкарцев И.М.Мизиев отмечает, что карачаево-балкарские пояса по типу набора "были нескольких видов- алтын белибау (с золотыми и золочеными украшениями), кюмюш белибау (с серебряными украшениями), сюек белибау (с костяными украшениями). Весь поясной набор назывался- мет (балкарское- К.Т.). В основном он состоял из пряжки- аил, различных бляшек и свисающих плоских наконечников- тил. На боку к поясу прикреплялась небольшая украшенная коробка из кости или дерева- жилик орун (сальница), предназначенная для хранения костного мозга, которым смазывали ружья, кинжалы и прочее оружие. С другой стороны к поясу прикреплялась добра- небольшая сумочка из кожи или грубой ткани, украшенная различным орнаментом, служила она для хранения пуль... " . Следовательно, пояс, кроме, так сказать, своих прямых обязанностей, выполнял другие, вспомогательные функции.