Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:09, реферат

Описание работы

Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли. Это положение можно уподобить положению греческой философии в античном мире. Фридрих Энгельс, а за ним и весь марксизм и абсолютное большинство исследователей и философов считают эту философию классической. Такое название немецкой философии конца 18 - середины 19 столетия вполне оправдано.

Содержание работы

Зарождение Немецкой философии
Иммануил Кант
Фихте Иоганн Готтлиб
Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
Л. Фейербах
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Filosofia_Nemetskaya_klassicheskaya_filosofia.ppt

— 1.48 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Подготовил: студентки 2085 ОМФ

Фазылова Ж.Т., Лисневская К.С.

  • Зарождение Немецкой философии
  • Иммануил Кант
  • Фихте Иоганн Готтлиб
  • Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф
  • Гегель Георг Вильгельм Фридрих
  • Л. Фейербах
  • Заключение
  • Список литературы

 

 

 

 

  • В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая 
    экономическую и политическую отсталость, приближалась к 
    буржуазной революции, и 'подобно тому как во Франции в XVIII 
    веке, в Германии в XIX веке философская революция 
    предшествовала политическому перевороту' - так говорили в своих 
    трудах К.Маркс и Ф. Энгельс. Маркс рассматривал немецкую 
    классическую философию как немецкую теорию французской 
    революции. 
  • Важную роль в формировании немецкой философии сыграли 
    достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также 
    теории развития человеческого общества - все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
  • Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия занимает исключительно важное место в истории развития философской мысли. Это положение можно уподобить положению греческой философии в античном мире. Фридрих Энгельс, а за ним и весь марксизм и абсолютное большинство исследователей и философов считают эту философию классической. Такое название немецкой философии конца 18 - середины 19 столетия вполне оправдано.

 

  • Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия, во-первых, является вершиной мировой философской мысли, поскольку в ней философия показала себя в ее высочайшем, "чистейшем" виде: она, по словам Гегеля , средствами движения только мировоззренческих категорий показала нам мир и наше место в этом мире. Она, во-вторых, дала нам полную и законченную систему решения всех мировоззренческих проблем.
  • Немецкая философия конца 18 - середины 19 столетия стала высшим уровнем и в то же время завершением развития античной, а отсюда - и собственно европейской философской мысли. Она развязала все проблемы и таким образом что и как были начаты еще в условиях культуры античности.  
  • Иммануил Кант (1724 – 1804)
  • Родился в скромной семье ремесленника, в Кенигсберге, в Пруссии (соврем. Калининград).
  • Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Ката состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).

 

  • В философском развитии Канта различают 2 периода:
  • - «докритический» до 1770 г. Эмпирик. Разработка космогонической картины мира (происхождение солнечной системы из первоначальной туманности – теория Канта-Лапласа). «Всеобщая естественная история и теория неба» 1755, в нем Кант практически исключает идею сотворения. Взаимосвязь приливов и вращения Земли, разработал систему классификации животного мира, выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас. «Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».
  • - «критический». 1770 г. – защита диссертации «О форме и принципах чувственного воспринимаемого и умопостигаемого мира». Предпосылкой анализа познания является механика Ньютона как образец естественнонаучного познания.

 

  • Свою философию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм. Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений»: «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей». Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум).

 

  • Фихте Иоганн Готтлиб (1762-1814)
  • Немецкий философ, родился в семье бедного ремесленника и уже мальчиком должен был работать у станка.
  • Развивал идею Канта о философии как науке, понимая ее как «учение о науке» - наукоучение. Считал, что философия – основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания.
  • Наукоучение ориентировано на исследование условий познания.
  • Отказавшись от дуалистической позиции Канта, пытался устранить Кантовскую идею предметов самих по себе и вывести все содержание знания из деятельности нашего Я. Основанием знанияявляется самосознание как творческая деятельность, направленная на себя, на «Я». «Я» - это тождество субъекта и объекта.
  • Фихте указал на противоречие понятия “вещи в себе”, - непознаваемой, не влияющей на мир явлений и в то же время заключающей в себе причину явлений. Устранив это противоречие, он стремился преобразовать критический метод Канта в субъективный идеализм. Для Фихте подлинная реальность – единство субъекта и объекта; мир- это “субъект-объект, причем ведущая роль за субъектом”.
  • Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831)
  • Его отец входил в состав высшего чиновничества, Гегель защитил две диссертации, но - плохой лектор.
  • Фейербах: «Гегель есть Фихте, опосредованный Шеллингом». Гегель – вершина нем. классич. ф-фии. Создатель универсальной системы диалектического идеализма, впервые сформулировал 3 закона диалектики. Натурфилософ, объективный идеалист, диалектик идеалистический.
  • Подверг пересмотру логику, идущую от Аристотеля. Выдвинул самый смелый за всю историю философии принцип: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Создатель неформальной – диалектической- логики.
  • Значение ф-ии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
  • В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал законы и категории диалектики.

 

  • Иным направлением в развитии немецкой философии явилось 
    учение Л. Фейербаха (1804 - 1872) - крупнейшего материалиста 
    домарксистской эпохи, последнего представителя немецкой 
    классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, 
    Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. 
    Материализм так же стар и стольже повсеместен, как и само 
    человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и 
    вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. 
    Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: за 
    отрицанием идеализма он недооценил гегелевскую диалектику. 
    Материализм Фейербаха традиционно оставался метафизическим. 
    Его характерной чертой был антропологизм, заключающийся в 
    понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрение 
    человека в неразрывном единстве с природой. Природа - основа 
    духа. Она же должна явиться основой и новой философии, 
    призванной раскрыть земную сущность человека, которого природа 
    наделила чувствами и разумом и психика которого зависит от его 
    телесной организации, обладая вместе с тем качественной 
    спецификой, несводимой к физиологическим процессам. 
    Антропологизм Фейербаха имел большое значение и в борьбе 
    против идеалистических концепций трактовки человека, против 
    дуалистического противопоставления в человеке духовного начала 
    телесному, а также против вульгарного материализма. Однако 
    'природная' сторона в человеке гипертрофировалась, а специальная 
    - недооценивалась. 
  • Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:  
    Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "усмехающимся над действительности", "душой" культуры.
  • Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей.
  • Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено идеалистической формой, которая впоследствии стала для неё роковой. Вместе с тем она способствовала — несмотря на свой неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий причинный анализ исследуемых феноменов, — тому, что отражение новых научных познаний и воздействие общественного развития происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно реагировала на новые стимулы.

 

  • В социальном плане немецкая философия — свидетельство идейного пробуждения «третьего сословия» Германии. Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия использовала результаты развития философской мысли Италии, Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.
  • Немецкая классическая философия является не только высшим уровнем, но и завершением развития европейской философской мысли.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ***


Информация о работе Немецкая классическая философия