Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:23, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная
именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется
классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской
мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового
времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.
Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование
мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как
основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и
конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики
немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно
отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии
передовых стран.
Классическая немецкая философия 3
§ 1. Философская система Канта 4
Этическое учение Канта 12
§ 2. «Наукоучение» Фихте 14
§ 5. Натурфилософия Шеллинга 19
§ 4. Система и метод философии Гегеля 23
Философская система 24
Диалектический метод 38
§ 5. Антропологический материализм Фейербаха 39
Список использованной литературы: 45
Оглавление
Оглавление 2
Классическая немецкая философия 3
§ 1. Философская система Канта 4
Этическое учение Канта 12
§ 2. «Наукоучение» Фихте 14
§ 5. Натурфилософия Шеллинга 19
§ 4. Система и метод философии Гегеля 23
Философская система 24
Диалектический метод 38
§ 5. Антропологический материализм Фейербаха 39
Список использованной литературы: 45
Классическая немецкая
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная
именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется
классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской
мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового
времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.
Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование
мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как
основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и
конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики
немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно
отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии
передовых стран. Со времени Реформации и до конца XVIII в. Германия не
представляла собой единого экономического целого, капиталистический рынок
находился в процессе становления. Не представляла она и единого
политического целого: страна была разделена почти на 300 самостоятельных
государств, большинство из которых были карликовыми.
Экономическое благосостояние бюргерства в значительной степени
зависело от заказов двора и феодалов, от поставок для армии. Это определило
политическую дряблость немецкой буржуазии. И хотя ее интересы не совпадали
полностью с интересами юнкеров, она покорно шла в фарватере политики
дворянского государства.
Указанные обстоятельства не могли не найти своего отражения в немецкой
философии того времени, определяя ее двойственный, компромиссный, подчас
противоречивый характер. Если труды французских просветителей запрещались и
сжигались, а сами они подвергались судебным преследованиям, вплоть до
заключения в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты были заслуженными
профессорами германских университетов, признанными наставниками юношества,
а их труды издавались и распространялись без всяких препятствий. Но хотя
они не выступали против существующих в германских государствах политических
учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с
феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно
обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко
обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные
ученики берлинского профессора. Поэтому Маркс называл философию Канта,
родоначальника классической немецкой философии, немецкой теорией
французской революции. С не меньшим основанием данное определение может
быть, распространено на других представителей классической немецкой
философии.
§ 1. Философская система Канта
Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант
(1724—1804)
происходил из семьи
помогли ему получить образование. Он глубоко изучил не только философию,
логику, теологию, но также математику и естествознание. Вся жизнь философа,
бедная внешними событиями, но наполненная неустанным и напряженным
творчеством, прошла в Кенигсберге. Здесь он учился, преподавал, долгие годы
был профессором и одно время — ректором университета. Здесь он создал все
свои философские и естественнонаучные труды.
Философское развитие Канта
начала 70-х годов — называют «докритическим», второй — с начала 70-х годов
— «критическим», поскольку именно тогда были написаны главные произведения,
доставившие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Критика
практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является
первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает
этическое учение, а третья — эстетику и учение о целесообразности в
природе.
В «докритический период» Кант
много и плодотворно
естествознания, проводит идею о развитии в природе. Опираясь на открытия
Коперника, Галилея и Ньютона Кант в книге «Всеобщая естественная история и
теория неба (1755) выдвигает гениальную гипотезу о происхождении Солнечной
системы естественным путем из первоначальной туманности. Далее Кант
вплотную подходит к выводу о множественности миров, о непрерывном процессе
их возникновения и исчезновения. Философ проводит аналогию ссылаясь на
безграничное плодородие природы, которая взамен ежедневно погибающего
бесчисленного количества животных и растений производит не меньшее число их
в других местах. Точно так же погибают миры и системы миров и поглощаются
бездной вечности, однако созидание никогда не прекращается: в других местах
неба возникают новые образования и убыль восполняется с избытком. Спустя
полстолетия французский ученый Лаплас независимо от Канта дал более
строгое, математическое обоснование идеям о естественном происхождении
нашей Вселенной. После этого «небулярная» теория получила название
кантолапласовской гипотезы. Хотя книга Канта в силу чисто случайных
обстоятельств долгое время оставалась неизвестной публике, приоритет Канта
в создании космогонической гипотезы является несомненным.
Канту принадлежит заслуга в
создании другой
замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов в океане.
Исторический, диалектический подход Канта к естествознанию нанес
существенный удар по господствующему в то время метафизическому
мировоззрению. Однако нельзя пройти мимо двойственной, противоречивой
позиции философа в этом вопросе. С одной стороны, он стремится дать научную
картину возникновения Солнечной системы на основе действия законов развития
материи. «Дайте мне материю, я построю из нее мир», заявляет Кант, называя
мнение Ньютона о необходимости божественного первотолчка «жалким». Но, с
другой стороны, он усматривает конечную первопричину мира все-таки в Боге.
Сам факт естественного и закономерного развития Вселенной из
первоначального хаоса философ считает «единственно возможным» основанием
для доказательства его бытия.
Уже в «докритический период» Кант говорит о границах познания. Если
можно дать чисто естественное, механическое объяснение возникновению
Вселенной из хаоса, то этого нельзя сделать в отношении даже простейшего
живого существа. Здесь, думает философ, — господствуют телеологические
принципы целесообразности, базирующиеся на божественной воле.
Мотивы агностицизма, принципиальной непознаваемости окружающего нас
мира стали ведущими в «Критический период», составляя специфику того, что
называют кантианством.
Проблемы теории познания
его многочисленных последователей. В предисловии к «Критике чистого разума»
Кант пишет: «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место
вере». Исходя из этой главной для него задачи, философ разработал очень
сложную гносеологическую конструкцию.
Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственное
познание, рассудочное познание, разумное познание. Все наше знание
начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют
находящиеся вне человека предметы внешнего мира, или, как их называет Кант,
вещи в себе. Философ не дает однозначного определения этого понятия. Во
многих местах «Критики чистого разума» он недвусмысленно заявляет, что вещи
в себе существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания,
хотя и остаются непознаваемыми. Такое понимание вещи в себе как основы всех
явлений, как фактической причины человеческих ощущений, как объективной
реальности, является у Канта доминирующим, что позволяет квалифицировать
его как материалистическое. Но у него встречаются и другие толкования. Под
вещью в себе он разумеет пограничное, предельное понятие, замыкающее круг
возможных человеческих представлений и ограничивающее притязания людей на
познание мира, а также Бога, бессмертие души и свободу воли. Очевидно, что
последние толкования вещи в себе противоречат первому и являются
идеалистическими.
Ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность, по
мнению Канта, ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат только к
субъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями и не дают
знания об объекте. Например, приятный вкус вина не принадлежит к числу
объективных свойств чувств того субъекта, который наслаждаемся им. Цвета
тоже не являются свойствами тел, они только модификация чувства зрения,
подвергающегося некоторому действию со стороны света. Следовательно, хотя
ощущения и вызываются воздействием «вещей в себе» на человеческую
чувственность, они ничего общего не имеют с этими вещами. Ощущения — не
образы, а символы вещей.
Подобная точка зрения, которую, как известно, наиболее обстоятельно
выразил Д. Юм, называется агностицизмом. Соглашаясь с Юмом, Кант добавляет
нечто свое. Хотя наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует,
что оно целиком происходит из опыта. Знание, по Канту, имеет сложный
состав; и складывается из двух частей. Первую часть философ называет;
«материей» знания. Это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое a
posteriori, т.е. путем опыта. Вторая часть — , форма — дается до опыта, а
priori
и должна целиком готовой
Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теории
познания Канта является априоризм. Встает вопрос о том, откуда берутся
априорные, т.е. доопытные формы чувственности и все иные априорные формы, о
которых говорил Кант. Философ был вынужден признать, что ответить на этот
вопрос он не в силах: «этого вопроса разрешить нельзя, так как для его. И
разрешения, как и для всякого мышления, мы уже нуждаемся в этих свойствах».
Понятие априоризма —
основывал возможности достижения необходимого и достоверного знания. Кант
разделял общий предрассудок рационализма, который недооценивал роль опыта,
роль чувственного познания в процессе достижения всеобщего и необходимого
знания. По мнению Канта, опыт никогда не может придать суждениям истинной и
строгой всеобщности, а лишь предполагаемую и сравнительную всеобщность.
Вместе с тем он считал, что математическое знание носит безусловно
необходимый характер. Выйти из этого затруднения он пытался при помощи
априоризма: только априорные суждения носят всеобщий характер, достоверны и
объективны. Для Канта понятия «априорный», «необходимый», «всеобщий»,
«объективный» тесно переплетаются и употребляются как равнозначные. В то же
время он отказывался признавать априорное знание врожденным.
Если «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостериорный
характер, то форма чувственного познания внеопытна, априорна. До восприятия
предметов опытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е.
свободные от всего эмпирического, наглядные представления, которые являются
формой, условием всякого опыта. Такими «чистыми», т.е. априорными
наглядными представлениями выступают пространство и время. По мнению
философа, пространство и время — это формы именно чувственности, а не
рассудка, это представления, а не понятия. Кант аргументирует это следующим
образом: понятие дискурсивно и включает в себя различные виды, например
понятие «человек» включает в себя различные виды людей. Но этого нельзя
сказать о пространстве и времени. Существует, как думал Кант, одно-
единственное время и одно-единственное пространство. Следовательно,
пространство и время — это единичные представления интуитивного характера.
Пространство вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей в
себе, время также не принадлежит вещам в себе ни как их свойство, ни как их