Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:23, реферат

Описание работы

Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная
именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется
классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской
мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового
времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.
Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование
мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как
основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и
конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики
немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно
отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии
передовых стран.

Содержание работы

Классическая немецкая философия 3
§ 1. Философская система Канта 4
Этическое учение Канта 12
§ 2. «Наукоучение» Фихте 14
§ 5. Натурфилософия Шеллинга 19
§ 4. Система и метод философии Гегеля 23
Философская система 24
Диалектический метод 38
§ 5. Антропологический материализм Фейербаха 39
Список использованной литературы: 45

Файлы: 1 файл

Немецкая классическая философия.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

образом, сближается с деизмом.

      Кант мечтал о вечном мире  на земле, о  союзе  свободных  государств  и

свободных народов как гаранте этого мира.  Обоснованию  этого  посвящен  его

трактат «Вечный мир».

      Кант — одна  из  ключевых  фигур  мировой  философской  мысли.  Гегель

справедливо  считал,  что  в  учении  Канта  происходит  главный  переход  к

новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях  разума,

об  активности  субъекта  в  познании  и  нравственной   практике   началась

разработка диалектического метода познания —  главного  достижения  немецкой

классической философии.

      У  Канта  было  огромное  число  последователей  и  не  меньшее  число

критиков. Критиковали  его  «справа»  и  «слева».  Справа:  —   с   позиций

последовательного идеализма —  за  допущение  материалистического  тезиса  о

существовании независимо от  субъекта  вещей  в  себе.  Слева  —  с  позиций

материализма — за агностицизм и  априоризм,  которые  вели  к  субъективному

идеализму. За это  же  его  критиковал  Гегель,  но  с  позиций  абсолютного

объективного идеализма и, что очень существенно,  —  с  позиций  всесторонне

разработанного диалектического метода.

 

                          § 2. «Наукоучение» Фихте

 

 

      Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) родился  в  семье  крестьян.  Благодаря

выдающимся  способностям  и  редкому   трудолюбию   ему   удалось   получить

образование. В отличие  от  Канта  или  Гегеля  жизнь  Фихте  была  насыщена

драматическими  событиями.  Фихте   —   не   только   видный   представитель

классической немецкой философии, но  и  идеолог  немецкого  освободительного

движения, направленного против французских оккупантов. В то же время  в  его

творчестве нашли отражение прогрессивные  идеи  французского  Просвещения  и

революции. 1793 г. он опубликовал  (анонимно)  два  сочинения,  восхваляющие

эти идеи. В 1799 г. в философском журнале появились статьи, в которых  Фихте

отождествлял идею Бога с моральным мировым  порядком.  Журнал  был  запрещен

правительством,  Фихте обвинен в атеизме и  уволен  с  должности  профессора

Иенского университета. Только  в  1805  г.  ему  удалось  стать  профессором

Эрлангенского университета. В 1807 г. в  оккупированном  французами  Берлине

Фихте выступает с циклом публичных лекций —  «Речи  к  немецкой  нации»,  в.

которых он призывал к объединению страны,  ее  возрождению,  демократическим

реформам. Патриотическая деятельность  философа  находит  широкий  отклик  в

государствах тогдашней Германии. С 1809 г.  Фихте  —  профессор  Берлинского

университета, а в 1811—1812 гг.  избирается  его  ректором.  В  1813  г.  он

вступает  в  ландштурм  (ополчение)  и  в  1814  г.  умирает  в   госпитале,

заразившись,                       по-видимому,                       тифом.

 

      Свою философию  Фихте  называет  «первой  системой  свободы»,  которая

освобождает человеческое «Я» от оков вещей  в  себе,  от  внешнего  диктата.

Философия, по его мнению, не  мировоззрение,  а  самосознание,  связанное  с

характером,   образом    мыслей,    практическими    действиями    личности.

 

      Фихте  подвергает  критике  философию  Канта.  Он   не   согласен    с

утверждением о непознаваемости вещей в себе. Эта критика ведется справа —  с

позиций   более   последовательного   субъективного   идеализма.   Первичной

реальностью Фихте называет абсолютное человеческое «Я», которое  включает  в

себя все, что можно мыслить. «Я»  —  мыслящий  субъект,  обладающий  большой

активностью.  Его  деятельность   выливается   в   диалектический   процесс:

происходит   движение   от   первоначального   положения   (утверждение)   к

противоположному положению (отрицание), а от него  —  к  третьему  положению

(единство,         синтез          первых          двух          положений).

 

      Кроме «Я» существует «не-Я»,  или  некий  объект  природы,  окружающей

действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в  какой-то  мере

его  деятельность.  По  словам  философа,  понять  разумом  механизм   этого

воздействия  невозможно  его   можно   только   прочувствовать.   Наряду   с

теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и  деятельность

бессознательную.  К  бессознательной  деятельности  относится   нравственное

поведение субъекта:  исполнение  им  долга,  повиновение  законам  морали  и

права.

      «Не-Я» не только существует, но  и  воздействует  на  «Я».  Физическая

природа  человека,  его  естественные   склонности,   составляющие   «не-Я»,

побуждают  «Я»  к  действию  и   в   то   же   время   искажают   проявления

нравственности, противодействуют проявлениям морального долга.  Чем  сильнее

воздействие «не-Я», или чувственной природы человека, тем  труднее  для  «Я»

выполнять свой этический долг.

      Фихте правильно  схватывает  то  противоречие,  которое  действительно

существует между чувством и долгом. Но что же  все-таки  надо  понимать  под

категорией «не-Я»? Может создаться впечатление, что, пользуясь  своеобразной

терминологией,  Фихте  высказывает  обычные  материалистические  взгляды  на

соотношение субъекта и объекта, сознания и природы. Однако  это  впечатление

обманчиво. Фихте сознательно дистанцируется не только  от  материализма  как

философского  мировоззрения,  но   и   от   половинчатых   взглядов   Канта,

признававшего  объективно-реальное   существование   вещей   в   себе.   Как

подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя отождествлять с вещью в себе в  кантовском

смысле.  Категория  «не-Я»  —  это  результат  деятельности  сознания,  т.е.

продукт «Я». Обыденному сознанию кажется, что окружающие его вещи,  природа,

весь мир существуют независимо от  человеческого  сознания.  Фихте  убежден,

что мы имеем дело с иллюзией, которая преодолевается философским  мышлением.

Одним словом, первичен субъект, «Я».  Его  активная  деятельность,  носящая,

правда, духовный характер, творит объект, внешний мир.

      Нетрудно обнаружить, что в рассуждениях  Фихте наличествует  логический

круг: «Я» порождает «не-Я», а «не-Я» порождает  «Я».  Пытаясь  вырваться  из

этой   логической   круговерти,   философ   вводит   еще   одну   категорию—

интеллектуальное созерцание», или «интеллектуальная интуиция». Она  призвана

устранить противоположность субъекта и  объекта,  но  противоположность  эта

все же  остается,  а  ее  преодоление  превращается  в  бесконечно  далекую,

недостижимую цель.

      Интеллектуальная интуиция принадлежит  не  теоретическому  мышлению,  а

«практической   деятельности»,   под   которой    Фихте    понимает    сферу

нравственности, морального  «действования»  и  «долженствования»,  этических

оценок, что очень похоже  «практический  разум»  в  философии  Канта.  Здесь

возникает еще  одно  противоречие  в  философской  системе  Фихте.  С  одной

стороны, он провозглашает всесилие разума, свое учение он называет  «учением

о  науке»,  наукоучением»  (Wissenshcaftslehre).   Философия  есть  наука  о

науке, высшее и безусловное основоположение  для  всех  наук,  универсальный

метод  познания.  С  другой   стороны,   теоретический   разум   подчиняется

«практическому», т.е. нравственному сознанию  и  воле,  которые  постигаются

интуитивно, представляют собой сферы, закрытые  для  теоретического  разума.

 

      Философия Фихте обременена и  другими противоречиями,  неизбежными  для

субъективного   идеализма.   Если   исходить   из   его   посылок   и   быть

последовательными, субъективный идеализму неизбежно приводит  к  солипсизму,

т.е.  утверждению,  что  существует  одно-единственное  мое  «Я»,   а   весь

окружающий мир — его порождение. Фихте пытается  дедуктивным  путем  вывести

из  исходного  «Я»  возможность  существования  множества  других  свободных

индивидов, других «Я». По мнению философа,  данная  дедукция  обусловлена  и

нормами права. Если признать существование одного «Я», то ни о  каком  праве

и законности не может быть и речи. Разумеется, это  так,  но  тогда  рушатся

исходные  посылки  субъективного  идеализма  как  монистической   философии.

Фактически, Фихте переходит  на  позиции  идеалистического  плюрализма  типа

монадологии Лейбница. Однако этот путь не привлекает Фихте, и он  склоняется

к    объективному     идеализму,     сочетая     его     с     субъективным.

 

      По сути дела Фихте  использует  два  значения  понятия  «Я»:  1)  «Я»,

тождественное  индивидуальному  сознанию  и  2)   «Я»,   не:   тождественное

индивидуальному сознанию, абсолютное «Я», т.е.  сознание  сверхчеловеческое.

А это уже и есть объективный идеализм. Философ не  всегда  предупреждает,  в

каком  смысле  он  употребляет  понятие  «Я»,  что  создает  трудности   для

понимания его мысли. Оба значения то совпадают,  то  расходятся,  и  в  этом

философ   усматривает   движущий   принцип   мышления,   ядро    диалектики.

 

      Следует учитывать эволюцию  взглядов  Фихте.  После  1800  г  он  внес

существенные коррективы в свою философию. В первый период в  ней  преобладал

субъективный идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая  цель

деятельности субъекта, как потенциальная  бесконечность.  Во  второй  период

абсолютное «Я» трактуется как актуальное бытие,  равноценное  Богу,  а  все,

что находится вне этого абсолюта, есть его порождение, образ,  схема.  Такая

трактовка близка к платонизму, является  объективным  идеализмом.  В  первом

периоде деятельность субъекта  отождествлялась  с  нравственностью,  в  духе

протестантской  этики  активизм  расценивался  как  добродетель.  Во  втором

периоде деятельность и нравственность были  разъединены,  поскольку  они  не

всегда совпадают, а активность может быть и не добродетельной.

      Подверглись изменению и социально-политические взгляды: от буржуазного

либерализма был совершен переход к национал патриотизму.

      Фихте внес вклад в разработку  диалектического  метода.  Правда,  свой

метод он называет не диалектическим, а антитетическим. В отличие от  Гегеля,

антитезис выводится у Фихте не из тезиса, а сопоставляется  с  ним,  образуя

единство противоположностей. «Я»  приводится  в  движение  и  побуждается  к

действию  чем-то  противоположным.   Субъект   деятельности   —   это   «Я»,

взаимодействующее с «не-Я». Возникает  противоречие  между  деятельностью  и

выполняемой  ею   задачей.   Разрешение   данного   противоречия   ведет   к

возникновению нового и так без конца.

      Центральной категорией «практической  философии» Фихте считает свободу.

Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности,  т.е.

необходимости.  Случайность  трактуется  им  как   субъективная   категория;

случайно  то,  причина  чего  нам  неизвестна.  Но  поскольку  все  причинно

обусловлено, то все и необходимо. В историческом процессе  свобода  возможна

и она достигается осознанием необходимости, что дает  возможность  поступать

со  знанием  делай  обстоятельств.  Поэтому  свобода  состоит   в   активной

деятельности  в  рамках  познанной  необходимости.   Практически-деятельное

отношение к предмету предшествует теоретически  созерцательному.  Диалектика

активной деятельности субъекта — важнейшая черта философии Фихте,  оказавшая

влияние на дальнейшее развитие классической немецкой философии.

      Много внимания Фихте уделял  учению о праве.  Наука  о  праве  касается

внешних отношений между людьми и тем отличается от  этики,  которая  изучает

внутренний мир человека, основанный  на  свободе.  Таким  образом,  право  и

этика  несопоставимы. Право   опирается   на   отношения   взаимности,   на

добровольное  подчинение  каждого  гражданина  установленному   в   обществе

закону. Закон же есть договор о гражданском общежитии.

      Государство как политическая  организация может функционировать  только

там,  где  есть  собственность.  Люди  делятся   на   собственников   и   не

собственников, государство же есть  организация  собственников.  Безусловно,

это  догадка  о  зависимости  права  :.  и  государственного  устройства  от

экономических отношений, от  института  собственности.  В  труде  «Замкнутое

торговое государство» (1800) Фихте  ратует  за  право  на  труд  и  трудовую

частную   собственность.  Задача  государства  —  охранять  эти   социальные

институты.   Фихте   стоит   за   активное   вмешательство   государства   в

экономическую  сферу.  Оно   должно   регламентировать   денежную   систему,

ограничивать свободу торговли и конкуренции, « дабы защитить интересы  своих

граждан, оградить  их  от  торгово-финансовой  экспансии  со  стороны  более

сильных  держав.  Эти  требования  могут  быть  поняты  только  в  контексте

конкретно-исторических условий, в которых находились германские  государства

в начале XIX столетия.

      Философия Фихте — не просто  связующее звено между философией  Канта,  с

Информация о работе Немецкая классическая философия