Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:23, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная
именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется
классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской
мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового
времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.
Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование
мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как
основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и
конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики
немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно
отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии
передовых стран.
Классическая немецкая философия 3
§ 1. Философская система Канта 4
Этическое учение Канта 12
§ 2. «Наукоучение» Фихте 14
§ 5. Натурфилософия Шеллинга 19
§ 4. Система и метод философии Гегеля 23
Философская система 24
Диалектический метод 38
§ 5. Антропологический материализм Фейербаха 39
Список использованной литературы: 45
образом, сближается с деизмом.
Кант мечтал о вечном мире на земле, о союзе свободных государств и
свободных народов как гаранте этого мира. Обоснованию этого посвящен его
трактат «Вечный мир».
Кант — одна из ключевых фигур мировой философской мысли. Гегель
справедливо считал, что в учении Канта происходит главный переход к
новейшей философии. В его учении о категориях рассудка и антиномиях разума,
об активности субъекта в познании и нравственной практике началась
разработка диалектического метода познания — главного достижения немецкой
классической философии.
У Канта было огромное число последователей и не меньшее число
критиков. Критиковали его «справа» и «слева». Справа: — с позиций
последовательного идеализма — за допущение материалистического тезиса о
существовании независимо от субъекта вещей в себе. Слева — с позиций
материализма — за агностицизм и априоризм, которые вели к субъективному
идеализму. За это же его критиковал Гегель, но с позиций абсолютного
объективного идеализма и, что очень существенно, — с позиций всесторонне
разработанного диалектического метода.
§ 2. «Наукоучение» Фихте
Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) родился в семье крестьян. Благодаря
выдающимся способностям и редкому трудолюбию ему удалось получить
образование. В отличие от Канта или Гегеля жизнь Фихте была насыщена
драматическими событиями. Фихте — не только видный представитель
классической немецкой философии, но и идеолог немецкого освободительного
движения, направленного против французских оккупантов. В то же время в его
творчестве нашли отражение прогрессивные идеи французского Просвещения и
революции. 1793 г. он опубликовал (анонимно) два сочинения, восхваляющие
эти идеи. В 1799 г. в философском журнале появились статьи, в которых Фихте
отождествлял идею Бога с моральным мировым порядком. Журнал был запрещен
правительством, Фихте обвинен в атеизме и уволен с должности профессора
Иенского университета. Только в 1805 г. ему удалось стать профессором
Эрлангенского университета. В 1807 г. в оккупированном французами Берлине
Фихте выступает с циклом публичных лекций — «Речи к немецкой нации», в.
которых он призывал к объединению страны, ее возрождению, демократическим
реформам. Патриотическая деятельность философа находит широкий отклик в
государствах тогдашней Германии. С 1809 г. Фихте — профессор Берлинского
университета, а в 1811—1812 гг. избирается его ректором. В 1813 г. он
вступает в ландштурм (ополчение) и в 1814 г. умирает в госпитале,
заразившись,
Свою философию Фихте называет «первой системой свободы», которая
освобождает человеческое «Я» от оков вещей в себе, от внешнего диктата.
Философия, по его мнению, не мировоззрение, а самосознание, связанное с
характером, образом мыслей, практическими действиями личности.
Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен с
утверждением о непознаваемости вещей в себе. Эта критика ведется справа — с
позиций более последовательного субъективного идеализма. Первичной
реальностью Фихте называет абсолютное человеческое «Я», которое включает в
себя все, что можно мыслить. «Я» — мыслящий субъект, обладающий большой
активностью. Его деятельность выливается в диалектический процесс:
происходит движение от первоначального положения (утверждение) к
противоположному положению (отрицание), а от него — к третьему положению
(единство, синтез первых двух положений).
Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей
действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере
его деятельность. По словам философа, понять разумом механизм этого
воздействия невозможно его можно только прочувствовать. Наряду с
теоретической деятельностью «Я», мышлением, философ признает и деятельность
бессознательную. К бессознательной деятельности относится нравственное
поведение субъекта: исполнение им долга, повиновение законам морали и
права.
«Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Физическая
природа человека, его естественные склонности, составляющие «не-Я»,
побуждают «Я» к действию и в то же время искажают проявления
нравственности, противодействуют проявлениям морального долга. Чем сильнее
воздействие «не-Я», или чувственной природы человека, тем труднее для «Я»
выполнять свой этический долг.
Фихте правильно схватывает то противоречие, которое действительно
существует между чувством и долгом. Но что же все-таки надо понимать под
категорией «не-Я»? Может создаться впечатление, что, пользуясь своеобразной
терминологией, Фихте высказывает обычные материалистические взгляды на
соотношение субъекта и объекта, сознания и природы. Однако это впечатление
обманчиво. Фихте сознательно дистанцируется не только от материализма как
философского мировоззрения, но и от половинчатых взглядов Канта,
признававшего объективно-реальное существование вещей в себе. Как
подчеркивает Фихте, «не-Я» нельзя отождествлять с вещью в себе в кантовском
смысле. Категория «не-Я» — это результат деятельности сознания, т.е.
продукт «Я». Обыденному сознанию кажется, что окружающие его вещи, природа,
весь мир существуют независимо от человеческого сознания. Фихте убежден,
что мы имеем дело с иллюзией, которая преодолевается философским мышлением.
Одним словом, первичен субъект, «Я». Его активная деятельность, носящая,
правда, духовный характер, творит объект, внешний мир.
Нетрудно обнаружить, что в рассуждениях Фихте наличествует логический
круг: «Я» порождает «не-Я», а «не-Я» порождает «Я». Пытаясь вырваться из
этой логической круговерти, философ вводит еще одну категорию—
интеллектуальное созерцание», или «интеллектуальная интуиция». Она призвана
устранить противоположность субъекта и объекта, но противоположность эта
все же остается, а ее преодоление превращается в бесконечно далекую,
недостижимую цель.
Интеллектуальная интуиция
«практической деятельности», под которой Фихте понимает сферу
нравственности, морального «действования» и «долженствования», этических
оценок, что очень похоже «практический разум» в философии Канта. Здесь
возникает еще одно противоречие в философской системе Фихте. С одной
стороны, он провозглашает всесилие разума, свое учение он называет «учением
о науке», наукоучением» (Wissenshcaftslehre). Философия есть наука о
науке, высшее и безусловное основоположение для всех наук, универсальный
метод познания. С другой стороны, теоретический разум подчиняется
«практическому», т.е. нравственному сознанию и воле, которые постигаются
интуитивно, представляют собой сферы, закрытые для теоретического разума.
Философия Фихте обременена и другими противоречиями, неизбежными для
субъективного идеализма. Если исходить из его посылок и быть
последовательными, субъективный идеализму неизбежно приводит к солипсизму,
т.е. утверждению, что существует одно-единственное мое «Я», а весь
окружающий мир — его порождение. Фихте пытается дедуктивным путем вывести
из исходного «Я» возможность существования множества других свободных
индивидов, других «Я». По мнению философа, данная дедукция обусловлена и
нормами права. Если признать существование одного «Я», то ни о каком праве
и законности не может быть и речи. Разумеется, это так, но тогда рушатся
исходные посылки субъективного идеализма как монистической философии.
Фактически, Фихте переходит на позиции идеалистического плюрализма типа
монадологии Лейбница. Однако этот путь не привлекает Фихте, и он склоняется
к объективному идеализму, сочетая его с субъективным.
По сути дела Фихте использует два значения понятия «Я»: 1) «Я»,
тождественное индивидуальному сознанию и 2) «Я», не: тождественное
индивидуальному сознанию, абсолютное «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое.
А это уже и есть объективный идеализм. Философ не всегда предупреждает, в
каком смысле он употребляет понятие «Я», что создает трудности для
понимания его мысли. Оба значения то совпадают, то расходятся, и в этом
философ усматривает движущий принцип мышления, ядро диалектики.
Следует учитывать эволюцию взглядов Фихте. После 1800 г он внес
существенные коррективы в свою философию. В первый период в ней преобладал
субъективный идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель
деятельности субъекта, как потенциальная бесконечность. Во второй период
абсолютное «Я» трактуется как актуальное бытие, равноценное Богу, а все,
что находится вне этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая
трактовка близка к платонизму, является объективным идеализмом. В первом
периоде деятельность субъекта отождествлялась с нравственностью, в духе
протестантской этики активизм расценивался как добродетель. Во втором
периоде деятельность и нравственность были разъединены, поскольку они не
всегда совпадают, а активность может быть и не добродетельной.
Подверглись изменению и социально-политические взгляды: от буржуазного
либерализма был совершен переход к национал патриотизму.
Фихте внес вклад в разработку диалектического метода. Правда, свой
метод он называет не диалектическим, а антитетическим. В отличие от Гегеля,
антитезис выводится у Фихте не из тезиса, а сопоставляется с ним, образуя
единство противоположностей. «Я» приводится в движение и побуждается к
действию чем-то противоположным. Субъект деятельности — это «Я»,
взаимодействующее с «не-Я». Возникает противоречие между деятельностью и
выполняемой ею задачей. Разрешение данного противоречия ведет к
возникновению нового и так без конца.
Центральной категорией «
Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности, т.е.
необходимости. Случайность трактуется им как субъективная категория;
случайно то, причина чего нам неизвестна. Но поскольку все причинно
обусловлено, то все и необходимо. В историческом процессе свобода возможна
и она достигается осознанием необходимости, что дает возможность поступать
со знанием делай обстоятельств. Поэтому свобода состоит в активной
деятельности в рамках познанной необходимости. Практически-деятельное
отношение к предмету предшествует теоретически созерцательному. Диалектика
активной деятельности субъекта — важнейшая черта философии Фихте, оказавшая
влияние на дальнейшее развитие классической немецкой философии.
Много внимания Фихте уделял учению о праве. Наука о праве касается
внешних отношений между людьми и тем отличается от этики, которая изучает
внутренний мир человека, основанный на свободе. Таким образом, право и
этика несопоставимы. Право опирается на отношения взаимности, на
добровольное подчинение каждого гражданина установленному в обществе
закону. Закон же есть договор о гражданском общежитии.
Государство как политическая
организация может
там, где есть собственность. Люди делятся на собственников и не
собственников, государство же есть организация собственников. Безусловно,
это догадка о зависимости права :. и государственного устройства от
экономических отношений, от института собственности. В труде «Замкнутое
торговое государство» (1800) Фихте ратует за право на труд и трудовую
частную собственность. Задача государства — охранять эти социальные
институты. Фихте стоит за активное вмешательство государства в
экономическую сферу. Оно должно регламентировать денежную систему,
ограничивать свободу торговли и конкуренции, « дабы защитить интересы своих
граждан, оградить их от торгово-финансовой экспансии со стороны более
сильных держав. Эти требования могут быть поняты только в контексте
конкретно-исторических условий, в которых находились германские государства
в начале XIX столетия.
Философия Фихте — не просто
связующее звено между