Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:23, реферат
Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная
именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется
классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской
мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового
времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.
Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование
мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как
основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и
конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики
немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно
отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии
передовых стран.
Классическая немецкая философия 3
§ 1. Философская система Канта 4
Этическое учение Канта 12
§ 2. «Наукоучение» Фихте 14
§ 5. Натурфилософия Шеллинга 19
§ 4. Система и метод философии Гегеля 23
Философская система 24
Диалектический метод 38
§ 5. Антропологический материализм Фейербаха 39
Список использованной литературы: 45
особенностями людей.
Опираясь на антропологический принцип, Фейербах критикует характерное
для кантианства противопоставление этических норм естественным потребностям
человека, его стремлению к счастью. Мораль, противопоставленная
человеческой природе, немногого стоит. Поэтому нельзя считать чувственные
влечения чем-то греховным. Не существует никакого «первородного греха», на
котором основывается религиозное учение. Наши пороки — это неудавшиеся
добродетели, говорил философ. Они не стали добродетелями потому, что
условия жизни не соответствовали требованиям человеческой природы.
Значительное место в
Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с позиций
антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются не только
страхом перед стихийными силами природы и обманом жрецов, как считали
материалисты XVII—XVIII вв. По мнению Фейербаха, не только и не столько
страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы, свойственные природе
человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют
порождению религиозных верований. Религия, таким образом, имеет реальное
жизненное содержание, она не случайна, а необходима людям. Место рождения
богов, считал Фейербах, в сердце человека, в его страданиях, упованиях,
надеждах. В отличие от холодного рассудка сердце стремится любить и верить.
В религии выражается весь человек, но превратным образом.
Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и
чувства, но также и потому, что у него есть стремление быть Счастливым. Он
верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о
блаженстве, но и потому, что сам хочет быть блаженным. Он верит в
совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в
бессмертное существо потому, что сам не желает умирать.
Фейербах выводил религиозное сознание из особенностей человеческой
природы, но саму эту природу понимал не исторически, абстрактно. Отсюда и
его трактовка религии носила неисторический, абстрактный характер.
Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть
социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер.
Если религия рождается в сердце человека, то она так же неистребима,
как неистребимы человеческие эмоции. Фейербах, однако, предполагал, что
религиозно-фантастические представлений когда-нибудь исчезнут. Но когда?
Тогда, отвечал философ, когда любовь человека к человеку станет религиозным
Чувством и заменит собой традиционную религию. Человек добьется на земле
того, что религия обещает на небе. Атеизм есть истинная религия, религия
без Бога, религия человеческого братства и любви.
Религиозные верования и чувства основаны на отчуждение некоторых
свойств человека. Ум, сила, справедливость и другие качества отрываются от
своих конкретных носителей, обобщаются и многократно умножаются. Тогда они
приписываются фантастическим существам — персонажам многочисленных религий.
Если бы у птиц была религия, говорил Фейербах, то их 6оги представлялись бы
могучими птицами. Человек же создает богов по своему образу и подобную,
отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества, но в фантастическом
и гипертрофированном виде. Надо покончить с этим процессом отчуждения,
вернуть человеку отнятые у него качества, свести религиозные верования к их
земной, реальной основе.
В объем понятия «классическая немецкая философия» входят философские
системы Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Созданные за
сравнительно короткий исторический срок и образуя преемственный ряд, эти
системы обладают некоторыми общими признаками. К их числу относится, во
первых, развитие диалектики не только как способа критики «чистого разума»
(Кант), но и как универсального метода познания и целостной системы
логических категорий. Во-вторых, применение; диалектического метода к
историческому процессу, попытки сформулировать законы общественного
развития, правда, на базе объективного идеализма. В-третьих, вера в
исторический прогресс, в плодотворность научного, в том числе философского
познания. И, наконец, гуманизм, глубокое уважение к человеку, который
выступает как цель, а не средство (Кант) и как универсальный предмет
философии (антропологический материализм Фейербаха).
Классическая немецкая философия наложила заметный отпечаток на
последующий ход развития мировой философской мысли. Она послужила
теоретическим источником формирования философских взглядов Маркса и
Энгельса, Герцена и Чернышевского. На ее базе возникли влиятельные
философские школы неокантианства и неогегельянства, расцвет деятельности
которых падает на последнюю треть XIX и первую треть XX столетий.
Список использованной
1. Кант И. Критика чистого разума. 2-е изд. СПб., 1915.
2. Кант И. Пролегомены. М., 1934.
3. Кант И. Соч. в 6 т., Т. П. С.
4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Ч.1,2,3. М., Л., 1929
5. Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. М., 1937
6. Фейербах Л. Соч. Т. 1. М., 1956
7. Фейербах Л. Избр.филос. произведения: В 2-т Т. 1.,2. М., 1955
8. Философия: Ч 1, История философии. Изд. 2-е., М., ЮристЪ., 1998