Немецкая классическая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 17:23, реферат

Описание работы

Немецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленная
именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется
классической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской
мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Нового
времени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.
Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснование
мирового закона вечного развития. В этой философии нашли свое отражение как
основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя, так и
конкретно-исторические особенности, присущие тогдашней Германии. Классики
немецкой философии были идеологами своей буржуазии, которая значительно
отставала в социально-экономическом и политическом развитии от буржуазии
передовых стран.

Содержание работы

Классическая немецкая философия 3
§ 1. Философская система Канта 4
Этическое учение Канта 12
§ 2. «Наукоучение» Фихте 14
§ 5. Натурфилософия Шеллинга 19
§ 4. Система и метод философии Гегеля 23
Философская система 24
Диалектический метод 38
§ 5. Антропологический материализм Фейербаха 39
Список использованной литературы: 45

Файлы: 1 файл

Немецкая классическая философия.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

особенностями людей.

      Опираясь на антропологический  принцип, Фейербах критикует  характерное

для кантианства противопоставление этических норм естественным  потребностям

человека,   его   стремлению   к   счастью.   Мораль,    противопоставленная

человеческой природе, немногого стоит. Поэтому  нельзя  считать  чувственные

влечения чем-то греховным. Не существует никакого «первородного  греха»,  на

котором основывается религиозное  учение.  Наши  пороки  —  это  неудавшиеся

добродетели,  говорил  философ.  Они  не  стали  добродетелями  потому,  что

условия жизни не соответствовали требованиям человеческой природы.

      Значительное место в творчестве  Фейербаха  занимает  критика  религии.

Происхождение религиозных чувств и верований он пытался объяснить с  позиций

антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются  не  только

страхом перед стихийными  силами  природы  и  обманом  жрецов,  как  считали

материалисты XVII—XVIII вв. По мнению Фейербаха,  не  только  и  не  столько

страх,  а  стремления,  надежды,  страдания,  идеалы,  свойственные  природе

человека,  весь  его  эмоциональный  мир  в  решающей  степени  способствуют

порождению религиозных верований. Религия,  таким  образом,  имеет  реальное

жизненное содержание, она не случайна, а необходима  людям.  Место  рождения

богов, считал Фейербах, в сердце  человека,  в  его  страданиях,  упованиях,

надеждах. В отличие от холодного рассудка сердце стремится любить и  верить.

В религии выражается весь человек, но превратным образом.

      Человек верит в богов не  только потому, что у  него  есть  фантазия  и

чувства, но также и потому, что у него есть стремление быть  Счастливым.  Он

верит в блаженное существо не только потому, что он  имеет  представление  о

блаженстве,  но  и  потому,  что  сам  хочет  быть  блаженным.  Он  верит  в

совершенное существо потому, что сам хочет  быть  совершенным.  Он  верит  в

бессмертное существо потому, что сам не желает умирать.

      Фейербах выводил религиозное  сознание  из  особенностей  человеческой

природы, но саму эту природу понимал не исторически,  абстрактно.  Отсюда  и

его  трактовка  религии   носила   неисторический,   абстрактный   характер.

Натуралистический  подход  к  человеческой  сущности  помешал  ему   увидеть

социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер.

     Если религия рождается в сердце человека, то она так  же  неистребима,

как неистребимы человеческие  эмоции.  Фейербах,  однако,  предполагал,  что

религиозно-фантастические представлений  когда-нибудь  исчезнут.  Но  когда?

Тогда, отвечал философ, когда любовь человека к человеку станет  религиозным

Чувством и заменит собой традиционную религию.  Человек  добьется  на  земле

того,  что религия обещает на небе. Атеизм есть  истинная  религия,  религия

без Бога, религия человеческого братства и любви.

     Религиозные верования  и  чувства  основаны  на  отчуждение  некоторых

свойств человека. Ум, сила, справедливость и другие качества  отрываются  от

своих конкретных носителей, обобщаются и многократно умножаются.  Тогда  они

приписываются фантастическим существам — персонажам многочисленных  религий.

Если бы у птиц была религия, говорил Фейербах, то их 6оги представлялись  бы

могучими птицами. Человек же создает богов  по  своему  образу  и  подобную,

отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества, но  в  фантастическом

и гипертрофированном виде.  Надо  покончить  с  этим  процессом  отчуждения,

вернуть человеку отнятые у него качества, свести религиозные верования к  их

земной, реальной основе.

 

                                (     (    (

 

      В объем понятия «классическая немецкая философия» входят  философские

системы  Канта,  Фихте,  Шеллинга,  Гегеля  и   Фейербаха.   Созданные   за

сравнительно короткий исторический срок и образуя  преемственный  ряд,  эти

системы обладают некоторыми общими признаками. К  их  числу  относится,  во

первых, развитие диалектики не только как способа критики «чистого  разума»

(Кант), но  и  как  универсального  метода  познания  и  целостной  системы

логических  категорий.  Во-вторых,  применение;  диалектического  метода  к

историческому  процессу,  попытки   сформулировать   законы   общественного

развития,  правда,  на  базе  объективного  идеализма.  В-третьих,  вера  в

исторический прогресс, в  плодотворность научного, в том числе философского

познания. И, наконец,  гуманизм,  глубокое  уважение  к  человеку,  который

выступает как цель, а  не  средство  (Кант)  и  как  универсальный  предмет

философии (антропологический материализм Фейербаха).

      Классическая  немецкая  философия  наложила  заметный   отпечаток   на

последующий  ход  развития  мировой   философской   мысли.   Она   послужила

теоретическим  источником  формирования  философских   взглядов   Маркса   и

Энгельса,  Герцена  и  Чернышевского.  На  ее  базе   возникли   влиятельные

философские школы неокантианства  и  неогегельянства,  расцвет  деятельности

которых падает на последнюю треть XIX и первую треть XX столетий.

 

 

 

                      Список использованной литературы:

 

 

   1. Кант И. Критика чистого разума. 2-е изд. СПб., 1915.

   2. Кант И. Пролегомены. М., 1934.

   3. Кант И. Соч. в 6 т., Т. П. С.

   4. Гегель. Энциклопедия философских  наук. Ч.1,2,3.  М., Л., 1929

   5. Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. М., 1937

   6. Фейербах Л. Соч. Т. 1. М., 1956

   7. Фейербах Л. Избр.филос. произведения: В 2-т Т. 1.,2.  М., 1955

   8. Философия: Ч 1, История философии. Изд. 2-е., М., ЮристЪ., 1998

 

 

 

 

 


Информация о работе Немецкая классическая философия