Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 12:43, контрольная работа
Правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества . . . .3
2. Государственная власть и виды политических режимов . . . . . . . . . . .7
3. Единство политики и морали. Политическая роль интеллигенции . . . 11 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.Основные факторы,
2. Государственная власть и виды политических режимов . . . . . . . . . . .7
3. Единство политики и морали. Политическая роль интеллигенции . . . 11 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Введение
Правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Право воздействует на формирование правосознания, а последнее реализуется в праве и правосудии. Как и право, правосознание исторически возникло и развивается на определенной экономической основе и связано с появлением общественных классов и государства. Правосознание – это та форма общественного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права – индивида, организации, предприятия, трудовых коллективов, должностных лиц и тому подобное. Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки.
Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе политологией, политической социологией, политической психологией, а также философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений и их взаимодействий. Это предмет изучения такой отрасли философии, как философия политики.
Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблемы государства, гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т. д.
1.Основные факторы,
определяющие политическую
Политика – это деятельность
социальных групп и индивидов
по регулированию и реализации своих
общезначимых интересов через институты
власти. Политика, как особая сфера
общественной жизни, формируется лишь
с обособлением управленческой деятельности,
связанной с контролем и
Одна из важнейших и наиболее древних проблем политики – проблема власти. Соотношение таких явлений, как власть и политика, носит диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство осуществления политики, с другой - является ее первоосновой. Установление отношений господства и подчинения, т. е. отношений зависимости между людьми, и есть власть. В конечном счете, власть представляет собой принуждение человека к деятельности вопреки его воле.
Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенностей. Во-первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых, власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов.
Власть может иметь как биологические, так и социальные предпосылки. Первые изучаются социологией. Сюда относят внутривидовые, например, половозрастные, различия, реализующиеся в установлении внутригрупповой иерархии, а также межвидовые отличия, устанавливающиеся на основе представлений «свой» - «чужой». Социальными предпосылками или источниками власти можно считать, кроме упомянутых выше, групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные разделением труда, отношениями собственности.
Функционально власть проявляется через определенный порядок и согласование действий сторон, обусловленные их общей материальной заинтересованностью, духовной близостью или же подражанием, привычкой и т.д. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного согласия, готовности к повиновению. Доказательством тому может служить исламская революции в Иране: любой политический режим обречен на гибель, если весь народ выйдет на улицы и откажется выполнять распоряжения властей.
Политическая власть является важнейшим элементом политической жизни общества, однако не исчерпывает ее. Политическая жизнь общества складывается из политической деятельности различных политических сил. При этом каждая из них старается реализовать свои политические интересы. Политика – это регулирование и управление различными сферами общественной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть. Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая власть стабильна только тогда, когда она легитимна (законна). Последнее возможно в случаях:
а) когда власть основана на традициях, например, монархия;
б) является рационально-правовой, т. е. установлена легально, например, в результате победы на выборах;
в) носит харизматический характер, т. е. имеет в своей основе веру в выдающиеся личные качества политического вождя.
Политика реализуется через политические отношения, политические институты и политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые закрепляются, институционализируются в форме тех или иных политических организаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе в виде политической идеологии.
Политическая жизнь общества тесно связана с экономикой. Их связь нередко трактуется как взаимодействие политики и экономики. Взаимообусловленность политики и экономики не стоит переоценивать, поскольку они не только развиваются по своим собственным законам (например, законы рынка и законы политической борьбы), но и по-разному подвержены воздействию таких факторов, как научно-технический прогресс, экологическая ситуация, национальная психология, религия и тому подобное. Причем на том или ином историческом этапе, в конкретном социуме, каждый из этих факторов может играть решающую роль.
Существенное воздействие на политическую жизнь общества оказывает его духовная культура, понимаемая как совокупность духовных ценностей, идей, обычаев и норм поведения людей. Духовная культура оказывает существенное влияние на выбор тех или иных политических институтов и на их функционирование. Выделяются следующие пути влияния духовной культуры на политическую жизнь:
a) социализация и формирование отдельных индивидов;
б) создание и введение систем ценностей;
в) эталоны действий, поведения и поступков;
г) создание моделей институтов и социальных систем.
Иными словами, духовная культура общества существенным образом влияет как на политические отношения, так и на политические институты и политическую идеологию, а также на политическое поведение людей и, в конечном счете, на политическую культуру масс.
Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и морали. Например, вопрос о роли насилия в истории и его, нравственно оправданных, границах остается в центре внимания философии на протяжении всей ее истории. Исследователи Э. Фромм и К. Лоренц пришли к выводу, что склонность к агрессии по отношению к себе подобным, отличающая человека от животных, имеет, тем не менее, биологические корни. Другие ученые указывают на социальные корни этого явления. [2]
Политическая этика – это: а) специфическая научная дисциплина, сложившаяся в рамках политической философии и изучающая влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику, а также обратное воздействие политики на мораль; б) нормативная система, сложившаяся на базе нравственного осмысления людьми своих политических целей и ценностей. Это своеобразный синтез морального и политического сознания, форма внутреннего единства критериев нравственного выбора человека и его политического целеполагания. [3]
Предметом этики традиционно называют мораль. Политическая этика, или нравственно-политическая философия – это сравнительно молодая наука. Она поднимает важные полемические вопросы, от которых зависит и судьба общества в целом, и жизнь людей. История ее обособления от других наук восходит к началу XX века, но самостоятельное значение политическая этика получает в западных развитых странах в 1960–1970-х годах.
Политическая этика привлекала к себе внимание многих философских школ и идейных течений – религиозных и экзистенциальных, социологических и академических. Ядром политической этики в гражданском обществе и правовом государстве, как полагают российские исследователи, должен стать общедемократический принцип свободы в политическом поведении. Звучит он примерно так: разрешено все, что не запрещено законом, а сам закон изменяется лишь законным путем и не имеет карательного уклона. Поэтому главное, что требуется и от власти, и от народа, и от общественно-политических организаций – это соблюдение законов.
2.Государственная власть и виды политических режимов
Важной стороной политической жизни общества является функционирование его политических институтов. Они входят в политическую систему общества. Ее элементами являются государство, политические партии и иные общественные организации, деятельность которых носит политический характер.
Важнейший элемент политической системы общества – государство. Справедливым остается высказанное Фридрих Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждение о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов.
Что же такое государство? По Аристотелю государство возникает из сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Т. Гоббс, напротив, видел в основе государства дисциплину страха и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в силу договора множества людей, с тем, чтобы это лицо обеспечивало их мир и всеобщую защиту. Близких к этим взглядов придерживался Б. Спиноза. Г. Гегель видел начало государства в насилии. Ф. Энгельс и В. И. Ленин видели в нем орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другим. М. Вебер называет государством отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное (считающееся законным) насилие.
Краткий словарь по социологии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интересах определенных классов, подавляя классовых противников.
В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается «основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики». [4]
Государство отличается от других социальных институтов:
а) обязательным наличием социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общественных движений;
б) наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами;
в) монополией на внешнеэкономическое принуждение;
г) наличием государственной территории;
д) суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, проведения внутренней и внешней политики;
е) исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить бюджетную политику и так далее.
Вопрос о происхождении и роли государства в обществе имеет большое научно-техническое и практическое значение. Материалистическое понимание истории традиционно видит в государстве надстройку над экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами общественного разделения труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы.
Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет углубить и уточнить прежние взгляды на возникновение государства, что во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Современное государство выполняет целый ряд разнообразных функций:
а) защиты существующего государственного строя;
б) поддержания в обществе стабильности и порядка;
в) предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;
г) регулирования экономики;
д) проведения внутренней политики во всех ее аспектах – социальной, культурной, научной, экологической, образовательной, национальной и т.д.
е) защиты интересов государства на международной арене;
ж) обороны страны и другие.
Важное значение имеет решение таких проблем политической жизни общества, как государственное устройство, форма правления, политический режим.
Вопрос о государственном устройстве связан, прежде всего, с распределением законодательной власти между центром и периферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, если территориальные единицы вправе принимать свои законы, - государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть противоречия между стремлением центра к господству в государстве, а территориальных единиц – к сепаратизму.
Форма правления связана с характером осуществления государственной власти, будь то монархия или республика. Если монархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека – главы государства, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское правление означает признание суверенного права на власть народа, избранных им представительных органов.