Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций
Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».
26. Проблема
начала русской философии.
Приступая к анализу истории русской философии, мы прежде всего сталкиваемся с проблемой ее "начала". Согласно Зеньковскому, собственно о философии в России можно говорить только применительно к эпохе конца XVIII - начала XIX века, а первым философом в подлинном значении этого слова должен быть назван Григорий Сковорода.
Обосновывая свою точку зрения, Зеньковский утверждает, что существование философии как особой сферы национальной культуры связано с выделением ряда характерных проблем и совершенно определенного набора понятий и методов, предназначенных для фиксации и решения этих проблем. В России наличие этих факторов становится очевидным только в указанную эпоху; в духовной культуре предшествующих эпох мы находим лишь отдельные элементы философии, не складывающиеся в целостную картину.
Пытаясь понять причины столь позднего выделения сферы философского мышления, Зеньковский использует мнение Г. Федотова, полагавшего, что это связано с достаточно поздним принятием христианства и с особым характером его развития на Руси. Как утверждает Федотов, приняв христианство в его восточной традиции и почти сразу осуществив перевод Библии на национальный язык, Русь сделала невозможным адекватное восприятие античной культуры и одновременно оградила себя от влияния формирующейся западной культуры, в которой философия играла весьма существенную роль. В России христианское мировоззрение, принятое по инициативе государственной власти и все время тесно взаимосвязанное с государственной идеологией, подчинило себе все остальные сферы культуры, которые могли развиваться только под контролем религиозной догмы. Не обладая своим понятийным аппаратом и своим набором проблем, философская мысль была целиком ассимилирована догматическим богословием и развивалась почти исключительно внутри этой сферы.
Поэтому совершенно естественно, что в России философия появилась именно изнутри богословия и только в тот момент, когда, с одной стороны, в обществе стала нарастать тенденция к секуляризации культуры, возникло стремление к освобождению от всеобъемлющего контроля и влияния религиозного мировоззрения и, с другой стороны, когда, наконец, было воспринято наследие античной философии, соединившееся с усвоением идей новоевропейской философии.
Своеобразие развития русской философии связано прежде всего с тем, что здесь меньшее место было уделено проблемам гносеологии, познанию в целом и пр., а на первый план выходит социально-антропологическая и нравственно-религиозная проблематика..
Временем появления философии в России в ее современном значении, как отмечают многие исследователи можно считать 1755 г. - год основания Московского университета, т.е. эпоху Просвещения. Однако это не означает, что до этого периода философия в России отсутствовала. В развитии русской философии можно выделить следующие этапы.
I. "Подготовительный период", или "пролог", - XIV-XVIII вв. Зеньковский указывает на сборник "Диоптра" (1305), в котором уже выдвигаются и обсуждаются философские вопросы. До эпохи Петра Великого в русской философии решение проблем было проникнуто духом мистического реализма и интуитивными озарениями. Философствующий человек этого периода реализует свои мысли в собственных деяниях и поведении. Он знает истину, он постиг ее. Это отличает его от обычных людей, вызывая у последних самые разные чувства - от восхищения до гнева. Наиболее крупной фигурой до XIX в. является Г.С. Сковорода (1722-1794), который в рамках христианской философии ставит общефилософские проблемы гносеологии, антропологии, метафизики и этики, намечая в то же время пути свободной, отделенной от религии философии.
II. Период до 70-х гг.
XVIII в. характеризуется развитием светской
культуры в России под влиянием идей европейского
Просвещения и связан с разработкой социальных
учений. В это время живут и действуют
такие мыслители, как Татищев, Щербатов,
Новиков, Радищев, в трудах которых превалировала
социальная и нравственная проблематика.
В этот период выступает и М.В. Ломоносов
(1711 - 1765), с одной стороны, как крупнейший
ученый и натурфилософ, а с другой - как
поэт и религиозный мыслитель. Это был
типичный представитель эпохи Просвещения,
получивший строгое научное образование
и познакомившийся не только с трудами,
но и с самими мыслителями Европы данного
периода, такими, как Г. Лейбниц, X. Вольф.
III. Период конца XVIII-XIX в., который А.И. Введенский называет временем "господства немецкого идеализма", характерен наиболее бурным развитием философии в России. В это время под влиянием духовных академий получает дальнейшее развитие христианская философия, а под влиянием Московского университета - светская. После войны 1812 года в Москве возникают философские кружки и работают такие мыслители, как В.Ф. Одоевский и П.Я. Чаадаев. Обсуждение перспектив развития России выливается в философскую дискуссию между западниками и славянофилами (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы). Так, Киреевский, в частности, противопоставляет гегелевской философии, которую он считает вершиной развития рационалистического католического духа, философию отцов церкви периода ранней патристики и апостольской церкви. Эта философия и должна стать основой самобытной русской философии, главными моментами которой являются религиозно-нравственные изыскания. Разработкой и интерпретацией философии Гегеля применительно к российским условиям занимаются возникшие гегелевские философские кружки, разрабатывающие социальные аспекты немецкого идеализма (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский).
В этот период творит А.И. Герцен. Анализ европейской культуры привел его к постановке проблем перспектив развития общества в связи с научно-техническим прогрессом, соотношения философии и науки, их места в обществе и культуре. Революции, прошедшие по всей Европе, и общественные проблемы в самой России порождают консервативное, либеральное и радикальное направления в социально-политической мысли. Под влиянием позитивизма и марксизма работают такие философы, как Н.Г. Чернышевский, П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский.
IV. Период начала XX в.
характеризуют как "вторичное рождение"
или "период систем". Он действительно
представляет собой этап классического
развития философии, отличающийся созданием
больших систем, которые охватывают все
стороны бытия и человеческого существования.
Здесь прежде всего следует отметить творчество
Вл. Соловьева, разрабатывающего вопросы
метафизики: учение об идеях и Абсолюте;
гносеологию, антропологию и эстетику;
космологию - понятие "Софии". Софийность,
соборность, всеединство на долгие годы
становятся главными идеями русской философии.
Н.Ф. Федоров развивает экзистенциально-
V. Философия XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма. После революции в России наступил догматический период бесконечной интерпретации трудов классиков марксизма, а позже марксизма-ленинизма и сталинизма. Все же необходимо отметить, что и в этих условиях философские изыскания в нашей стране не стояли вдали от магистральных линий развития мировой философии, в них обнаруживаются те же течения и тенденции. Попыткой своеобразного ухода от идеологии явилось развитие прежде всего историко-философской проблематики, а также вопросов эпистемологии, логики и философии науки.
27. Западничество и славянофильство как идейные течения в общественной жизни России.
Процесс «европеизации» России, начатый государственной властью и продолжавшийся более столетия (от Петра I до Александра I), оказался под вопросом после Отечественной войны 1812 г. и восстания декабристов 1825 г. На смену просветительским и либеральным стремлениям передового общества приходит государственная идеология официальной народности.
В этой обстановке и в значительной мере под воздействием знаменитого «Философического письма» П.Я. Чаадаева, опубликованного в 1836 г. в «Телескопе», и выступили на сцену славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) и западники (А.И. Герцен, ВТ. Белинский, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин).
Спор между ними в предреформенную эпоху способствовал, с ной стороны, зарождению самостоятельной и самобытной отечественной философской традиции, а с другой стороны, по мере сближения западников и славянофилов на почве либеральной освободительной программы — идейно подготовил реформы 60-х гг. XIX в..
И славянофилы, и новые западники решительно отвергли механистические и рационалистические идеи Просвещения XVIII в. с позиций воспринятой ими немецкой идеалистической философии (В. Шеллинг, Г. Гегель). Была отброшена также идея революционного преобразования общества, а вместе с нею и сама мысль о возможности простого «заимствования» и «пересадки» на русскую почву западных либеральных учреждений. Однако, хотя освобождение крестьян от крепостного права и было общим пунктом их освободительных программ, процесс либерализации России в предстоящих преобразованиях — по инициативе и средствами государственной власти — они понимали по-разному.
Славянофилы настаивали на принципиальной самобытности русской культуры и русской истории, начиная с ее истоков и кончая возможностью осуществления христианского, православного идеала. Смысл этого идеала — в соборности, предполагающей «свободное и органическое» единство, «живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви».
Западники, считая русский народ европейским, способным к совершенствованию и развитию, полагали, что он идет (как и Другие европейские народы) своим особым путем к осуществлению общего христианского идеала: свободной и нравственной личности. Таким образом, вместо самобытности они говорили лишь о своеобразии русской истории, а на место православия ставили христианско-либеральный идеал.
Наконец, если в соотношении общество — государство славянофилы делали акцент на обществе (с его нравственностью), то западники — на государстве и праве. Сходясь при этом в понимании служебной роли государства по отношению к обществу, славянофилы видели в последнем прежде всего народ, а западники — сферу развертывания и действия личности.
Либерализм западников, хотя и был почвенным и консервативным, все же сохранил значительные пласты классического западного либерализма. Либерализм славянофилов тяготел к духовной (находящей выражение в церковной жизни) форме утверждения идеала личностной свободы.
Расхождение между западниками
и славянофилами нашло
28. Особенности
религиозной философии В.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) — русский философ-идеалист, поэт, публицист. Основоположник русской христианской философии как самобытного целостного направления мысли.
Основные работы: «Кризис западной философии. Против позитивистов» (1874), «Философские начала цельного знания» (1877), «Чтения о богочеловечестве» (1878—1881), «Критика отвлеченных начал».
Важный вклад в развитии русской философии внес Владимир Соловьев. Он написал множество крупных философских сочинений. Их основное содержание направлено в сторону богословия и мистики, на вопросы истории церкви и христианской догматики.
Своеобразие Соловьева как ученого состояло в попытке создания всеобъемлющего мировоззрения, проникнутого божественной идеей единства мира и человека, субъекта и объекта, чувственности и разума.
Опираясь на достижения односторонних учений, следует создать философию, объемлющую все жизненно важные сферы бытия и способную постичь их в сочетании, в неразрывном единстве. Имя этой философии - философия всеединства. Ее-то и создавал Соловьев.
Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Необходимость принципа всеединства (целостности) обусловлена тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга и каждый из них есть совокупность определнных сторон, связей и т.д. Даже наша Вселенная, замечает Соловьев, не есть «хаос разрозненных атомов», а представляет единое, связное целое.
Это относится к любому предмету, стороны которого всегда образуют в своем взаимном проникновении и взаимодействии конкретное единство, определенную целостность. Отсюда следует что, постигая истину в теоретической деятельности, познающий субъект должен брать сущее не только в его данной действительности, но и в его целостности, универсальности, т.е. стремиться к познанию «всего во всем», в развивающемся в «полярных определениях» единстве.