Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций
Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».
Разум неотделим от чувственности и рассудка. Но в то же время Кант изолирует и рассматривает его специально. Разум, пытаясь создать идею о мире, как целом, впадает в неразрешимые противоречия (антиномии). Так, разум ищет ответы на вопросы, к примеру, конечен ли мир или бесконечен. Но оказывается, что разум равно достоверно доказывает и то, и другое, либо бессилен доказать и то, и другое. Поскольку одновременно истинными эти взаимоисключающие положения быть не могут, разум вынужден признать свое бессилие в попытке построить истинные умозаключения о мире. А поскольку разум не в состоянии решить эти проблемы, предлагается обратиться к вере.
Всякая личность, может реализовать себя лишь в определенным образом организованном обществе. Поэтому в своем поведении человек не должен подрывать устои общества, а должен руководствоваться нравственным законом, категорическим императивом. Категорические императивы - это те законы, которые должны обладать объективной и всеобщей значимостью. Их основополагающие идеи и правила в нас уже заложены априори. Категорический императив имеет свое основание в сознательной свободе и разумности нравственного выбора. Первейшим признаком и доказательством свободы является способность человека вполне осознанно и добровольно подчиняться принуждению морального закона, следовать долгу. В соответствии с таким подходом, Кант формулирует свой категорический императив: «Поступай так, чтобы максима (субъективные принципы индивида) твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».
22. Философия Гегеля. Противоречие между системой и методом.
Историческая заслуга Георга Гегеля состоит, прежде всего, в том, что он выдвинул и отстаивал идею диалектического развития. Впервые весь мир предстал как единое целое, находящееся во взаимной связи и непрерывном изменении. Развивая идеи греческих философов и опираясь на современные достижения науки, Гегель сформулировал основные принципы и понятия диалектики, дал их анализ.
Свою философию Гегель называл философией «абсолютного идеализма», а ее исходное понятие - «абсолютной идеей». У Гегеля идея есть некое первоначало всех вещей, субстанция всего существующего, мировой разум или абсолютный дух. Абсолютная идея есть, в сущности, обычный христианский Бог. Но в отличие от Бога, которому церковь приписывает человеческие черты, «абсолютная идея» не имеет таких черт. Она по природе своей деятельна, активна, обладает способностью собственного развития. Сознание, волю, личностные черты абсолютная идея обретает лишь в человеке, когда она постигается разумом человека, что позволяет последнему творить свою жизнь, устанавливать правовые отношения, моральные принципы и т.д. Основными частями гегелевской философии системы является логика, философия природы, философия духа. К последней примыкают философия права, философия истории, философия религии, история философии, эстетика.
Логическое учение занимает центральное место в философской системе Гегеля, его предметом является сама абсолютная идея. Гегель выделяет ступени, по которым происходит восходящее развитие абсолютной идеи: бытие, сущность, понятие. О бытии ничего определенного сказать нельзя, кроме того, что оно есть. Оно - «ничто». Истиной бытия и ничто является взаимопереход, исчезновение их друг в друге.
Гегель выявляет три последовательных стадии движения бытия: чистое бытие, ничто, становление. Он их именует тезис, антитезис, синтез. Развитие идет как бы через превращение в противоположность. Каждое понятие, явление мира проходят троичный цикл развития – утверждения, отрицания и «отрицания отрицания». Здесь прослеживается один из важнейших законов диалектики – закон отрицания отрицания.
У всякой вещи есть своя качественная и количественная определенность и мера, выражающая границу их единства. Это позволило Гегелю обосновать вывод о диалектическом законе взаимного перехода количественных и качественных изменений. Его существо состоит в том, что до границы, определяемой мерой, развитие предстает как количественный рост или убывание, а по достижению границы количественные изменения уступают место качественным.
В учении о сущности Гегеля обосновывается единство и взаимодействие противоположностей. Противоречия, как источник развития, отношение не к чему-то внешнему, а к сущности; в них обнаруживают себя противоп. начала сущности. В сущности, есть два взаимосвязанных между собой понятия: содержание и форма. Содержание определяет собой форму, а от формы зависит функционирование содержания. Но рано или поздно содержание настолько уходит вперед, что форма, не претерпевшая изменений, начинает ставить препятствия его дальнейшему развитию. Нарастает противоречие между ними. Разрешается же это противоречие таким образом, что новое содержание ломает старую форму и порождает новую. Но новое содержание вместе с новой формой означает изменение сущности.
Также Гегель говорит о самодвижности понятия. Понятие есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. Это - единство бытия и сущности. В учении о понятии Гегель приходит к выводу, что абсолютный дух в финале своего развития постигает себя от начала до конца как духовное начало, как абсолютную идею.
Следовательно, развитие прекращается, поскольку противоречия разрешены. Дальше абсолютная идея предстает в формах инобытия (отчуждения). Первой такой формой инобытия является природа. Затем — человек, общество. В природе, хотя и царит объективный закон, развития нет, она лишь разнообразится. «Философия природы» завершается обращением к человеку. Но человек не просто природное существо. Он единственный, кто обладает сознанием, высшей формой инобытия абсолютной идеи. Обладая даром мысли, понятия, духом, человек не только совершает познание идеи, но и является орудием само обнаружения идеи. Анализу специфики духа посвящена «Философия духа».
Философия духа - учение о человеческом сознании и различных видах деятельности. В ней, как и во всей философской системе Гегеля, три части: субъективная, объективная, абсолютный дух. Дух находится в состоянии вечного движения, импульсом которого служит его внутренняя диалектика. Именно в результате внутренне присущих ему противоречий происходит смена форм духа. Однако сам дух сохраняется. Адекватной формой абсолютного духа может быть только понятие. На этом заканчивается путь развития абсолютной идеи.
Такой финал противоречит гегелевской диалектике, и Гегелю приходится ограничить систему. Во-первых, в интерпретации Гегеля, диалектика предстает как средство и условие конструирования действительности. И Гегель искусственно подгоняет жизнь под требования диалектики. Между тем диалектика сама должна выводиться на основе изучения действительности. Во-вторых, в процессе развития ничего нового не возникает. Категории как ступени развития уже изначально содержатся в абсолютной идее. Поэтому речь может идти только об их развертывании, а не о возникновении одного и отмирании другого. В-третьих, по смыслу диалектики Гегеля, развитие носит всеобщий характер. Но он отказывает в этом природе и тем самым отрицает всеобщность развития. В-четвертых, в соответствии с духом диалектики развитие бесконечно, не имеет предела. Но философская система Гегеля ставит предел развитию познания.
23. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
В середине 19 века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. Первоначально Фейербах увлекался философией Гегеля, однако затем подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеалом есть рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Первейшая задача философии- критика религии, разоблачение тех иллюзий, которые составляют. сущность религии сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по Фейербаху, из чуждения человеческой сущности, посредством приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - человек - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего, и таким образом лишается свободы и самостоятельности. По Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Однако материализм Фейербаха не случайно характеризуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма 18 века, т.к. не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек, как психофизическое единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего, как духовное существо. По Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я»; духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Маркс, признавая важное историческое значение материализма Фейербаха, особенно его критику религии, в то же время отмечал, что у Фейербаха “человеческая сущность может рассматриваться только как “род”, как внутренняя всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами”. По Марксу, человек является историческим и социальным существом, а потому его сущность “не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”. Т.к. общественная жизнь людей является по существу практической, Фейербах упускает из виду роль практики, как в ходе исторической жизни человека, так и в процессе познания. Критикуя идеалистическую трактовку познания и, недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию, полагая, что ощущение составляет единственный источник познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние обладает подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Не признавая никакой сверхчувствительной реальности, Фейербах отвергнул и возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие “объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, поэтому первый объект для человека - это другой человек. Любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по Фейербаху, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви к другим людям. Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля. Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке.
24. Философское учение К.Маркса и Ф.Энгельса.
Марксистская философия
В первый период своей творческой деятельности были последователями Гегеля, младогегельянцами, отстаивали взгляды на философию как на область знания, призванную вносить в общество мудрость и разум. Но под влиянием идей Фейербаха они отвергают понятие Абсолютной идеи и вместо этого ставят в центр своей философии человека и человеческое сознание.
Маркс и Энгельс в отличие от других философов обратились к наиболее бедным слоям населения к массовому движению промышленных рабочих и, рассчитывая на их союз с трудовым крестьянством, надеялись с помощью революционных действий преодолеть противоречия между трудом и капиталом, освободить общество в целом и каждого из его членов от унизительных условий существования. Вместе с тем Маркс вовсе не считал, что это автоматически сделает каждого свободным и снимет все виды неравенств между людьми. Сущность нового строя он видит в новом отношении человека к труду, где труд рассматривался бы как наслаждение, как главный фактор формирования целостной и гармонически развитой личности.
Центральное место в философском творчестве Маркса и Энгельса отводилось разработке диалектики. Марксистская философия различает диалектику объективную и субъективную. Объективная диалектика существует и проявляется в самих вещах. Субъективная диалектика не представляет собой нечто отдельное. Она лишь введение к наукознанию, она рекомендует основные принципы, которыми следует руководствоваться в познании и практической деятельности. Диалектика определяется как целостное учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и человеческого мышления.
Сущность их учения:
Их философское учение - диалектика и исторический материализм. Идейный источник - системы Гегеля и Фейербаха. Основные тезисы:
1)
в основу мировоззрения
2) Маркс открыто признал свою
связь с интересами
3) как следствие ставится
4) отсюда центр философских
5) это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни;
6) наконец сами познание и
мышление были поняты по иному.
25. Сущность материалистического понимания истории.
Маркс и Энгельс сделали главное свое философское открытие – материалистическое понимание истории. Возможности разума в развитии общества огромны. Но его требования могут реализоваться, только если они соответствуют возможностям и потребностям времени. Реальная история характеризуется некими объективными материалистическими факторами, их изменение и развитие обусловлено не зависящими от разума закономерностями исторического процесса.
Крупный недостаток всего предшествующего материализма марксизм усматривал в недооценке того, что основу отношения человека к действительности составляла материалистическая деятельность, практика. Только опираясь на эту основу можно объяснить, как формируется субъективный мир человека и осуществляется процесс познания.
Философия марксизма называется диалектическим и историческим материализмом.
Диалектический материализм исходит из признания первичности материи и вторичности сознания. Если предшествующий материализм искал некий первый кирпичик мироздания, то Маркс отказался от физической характеристики материи и пришёл к заключению, что единственным свойством материи является свойство быть объективной реальностью.
Маркс и Энгельс выдвигают