Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций
Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».
В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.
Итоговое определение
соотношения философии и
4. Философский
плюрализм, его основания.
Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).
Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями. Наиболее крупные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.
В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия — это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.
Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе, духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии. Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами. Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами. В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.
5. Понятие
метода в философии.
Метод — это оптимальный, проверенный опытом, наиболее эффективный путь познания. Без метода что-либо познавать, исследовать невозможно.
Каждая наука, опираясь на собственный опыт, разрабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления эксперимента (физика, химия), математической обработки данных (социология), отыскания и оценки документов, свидетельств, первоисточников (история, источник поведения, литературоведение) и т.п.
Особо обстоит дело с философскими методами. Их отличительная черта состоит в том, что они универсальны, т.е. имеют всеобщий характер. Да и само философское знание, взятое в целом, выполняет регулятивную методологическую роль по отношению ко всем сферам познавательной и практической деятельности человека.
В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический.
Первый — метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления в их изменчивости, движении, развитии
Высший уровень философской методологии — диалектика. Диалектика помогает человеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность — в необходимость и т.д.
На базе диалектики философией Нового времени открыты и разработаны такие важнейшие методы (принципы) научно-теоретического знания, как:
- совпадение логики развития
познания с объективной
- движение от исходной
Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном
Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.
Итак, диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.
Противоположность диалектики — метафизика, мыслящая мир как завершенное состояние, не способное к саморазвитию.
Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в философии и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.
Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и, таким образом, сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.
6. Роль (функции) философии в системе духовной культуры общества.
Каждый человек в той или иной мере философ. Нельзя уйти от воззрений на окружающий мир, на отношение к нему. В мировоззрении отражается весь сложный комплекс отношений человека к миру как к целостной среде обитания. Знания и мысли, чувства и настроения сливаются в некое единство, позволяя осознавать людям внешнее окружение и собственное внутреннее «Я», жить по меркам и законам человечества. Поэтому мировоззрение, а в этом заключается суть философии, как бы задает систему принципов жизнедеятельности индивидов и социальных групп, императивы их действий, отношение к истине, к возникающим проблемам. Если бы жизнь была сплошным праздником, в ней не было бы места заботам и тревогам, то философия, по-видимому, не была бы нужна.
Мировоззрение включает в себя прежде всего обобщенные знания - жизненно-практические, научные, политические, нравственные, эстетические и др. Но сами по себе знания без соответствующей обработки, применения мало чего стоят. Собственная цель философии - «искусство правильной жизни». Знания не дает никаких ростков в душе, если они не способствует ее облагораживанию. Знания важны, когда они превращаются в убеждения, чему и способствует философия. Убеждения характеризуют полное принятие и одобрение идей (или наоборот). Если знания отражают объективные свойства, качества предметов, то убеждения обусловливают устойчивую психологическую установку человека.
Знания и убеждения не исчерпывают содержания мировоззрения. Отражая мир, человек одновременно «вписывает» и себя в этот мир, дает ему оценку, формирует собственные ценностные ориентации. Ничто нам не безразлично, тем более, если речь идет о высших жизненных ценностях. Философия ставит и решает вопросы познания не только в границах нашего непосредственного видения, но и в самом широком смысле, с учетом выхода за пределы неведомого человеческому опыту.
Отличительной особенностью философии является то, что она обладает большой силой творческого воображения, обращена как к прошлому и настоящему, так и будущему. Аккумулируя знания, многовековой опыт человечества, философия имеет возможность формулирования принципиально новых идей и принципов, идеалов, обладает способностью предвидения, прогнозирования. Конечно в конкретно-научном плане эти проблемы исследуют обычно специалисты, но первоначальное осмысление осуществляется так или иначе в общей системе мировоззрения, а значит, с помощью философии. Опыт специальных наук чаще ограничен конкретностью. Философские же размышления есть размышления о всеобщем, они существуют и опираются на общечеловеческий опыт, опыт всей истории. В своем философском анализе действительности человек вписывает в эту действительность и самого себя, через призму собственных интересов осуществляет осмысление развития природного и социального, материального и духовного и на уровне общетеоретической обобщенности формирует мировоззренческие и иные ориентации людей.
7. Становление
и развитие древнегреческой
Основные философские школы и течения в 6-5вв. до н.э.:
Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греческого - природа). Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло.
1) Ионийская философия:
Милетская школа: Первая школа, ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они, опираясь на разум, пытаются рационально познать и объяснить мир, исходя из познания его самого. Они ищут, ту первооснову, из которой возникают и в которую превращаются все единичные вещи, первовещество - живое в целом и частях, наделенное душой и движением.
Первым древнегреческим
философом является мудрец Фале |
Ближайшим учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр. Он ставит вопрос о начале всех вещей, и считает, что это начало дало некое невидимое глазу первовещество апейрон, который находится в вечном движении. Однако «апейрон» оказался слишком неопределенным и расплывчатым. |
Анаксимен называет в качестве беспредельного первоначала воздух. Воздух менее определен, чем вода, но и не так неопределен как «апейрон». Он лишен формы и границ, не имеет тела и потому невиден. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — ветром, облаками, землею, камнем. |
Эфеская философия:
Взгляды милетцев получили дальнейшее развитие в творчестве Гераклита из Эфеса. Основой всего сущего Гераклит объявляет огонь. Гераклит является одним из основоположников диалектики. Он учил, что все в мире течет, все изменяется, нет ничего неподвижного. Всякое явление состоит из противоположных начал. Они находятся в состоянии борьбы. Явления переходят в свою противоположность. При этом они сохраняют общую основу.