Понятие философии, ее предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций

Описание работы

Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».

Файлы: 1 файл

filosofia_gotovaya.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

В мировоззрении находит  свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в органическом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

Итоговое определение  соотношения философии и мировоззрения  можно было бы сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

 

4. Философский  плюрализм, его основания. Проблема  основного мировоззренческого вопроса.

 

Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями. Наиболее крупные образования в историко-философском  процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.

В процессе исторического  развития предмет философии исторически  менялся в тесной связи с развитием  общества, культуры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия — это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе, духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии. Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами. Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами. В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.

 

5. Понятие  метода в философии. Диалектика  и ее альтернативы.

 

Метод — это оптимальный, проверенный опытом, наиболее эффективный путь познания. Без метода что-либо познавать, исследовать невозможно.

Каждая наука, опираясь на собственный опыт, разрабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут  быть и технологические приемы организации  наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления эксперимента (физика, химия), математической обработки данных (социология), отыскания и оценки документов, свидетельств, первоисточников (история, источник поведения, литературоведение) и т.п.

Особо обстоит дело с философскими методами. Их отличительная черта состоит в том, что они универсальны, т.е. имеют всеобщий характер. Да и само философское знание, взятое в целом, выполняет регулятивную методологическую роль по отношению ко всем сферам познавательной и практической деятельности человека.

В истории философии известны два  противоположных метода познания: диалектический и метафизический.

Первый — метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления в их изменчивости, движении, развитии

Высший уровень философской  методологии — диалектика. Диалектика помогает человеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность — в необходимость и т.д.

На базе диалектики философией Нового времени открыты и разработаны такие важнейшие методы (принципы) научно-теоретического знания, как:

- совпадение логики развития  познания с объективной логикой  действительного мира (единство  логического и исторического);

- движение от исходной абстракции  ко все более полному, всестороннему знанию (восхождение об абстрактного к конкретному) и др.

Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном

Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.

Итак, диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.

Противоположность диалектики — метафизика, мыслящая мир как завершенное  состояние, не способное к саморазвитию.

Сущность метафизики как  метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в философии и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.

Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и, таким образом, сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.

 

6. Роль (функции)  философии в системе духовной  культуры общества.

 

Каждый человек  в той или иной мере философ. Нельзя уйти от воззрений на окружающий мир, на отношение к нему. В мировоззрении  отражается весь сложный комплекс отношений  человека к миру как к целостной среде обитания. Знания и мысли, чувства и настроения сливаются в некое единство, позволяя осознавать людям внешнее окружение и собственное внутреннее «Я», жить по меркам и законам человечества. Поэтому мировоззрение, а в этом заключается суть философии, как бы задает систему принципов жизнедеятельности индивидов и социальных групп, императивы их действий, отношение к истине, к возникающим проблемам. Если бы жизнь была сплошным праздником, в ней не было бы места заботам и тревогам, то философия, по-видимому, не была бы нужна.

Мировоззрение включает в себя прежде всего обобщенные знания - жизненно-практические, научные, политические, нравственные, эстетические и др. Но сами по себе знания без соответствующей  обработки, применения мало чего стоят. Собственная цель философии - «искусство правильной жизни». Знания не дает никаких ростков в душе, если они не способствует ее облагораживанию. Знания важны, когда они превращаются в убеждения, чему и способствует философия. Убеждения характеризуют полное принятие и одобрение идей (или наоборот). Если знания отражают объективные свойства, качества предметов, то убеждения обусловливают устойчивую психологическую установку человека.

Знания и  убеждения не исчерпывают содержания мировоззрения. Отражая мир, человек одновременно «вписывает» и себя в этот мир, дает ему оценку, формирует собственные ценностные ориентации. Ничто нам не безразлично, тем более, если речь идет о высших жизненных ценностях. Философия ставит и решает вопросы познания не только в границах нашего непосредственного видения, но и в самом широком смысле, с учетом выхода за пределы неведомого человеческому опыту.

Отличительной особенностью философии является то, что она обладает большой силой  творческого воображения, обращена как к прошлому и настоящему, так и будущему. Аккумулируя знания, многовековой опыт человечества, философия имеет возможность формулирования принципиально новых идей и принципов, идеалов, обладает способностью предвидения, прогнозирования. Конечно в конкретно-научном плане эти проблемы исследуют обычно специалисты, но первоначальное осмысление осуществляется так или иначе в общей системе мировоззрения, а значит, с помощью философии. Опыт специальных наук чаще ограничен конкретностью. Философские же размышления есть размышления о всеобщем, они существуют и опираются на общечеловеческий опыт, опыт всей истории. В своем философском анализе действительности человек вписывает в эту действительность и самого себя, через призму собственных интересов осуществляет осмысление развития природного и социального, материального и духовного и на уровне общетеоретической обобщенности формирует мировоззренческие и иные ориентации людей.

 

7. Становление  и развитие древнегреческой философии.  Основные философские школы и  течения 6-5 вв. до н.э.

 

 

Основные философские школы  и течения в 6-5вв. до н.э.:

Спецификой древнегреческой  философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греческого - природа). Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот вопрос по принципу — кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало — из чего все произошло.

 

1) Ионийская философия:

Милетская школа: Первая школа, ее представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они, опираясь на разум, пытаются рационально познать и объяснить мир, исходя из познания его самого. Они ищут, ту первооснову, из которой возникают и в которую превращаются все единичные вещи, первовещество - живое в целом и частях, наделенное душой и движением.

 

      Первым древнегреческим  философом является мудрец Фалес из Милета. Он предпринял попытку объяснить мир в целом, выяснить первооснову всего сущего. За причину всего сущего Фалес принимал воду. Но она для него употребляется скорее в метафорическом смысле, как нечто жидкое, текучее. Основал милетскую школу (представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Ближайшим учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр. Он ставит вопрос о начале всех вещей, и считает, что это начало дало некое невидимое глазу первовещество апейрон, который находится в вечном движении. Однако «апейрон» оказался слишком неопределенным и расплывчатым.

Анаксимен называет в качестве беспредельного первоначала воздух. Воздух менее определен, чем вода, но и не так неопределен как «апейрон». Он лишен формы и границ, не имеет тела и потому невиден. Разряжаясь, воздух становится огнем, сгущаясь — ветром, облаками, землею, камнем.


 

Эфеская философия:

Взгляды милетцев получили дальнейшее развитие в творчестве Гераклита из Эфеса. Основой всего сущего Гераклит объявляет огонь. Гераклит является одним из основоположников диалектики. Он учил, что все в мире течет, все изменяется, нет ничего неподвижного. Всякое явление состоит из противоположных начал. Они находятся в состоянии борьбы. Явления переходят в свою противоположность. При этом они сохраняют общую основу.

Информация о работе Понятие философии, ее предмет