Понятие философии, ее предмет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций

Описание работы

Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».

Файлы: 1 файл

filosofia_gotovaya.doc

— 951.50 Кб (Скачать файл)

Правящий миром, человеческим познанием  закон Гераклит называл «Логосом». Через Логос осуществляется понимание  Вселенной, природы, гармонии. Логос  вечен, доступен всем; но в то же время  люди в силу несовершенства своих  чувств расходятся с ним.

Сократ в значительной мере отходит от натурфилософского истолкования мира, уделяет основное внимание в своих размышлениях этическим проблемам. В центре внимания Сократа - человек, человеческое сознание, вопросы. Для Сократа знания и человеческие поступки неразрывны. Более того, настоящие знания и мудрость неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Знание, отделенное от добродетели, представляет плутовство, а не мудрость. Взгляд Сократа на знание, как высшую человеческую ценность, особенно заметно проявляется в его отношении к самопознанию, в неизменном следовании мыслителя принципу «познай самого себя». Сократ, говоря о необходимости познания человеком своего внутреннего мира, призывал к воспитанию благородных нравственных качеств, осознанию того, что гармония души и тела, достижение добра и счастья составляют основу добродетельной жизни. «Добродетель есть знание».

Основным средством познания добродетели  Сократ избрал диалог. «Диалектическое  искусство» ведения спора рассматривалось  им как важнейшее условие взаимодействия противоположных мнений для достижения истины. На всех этапах диалога Сократ широко использовал «индуктивные рассуждения», метод получения знаний путем восхождения от единичных примеров к общим определениям.

Правители Афин обвинили в религиозном вольнодумстве и приговорили к смерти. Мыслитель умер в тюрьме, выпив кубок яда.

 

Италийская  философия:

- Пифагорейский союз  – Пифагор. Пифагорейцы: отрывали числа от вещей и превращали в самостоятельные существа. Единица всеобщее первоначала и основа всех природных явлений. Двойка - принцип противоположности. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, которые образуют космический порядок - прообраз общественного порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа.  Пифагорейцы предлагают считать число сущностью предмета. Они заметили сходство между числом и вещами. Вначале числа у них вообще не отличались от самих вещей, были просто числовым образом, размеренными вещами, при этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующие. Вещи не существуют в неколичественных характеристиках. Иными словами, число есть сущность всех вещей:

Единица (священная монада) - основа, принцип и сущность бытия

Двойка - беспредельность, динамическое, а также женское начало

Тройка - мужское начало, первый нечет, препятствующий делению

Четверка - самое главное число

Семерка - надлежащий момент, определяет протекание, зрелость естественных моментов

Десятка - особое число, декада, подлинная единица, содержит в себе все. Ее называли космосом. Сама полнота.

Элеаты – это древнегреческая философская школа, зародившаяся в Элее. Парменид – основатель. Элеаты выдвинули учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых перемен. Парменид - четко выразил философскую позицию элейской школы. Парменид считал, что ничто не меняется. Характеризуяя свойства бытия, отмечает:

а) бытие не возникло и никогда  не погибнет, т.к. имеет невременную  природу;

б) бытие единственно и целостно, т.е. не имеет частей;

в) бытие совершенно (закончено) и  неподвижно. Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать = быть. Мыслимое существует, мысль без бытия - ничто. Небытие  не существует, т.к. о нем нельзя мыслить  говорить. Нельзя одновременно признать бытие и небытие. Гносеологию Парменид основал на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не отрицают полноты мира. Отличие истины и мнения в том, что мнение – противоречивость, чувствительная видимость, истина - мыслимый мир единого и вечного бытия. Элейская школу - родоначальник рационализма, т.к. она подошли к понятийному отражению действительности. Процесс познания – переход от чувств к разуму, но эти ступени необходимо рассматривать обособленно и противопоставлять их. Разум дает только истиное знание, чувства - путь мнения. Зенон: представил субъектов диалектики. Считал, что существует лишь то, что возможно логически доказать. 40 апорий, например одно зерно не издает шум, мешок издает. Чувствительное восприятие ведет к противоречию, следовательно, одно зерно производит шум во столько раз меньший, во сколько одно зерно меньше мешка зерна. Вывод Зенона: разум - орудие достижения истины, которая доступна только мышлению. Рассуждая Зенон, построил на доказательстве, сыгравшую большую роль в развитии философии, теорию мышления. Основная Заслуга элейской школы  - они первые стали серьезно анализировать мир человеческой мысли.

 

8. Ионийская  философия.

 

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Три милетских мыслителя, разрабатывающих единую проблему происхождения и сущности мироздания, во взаимном преемстве своего мышления образуют феномен, называемый милетской философской школой. Это первая философская школа, которую знает история. При многих различиях в учениях милетских мыслителей, в их ключевых идеях есть немало сходного, что и позволяет рассматривать их как единую философскую школу. Основные моменты, характерные для мысли милетцев, таковы:

 

1. Постановка вопроса «что есть  все?» и выделение исходя из  него космогонической проблемы.

2. Представление о том, что в основе всего многообразия мира лежит единое бытие.

3. Мироздание — внутренне упорядоченный, целостный космос — представляет собой единый живой организм и проч.

 

См. предыдущий вопрос о Фалесе, Анаксимандре, Анаксимене (милетская школа) и Гераклите.

 

 

9. Италийская философия.

 

 

Италийской философии принадлежали Пифагорейский союз, школа элеатов  и Эмпедокл.

 

Пифагор.

Пифагор происходил с острова Самос (из Ионии). 
Пифагор вынужден был покинуть свою родину. Пифагор путешествует по Египту, учиться у жрецов Вавилонии и будто бы был даже в Индии. И после 34-летнего путешествия Пифагор оказывается в городе Кротоне (южная Италия), где основывает свою школу – Пифагорейский союз.

Пифагорейский союз был тайной организацией – для эзотериков, но были и экзотерики.  Экзотерический – внешний, не представляющий тайны, эзотерический – тайный, скрытый, исключительно для посвященных. Задача школы, союза – развитие ума, чувства и воли. Не только получения знаний, но развитие нравственной культуры, создание личностей, а не всезнаек.

Пифагорейцы не ели животной пищи. Это связано с верой в учение о бессмертии души (псюхе) и в переселение  душ. Все живые существа состоят  в родстве. Пифагор помнил свои четыре прежних инкарнации. Инкарнация – воплощение, а реинкарнация – перевоплощение.

 

Главный тезис: Числа – основа всего  сущего. 
Число есть сущность всех вещей. Число – основа мироздания. 
Первым простым понятием является единица. В пространстве – это точка.  
Если есть одно, то всегда есть и второе. Здоровье – болезнь, излишек – недостаток. Появляются две противоположности. То есть появляется число два. В пространстве два – это прямая линия. 
Троица или число три. Единица возвращается к своему началу. Троица дает понятие “всё”. Один, два и множество. Много – это три. Три в пространстве означает плоскость. 
Число имеет несколько значений. Как бы интеллектуальное и пространственное значение. 
Четыре – тетрас. Тетрада считалась завершением чисел. Четыре элемента, четыре страны света. Четырем в пространстве соответствует само пространство – объем, объемные фигуры.  
Точка – 1, линия – 2, плоскость – 3, тело – 4, качество и цвет — 5, одушевлённость — 6, ин¬теллект, здоровье и сознание («свет») – 7, любовь, дружба и целесообразность мышления – 8. И т.д. 
Числа охватывают различные уровни бытия природы. 
 
Далее следует число десять. Десять это другая форма тетрады. Десять это тетрактида (четверица) – совершеннейшее число, так как содержит в себе все предшествующие числа: 1+ 2 +3 +4 = 10. (10 – декада). 
Числа представляют собой определения абстрактного пространства.

 

Философия элеатов 
Важным центром античной философии была также Элея. Одним из видных представителей элейской школы философии был Ксенофан из Колофона, Парменид, Зенон Элейский. 
Ксенофан – основатель этой школы.

Элеаты осознают противоположность  между бытием и сознанием.  
У ионийцев субстанция еще имеет физическую природу, у пифагорейцев – математическую, у элеатов же она философична, ибо эта субстанция – бытие.

 

+ из 7 билеты о Пармениде  и Зеноне!!!

 

 

10. Поворот  философского поиска от природы  к человеку и социуму. Философия  Сократа.

 

Сократ  — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот  в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Сократ в значительной мере отходит от натурфилософского истолкования мира, уделяет основное внимание в своих размышлениях этическим проблемам. В центре внимания Сократа - человек, человеческое сознание, вопросы. Для Сократа знания и человеческие поступки неразрывны. Более того, настоящие знания и мудрость неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. Знание, отделенное от добродетели, представляет плутовство, а не мудрость. Взгляд Сократа на знание, как высшую человеческую ценность, особенно заметно проявляется в его отношении к самопознанию, в неизменном следовании мыслителя принципу «познай самого себя». Сократ, говоря о необходимости познания человеком своего внутреннего мира, призывал к воспитанию благородных нравственных качеств, осознанию того, что гармония души и тела, достижение добра и счастья составляют основу добродетельной жизни. «Добродетель есть знание».

Основным средством познания добродетели  Сократ избрал диалог. «Диалектическое  искусство» ведения спора рассматривалось  им как важнейшее условие взаимодействия противоположных мнений для достижения истины. На всех этапах диалога Сократ широко использовал «индуктивные рассуждения», метод получения знаний путем восхождения от единичных примеров к общим определениям.

Правители Афин обвинили в религиозном вольнодумстве и приговорили к смерти. Мыслитель умер в тюрьме, выпив кубок яда.

 

11. Демокрит  как один из основоположников  античного атомизма.

 

Главным достижением философии  Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой  частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

Различные качества тел полностью  определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена, «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота». Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов существуя лишь для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни чёрного, ни жёлтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Дело в том, что «в общем мнении» у него значит то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», а не по природе самих вещей; природу же самих вещей он в свою очередь обозначает выражением «в действительности», сочинив термин от слова «действительное», что значит «истинное». Весь смысл самого этого учения должен быть таков. Лишь у людей признается что-либо белым, чёрным, сладким, горьким и всем прочим в этом роде, поистине же все есть «что» и «ничто». И это опять его собственные выражения, а именно он называл атомы «что», а пустоту — «ничто».

 

 

12.  Учение  Платона о бытии и познании. Теория идеального государства.

Платон начал свое творчество в основном с разработки этико-политических проблем. Однако вскоре он обращается к восстановлению некоторых вопросов философии античности и, прежде всего, к поиску первопричин бытия.

Центральное место  в философском творчестве Платона  занимает учение об «идеях», или «эйдосах». Объяснить до конца чувственно воспринимаемое посредством самой чувственности не удается. Надо обратиться к сверхчувственному, рациональному. Таковой является Идея. Именно Идея есть причина вещей. Чувственные вещи, скажем, стол, - лишь производные от мира идей - «идеи» стола. Эти «идеи» постижимы лишь умом.

«Идеи» - вечны, неизменны и бестелесны. Число их велико, но не бесконечно. Их должно быть столько же, сколько существует вещей, явлений. Но не всякие явления, предметы будут иметь свою «идею». Те же, у которых она есть, представляют иерархически организованную систему наподобие пирамиды. На вершине иерархии господствует высшая «идея». Ее Платон назвал Благо. Местопребывание «идей» - занебесье.

Качества вещей  должны иметь основание не только в бытии («идеях»), но и в «небытии». «Небытие» Платон отождествляет с материей, но она не имеет ничего общего с современным ее пониманием, выступает как то, что превращает единство и целостность каждой постигаемой умом «идеи» во множество конкретно осязаемых предметов, явлений. «Идеи» «первее» материи. Мир «идей» и мир вещей связывается душой космоса. Учение о знании и познании: знания, которые осуществляются посредством мнения и воображения не истинны.  Чтобы подняться на уровень знания, мнения должны быть связаны в некое единство с «идеями». Связь эта производится деятельностью бессмертной души путем припоминания. Душа близка к миру идей, хранит в себе память об истинах, которые она созерцала ранее, до переселения на Землю и до своего воплощения в телесную оболочку.

Информация о работе Понятие философии, ее предмет