Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:35, курс лекций
Слово философия появилось в 6-5 веке до н.э. и его авторство приписывают древнегреческому математику и мыслителю Пифагору, который впервые употребил слово “философ” по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Слово состоит из 2-х составляющих – “филео” и “софе”. “Филео” – любовь; “софе” – мудрость, следовательно, философия - «любовь к мудрости».
В период возрождения огромную значимость
приобретает искусство, и как
результат, возникает культ человека-
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.
В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.
Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.
Представители:
Николай Кузанский - теолог,
философ, крупный учёный, особенно значимы
его исследования в области математики,
17. Философские
взгляды Н.Кузанского и Н.
Н. Кузанский
Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401-1464).
Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность "иному", неединому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел беспредельному. Николай Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм(учение о том, что всё есть Бог;) Джордано Бруно.
Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение (все) от творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со "всем". Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Николай Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Поэтому оно характеризуется как "максимум", единое же - как "минимум". Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать более наглядным этот принцип, он обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности, более того - с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр, а тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. Таким образом доказывается, что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.
Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Платона, одного из крупнейших диалектиков античности, мы не находим учения о совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен дуализм, противопоставление идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного. Напротив, у Николая Кузанского место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного.
Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица), вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у Николая Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция быть мерой всего сущего. Если бесконечность становится мерой, то парадокс оказывается синонимом точного знания. И в самом деле, вот что вытекает из принятых мыслителем предпосылок: "...если бы одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны, поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности". Как видим, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.
Согласно Николаю Кузанскому, центр и окружность космоса - это Бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут.
Н. Макиавелли
Один из выдающихся мыслителей этого времени - Никола Макиавелли. С него начинается новая эпоха политического мышления. Наиболее важные аспекты учения мыслителя могут быть сконцентрированы вокруг следующих положений:
- политический реализм;
- признание эгоистической природы человека;
- новое понимание «добродетели» политика, успешно управляющего государством и противостоящего «судьбе»;
- «возвращение к началам», как
условие восстановления и
Политический реализм
Именно со свойствами человеческой природы связывает Макиавелли возникновение государства. Эгоистические устремления человека делают необходимым государство и осуществляемое им насилие. Однако Государь, политик обязан считаться с народом и служить ему. Насилие - не самоцель, а средство достижения разумных, добрых, благостных целей.
18. Философия Нового времени. Ф.Бэкон и Р.Декарт как основоположники новоевропейской философии.
Начавшееся в XV-XVI вв. развитие капитализма приобретает интенсивный характер в последующее время. Развитие производительных сил обостряет общественные противоречия, углубляет конфликт между основными борющимися классами - буржуазией и феодалами. В ряде стран Западной Европы совершаются буржуазные революции. Новый буржуазный строй рождал потребность в экспериментальных исследованиях природы. Наука становилась серьезной производительной силой.
Происходившие коренные перемены в общественной жизни, в развитии науки способствовали изменению сознания людей. Начинался новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Она стала опираться, прежде всего, на науку. Лидирующее положение в естествознании занимала механика. Возобладал механицизм, он получил распространение и в философии.
Основные усилия мыслителей были направлены на собирание, раздельное описание и классификацию предметов и явлений окружающего мира. Широко использовались приемы изолированного рассмотрения объектов природы, разложения их на части; целое представлялось как простая сумма частей, а часть наделялась свойствами целого.
Родоначальником философии Нового времени является английский философ Фрэнсис Бэкон. Главный его труд - «Новый органон». Он был первым философом, поставившим своей целью создать научный метод, опирающийся на опытное знание. Бэкон, подвергнувшись резкой критике господствовавшей схоластической концепции, делает попытку осуществить «великое восстановление наук». И хотя в его сочинениях не раз отмечается, что им не предлагается «никакой, всеобщей цельной теории», можно с полным основанием считать, что он придерживался материалистической традиции. Бэкон признает безусловное существование природы, ее объективный характер.
Бэкон решительно меняет сложившееся отношение к истине. Истинность определяется не достоинством предмета науки, а своей обоснованностью и практической эффективностью. Любая область бытия, любое явление природы и социальной жизни одинаково достойны изучения. В своей классификации наук, он отдает предпочтение, прежде всего истории, поэзии и философии. Философия должна служить делу покорения сил природы, превращению ее в «царство человека». Бэкон говорит о знании как о силе, обращает внимание на необходимость различия двух видов опыта — плодоносного и светоносного. Плодоносные опыты - опыты, приносящие непосредственную пользу человеку. Светоносные - это такие опыты, целью которых является познание наибольших существенных и глубинных связей природы, ее законов и свойств.
Бэкон обращает внимание на важность освобождения мышления человека от субъективных помех, от заблуждений, названных им «идолами». Существуют идолы рода, пещеры, рынка и театра. Идолы рода присущи человеческому роду, являются результатом ограниченности человеческих чувств и ума. Идолы пещеры представляют собой заблуждения отдельных людей, вследствие специфических особенностей т/и человека. Идолы рынка – заблуждения, порожденные неправильным употреблением слов, которые особенно распространены на рынке. Идолы театра утверждают веру в авторитеты. Обычно это ложные представления о природе, некритически заимствованные старых философских систем. Критика Бэконом «идолов» имела положительное значение, способствовало развитию естествознания и освобождению общественного мнения от духовного засилья церкви, звала в познании к исследованию причин явлений.
Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.
Исследовательский метод, разработанный Бэконом — ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона Новый Органон» и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля почти 2 тысячелетия назад.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях. В этом саду вся сирень белая — вывод из ежегодных наблюдений в период её цветения.
Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.
Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения. С помощью своего метода он, например, установил, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.
Другим основоположником философии Нового времени был Рене Декарт. Вслед за Бэконом Декарт провозгласил необходимость создания философии, которая бы служила практике. Но если Бэкон рекомендовал идти в познании от частного к все более общему, то Декарт предлагал в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию.
Исходным пунктом своей
В то же время Декарт явно завышал роль разума. Сильна у него была и теологическая традиция. Он считал, что Бог вложил в человека естественный свет разума. Все ясные идеи порождены Богом и идут от Него, а потому они объективны.